Даже если вы все спланировали, успех еще не гарантирован. Хорошая новость в том, что даже самая плачевная ситуация не всегда означает конец – почти всегда можно что-то исправить.

Статья написана в соавторстве с Ольгой Кочкиной.

Выбранные способы продвижения не работают

Чаще всего о том, как будет продвигаться бизнес, задумываешься заранее. Но в этом же и проблема: если направление не сработало, перепланировать работу на ходу трудно. Причем причиной может быть как изначальная переоценка способа продвижения, так и некачественная работа исполнителя.

Создатель компании «Клиники Германии», которая занимается сопровождением лечения российских пациентов в немецких клиниках, Максим Рыков, начал с создания сайта и онлайн-продвижения своих услуг, но эффективность оказалась низкой. Проанализировав ситуацию, он пришел к мысли, что прежде всего нужно работать над личным брендом и качеством услуг.

А дело все вот в чем: поначалу клиенты привлекались по аналогии с отделами, обслуживающими русскоязычных клиентов в государственных немецких клиниках. А качество услуги у них далеко не всегда соответствует заплаченным деньгам в плане сервиса и компетенции подобранных врачей. Часто проблемой становится языковой барьер, и единственным человеком, с которым клиент может пообщаться во время лечения, оказывается переводчик.

Работа над качеством услуги – прежде всего, глубокое погружение в медицинскую отрасль Германии, расширение круга знакомств со специалистами, поиск инсайдерской информации из клиник и страховых компаний. Кроме того, для сопровождения клиентов были найдены практикующие русскоязычные врачи с действующими европейскими дипломами.

Организация лечения за границей – специфическая отрасль с большим чеком, в которой важную роль играют рекомендации клиентов. Бывает даже так: люди ищут через знакомых, в СМИ и соцсетях тех, кто уже проходил курсы лечения по своему заболеванию, и приходят по их рекомендациям. Когда изменился подход к развитию и продвижению бизнеса, клиенты стали чаще рекомендовать компанию другим и поток входящих заявок вырос.

Если бизнес не идет, не обязательно сразу думать о закрытии. Возможно, есть ошибки в построении бизнес-процессов, продвижении и достаточно их исправить.

Но это не значит, что интернет-маркетинг в медицине не работает и от него нужно отказаться всем. Взять, например, доктора Утина, который стал известен как кардиопоэт в Живом Журнале, принял участие в этнографической экспедиции Артемия Лебедева, а сейчас ведет популярный в рунете медицинский канал в YouTube и руководит клиникой выездной диагностики SMART CheckUp.

Целевая аудитория себя исчерпала

На первый взгляд такая ситуация кажется нереальной – с развитием интернет-маркетинга целевая аудитория практически любого бизнеса выросла до целого мира. Однако есть офлайн-ниши, которые невозможно масштабировать через интернет. Именно поэтому запускать продукт, который нужен клиенту один раз, в маленьких городках на 50 тыс. населения рискованно. Когда каждый из 50 тыс. человек побывает у вас, придется сворачивать бизнес или кардинально менять направление.

Опыт владелицы музея иллюзий и наук показывает, что у подобных проектов аудитория конечна даже в довольно крупных городах вроде Владимира. Срок жизни, конечно, тут больше – предпринимательнице удалось преодолеть кучу трудностей и за 3 года заработать более 3 млн рублей, поэтому проект можно считать успешным. Но итог у него тот же – музей пришлось закрыть. Разница в том, что заработанных денег хватило, чтобы запустить новый бизнес в другой сфере.

Чаще всего предугадать, что целевая аудитория рано или поздно закончится, можно еще на старте. Но многим предпринимателям, особенно начинающим, не хватает дальновидности, чтобы сделать это. Часто здравый смысл заглушает эйфория, которая охватывает человека во время запуска своего первого бизнеса. 

Так или иначе, если это произошло – спрос на ранее прибыльный продукт резко упал, – выхода по сути два: менять географию или направление. В первом случае все просто – перевозим бизнес в город побольше, где будет спрос. Однако не всем он подойдет – переезжать сами захотят немногие, а эффективно управлять компанией удаленно довольно сложно.

