Режима чрезвычайной ситуации пока нет ни в одном российском городе, но сообщения между областями могут перекрыть в любой момент. Вся страна либо на «каникулах», либо на удаленке. Этого оказалось достаточно, чтобы инфополе в интернете заполнилось сообщениями о том, что «бизнес можно хоронить».
Да, то, что должно было сдерживать распространение опасного вируса, в итоге перекрывает кислород бизнесу и лишает зарплат тысяч людей. Давайте разбираться, насколько все критично.
Праздник онлайна
За последние дни я пообщалась с руководителями компаний из разных сфер: диджитал, кондитерская, эко-косметика и выставочное арт-пространство. Все они находятся в разных концах страны. Меньше всего боится диджитал, но и то, только в том случае, если в качестве туза в рукаве они держали в заказчиках крупнейшие банки и телекомы страны. Небольшие веб-студии, которые работали на менее стабильных нивах, страдают так же, как и все.
В целом, IT-сегмент остается одним из наиболее благополучных в стране – хотя бы на общем «апокалиптическом» фоне. Просто потому, что он в меньшей степени связан с транспортировкой крупных грузов и людей. Да, компаниям, производящим «железо» с запчастями из Китая, пришлось и еще придется попотеть. Да, студии, ориентированные на пострадавшие от пандемии отрасли, должны искать других клиентов.
Спрос на цифровые системы и устройства, помогающие организовать работу дистанционно, в последние недели кратно взлетел. К середине марта у крупнейших супермаркетов электроники на складах почти закончились ноутбуки. А рынок сервисов для видео-конференц-связи впервые за последние годы вырастет минимум на треть. Учеба, работа, развлечения и шопинг в онлайне тоже чувствуют себя хорошо. А что будет с остальными?
Запретить и не пускать
Со 2 апреля карантин продлили до конца месяца. Запретили все вылеты за границу и уже обсуждают аналогичный запрет по стране, закрыты театры, музеи, кинотеатры, цирки, фитнес-клубы, бассейны и аквапарки в Москве. В регионах делают так же. Срок простоя для этих организаций определен условно: карантин могут продлить еще немного или отменить в середине месяца. А вот все санатории закрыли сразу до 1 июня.
Российские школы и детские сады на каникулах. Для всех граждан старше 65 лет установлен карантинный режим, остальным рекомендовано лишний раз не выходить из дома, а если и выходить, то строго до ближайшего магазина или аптеки. С 29 марта в Москве и Подмосковье объявлена самоизоляция для всех жителей. Месяц сделали нерабочим: не должны функционировать офисы, магазины (кроме продовольственных и аптек), салоны красоты и общепит.
Таким образом, наиболее пострадавшие от пандемии сферы бизнеса очевидны.
«Необходима любая помощь»
Авиакомпаниям убытки от закрытия границ стоят больше 500 млн. рублей в день. Гостиницы по всей стране заполнены на 5–10%, 20 тыс. турагентств и 4,5 тыс. туроператоров на грани банкротств. Ивент-индустрия и сфера оффлайн-развлечений – в схожем положении. Закредитованные торговые центры предупреждают, что скоро никак не смогут рассчитываться по своим займам. Спортклубы прогнозируют коллапс.
Всем резко стало нечем платить зарплату, налоги, аренду и кредиты. Во всех этих сферах уже начались массовые сокращения.
Владельцы ресторанов и кафе просят помощи у своих гостей в личных соцсетях. Предлагают подписки на свою продукцию на будущее и бесплатную доставку. Питерские бары впервые в истории готовы доставлять еду и напитки на дом.
Предприятия, скошенные коронавирусом, различаются по масштабу, но в одинаково бедственном положении. Пока айтишники рассказывают, какая система управления проектами лучше в условиях домашнего офиса, – эти бизнесы объединились по отраслям и написали президенту одно и то же послание: без помощи мы умрем, помогите.
Бенефициары самоизоляции
Тем временем где-то на противоположном полюсе новой реальности тихо пикают платежные терминалы. Это зарабатывают компании, которым вирус несет прибыль.
Рост выручки по итогам 2020 года ждет производителей не только средств онлайн-связи, но и презервативов, лубрикантов и секс-массажеров. Во всяком случае, Ozon недавно пронаблюдал трехкратный рост продаж по этим позициям относительно среднегодовых показателей – как только стало ясно, что люди в стране скоро надолго засядут по домам.
