Блогер-миллионник рассказывает, как с соцсетью сегодня можно работать, несмотря на то, что вроде бы нельзя.
Александра Митрошина, блогер-миллионник (4,7 млн подписчиков), автор масштабного обучающего проекта для продвижения в * Instagram (*запрещен в РФ и признан экстремистской организацией), выпустила очередной бесплатный вебинар. Несмотря на то, что основная цель «бесплатника» — продать основной продукт, то есть платный курс «Инсталогия 5.0», полезной информации на вебинаре о трендах в запрещенной соцсети в 2022 и 2023 годах было довольно много. Выбрали из него основные тезисы.
2022: Как все должно было быть и Как все на самом деле
В 2021 году оборот крупного блогера стал равняться обороту завода или предприятия. Согласно прогнозам, в 2022 предполагалось дальнейшее развитие соцсети-с-картинками: огромный рост охватов и денег и для блогеров, и для всех, кто помогает им продавать (и очередное удвоение рынка инфобизнеса).
Но… «Инстаграм» в России заблокировали и признали экстремистским. Как следствие, таргет не работает, блогерам не так легко получить новую аудиторию — охваты упали как минимум на 30%.
Блогеры не хотят снижать стоимость рекламы, но бренды понимают, что реклама работает уже не так хорошо, ведь ее видит не так много людей.
В стране кризис, снизились покупательная способность и реальные доходы населения. При этом все ниши, в которых могли быть заняты блогеры, переполнены. На любую тему есть продукты и лидеры. Блогеров очень много, что может раздражать людей еще больше. Прогревы (серия контента, которая приводит человека к тому, чтобы он что-то купил) перед продажами своих продуктов всех тоже раздражают. Из-за этого и из-за постоянных блокировок VPN люди уходят из запрещенной соцсети.
Инфобизнес, резко выросший в 2018 году, идет на спад. В этом бизнесе нечего делать без вложений — подняться только на крутом контенте не получится.
Оказалось, что получившие широкое применение в 2019-м запуски (подготовка и начало продаж того или иного инфопродукта), про которые многие думали, что это навсегда, — всего лишь тренд, который взял и прошел. Как и криптовалюта, веб 3.0, маркетплейсы.
Альтернативное мнение Стаси Высочанской, SMM-стратега TexTerra:
«Не соглашусь с Митрошиной по поводу маркетплейсов — это отдельная история. Сейчас как раз наоборот — маркетплейсы популярны как никогда. Про это есть много исследований».
Как продвигаться в этом году
Несмотря на все «но» Митрошина считает, что начинать продвижение в соцсети-с-картинками все еще можно даже сейчас.
Вот чем аргументирует:
- Охваты снизились «не на целых 30%, а всего на 30%». И в соцсети осталась вовлеченная и лояльная аудитория.
- Если блогеры еще не ушли из соцсети, значит, во многих нишах до сих пор есть спрос и конкуренция — за бюджеты еще стоит побороться.
- Сейчас звездный час микроблогеров — именно они смогут продавать, так как людям хочется искренности, а микроблогерам проще добиться доверия, чем звездам. Вернулись Reels (короткие видео) — блогеры могут продвигаться органически. Как в 2017 году, если делать хороший контент, можно снова «залететь в топ».
Стася Высочанская, SMM-стратег TexTerra:
«Исследования LiveDune подтверждает: вовлеченность у блогеров действительно выросла — как раз за счет того, что ушла незаинтересованная аудитория и осталась та, которая активно вовлечена. Но показатели быстро меняются: согласно тому же исследованию, у блогеров потеря не “всего 30 %”, а 35-45% охвата в ленте, у коммерческих — больше 50%. Сейчас показатели вышли на плато, по прогнозам экспертов в SMM ухудшения ситуации не предвидится. И маленькие проверенные каналы, действительно, в данный момент обойдутся дешевле и дадут лучшую конверсию, чем миллионники».
Как сейчас можно заработать в сети
Согласно заявлениям Митрошиной, она заработала в сентябре в соцсети-с-картинками 8,5 млн руб. Даже в условиях запрета прямой рекламы.
