* Обновление

Объединение структур и процессов компании в единую систему не зря в тренде. В такой среде снижается риск потери данных, сокращаются временные затраты и повышается эффективность.

Зачем интегрировать CRM со сторонними сервисами

Сейчас все больше компаний склоняются к максимальной оптимизации рабочего процесса с помощью IT-решений, в том числе — связки CRM с другими продуктами.

Максим Чугункин, руководитель группы системной архитектуры по Siebel CRM компании «Инфосистемы Джет», объяснил целесообразность интеграции системы управления клиентами с точки зрения продаж:

«Основная потребность в интеграции — это создание омниканальной (единой) системы, позволяющей собирать данные о клиенте из всех источников: колл-центра, магазина, интернет-магазина, веб-сайта и соцсетей. Компания должна обладать полноценной информацией о своем клиенте — это позволит делать наиболее выгодные предложения и обеспечить наилучшую поддержку».

И маркетинга:

«Маркетологам интеграция с соцсетями позволяет отслеживать упоминания компании, выявлять тональность отношения клиентов и оперативно реагировать или просто фиксировать факты в системе. Другой типовой пример интеграции маркетинга — это сервисы SMS или email-рассылок».

Остальные подразделения компании от интеграции CRM тоже только выиграют. Объединение ее со всеми IT-продуктами, которыми пользуется бизнес, позволит:

  • тратить меньше времени на поиск и обмен информацией между отделами;
  • сократить затраты на персонал;
  • снизить риск потери контактов и других данных;
  • видеть полную статистику деятельности компании и настроить сквозную аналитику;
  • перенести рабочие процессы в один интерфейс и избавится от десятка вкладок;
  • свести бумажный документооборот к минимуму;
  • настроить автоматический обмен данными с партнерами и подрядчиками — например, службой доставки, аутсорсером бухгалтерии или коалиционной программой лояльности.

Если в вашей компании пока нет CRM, выбирать ее лучше сразу с учетом потребностей и будущих интеграций.

Если система уже установлена и работает, есть два варианта — подбирать готовые продукты с подключением к CRM «в два клика» или заказывать индивидуальные решения у подрядчиков-интеграторов. Первый вариант проще и дешевле, но им удастся воспользоваться, только если прямая интеграция предусмотрена в самой CRM либо решение уже создали сторонние разработчики. В противном случае придется выбирать — отказаться от привычных инструментов в пользу тех, которые можно самостоятельно подключить к системе управления клиентами, или обратиться к интеграторам за индивидуальной разработкой.

Многие компании выбирают комплексные системы управления предприятием, базовый функционал которых выходит за рамки отношений с клиентами. Решение оправдано — внедрить одну систему проще и дешевле. Однако и тут обойтись без интеграций вряд ли получится — все компании разные, и идеально вписаться в бизнес-процессы может только та система, которую разработали специально для вас.

В любом случае, прежде чем начинать что-либо делать, нужно понять, какие именно сервисы и виджеты нужны компании, и подготовиться к процессу.

Как подобрать нужные интеграции

Стремление автоматизировать все и сразу выйдет боком — некоторые процессы не будут работать стабильно, а малейший сбой в одном из сервисов может затормозить или полностью остановить работу отдельных подразделений. К примеру, ошибки на участке «продажи-бухгалтерия» приведут к тому, что одни не смогут отдать заказ на отгрузку, потому что не получили подтверждение оплаты, а вторые — заполнить баланс без закрывающих документов.

Перед тем, как внедрять интеграции, стоит тщательно подготовиться:

  • проанализировать и прописать бизнес-процессы;
  • определить, какие из них охватывает функционал CRM, а для каких требуются или уже используются отдельные сервисы;
  • отфильтровать то, что автоматизировать невозможно, а оставшееся описать в виде списка требований отдельно по каждому участку — продажи-маркетинг, склад-бухгалтерия и т. д.

Важно учесть все нюансы, вплоть до того, какие поля и кнопки должны быть в каждом разделе. Это позволит избежать ситуации, когда система работает номинально — она вроде есть, но никто не пользуется, потому что не удобно. Бухгалтер должен отметить оплату в CRM, чтобы уведомить продажи, но потом все равно ручками распечатывает накладную, ставит печати и ножками несет ее на склад. Распечатает и отнесет, а вот отметить в системе может и забыть. Толку не будет — одна неразбериха.

Станислав Романов, представитель сервиса Startpack, рекомендует также учитывать перспективы масштабирования компании и подбирать близкие российскому рынку сервисы — если потребуется доработка зарубежных продуктов, это обойдется дороже, да и найти специалиста будет непросто.

