Общий рост — 29%. В рекламе — неопределенность (-10%), контент «похудел» аж на 52%. Средний чек падает.

Рост объемов экономики российского сегмента интернета в последнее время вывозят на себе два локомотива — улучшение инфраструктуры (+47% к 2021 году) и электронная коммерция (+32%). Отрасль интернет-маркетинга потеряла за год 10%. Драматически пострадало производство контента — оно упало на 52%. Об этом сообщает свежее исследование Российской Ассоциации электронных коммуникаций.

По результатам 2022 года, объем отечественной цифровой экономики достиг 12,2 триллионов рублей. Львиная доля в нем приходится на онлайн-торговлю — 11,4 триллионов. Для сравнения: объем отрасли интернет-рекламы составил 389,2 миллиардов, а контентного сегмента — всего 73,6 миллиарда.

Аналитики РАЭК предрекают, что в 2023-м экономика Рунета вырастет еще на 29%. Однако тренды в интернет-рекламе и производстве контента выглядят, мягко говоря, тревожно.

В 2022 году:

  • доходы агентств поползли вниз, нарастить рекламную выручку смогли лишь экосистемные игроки;
  • привлечение клиентов стало сложнее и дороже;
  • популярность у рекламодателей завоевывают новые рекламные форматы;
  • рекламные соцсетевые размещения сконцентрировались во «ВКонтакте» и мессенджерах;
  • значительное влияние на сегмент интернет-маркетинга оказал закон о маркировке рекламы (читай — «повредил отрасли»).

Перформанс-реклама, на долю которой в России приходится 70%, не прибавила в 2022 году ни одного процента. Также на месте топталась медийная реклама.

Видеореклама рухнула на 61%, контент-маркетинг упал в объеме на 47%, SMM — на 38%. На этом фоне относительно стойко выглядят web-разработка и мобильная реклама (-5% к 2021 году).

Закон о маркировке рекламы застал рынок врасплох. В результате 37% предприятий малого и среднего бизнеса его просто не выполняют. К этому привели следующие причины:

  • существенно выросли расходы на рекламу;
  • возникла и сохраняется неопределенность с рядом рекламных форматов;
  • снизилась эффективность нативной рекламы;
  • часть предпринимателей размещают рекламу на зарубежных площадках.

В РАЭК прогнозируют, что в 2023 году отрасль интернет-маркетинга отыграет вверх 5%. Этому якобы помогут:

  • рост расходов на продвижение локальных брендов;
  • выход на российский рынок новых рекламодателей из «дружественных» стран;
  • расширение использования новых рекламных каналов (маркетплейсы, Telegram, мобильные операторы и т.д.);
  • развитие отечественного технологического рекламного инвентаря.

А вот мешать интернет-маркетингу будет известно что — регуляторное давление.

Что именно так растет в интернет-торговле?

Тренды, по данным РАЭК, таковы: рост происходит за счет переориентации российских потребителей на онлайн-покупки. Основной драйвер — маркетплейсы. Однако даже их опережает торговля граждан друг с другом (С2C, +55% к 2021 году). Одновременно продолжается снижение среднего чека — везде.

Аналитики прогнозируют, что в 2023 году маркетплейсы продолжат расти. Розничные покупатели в еще большем количестве перетекут в онлайн. Средний чек будет падать и дальше, россияне сохранят стиль потребления «в режиме экономии» и еще активнее станут торговать друг с другом в соцсетях и посредством сервисов частных объявлений.

Онлайн-игры – в нокауте, музыка — в нокдауне. Нелегальщина растет

Исследование сообщает, что сегмент онлайн-игр в России потерял в 2022 году 78% объема, выраженного в деньгах. Онлайн-музыка просела на 40%. Подросло из значимых сегментов только видео (+7%). Потребление онлайн-книг осталось на том же уровне, что и в 2021-м.

Главный тренд года: платежи пользователей за контент перешли в «серую зону».

Количество пиратских сайтов снизилось более чем на треть — из-за давления правообладателей и Роскомнадзора, снижения рекламных доходов и сложностей с выводом денег, полученных за рекламу. Однако российская аудитория оставшихся на плаву онлайн-пиратов… выросла на 20%.