Но кому продавать, если соцсеть признали экстремистской, зайти в нее становится все сложнее из-за блокировок VPN, из-за чего ощутимый процент пользователей уходит?
Митрошина считает, что это тоже не проблема: в мире примерно 300 млн. русскоговорящих, из них только 150 млн. живут в России. Так что если вы русскоязычный блогер, то, в теории, можете продавать инфопродукты русскоговорящим людям, которые живут во всем мире.
Вывод блогер делает такой: заработать в соцсети все еще можно, главное — умение продавать и вести блог, благодаря которому можно работать напрямую с брендами.
Альтернативное мнение Стаси Высочанской, SMM-стратег TexTerra:
«300 млн. русскоговорящих — это просто красивая цифра, которая ничего не означает. 143 млн. россиян не равно 143 млн. пользователей интернета. Ну, хорошо, даже если учесть, что 2/3 все же пользуются интернетом, все равно какой-то странный вывод делается. Во-первых, далеко не всем нужны инфопродукты, а, во-вторых, ЦА зависит от специфики инфопродукта. К тому же, русскоговорящие люди, которые живут за границей, сейчас могут испытывать затруднения с оплатой курса в Россию. Разве что блогер принимает оплату в крипте (а это сразу отсекает многих) или через какую-то еще работающую платежную систему.
Рекламироваться брендам в запрещенной соцсети сейчас как бы можно, но по новому закону, только если оплата не происходит через саму соцсеть. Оплата может теперь поступать только самому блогеру. Но блогер должен учитывать еще и закон о маркировке рекламы, на какой бы он платформе ни работал — в противном случае с марта 2023 года могут быть проблемы и штрафы. Для маркировки необходимо получить токен, а для того, чтобы сделать это, нужно зарегистрировать креатив и подать все данные договора в ЕРИР. А вот одобрят ли блогера там за то, что он продолжает активно пользоваться и даже рекламировать бренды в экстремистской (с точки зрения российских властей) соцсети, — большой вопрос».
Тренды рынка 2022-2023
Вот какие тренды нового периода запрещенной в России соцсети выделила Александра Митрошина:
- Конкуренция на уровне личности. Если раньше конкурировали продукты и услуги, то сейчас конкурируют личности — кто наиболее привлекателен как личность и лучше запоминается.
- Все зависит от того, как хорошо ты ведешь сториз — посты массово перестали читать уже давно. Поэтому заработают те, кто учит делать сториз. Важен личный бренд и проявленность (репутация и узнаваемость) вместо прогревов, популярных в 2019-2021 годах.
- Продуктовые линейки и постоянные открытые продажи — вместо ограничений, «последнего дня продаж» и «спешите скорее». Сейчас лучше продавать несколько продуктов, но постоянно, чем бесконечно запускать один продукт или его версию.
- Вместо массовости — индивидуальность. Цены на инфопродукты выросли, но люди не против платить. Они ценят индивидуальный подход, а блогеры не стремятся продать всем — только самым заинтересованным.
- Бум на наставничество как следствие вышеописанного тренда. В тренде все индивидуальное и личное, поэтому каждому нужен наставник, ментор.
- Холодный трафик умер, теперь решает теплый. Так как найти новую аудиторию сложно, все стараются по максимуму задействовать «старую».
- Тренд на видеоконтент. Это актуально для всех соцсетей (TikTok, YouTube, VK, OK, «Дзен»). Такой контент должен быть ярким и цепляющим.
- Партнерства и коллаборации. Блогеры помогают друг другу, как и бренды. Сейчас модно объединяться, а не открыто конкурировать.
- Тренд на комьюнити — люди хотят обмениваться опытом, общаться и дружить, а не конкурировать.
- Тренд на появление новых лиц — всем надоели одни и те же блогеры, люди хотят «свежей крови».
Все сводится к тому, что главное в продажах в соцсети-с-картинками в 2022/ 2023 годах — быть собой (заметили, что это прослеживается почти в каждом утверждении Митрошиной?). Но как быть собой? Что в это понятие вкладывает успешные блогеры? Рассмотрим ниже.