Кроме того, внедрять интеграции лучше постепенно. Автоматизировать, отладить, обкатать и забыть вряд ли получится. Во-первых, даже связка CRM с одним сервисом требует времени — нужно настроить все под себя, дать сотрудникам возможность освоить, научиться работать по-новому и привыкнуть, а также проверить, насколько стабильно две системы обмениваются данными. Во-вторых, если вы войдете во вкус, интеграция может превратиться в долгосрочную историю, ибо нет предела совершенству.

Представитель компании-интегратора CRMagent, Андрей Юкин, поделился приблизительным планом интеграции для товарного магазина. Его можно условно разделить на 4 этапа:

  1. Настраиваем все способы коммуникации с клиентами и подключаем импорт лидов.
  2. Создаем в CRM процесс обработки заказов.
  3. Подключаем программу, отвечающую за оприходование, хранение и отгрузку товаров.
  4. Настраиваем службы доставки.

Выбор направлений интеграции и конкретных сервисов зависит от сферы деятельности и бизнес-модели компании. Кому-то для автоматизации всех бизнес-процессов потребуются десятки приложений, другим будет достаточно связки с сайтом и облачной АТС. Однако перед тем, как сделать окончательный выбор и начать внедрять, неплохо бы посмотреть, что предлагают поставщики. Возможно, вы упустили какой-то процесс при анализе или решили, что его нельзя автоматизировать без индивидуальной разработки.

15 направлений интеграции, которые могут пригодиться вашей компании

Теоретически, CRM с открытым API можно связать с любым виджетом или программой — самостоятельно или с помощью специалистов. Я отобрала 18 направлений, для которых есть готовые решения у российских поставщиков, а руководитель CRMagent Андрей Юкин помог мне разделить их на 3 группы и дал характеристику каждой из них.

У большинства сервисов есть прямые интеграции только с популярными системами, вроде amoCRM и «Битрикс24».

Автоматизация коммуникаций с клиентами

Телефония

Функционал. Без CRM облачные АТС способны принимать много звонков одновременно, распределять их в соответствии с настроенной схемой, воспроизводить интерактивное голосовое меню.

В связке с CRM доступны:

  • исходящие звонки из карточки клиента в CRM;
  • автоматическое создание лидов при входящих вызовах;
  • распределение звонков в зависимости от приоритета клиента, статуса сделки в CRM или персонального менеджера;
  • детальная статистика — кто, куда и когда звонил, сколько совершили исходящих и приняли входящих, длительность звонков;
  • автоматическое переключение на карточку клиента при входящем вызове;
  • привязка списка звонков и записей разговоров к карточке клиента;
  • фиксация в CRM пропущенных звонков и создание задачи «перезвонить» автоматически.
В каталоге «Битрикс24» более 40 интеграций с сервисами телефонии

Тарифы. Прямая интеграция CRM с телефонией обычно бесплатна, звонки — по тарифам конкретного сервиса.

Интеграция и настройки. Рассмотрим на примере «Битрикс24» и бесплатной АТС Zadarma. Прежде чем подключать дополнение в CRM, нужно зарегистрироваться на сайте телефонии и создать АТС с минимальными настройками — задать внутренние номера, сценарий входящих звонков по умолчанию «без нажатия» и ключи авторизации API. Каких-либо специальных знаний не требуется, все интуитивно понятно. Затем зайти в «Битрикс24» в раздел приложения, найти нужную АТС и кликнуть кнопку «Установить». Система проверит, выполнены ли условия. Если все сделали верно, нужно будет еще раз подтвердить установку.

Осталось только подтвердить установку

Чтобы система заработала, нужно добавить внутренние номера сотрудников и включить автоматическое создание лидов в настройках приложения в «Битрикс24». После этого вы сможете звонить клиентам через АТС. Чтобы принимать входящие вызовы, подключите виртуальный номер в личном кабинете АТС. Там же создаются внутренние номера для всех сотрудников и сценарии распределения звонков, загружаются голосовые меню и приветствия. Чтобы записи разговоров сохранялись в «Битрикс24», в настройках внутренних номеров АТС на сайте телефонии нужно поставить галочку «в облако» напротив пункта «Запись разговоров». Если в настройках приложения в CRM включить «направления звонков на ответственного», сценарии АТС работать не будут, вызовы станут автоматически поступать конкретному сотруднику.

При интеграции других сервисов телефонии с другими CRM порядок действий и настройки могут отличаться, но в целом процессы похожи.

Лид-формы на сайте

Функционал. Собирает контакты, заявки и заказы с сайта, отправляет их на почту компании и сохраняет в административной панели. После интеграции:

  • при каждой отправке формы создается лид в CRM;
  • можно настроить автоматическое распределение заявок между менеджерами и постановку задачи — позвонить;
  • уведомление ответственного менеджера о новом лиде;
  • информирование о принятом заказе по e-mail или SMS.

Последнее, впрочем, реализовано в некоторых конструкторах сайтов, а для CMS есть виджеты.

Тарифы. От 0 до 800 руб. в месяц.

