Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Доктор Утин: Аудитория YouTube очень сильно чувствует любую фальшь

18 Апреля 2018 Константин Рудов
Время чтения: 21 минута Нет времени читать? Нет времени? 2 комментария
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Сегодня мы берем интервью у кардиолога доктора Утина, который известен своим участием в этнографической экспедиции Артемия Лебедева. Он создал ЖЖ и канал на YouTube, на котором рассказывает о том, как простым людям разбираться с базовыми проблемами: питанием, проблемами, связанными с сердечно-сосудистой системой, вредными привычками. Сегодня мы спросим у него о том, как правильно создавать контент для медицинских проектов и как обычным людям искать в интернете вещи, касающиеся их проблем со здоровьем.

Интервью с Алексеем Утиным

Всем привет. Мы сегодня в гостях у Алексея Утина, сердечно-сосудистого хирурга, совладельца и главного врача клиники SMART CheckUp, а также медицинского видеоблогера. Алексей, здравствуйте.

Здравствуйте.

Расскажите, пожалуйста, о вашей деятельности, клинике и ваших обязанностях?

Наша клиника занимается uber-диагностикой, то есть выездной диагностикой сердечно-сосудистой патологии. Схема работает так: сначала медсестра приезжает к пациенту, забирает у него анализ крови, оставляет аппарат для измерения давления, мобильный одноканальный кардиограф для фиксации каких-то внезапных нарушений ритма сердцебиения. Уезжает с анализом крови.

Пациент измеряет давление, время от времени снимает кардиограмму. Через два дня приезжает бригада врачей: функционалист и кардиолог, которые делают УЗИ сердца, кардиограмму, дуплекс брахиоцефальных артерий (Современный ультразвуковой метод диагностики сосудов, а именно сонных и позвоночных артерий, кровоснабжающих головной мозг, а также подключичных артерий) с акцентом на оценку комплекса интима-медиа (Выявляемая при ультразвуковом исследовании артерий у здорового человека двухслойная структура с прилежащим к просвету сосуда гиперэхогенным слоем и подлежащим – гипоэхогенным), оценку атеросклероза (Опасное для человека заболевание, поражающее кровеносную систему человека, его сосуды).

И у врачей есть уже данные: дневник давлений и готовые анализы крови. Таким образом, у нас есть полная картина по сердечно-сосудистым патологиям пациента, и мы уже можем назначить терапию и совершить какие-то шаги по профилактике сердечно-сосудистых катастроф.

Почему я стал этим заниматься? Потому что сердечно-сосудистые катастрофы – основная причина смертности россиян, и именно с этим мне показалось интересно бороться. В этом есть очень большие перспективы, потому что у большинства людей после 50 лет так или иначе надо что-то корректировать: давление, уровень холестерина и так далее. И есть исследования о том, что определенный комплекс мероприятий может снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний до 90 %. Но это, скорее, фантастическая какая-то цифра, но тем не менее, это возможно. И в принципе мне было всегда интересно поучаствовать в этом процессе. Поэтому мы создали такую клинику.

Мы ориентируемся на то, что дети будут покупать чекапы для своих родителей (такое проявление заботы), и мы создали такой продукт, за который совершенно не стыдно. Потому что мы доносим до активной аудитории в соцсетях от 25 до 40 лет о том, чтобы они думали не только о своем здоровье (хотя и о своем здоровье тоже если не с 25 лет надо начинать думать, то с 30 – точно, проверять сердечно-сосудистую систему), но и о своих родителях в первую очередь.

Канал Алексея Утина на YouTube: «Доктор Утин, кардиопоэт».

Многие из терминов, которые вы упомянули, когда описывали саму процедуру, думаю, многим нашим зрителям могут быть неизвестны. Можете чуть более простым языком объяснить, что конкретно делают ваши специалисты?

Давайте так. Я не буду все термины объяснять, потому что для объяснения терминов придется использовать другие термины, которые тоже придется объяснять. Я скажу вкратце: я много работал и видел разные чекапы. Большинство из них делаются так, чтобы они выглядели побольше, посолиднее, пихают туда все подряд. Мы же используем только то, что действительно эффективно работает, эффективно что-то диагностирует.