«Перекресток» вынужден экстренно расширять штат курьеров и автопарк. Объем заказов вырос в десятки раз. Компания просто не справляется.
Кроме того, Ozon (а с ним и Wildberries, E-Bay и «Беру») констатировал кратные скачки вверх по всем другим способам разнообразить досуг. Настольные и компьютерные игры, онлайн-кинотеатры, паззлы и сборные модели самолетов – всему этому самоизоляция сыграла на руку. Многие россияне вдруг вспомнили, что давно не вышивали, не плели из бисера и не вязали. Товары для рукоделия у разных ритейлеров также подскочили в продажах на 20–80 %.
Правда, не всем, а только состоятельным жителям столицы и Подмосковья. О росте спроса на бункеры заявил основатель компании, который 15 лет занимается строительством «частных защитных сооружений премиум-класса» стоимостью от 1 млн. рублей. При обычной производительности в 2–3 объекта в месяц, эта фирма заполучила 8 заявок на самое ближайшее время.
Если к бункерам душа не лежит, можно сдать какой-нибудь дом в Подмосковье. Жители столицы, не созревшие для бронированного убежища, захотели пересидеть карантин хотя бы на природе. Востребованность аренды загородных домов в пригороде столице выросла на 90 % после объявления о «карантинном отпуске» с 30 марта. Это констатировали аналитики «Avito Недвижимость». Их коллеги с «Циана» также обнаружили рост спроса на долгосрочную аренду загородной недвижимости на 69 %.
Еще можно было бы рекомендовать написать или издать книгу про какой-нибудь вирус, но уже поздновато. Вот писатель Ричард Престон спохватился заранее и теперь его том «Эпидемия» с рассказом о четырех опасных вирусах до «короны» вот-вот поступит в продажу в России, а издательство «Бомбора» выручит на этом не менее 3,4 млн. рублей. «Эксмо» и «Альпина Паблишер» также зафиксировали увеличение популярности любых книг о вирусах.
Наконец, самые очевидные отрасли, переживающие пандемию не только без потерь, но и в плюс, – конечно, фармацевтика и биотехнологии.
Кризис – это новые санитайзеры
Есть и предприниматели, которые не попали ни в черный список жертв, ни в перечень счастливцев выше. Но тоже не растерялись. Они использовали пандемию для выхода на новый для себя рынок. Кто вынужденно, кто – по вдохновению.
Владелица кондитерской предложила на суд своей аудитории в «Инстаграм» новые форматы работы в условиях кризиса: добавить в ассортимент супы в емкостях 1–2 л с доставкой или наборы для выпечки «Сделай сам». Основатель московского бренда одежды оперативно запустил линию футболок и других вещей с актуальными принтами и надписями. Только за 1,5 месяца выпуска «ситуативной одежды» он получил 1 млн. рублей чистой прибыли.
Крупные и нишевые бренды косметики тем временем обратили взор на рынок санитайзеров – товар, который в период вирусной атаки сразу стал нужен всем. Гиганты мирового рынка стали производить такую продукцию в благотворительных целях. Однако небольшие российские марки не в том положении, чтобы дарить. Поэтому такие стали выпускать антисептики для широкой продажи.
Так поступили компании Windsor's Soap, Ansaligy, Mixit и другие. Последний бренд отдал под производство санитайзеров все свои мощности, часть продукции отправляя на благотворительные нужды, часть – продавая.
Переживем и построим заново
При всей туманности будущего сейчас не надо быть прорицателем для общего прогноза по малому и среднему бизнесу в России. Будет тяжело, а ситуативные бизнес-направления и всплески продаж в определенных нишах закончатся вместе с пандемией.
Правительство, конечно, пообещало «наиболее пострадавшим от кризиса» поддержку. Это каникулы на полгода от всех налогов, кроме НДС, двукратное снижение страховых взносов, кредитные каникулы для пострадавших от коронавируса и мораторий на банкротства.
Но многим все равно тревожно. В такой ситуации остается только одно: объединятся и искать новые решения. Переходить на онлайн-доставку, перестраивать работу, искать новые направления развития. Мы в TexTerra подготовили для бизнеса быстрые решения, снизив цены на наши услуги. Давайте держаться вместе.