Интеграция и настройки. Процесс зависит от конкретной CRM и формы. В «Битрикс24» есть несколько приложений, для работы с которыми в код сайта нужно вставить скрипт или ссылку. Рассмотрим на примере бесплатного приложения «Перехватчик — генератор лидов». Чтобы воспользоваться, установите решение из каталога, в левом меню появится соответствующий раздел. Сначала приложение нужно настроить, кликнув по серой шестеренке в правом верхнем углу.

Настраиваем приложение

В настройках нужно указать сотрудника, ответственного за лиды с сайта, и домен. Затем прописать имена полей формы, чтобы «Перехватчик» смог их идентифицировать и собрать информацию. В приложении предусмотрены графы «Имя», «Телефон», «E-mail» и «Город». Чтобы узнать, какие имена прописывать, нажмите на странице с формой F12. Справа отобразится код страницы, поля формы обычно вводятся тегом <input>. Найдите их, воспользовавшись поиском (Ctrl + F), и скопируйте в соответствующие графы теги со всеми атрибутами и параметрами. В настройках приложения можно также указать коды счетчиков и целей Google Analytics и «Яндекс.Метрики». Заполнив все графы, нажмите сохранить. Система сгенерирует скрипт, который нужно вставить в код страницы с формой.

Соцсети

Функционал. Источник лидов и площадка для общения с целевой аудиторией, проведения PR-акций и рекламных компаний. Связав площадки и аккаунты компании в соцсетях с CRM, можно:

  • принимать заявки и общаться с потенциальными клиентами через интерфейс системы, не переключаясь между разными окнами;
  • автоматически интегрировать лиды;
  • дополнять информацию о текущих клиентах данными из соцсетей;
  • отслеживать новых подписчиков и отправлять им свои предложения.

Тарифы. В зависимости от CRM, способа интеграции и сервисов — от 0 до 2 000 руб. в месяц.

Интеграция и настройки. «Битрикс24», amoCRM и retailCRM можно связать с Instagram через сервис I2CRM. Сама интеграция бесплатна, а вот за пользование продуктом придется платить — 990–1990 руб. за один аккаунт в месяц. Можно попробовать бесплатно в течение 7 дней. Чтобы воспользоваться, установите приложение в аккаунте CRM, затем зарегистрируйтесь в I2CRM, выбрав тестовый тариф для своей системы управления клиентами. После регистрации автоматически запускается «Мастер настройки», в котором последовательно подключаются входящие каналы — «Директ» и комментарии, и исходящие — CRM. На этом настройка заканчивается, а в «Битрикс24» начинают поступать сообщения и комментарии из аккаунта компании в «Инстаграм», а переписку с клиентами можно вести прямо из ленты сделки.

Теперь сообщения и комментарии из «Инстаграм» будут попадать в наш «Битрикс24»

С amoCRM и retailCRM процесс аналогичен. Если вам нужно связать «Инстаграм» с другими системами управления клиентами, можно заказать индивидуальную интеграцию — от 9 990 руб.

Электронная почта

Функционал. По e-mail принимают заявки, обсуждают детали заказа подтверждают оплату и отгрузку. Почтовый ящик содержит важные детали взаимодействия с клиентами, и после интеграции с CRM они будут автоматически попадать в карточку контакта. Кроме того, благодаря такой связке:

  • для всех новых контактов в электронной почте будут автоматически или по клику создаваться карточки клиента в CRM;
  • можно отправлять прайсы, коммерческие предложения и другую информацию, не выходя из системы;
  • менеджеры сэкономят время на информировании клиентов о процессе обработки заказов — например, сотрудник отмечает отправку товара в пункт выдачи, а клиенту автоматически отправляется уведомление;
  • можно ставить задачи в CRM с электронной почты;
  • синхронизировать несколько почтовых ящиков и просматривать все письма в одном интерфейсе.

Тарифы. Справедливости ради, в большинстве современных CRM синхронизация с почтовыми сервисами предусмотрена изначально.

Интеграция и настройки. Чтобы подключить приложение «Почта Gmail» к «Битрикс24», нужно подключить тариф «CRM+» или выше. На странице настроек разработчики рекомендуют оставить все без изменений и кликнуть «Сохранить», если сервис планируется использовать не очень активно — до 100 тыс. обращений в сутки. В противном случае придется настраивать через API и Консоль разработчика Google, а для этого уже потребуется помощь специалистов.

Настройки приложения «Почта Gmail»

Приняв настройки, попадаем на страницу приложения, которая практически повторяет интерфейс аккаунта в Gmail. Кликаем на «Авторизоваться» в левом верхнем углу и разрешаем сервису доступ к почтовому ящику. В левой части появится меню с папками «Входящие», «Отправленные», «Спам» и «Корзина», а также раздел «Настройки» (те, что мы оставили без изменений при установке) и кнопка «Выйти». Справа отобразится блок с письмами. Новые появляются в приложении также быстро, как и в самом ящике. Их можно открыть, отправить в спам или удалить. В самом письме помимо привычных кнопок «Переслать» и «Ответить», есть «Создать лид», а когда он создан, появляется еще одна — «Создать задачу».