Многие люди в России считают, что в изгибах кардиограммы зашифрована полная история: что было, что будет, чем сердцу успокоиться. Врач взял кардиограмму: «О-хо-хох», и прям все там увидел. Но на самом деле, все не совсем так. Кардиограмма – это важный способ обследования, но его предсказательная ценность стремится по большому счету к нулю. Можно за два часа до инфаркта снять совершенно нормальную кардиограмму. И очень многие люди считают, что если они сняли кардиограмму, то они прошли чекап, т. к. предотвратили какое-то заболевание. А это совершенно не так.

В действительности исследования сердечно-сосудистой системы, рисков сердечно-сосудистых катастроф выглядят совсем по-другому в моем представлении, и в представлении многих западных специалистов. У нас на сайте есть ссылки на все большие клинические исследования об эффективности каждого лабораторного или функционального метода исследования.

Очень важно сделать дуплекс брахиоцефальных артерий, т. е. посмотреть сонную артерию, оценить толщину комплекса интима-медиа. Это позволит предсказать сосудистое событие (инсульт, инфаркт) за декаду (две, три) до него. В возрасте до 40 лет толщина должна быть не больше 0,9 мм. Если больше, значит, есть уже какая-то проблема: высокий холестерин, высокое давление, какие-то другие показатели. Их нужно отслеживать для того, чтобы вовремя выявить и предотвратить сосудистую катастрофу. Чем раньше мы начнем что-то делать по поводу здоровья человека, тем эффективнее будет работать схема профилактики.

Из всех заболеваний медицина еще очень плохо лечит онкозаболевания. А вот сердечно-сосудистые мы научились лечить. Но одно дело – лечить, когда у человека уже произошла катастрофа. Например, в результате инсульта погибла половина мозга. Или произошел инфаркт, а это возникает больше, чем в 50 % случаев безо всякой предварительной жалобы. То есть человек жил-жил. Казалось бы, все с ним было нормально... Потому что ни давление, ни высокий холестерин не дает никаких симптомов до сосудистого события. И вдруг у него отмирает кусок мозга, и там уже пей ноотропы, не пей ноотропы, новый мозг уже не отрастет. Делать что-то бесполезно.

Хотя все это можно было предотвратить, если бы 30 лет назад человек пришел к врачу и прошел диагностику. Кардиолог посмотрел бы на комплекс интима-медиа и уже сразу мог сказать: «Дорогой, что-то с тобой не так».

То же самое после инфаркта. Пересадка сердца или какие-то еще действия (искусственный левый желудочек можно имплантировать) очень сильно усложняет лечение. То есть будущее за медициной профилактической, и этим, собственно, мы и занимаемся.

То есть, я правильно понимаю, что сейчас стандартные методы диагностики и профилактики очень сильно устарели?

Нет. Методы, которые мы используем, стандартные. В них нет ничего фантастического. Разница в схеме, подходе. Дело не в том, чтобы сделать «на отстань» кардиограмму и сказать: «Ну все, следующий». Наша задача – действительно выявить какую-то патологии, предупредить человека, что есть риски, и ими нужно заняться. Плюс, мы больше ориентируемся на данные американских исследований, американские стандарты и подходы к лечению. Потому что наши врачи, например, очень боятся назначать статины. Я часто слышу от кардиологов истории о том, что статины вредны для печени. Это очень странно, потому что эти лекарства спасают жизни, защищают нас от инсультов, инфарктов. И нет никакого органа, который мог бы перевесить эту чашу весов. Здесь вот головной мозг и сердце (показывает одну чашу), а здесь (показывает вторую) – хоть все органы накидай, но все равно первая будет тяжелее. И самое главное, что вся эта история о том, что статины вредны для печени – это еще и неправда. Потому что все, что полезно для сердца, полезно и для печени. Но тем не менее, есть такие заблуждения. Мы стараемся с этим бороться.

Алексей рассказывает о печени

В основном, зрители вас знают, во-первых, по вашему участию в этнографической экспедиции Артемия Лебедева, и уже потом по вашему видеоблогу на «Ютубе». Можете рассказать о том, как вы попали в этнографическую экспедицию? Какой это дало толчок вашей узнаваемости? Каково было в ней участвовать?