С направлением и проще, и сложнее одновременно. С одной стороны, никуда не надо ехать, с другой – найти идею, которая заставит клиентов возвращаться, не так-то просто. В любом случае, если раньше бизнес приносил хорошую прибыль, всегда можно последовать примеру владелицы музея из Владимира – начать сначала в другой нише.

Изменилась конъюнктура рынка

Эту историю рассказал один из клиентов, который владеет несколькими детскими игровыми комнатами в одном из региональных центров Сибири. В 2015-2016 годах ниша считалась очень перспективной: конкурентов почти не было, а стартовые инвестиции укладывались в 300-400 тысяч рублей. На новую услугу аудитория из мам с детьми отреагировала хорошо – вложения отбились быстро.

Но уже в 2017 году ситуация начала ухудшаться. Во-первых, в городе игровых комнат стало не 5-6, как раньше, а несколько десятков. Во-вторых, стандартные развлечения вроде аниматоров в образах из популярных мультфильмов и шоу мыльных пузырей утратили элемент новизны и спрос на них стал падать. В-третьих, появился конкурент с тяжелой артиллерией – игрополисы. Это настоящие города для детей, которые открывались в крупных торгово-развлекательных центрах и предлагали аудитории более интересную услугу по меньшей цене.

Часть игровых комнат в 2017–2018 годах закрылась, но некоторые смогли выстоять благодаря постоянному обновлению сценариев мероприятий и индивидуальному подходу. Игрополисы подходят не всем родителям, потому что иногда только на поиск ребенка в игровом зале может уйти 10 минут. Да и внимания к детям – особенно маленьким – со стороны персонала меньше.

Увеличилась роль социальных сетей, которые отвечают за возвращение действующих клиентов. Как показала практика, работа с постоянными клиентами дает больший эффект, чем привлечение новых. Постоянные часто отмечают в игровых комнатах праздники, посещают специальные мероприятия, время от времени приходят просто так.

Если изменился рынок, это только повод измениться самому и стать эффективнее в более сложных условиях. Конкуренты в этот период закрываются, и на выходе можно даже вырасти.

Продукт никому не нужен

Чаще всего такая ситуация происходит, когда предприниматель ошибочно оценил рынок и потребности аудитории на старте или вовсе этого не сделал. Нам кажется, что мы нашли свежую идею, которая завтра принесет миллионы, но на практике идея оказывается пустышкой и приносит только убытки. Вот почему не стоит кидаться быстрее открывать бизнес с принципиально новыми продуктом или бизнес-моделью. Лучше подумать, почему этого не сделал никто до вас? Тщательно проанализировать рынок и потребности аудитории – действительно ли предложение будет пользоваться спросом? Нужно ли оно кому-нибудь?

Другой сценарий тоже связан с ошибками в оценках на старте. Только тут продукт оказывается ненужным не в целом на рынке, а в конкретном месте конкретной аудитории. Так, если бы предприниматель открыл свой магазин китайского чая в ТЦ в центре Москвы, а не на окраине Оренбурга, шансы, что спрос на дорогие сорта и посуду для чайной церемонии будет, возросли бы. Если бы герой изучил район, прежде чем тратить все деньги на невостребованный товар и ненужные на старте понты, он мог бы скорректировать планы и ассортимент, что тоже повысило бы шансы на успех.

Если продукт не стал популярен у определенной аудитории, можно сменить местоположение офлайн-бизнеса или стратегию продвижения онлайн-компании – нацелить рекламу на другую аудиторию. Кроме того, в офлайне часто бывает достаточно сменить курс или скорректировать ассортимент под потребности целевой аудитории. Если бы у нашего героя к тому моменту, когда он понял, что нужно посетителям торгового центра, остались деньги на оборот, он закупил бы востребованные сорта чая и спас бизнес. Поскольку денег не осталось, предпринимателю пришлось закрыться и начинать с нуля в другом городе и, возможно, – в другой нише.