Как быть собой, или Тренд на «проявленность»
Быть собой — новая валюта. Александра Митрошина рекомендует регулярно отдыхать и проводить время не у телефона, чтобы были силы на общение с аудиторией и креатив.
Если верить блогеру, после того, как вы научились быть собой, до продаж уже рукой подать. Но вот что еще нужно проработать:
- Отсутствие понимания, что продавать. Это когда у вас вроде бы есть идея для блога, но вы не знаете, как ее монетизировать. В этом случае можно посмотреть, что продают другие из той же ниши, или спросить свою аудиторию.
- Страх хейта. На этом Митрошина вообще не советует концентрироваться — хейт появляется у всех, и именно тогда, когда вы начинаете что-то делать. В этом смысле хейт — признак вашего прогресса.
- Страх, что вас смотрят друзья и родственники и будут осуждать. Совет примерно такой же, как с хейтом.
- Замкнутость в себе. Это когда вы думаете, что вы такой один, у вас какие-то особенные проблемы, и вас никто не поймет. Поделитесь переживаниями с аудиторией — и выяснится, что у многих могут быть те же переживания, и вы не один в этом мире.
- Незнание себя. Это когда вы не знаете, чего хотите, какая вообще ваша личность и кто вы. Знать себя обещают научить на «Инсталогии 5.0» (к которой, напоминаем, вебинар и был привязан) — но, скорее всего, это все-таки более долгий и сложный процесс.
Стася Высочанская, SMM-стратег TexTerra:
«Людям сейчас, действительно, стало сложнее принимать решения о покупке, путь клиента удлинился (это связано с нестабильной экономической ситуацией), но это не значит, что с так называемой холодной аудиторией не нужно работать. Просто нужно понимать для кого, как и где. Возможно, советы Митрошиной будут полезны начинающим блогерам, но у брендов есть своя специфика: чем они крупнее, тем сложнее продвигаться через “личность”. Брендам точно нужно отталкиваться не от любви к себе, а от реальных бизнес-целей и понимать, что им необходимо, чтобы зайти в запрещенную теперь соцсеть: продажи, лиды, узнаваемость, комьюнити (и какое конкретно)? Перед тем как зайти на какую-то площадку, любому бренду, в том числе и личному, надо изучить и специфику аудитории/форматов.
Есть один тренд, который Александра Митрошина не упоминала в своем вебинаре: омниканальность коммуникации (то есть объединение всех каналов коммуникации клиента с компанией в единую систему). Он проявился сейчас особенно остро. Заходя в запрещенную соцсеть, следует продумать и другие способы продвижения — исходя из специфики конкретного бизнеса, конкретных целей и конкретной аудитории потребителей.
Если бренд экспертный и делает ставку на тексты, — лучше продвигаться в Телеграме. Если это клуб по интересам, где надо создать комьюнити, — подойдет и ВК. А инфобизнес можно продвигать и на YouTube, и в ТГ. То есть, нужно развитие проекта сразу по всем направлениям: поисковая оптимизация (SEO), маркетинг в социальных сетях (SMM), контент-, email-, видеомаркетинг и т. д. Это самый эффективный способ продвижения в интернете: комплексная раскрутка задействует все или почти все каналы. Именно так мы работаем со своими клиентами. Заказать такое комплексное продвижение в интернете можно у нас в ТеxTerra».
Что в итоге
- Заблокированный и признанный экстремистским Инстаграм* все еще жив на территории России, но ему, конечно, не очень хорошо. Охваты упали, но растет вовлеченность. Продвигаться можно только хорошим контентом. Покупают здесь теперь только самые стойкие и любящие соцсеть и блогеров.
- Начинать продвижение в этом году можно. В чем-то будет сложнее, в чем-то — проще.
- Все тренды 2022-2023 года связаны с личностью. Стоит прорабатывать знание и чувствование себя, учиться создавать комьюнити.
Читайте также:
«Вот он я, Господи! – чего все мы ищем в соцсетях»
«Что с популярными блогерами: кто остался, а кто уехал?»
Как построить SMM-стратегию: пошаговый план продвижения в социальных сетях