Артемий Андреевич придумал прекрасный формат – совмещение приятного с полезным – он путешествовал по всему миру за деньги спонсоров. Мне кажется, надо быть гениальным человеком, чтобы придумать такую схему :) Я сколько ни сидел, ни ломал голову, так и не смог придумать ничего подобного. Ты путешествуешь по всему миру, собираешь команду различных людей, имеющих какие-то скиллы, которые в рамках этой этнографической экспедиции делятся знаниями с читателями. При этом, вместе с Лебедевым вся эта компания путешествует по всему миру. Насколько я знаю, Артемий побывал уже во всех странах, в которых только можно побывать, и даже в некоторых, в которых нельзя. То ли Объединенные Арабские Эмираты, то ли Саудовская Аравия, я не помню, где-то, где очень сложно это сделать. По какому-то бизнес-предложению туда попал. У него это получилось. И это дико круто. Наверное, он стал одним из самых крутых путешественников в мире в результате этой экспедиции. Но мне в очередной раз повезло как утопленнику :) Я просто написал, заявил о своем желании поучаствовать, а потом выяснилось, что я буду путешествовать по Москве, где я и живу :)

Идеально :)

Да, забавно :) Но на самом деле, много нового узнал про Москву в результате экспедиции. И самое главное, что с этого действительно все началось. Попер сначала блог ЖЖ. Мне пришлось постоянно, каждый день писать какие-то медицинские статьи.

Та самая заявка Алексея, на которую обратил внимание Артемий

До этого вы этим не занимались?

Да, до этого я этим не занимался. В свое время пытался быть поэтом, потом вовремя понял, что не очень хорошо все поэты заканчивают. Довольно грустная всегда история. Поэтому вовремя прекратил. И потом начал вести ЖЖ. У меня были некоторые проблемы из-за небольшой дислексии. Я не очень грамотно пишу. Каждый раз в комментарии приходят граммар-наци, тебя поправляют… Это всегда несколько так… бесит :)

Особенно, когда люди делают выводы о профессиональных знаниях на основе того, какая грамотность.

Ну, у меня не супервыраженная дислексия. Есть проблемки. И для меня всегда было мучительно писать. То есть, с одной стороны я графоман. А с другой стороны… Дислексия – это сочетание, которое вызывало у меня некоторую когнитивную проблему. Но потом появился YouTube. Я очень долго до этого шел. Мне много раз говорили: «Да иди в YouTube, иди, иди». И вот я пошел. Получилось сначала плохо. Потом совсем плохо.

То есть, в YouTube вы пошли после того, как вы попробовали вести ЖЖ, когда закончилась этнографическая экспедиция?

Этнографическая экспедиция закончилась давно. Я продолжал там как-то худо-бедно вести этот ЖЖ, что-то пописывал, но нечасто. Я писал, потом на меня выходили разные издательства… Phillips на меня вышел. Я для него вел целый блог про здоровье.

Ничего себе :)

У них была какая-то активность…

То есть вы копирайтером работали?

Нет, я работал под своим именем.

А о чем были статьи?

Про здоровье, соответственно. Про сердце. Что я знаю, про то и писал. В этом году я был фронт-меном в кампании Philips «проверь сердце». Одним из трех: Кирилл Готовцев, я и Максим Журило. Мы все втроем рассказывали про здоровый образ жизни.

Но в итоге вы из ЖЖ перебрались на YouTube?

Все постоянно мне говорили: «Алексей, всё, ЖЖ умирает, уже запах на весь интернет идет. Давай соберись, иди на другие платформы». То есть, про YouTube давно витала мысль, и я попробовал. Как-то мы отдыхали с друзьями из спортивной секции на Шри Ланке, учились серфить, и я там встретил режиссера. Мы с ним разговорились и решили сделать видеоблог. Я понял, что мои жалкие попытки делать самостоятельно ничем не увенчаются.

С какими трудностями вы столкнулись?

Любым делом должны заниматься профессионалы. Это то же самое, что заниматься самолечением. Можно, конечно, по справочнику пытаться вылечить себе ишемическую болезнь сердца, но лучше, если кардиолог вам подскажет, как лечить. Точно так же – снимать видеоролики должны люди со специальным образованием и специальными знаниями.

Вам помогают профессионалы в создании видео?