Онлайн-чаты

Функционал. Всплывающие окна консультантов раздражают, однако в умелых руках они способны повысить конверсию сайта и дать немало полезной информации о клиентах. Особо продвинутые продукты умеют сохранять переписку и отправлять ее на почту посетителю, отслеживать источники и географию переходов на сайт, следить за переходами по страницам и предлагать клиенту ту информацию, которая актуальна здесь и сейчас. После связи с системой управления клиентами:

  • вся переписка будет хранится в карточке клиента;
  • если в CRM для номера телефона или адреса электронной почты уже есть сделка или контакт, онлайн-чат отправит переписку в соответствующую карточку, если нет — создаст новый лид;
  • менеджеры смогут быстро переходить из чата к карточке клиента в CRM.

Тарифы. Решения, которые разрабатывают сами владельцы сервисов, обычно бесплатны. Так можно соединить JivoSite с «Битрикс24», amoCRM, «Мегапланом» и другими системами управления клиентами.

Для подключения интеграции с CRM зайдите в настройки сайта

Интеграция и настройки. Подключение онлайн-чата JivoSite к CRM происходит на стороне сервиса. В самой системе нужно только установить соответствующее приложение. После регистрации и установки модуля консультанта на сайт, нужно перейти в настройки, раздел «Другие сервисы», выбрать CRM и нажать «Подключить». Во всплывающем окне укажите ссылку на свой «Битрикс24» и нажать «ОК». Для amoCRM потребуются еще адрес электронной почты и API от аккаунта в системе. На этом настройка заканчивается. При следующем контакте с посетителем сайта в аккаунте оператора появится кнопка «Добавить в CRM» или «Открыть в CRM», если контакт с такими почтой или телефоном уже есть.

Мессенджеры

Функционал. Канал коммуникации с клиентами, удобный обеим сторонам. Однако сервисов мгновенного обмена сообщениями становится все больше. Выбрать какой-то один — значит потерять потенциальных клиентов, которые предпочитают другие. Мало кто станет устанавливать новое приложение ради одного заказа. Менеджерам приходится общаться с клиентами в десятках аккаунтов, потом скрупулезно переносить лиды в CRM, и все равно что-то может потеряться. Когда вы свяжете систему управления клиентами с мессенджерами:

  • менеджеры смогут одним кликом отправлять контакты потенциального клиента в CRM;
  • для каждого диалога будут автоматически создаваться сделки, контакты и задачи;
  • переписка сохранится в карточке и при необходимости можно будет вернуться к ней, чтобы уточнить детали.

Тарифы. Чаще всего интеграция происходит с помощью продуктов сторонних разработчиков, которые обойдутся в 1000–3000 руб. в месяц. В «Битрикс24» для этого есть встроенный функционал — «Открытые линии». Их отличие от сторонних сервисов в том, что менеджер отвечает клиенту через чат «Битрикса», а клиент может писать из Viber, Telegram или мессенджера Facebook и получать ответы там же.

Настройка интеграции amoCRM с мессенджерами через сторонний сервис

Интеграция и настройки. Рассмотрим на примере связки мессенджеров с amoCRM через сервис Chat2Desk. Регистрируемся на сайте сервиса и получаем демо-доступ и номера для тестирования. Затем разворачиваем меню «Настройки» на панели слева и переходим в раздел «Интеграции». Чтобы выгружать диалоги в систему управления клиентами, нужно ввести адрес электронной почты и имя субдомена аккаунта в amoCRM, а также API-ключ. Последний можно посмотреть в настройках CRM, разделе API. В самой системе управления клиентами ничего настраивать не нужно. Операторы отвечают на все обращения в интерфейсе сервиса Chat2Desk. Чтоб создать лида в CRM и экспортировать туда контакты и переписку, нужно кликнуть «Выгрузить чат» в правом верхнем углу окна диалога и выбрать amoCRM в открывшемся окне.

Виджет обратного звонка

Функционал. Инструмент используется для повышения конверсии сайта — многие клиенты принимают предложение ввести номер и дождаться звонка, даже если сами не собирались звонить. В зависимости от конкретного поставщика, связка системы управления клиентами с виджетом обратного звонка позволяет:

  • получать запросы на звонок в интерфейсе CRM;
  • настроить автоматическое создание лидов и карточек клиентов при отправке формы обратного звонка на сайте;
  • автоматически фиксировать в карточке страницу, с которой заказали звонок, источник перехода на сайт, регион и город посетителя и другие данные;
  • сохранять записи разговоров;
  • идентифицировать посетителя, который уже обращался через виджет, и не создавая новый лид, прикреплять звонок к существующей карточке.