Эксперты РАЭК предрекают что контентная отрасль Рунета (а именно — игры, музыка, видео и книги) отыграет в 2023 году 7%. Якобы этому помогут:

  • выход на рынок контента из азиатских стран;
  • увеличение количества пользователей экосистем;
  • государственная поддержка производителей контента.

Вместе с тем в текущем году продолжат процветать нелегальное потребление и «серые» схемы оплаты. Также ожидается появление новых «регуляторных инициатив» по контролю за содержанием интернет-контента и рекомендательными сервисами.

Кратко о кадрах в российском IT в 2022-2023 годах

Уже больше года причастные и непричастные к цифровой экономике дискутируют на тему «Есть в России дефицит IT-специалистов или нет?». Отчет РАЭК, к сожалению, этот вопрос не проясняет. Его составители пользуются данным HeadHunter, а они противоречивы.

Дефицит, вроде как, ощущается интуитивно, а также на уровне слухов и заявлений отдельных экспертов. Но годовая статистика платформы HH показывает, что его… не существует. Посмотрите на динамику: в январе 2022 года количество резюме превысило количество вакансий. К декабрю число резюме выросло на 66%, а число объявлений о вакансиях упало на 10%.

Любопытен показатель количества оптимистов и пессимистов среди айтишников, а также их ожиданий по поводу собственных перспектив.

45,3% IT-специалистов считают, что с отраслью ИКТ в России все будет хорошо. Безусловно негативные прогнозы — у 42,2%. Затрудняются ответить 10,5%.

Занятно, что на этом условно позитивном фоне большинство респондентов (41,3%) испытывает безусловно негативные чувства по поводу собственных карьерных перспектив. И только 30,1% смотрят в будущее с оптимизмом.

Что бы все это могло означать?

Просматривается вывод о том, что на состояние цифровой экономики России значительно повлияли и продолжают влиять внеэкономические факторы. В норме, падений, которые зафиксировали исследователи, и роста неоднозначных настроений среди айтишников не должно было быть.

Данные от РАЭК говорят о двух главных факторах, которые ограничивают рост интернет-отрасли и вызывают спад в отдельных сегментах.

Первый — это избыточная регулятивная активность государства. В условиях, когда интернет-сервисы из «недружественных» стран либо ушли, либо ограничены в своей работе, государство, по идее, должно было бы максимально снизить законодательные препоны для отечественного цифрового бизнеса. Вместо этого по целым сегментам интернет-экономики лупят регуляторной дубиной. Это очень недальновидно.

Второй фактор — объективное обеднение конечного потребителя интернет-отрасли. На это указывает все:

  • постоянное снижение среднего чека;
  • трудности привлечения клиентов с помощью еще недавно эффективно работавших инструментов;
  • невероятная активность потребителей на маркетплейсах, ищущих скидки и бонусы везде, где только возможно.

И особенно — взрывной рост торговли подержанными товарами по объявлениям. Люди массово стремятся приобрести нужный товар подешевле, поэтому согласны рассматривать вещи, бывшие в употреблении.

Российские социологи уже несколько лет указывают на то, что потребление у очень большой части россиян «тревожное», что их потребность в нормальной жизни не находит удовлетворения. А у значительного сегмента общества не удовлетворены даже базовые потребности.

Другими словами, у конечного потребителя в отечественной цифровой экономике недостаточно денег в кармане, чтобы обеспечить рост всех ее сегментов.

И что-то подсказывает вдумчивому наблюдателю, что серьезный рост маркетплейсов в РФ тоже вскоре может закончиться. Потому что платформы имеют возможность продавливать продавцов на скидки лишь до границы рентабельности, но не ниже.

Общее настроение в российской «цифре» можно определить как тягостное ощущение высокой неопределенности. Неспроста IT-специалисты столь пессимистичны в отношении своих карьерных перспектив…

Читайте также:

Приспособленцы: почему мы хотим быть как все вопреки логике и морали

Путь самоучки: как получить креативную профессию бесплатно

Тревожное потребление: каковы истинные потребности россиян

#
Реклама Контент
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.