Поначалу я пытался сам. Было, скорее, плохо, чем хорошо. Но это был опыт, безусловно. А потом я встретил своего режиссера Ивана Проскурякова, и мы уже с ним стали снимать вместе.

Мы занимаемся созданием и продвижением видео для бизнеса. Подробнее

То есть, те ролики, которые у вас на канале, в том числе, самые первые, все уже с режиссером были сняты?

Там видно по самим роликам. Несколько я пытался сам снять, а потом – уже с режиссером. Там все по качеству понятно.

А сценарий на ком? Вообще, можете рассказать, как обязанности ваши распределены?

Я всегда отвечал за сценарную составляющую. А режиссер – за его воплощение.

За картинку, за монтаж?

За все остальное. Я даю какие-то идеи по поводу того, что мне бы хотелось увидеть. Сам формат, основной формат роликов, которые сейчас существуют, – это диалог между эго и альтер-эго – он родился безусловно из моего личного опыта. Потому что в каждом человеке живет несколько субличностей.

То есть, это ваше личное альтер-эго?

Да, мое личное. Когда ты выбираешь, какую рубашку надеть: красную или зеленую – это все равно какой-то внутренний диалог. Между кем-то и кем-то. И этот человек (альтер-эго, которого я назвал Альберт) в некоторых ситуациях актуализируется. Впервые он возник в ролике про алкоголь, про похмелье. И эта идея была самой удачной и самой удобной для меня, потому что я сам придумываю себе вопросы, задаю их в смешной форме и отвечаю на них так, как мне нужно. То есть, я своими вопросами структурирую подачу материала и направляю нить беседы.

А как возникают новые темы для роликов? Это происходит спонтанно или вы заранее разрабатываете план публикаций?

Я не такой человек, чтобы составлять план публикаций. Чаще всего я снимаю то, что мне интересно.

То есть спонтанно?

Скорее всего, да. Я пытался как-то сделать под хайп какие-то истории, но что-то мне всегда становилось лень, скучно. Потому что тема секса и марихуаны постоянно в комментариях присутствует. Просят: «Сними, пожалуйста, про марихуану ролик». Но мне кажется, что это такая история… мне настолько неинтересно это делать. Хотя я понимаю, что это хайповая тема, она увеличит количество просмотров и так далее. Но просто не лежит у меня сердце.

Я правильно понимаю, что изначально весь проект создания клиники связан с вашей деятельностью на «Ютубе»?

Да.

Можете рассказать?

Ко мне пришел партнер и сказал: «Смотрю канал. Давно думал о том, как…»

А вы были до этого знакомы с партнером?

Нет.

То есть незнакомый человек к вам обратился?

Да. Пришел и сказал: «Давай делать». Я очень долго сопротивлялся, но в конце концов подумал, почему бы и нет? Если дело хорошее, то я «за».

Сейчас вам, наверное, уже трудно совмещать одновременно деятельность врача и всю работу по созданию контента?

Трудновато, но я стараюсь.

Вы сейчас передаете подрядчикам все это дело?

Все, действительно, не успеваешь. У меня уже давно идея передать ведение своего расписания секретарю. Но, к сожалению, до сих пор никак не могу это реализовать.

Вы прям нарасхват :)

Я не то, чтобы нарасхват, просто постоянно возникают проблемы с личным временем.

Как вы оцениваете количество вложенных усилий в создание контента и полученный результат? Не было никогда мысли, что можно было просто работать, получать клиентов по сарафанному радио? А время, которые вы потратили на создание контента, потратили бы на работу?

Тут деньгами не оценивается. Я трачу собственные деньги, с самого начала их тратил. Вкладывал очень немного, хотя бы просто чтобы человек, который мне помогает, тратил свое время не совсем бессмысленно. Просто это… интересно. Тебе по кайфу, поэтому ты это делаешь. Структуру канала стараюсь делать с точки зрения доказательной медицины. Соответственно, ты сразу отсекаешь всякую фигню. Ведь приходят с коммерческими предложениями всякие люди, говорят: «Разместите наши бады для простаты, какие-нибудь самоздравы».

То есть, рекламу предлагают?

Да, это происходит постоянно, но ты от нее отказываешься. Ты отказываешься от денег, потому что ты понимаешь, что канал сразу потеряет репутацию. Хочется рекламировать то, за что не стыдно.