Тарифы. От 0 до 500 руб. в месяц.

Настройка интеграции callback-сервиса с amoCRM

Интеграция и настройки. Интегрируем виджет обратного звонка LeadBack с системой amoCRM. После регистрации в сервисе и установки кнопки на сайт, нужно перейти в раздел «Виджеты» верхнего меню и кликнуть «Настройки» напротив нужного сайта. На открывшейся странице переходим во вкладку «Интеграции» и кликаем «Настроить интеграцию с amoCRM». Дальнейшие действия аналогичны подключению сервиса Chat2Desk — вводим адрес электронной почты, поддомен, API-ключ и нажимаем «Далее». Следующим этапом настраиваем соответствие номеров, назначенных для виджета, пользователям в CRM. Также можно создать в CRM дополнительные поля, чтобы при создании сделок и лидов туда экспортировались ссылки на страницы входа и звонка, источник трафика, UTM-метки, поисковая фраза по которой пришел пользователь и другие параметры. Затем указываем, нужно ли автоматически создавать сделку для контакта из LeadBack, и какой этап ей присваивать, подключаем интеграцию онлайн-чата при необходимости и кликаем «Далее». На последнем шаге еще раз проверяем все настройки и нажимаем «Сохранить».

«Все эти интеграции необходимы, для того, чтобы обеспечить поступление заказов в CRM систему. Сейчас главным трендом является создание омниканальности в бизнесе. Когда клиент может связаться любым удобные ему способом, а компания должна идентифицировать клиента и поддерживать коммуникации с ним по этому каналу, без потери качества обслуживания. Безусловно, использование каждого сервиса должно быть оправдано спецификой бизнеса. Если ЦА компании люди старше 45 лет, то вполне логично, что способ коммуникации через мессенджеры не нужен, им просто никто не будет пользоваться и лучше сосредоточиться на телефонии».

Руководитель CRMagent, Андрей Юкин

Автоматизация обработки заказов

Бухгалтерские программы

Функционал. Одно из важнейших направлений интеграции CRM. Бухгалтерия и отдел продаж регулярно обмениваются данными и документами, и автоматизировав этот процесс, вы снизите вероятность потери данных и временные затраты. Связка позволяет:

  • выгружать счета из карточки клиента;
  • автоматизировать уведомления об оплате;
  • упростить учет актов и автоматически запрашивать закрывающие документы у контрагентов;
  • не терять документы, сохраняя все в карточках клиентов.

Тарифы. От 0 до 700 руб. в месяц.

Интеграция и настройки. Для примера я выбрала облачную бухгалтерию «Контур. Эльба», так как пользуюсь ей сама и аккаунт в сервисе уже есть. Чтобы связать его с CRM, нужно перейти на страницу приложения в каталоге «Битрикс24» и кликнуть «Установить». При этом вы должны быть авторизованы в аккаунте «Эльбы». Далее разработчики рекомендуют установить плагин Ignore X-Frame headers для Google Chrome. После этого в левом меню «Битрикса» появится пункт «Контур.Эльба». На странице будет отображаться личный кабинет в бухгалтерском сервисе. Удобство в том, что для оправки счет или уплаты налогов открывать новую вкладку с «Эльбой» не понадобится, все можно сделать в интерфейсе CRM. Однако как таковой интеграции по сути нет — нельзя экспортировать и импортировать счета, сделки и данные о контрагентах.

Личный кабинет «Контур.Эльба» в интерфейсе «Битрикс24»

AmoCRM предлагает более продвинутую интеграцию — создание счетов и закрывающих документов в «Сделках» CRM и синхронизация с «Эльбой», уведомления об оплате счетов в системе управления клиентами, отправка отчета о продажах в налоговую и т. д. Однако подключить этот функционал самостоятельно не получится. Нужно зайти в карточку сервиса в каталоге интеграций amoCRM и кликнуть «Жду звонка». Специалист свяжется с вами и поможет настроить приложение.

Интеграция «Контур.Эльба» с amoCRM

Складские сервисы

Функционал. Такая интеграция особенно пригодится компаниям с широким ассортиментом и большим количеством ежедневных продаж. В складских программах фиксируется движение товара — оприходование, списание и перемещение. Интеграция с CRM позволяет:

  • выгрузить в систему управления клиентами каталог и привязывать к каждому заказу список товаров;
  • видеть актуальные остатки и избежать ситуации, когда менеджер оформил и подтвердил заказ, а товар закончился;
  • импортировать и экспортировать документы — прайсы, счета, накладные и т. д.;
  • видеть, когда планируется ближайшая поставка.

Тарифы. В зависимости от конкретной CRM и сервиса складского учета — от 0 до 500 руб./мес.