Утрачено управление компанией

Делегирование хорошо до того момента, как начинает разрушать бизнес изнутри. Наемный руководитель может плохо выполнять обязанности, создавать проблемы в работе с персоналом и клиентами. Вот, например, история владелицы сети частных детских садов, которая на время беременности доверила управление бизнесом напарнице. Та перессорилась с воспитателями, собранными с колоссальным трудом. Некоторые уволились, пошли жалобы от родителей – пришлось возвращаться из декрета и решать проблемы.

Схожая ситуация была у одного из франчайзи крупной сети мебельных магазинов. Наладив работу нескольких торговых точек в Москве и ближайшем Подмосковье, он решил диверсифицировать бизнес: сначала запустил товарку с Китаем, потом купил франшизу боксерского клуба. Первый бизнес не взлетел потому, что в нишу пришли крупные компании с большими инвестициями – поделить с ними рынок не получилось. Второй – потому, что в работе возникли непредвиденные сложности. Но самым плохим оказалось другое: пока владелец запускал новые проекты, из-за недостатка внимания в минус ушла из самых прибыльных мебельных точек, которая все это время обеспечивала его деньгами. Причина все та же – недостаточно профессионально выполнявший свои обязанности наемный директор.

Делегировать обязанности можно и нужно, но контролировать руководителей и решать стратегически важные задачи владелец бизнеса должен самостоятельно.

Если в первом примере проблему удалось решить с минимальными репутационными потерями, то во втором магазин пришлось закрыть. К счастью, только один из нескольких – сейчас у героя материала все хорошо.

Все можно исправить. Почти

Хотелось бы закончить в духе мотивационной статьи из бизнес-блога, мол дерзайте, работайте, мечтайте, и все получится, но не будем, потому что в реальности бывает не так. У авторов текста тоже есть опыт запуска бизнеса. Не слишком удачный. И они им тоже поделятся.

Максим:

– В 2017 году мы с другом запустили интернет-магазин автозапчастей – об этом я уже рассказывал, – и сейчас этот проект закрыт. История стара как мир: 1) взялись за сложную нишу, 2) ошиблись с выявлением потребностей целевой аудитории, 3) недооценили период окупаемости и важность финансовой подушки на несколько месяцев вперед, 4) потратили слишком много денег на то, без чего можно было обойтись, и на жизненно необходимое в итоге не хватило.

Но главная причина даже не в этом, все это теоретически можно было бы исправить: затянуть пояса, сжать зубы и продолжить пробивать стену лбом… Но в какой-то момент мы поняли, что перегорели. Бизнес превратился в старую иномарку, которая постоянно ломается и требует вложений, а у тебя мало того нет на нее лишних денег и времени, так еще и удовольствия от езды тоже больше нет.

Ольга:

– Бытует мнение, что 90 % бизнесов закрываются в первый год. Мой магазин одежды и аксессуаров для неформалов попал в их число. Зарегистрированное в марте 2012 ИП было закрыто в апреле 2013, при этом сам бизнес уже фактически не работал около 10 месяцев. Моей причиной краха стали просчеты, ошибки и розовые очки на старте. Я ошиблась со всем, с чем только можно: ассортиментом, помещением, продвижением, капиталом. Наверное, самым большим промахом можно считать помещение с арендой в 40 тыс. руб. в месяц в не самом проходимом месте ТЦ, который выбирали по принципу «удобно добираться». Для такого магазина логично было искать точку рядом с местами скопления целевой аудитории – например, популярными концертными площадками. В итоге выручки не хватило даже на оплату второго месяца аренды. Еще какое-то время мы пытались распродать что-то через интернет, но в итоге решили слезть с дохлой лошади и свернуть всю активность.

Чтобы принять окончательное решение, закрывать бизнес или нет, нужно понять, в чем проблема: в голове или в бизнесе. Если в голове – перегорели, заинтересовались другой темой с большими перспективами, – скорее всего, лучше закрываться. Тянуть на привязи вагон нет смысла, лучше в будущем использовать полученный опыт для запуска нового бизнеса.

Если дело в самом бизнесе, но раж еще не угас, надо ломать стену дальше. Иногда полезен взгляд со стороны: интернет-консалтинг от «Текстерры» позволяет найти причины низкого трафика из поиска, контекстной рекламы, социальных сетей, изменить подход к продвижению и получить новых клиентов.

#
Продвижение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.