Интеграция и настройки. Рассмотрим на примере связки сервиса «МойСклад» и «Битрикс24», доступна только на платных тарифах складского сервиса. Интеграция предполагает обмен товарами, компаниями и счетами, есть как бесплатные, так и платные решения от 5 до 25 тысяч р. Решение устанавливается автоматически из карточки приложения в каталоге CRM — нужно кликнуть «Купить» или «Попробовать», а затем подтвердить установку. Когда в «Битриксе» откроется приложение, кликните на шестеренку (1) в правом верхнем углу, чтобы настроить интеграцию. На странице настроек можно выбрать режим обмена данными (2) и часовой пояс (3). Разверните настройки «Битрикс24» (4) и кликните на иконки «+» (5), чтобы создать идентификаторы пользовательского свойства для справочников «Компании» и «Контакты». Затем откройте настройки «МойСклад» (6) введите логин и пароль от аккаунта в складском сервисе и нажмите «Сохранить».

Первый этап настройки «МойСклад» и «Битрикс24»

На странице снова отобразится интерфейс складского сервиса. Опять кликаем на шестеренку, чтобы перейти ко второму этапу. В настройках помимо уже заполненных полей появятся новые — нужно выбрать юридическое лицо, склад и валюту из тех, что уже заведены в «МойСклад». Снова нажимаем «Сохранить» и попадаем на главную страницу сервиса складского учета. Опять кликаем на шестеренку, чтобы перейти к 3 шагу. На этом этапе выгружаются компании и каталог из «МойСклад» в «Битрикс24». Тут же настраивается обмен счетами, сделками и оплатами, а также соответствие статусов, полей, сотрудников, валют и других параметров. Заполнив нужные поля, нажимаем «Сохранить». В полной версии приложения компании импортируются из «Битрикс24» в «МойСклад» автоматически.

Онлайн-банкинг

Функционал. Через личный кабинет на сайте банка удобно отслеживать состояние счетов и проводить операции, для которых не требуется ехать в отделение. Интеграция позволяет делать это из интерфейса CRM. Кроме того, менеджеры смогут:

  • самостоятельно отслеживать платежи;
  • видеть дебиторскую задолженность;
  • напоминать клиентам о неоплаченных счетах и быстрее закрывать сделки.

Тарифы. Готовые решения для связи онлайн-банка с CRM обычно бесплатны.

Настройка интеграции «Модульбанка» и amoCRM

Интеграция и настройки. Чтобы подключить приложение «Модульбанка» к amoCRM, найдем его в каталоге, откроем и кликнем «Установить». Еще раз открываем приложение в каталоге, кликаем «Я уже клиент “Модульбанка”» и попадаем на страницу авторизации. Вводим номер телефона и пароль от личного кабинета, ждем SMS, вводим код подтверждения и разрешаем доступ к аккаунту «Модульбанка». Если авторизация прошла успешно, переходим в раздел интеграции. Снова открываем приложение в каталоге и настраиваем виджет — включаем отслеживание оплат и выбираем счета, воронки и целевые статусы, которые нужно отслеживать. При необходимости подключаем автоматическую постановку задачи при получении оплаты и нажимаем «Сохранить» в правом верхнем углу. После установки виджета в карточке компании появятся поля «ИНН» и «КПП». Чтобы интеграция работала корректно, их нужно заполнить для всех контрагентов, иначе приложение не сможет соотнести платежи со сделками.

Интернет-магазин

Функционал. Розничные интернет-магазины ежедневно принимают десятки заказов. Чтобы облегчить работу администраторов, разработчики платформ реализуют новые инструменты для уведомления клиентов, создания программ лояльности, формирования документов и т. д. Все это здорово экономит время. Однако если компания внедрила CRM без интеграции системы с интернет-магазином, толку не будет — менеджерам придется ручками обрабатывать заказы в административной панели, а потом переносить в CRM. Автоматизация обмена данными позволит:

  • обрабатывать заказы напрямую в системе управления клиентами;
  • сохранять историю взаимоотношений и просматривать ее при очередном контакте;
  • импортировать каталог товаров и использовать его, чтобы быстрее оформлять заказы по телефону.

Тарифы. От 0 до 1 000 руб. в месяц.

Интеграция «Битрикс24» и интернет-магазина на InSales

Интеграция и настройки. Подключим интернет-магазина на платформе InSales к «Битрикс24». В отличие от сервиса «МойСклад», тут все просто и интуитивно понятно. Устанавливаем соответствующее приложение из каталога CRM. В чате «Битрикса» появится уведомление об успешной установке, дальнейшие инструкции и индивидуальный код интеграции. Копируем его, переходим в маркетплейс InSales, находим приложение «Битрикс24» и нажимаем «Установить». Попадаем на страницу настроек. Что-либо поменять не получится — все поля и галочки заполнены по умолчанию и некликабельны. Поэтому просто пролистываем и нажимаем «Установить» внизу страницы. Переходим в «Установленные приложения», кликаем на названии Bitrix24 и попадаем на сайт разработчиков интеграции. В форму вставляем скопированный в чате CRM код и кликаем «Отправить». На этом процесс заканчивается, настраивать ничего не нужно. Заказы из интернет-магазина передаются в «Битрикс», а менеджерам автоматически ставится задача «Перезвонить».

Конструктор документов

Функционал. В некоторых CRM этот функционал есть по умолчанию, в других нужно подключать дополнительные приложения. Позволяет частично автоматизировать формирование документов — договоров, доверенностей, приказов и т. д. Благодаря обмену данными с CRM:

  • в документы автоматически подставляются имена, названия, реквизиты и др.;
  • на согласование и подписание будет уходить меньше времени;
  • снизится риск ошибок и опечаток из-за человеческого фактора.

Тарифы. От 0 до 6 000 руб. в месяц.

Конструктор документов в «Битрикс24»

Интеграция и настройки. Рассмотрим на примере интеграции «Битрикс24» и конструктора документов «Докс.Онлайн». Установим приложение из каталога CRM и авторизуемся в Google Drive API (после установки откроется страница с соответствующей кнопкой). Затем нужно перезапустить приложение и настроить шаблоны документов. Создайте шаблон счета или договора и откройте его в Google Docs. Перед вами будет пустой лист, на котором нужно составить текст документа. В поля и строки, куда должны подставляться данные из CRM, нужно вписать специальные параметры. Их можно скопировать в разделе помощь. Так, чтобы в договора автоматически подставлялись реквизиты вашей компании, в соответствующем месте документа должен стоять параметр ${mycompany.banking_details}.

Сервисы бронирования

Функционал. Виджет используется для продажи билетов на мероприятия, туристических продуктов и записи на прием к специалистам. Базовый функционал позволяет клиенту выбрать дату, время и дополнительные параметры. После интеграции с CRM:

  • заявки автоматически превращаются в лиды в системе управления клиентами;
  • можно настроить назначение ответственных менеджеров и уведомления.

Тарифы. От 0 до 500 руб. в месяц.

Интеграция и настройки. Подключим популярный билетный сервис Timepad к «Битрикс24». Устанавливаем приложение из каталога CRM, на открывшейся странице кликаем «Авторизовать Timepad» и подтверждаем доступ, затем ставим галочки напротив организаций в билетном сервисе, которые хотим синхронизировать с «Битриксом». Теперь заявки на покупку билетов будут попадать в раздел «Сделки».

Интеграция Timepad с «Битрикс24» предельно проста

«Эти интеграции отправляют в CRM-систему все необходимые данные и помогают менеджерам обрабатывать заказы максимально быстро и качественно, не переключаясь между многочисленными окнами, файлами, закладками и программами. На сайте подключены лид-формы, онлайн-чаты, банкинг, сервисы доставки и бронирования, все эти данные передаются в CRM-систему и являются атрибутами заказа и клиента. Если мы продаем товары, они должны отображаться в CRM в разрезе складов, должна быть возможность подобрать и забронировать. Для этого необходимо подключение 1С или складских программ. Правильная интеграция должна обеспечивать двусторонний обмен данными, это не всегда возможно, поэтому очень важно изначально продумать бизнес-процесс, который реализуется в CRM.»

Руководитель CRMagent, Андрей Юкин

Автоматизация маркетинга и вспомогательных процессов

Сервисы SMS и email-рассылок

Функционал. Базовый функционал позволяет собирать базу контактов, делить ее на сегменты и отправлять письма и сообщения — полезные материалы, купоны на скидки, информацию об акциях и другие. Для анализа эффективности — детальная статистика по открываемости и конверсии. Некоторые продукты позволяют сделать рассылки персонализированными, автоматически подставляя в тело и заголовок имя клиента. Интегрировав систему управления клиентами со своим сервисом рассылок, вы:

  • будете управлять базой подписчиков и отправлять письма, не выходя из CRM;
  • автоматизируете импорт контактов из лид-форм, корзины и других источников в списки для рассылок;
  • сможете отслеживать статистику и результативность рассылок через интерфейс системы.
В сервисе email-рассылок UniSender доступна прямая интеграция с 12 CRM

Тарифы. От 0 до 3 500 руб. в месяц.

Интеграция и настройки. Свяжем «Битрикс24» с сервисом email-рассылок UniSender. Даже если у вас пока нет аккаунта в последнем, можно сразу переходить к установке приложения из каталога CRM — сделаете регистрацию в процессе. Чтобы функционал интеграции работал корректно, в «Битриксе» должен быть активен модуль «Бизнес-процессы».

Управлять рассылками из интерфейса CRM удобно

После установки приложение спросит, зарегистрированы ли вы в UniSender. Если да, предложит ввести API-ключ, если нет — создать новый аккаунт. API-ключ можно скопировать в настройках аккаунта UniSender, раздел «Интеграция и API». Если регистрироваться через приложение в «Битриксе», он скопируется автоматически. На этом интеграция заканчивается — можно создавать шаблоны и рассылки прямо в CRM.

Сквозная бизнес-аналитика

Функционал. Инструменты для анализа финансовых показателей, продуктивности менеджеров и прибыльности клиентов есть практически в каждой CRM. Однако если вы используете отдельные сервисы для оценки эффективности рекламных вложений, реальной стоимости привлечения покупателя, пожизненной ценности клиента и расчета других маркетинговых показателей, лучше связать их с CRM, чтобы:

  • дополнить бизнес-аналитику данными из CRM;
  • увидеть, сколько реально клиентов и денег принесла та или иная рекламная компания;
  • более точно оценить прибыльность каналов и понять откуда приходят клиенты с высоким средним чеком.

Тарифы. От 0 до 2 000 руб. в месяц.

Интеграция и настройки. Рассмотрим на примере «Битрикс24» и системы сквозной бизнес-аналитики Roistat. Основные настройки интеграции производятся на стороне сервиса. В CRM нужно создать дополнительные пользовательские поля с названием roistat и типом «Строка» для сущностей «Сделка» и «Лид».

Каталог интеграция Roistat

Заходим в личный кабинет Roistat, переходим в «Каталог интеграций», выбираем нашу CRM и нажимаем «Подключить». На открывшейся страницы копируем в поле адрес «Битрикс24» и кликаем «Установить приложение». В новой вкладке откроется страница дополнения Roistat в вашей CRM. Устанавливаем приложение, возвращаемся в Roistat и кликаем «Авторизоваться». Попадаем на страницу дополнительных настроек. Большинство из них необязательны, интеграция и без них будет стабильно работать. Единственное, что нельзя пропускать — распределение групп статусов, без них аналитика будет неинформативна. Нужно перетащить мышкой статусы сделок, которые используются в CRM, из группы «Не учитываются» в группы «В работе», «Оплаченные» и «Отмененные». Нажимаем «Сохранить».

Распределяем статусы сделки по группам

«Эти сервисы генерируют повторные продажи и увеличивают количество активных клиентов. По большей части они вспомогательные, так как являются источником дополнительных данных для CRM. Многие из них уже есть в самой системе — CRM без сквозной аналитики или сервиса email-рассылок малопривлекательная для компании, так как бизнес всегда старается найти максимально универсальное решение».

Руководитель CRMagent, Андрей Юкин

Немного статистики

Представитель сервиса Startpack, Станислав Романов, поделился со мной статистикой популярных интеграций. В сервисе реализована площадка для поиска подрядчика-интегратора, который поможет связать CRM со сторонними приложениями. Правда, статистика немного субъективна и отражает картину по интеграциям, которые невозможно настроить самому «в два клика».

«Сколько бы ни предлагали зарубежные сервисы встроенных интеграций, российский бизнес активнее ищет связки с amoCRM и «Битрикс24». Особенно с системами аналитики, телефонией, мессенджерами, конструкторами сайтов и бухгалтерскими сервисами. В Startpack изучили статистику запросов тех, кто интересовался «Битрикс24» и amoCRM последние полгода, и составили график наиболее актуальных интеграций».

Станислав Романов, Startpack

Статистика запросов на интеграцию amoCRM и «Битрикс24» в Startpack

Для тех, кто уже успел выбрать CRM и теперь хотел бы понять,где есть интеграция с нужными сервисами, я составила таблицу для наглядности.

Прямые интеграции в популярных CRM

Zoho CRM — иностранный продукт, и синхронизация с сервисами «Яндекса», бухгалтерскими и банковскими аккаунтами и другими отечественными разработками возможна только с помощью разработчиков.

Вместо заключения

Менять привычный рабочий процесс и внедрять новые технологии нелегко. Нет уверенности, что это пойдет на пользу бизнесу, да и сотрудники перестраиваются со скрипом. Однако есть множество аргументов в пользу автоматизации. Даже если сейчас у вас микробизнес, когда он вырастет, обойтись привычным Excel не удастся. Для управления крупной компанией нужны более функциональные инструменты.

Автоматизировав бизнес-процессы сейчас, в будущем вы с легкостью масштабируете их и встроите в систему новые операции. К тому же, если вы не используете новые технологии, это не значит, что ваши конкуренты поступают также. На современном рынке впереди оказывается тот, кто оперативнее реагирует на изменение обстановки. Да и внедрять облачные технологии не так сложно, как кажется — разработчики делают ставку на интуитивный интерфейс и понятную логику работы сервисов.

Если требуется иметь под рукой всю информацию о звонках, письмах, сообщениях клиентов и получить полный контроль над бизнес-процессами, но нет времени самим с этим разбираться, можно обсудить внедрение CRM-системы для вашего бизнеса» со специалистами «Текстерры.