Получается, у вас никак не монетизируются ролики?

Они монетизируются. Сначала я думал, что это будет монетизация за счет клиентов. Но потом я понял, что на самом деле я не справлюсь с тем объемом пациентов, которые есть. И потихонечку стал уходить от консультаций.

Монетизация идет за счет рекламных интеграций. С самого начала существования канала были организации, которые к нам приходили. Мы вместе с ними снимали ролики и на эти деньги как-то существовали. Я просто делал то, что мне нравится, не связываясь с какими-то мутными личностями.

Мы занимаемся комплексным продвижением бизнеса в интернете. Подробнее

Как вы считаете, получилось бы у вас то же самое, если бы изначально вам толчок в известности не дала этнографическая экспедиция?

Нет. Я очень благодарен Артемию, который время от времени постит мои ролики…

Оказывает информационную поддержку, да?

Да. Мы хорошо общаемся.

Алексей вместе с Артемием в 2012 году во время этнографической экспедиции

Какой он вообще в реальной жизни? Что трудно предположить, наблюдая за его ЖЖ?

Все мы в детстве на уроках литературы читали, что нельзя смешивать автора и лирического героя. Это как раз та история. Артемий очень интеллигентный, вдумчивый, приятный человек.

Т. е. это ваше эго, а не альтер-эго? В ЖЖ он, скорее, как Альберт, а в жизни…

Ну, нет. У меня есть свой формат, а это его формат. Он просто работает в определенном формате – он провоцирует, он получает от этого информационную известность. Это цель его работы. Я сначала читал какие-то негативные комментарии и так переживал, а потом подумал: «Ну, какая разница».

По поводу него негативные комментарии?

Да. Я думал о том, как он все это терпит. Мне бы было очень тяжело, потому что я всегда сильно переживаю по этому поводу. Но я понял, что это его модель, ему в ней нормально.

Что бы вы могли порекомендовать маркетологам, которые занимаются продвижением медицинских специалистов и центров? Можете дать какие-то ориентиры?

Мы предполагаем, что маркетолог – честный человек, которого не беспокоит собственная ипотека и который не хочет связываться с шарлатанами?

Да.

Мне кажется, что это всегда чувствуется сердцем – какие-то громкие заявления, попытка вылечить сразу большой спектр заболеваний при помощи одной процедуры. Такие триггеры всегда видно.

Где обычным людям и тем же самым маркетологам, которые готовят медицинский контент, искать надежную информацию по теме?

Русскоязычный интернет – сразу нет. Русскоязычная «Википедия» – категорически нет. Вы можете худо-бедно зайти в английскую «Википедию». Благо, что тот же Google Chrome сейчас очень хорошо автоматически переводит страницы. Отличие русского интернета от английского состоит в том, что в русском интернете первым делом по той или иной проблеме появляются рекламные статьи, где нет никакой правды. В английском интернете все-таки в первую очередь появляются более-менее нормальные статьи. Я не знаю, почему так работает система, но когда ты делаешь запрос там, то появляются грамотные статьи, ссылки. Хороший канал, который я должен прорекламировать всем – «Намочи манту». Его ведут медицинские журналистки, делают отличный контент. Я думаю, что их вклад в современную доказательную медицину больше, чем у некоторых врачей, даже медийных. Ну и, конечно, можете посмотреть мой YouTube-канал :) Я тоже стараюсь топить за доказательную медицину.

Повлияло ли больше количество информации по медицине в интернете на рост ипохондрии у среднестатистического человека? Раньше мы все брали из одних источников, а теперь тебе везде рассказывают, что у тебя рак или что-то еще.

Я не знаю, правда. Мне не с чем сравнивать. Я знаю, что у Джерома К. Джерома была книга «Трое в лодке, не считая собаки». Там герой прочитал энциклопедию и нашел у себя все болезни, кроме послеродовой горячки. У человека, который начинает читать, всегда есть риски, что он начнет все экстраполировать на себя.

Сейчас активно разрабатываются приложения, которые ставят диагноз по каким-то параметрам, которые он вводит. Это набирает популярность – не столько у пользователей, сколько у разработчиков. Зайдет ли это?

Да, это будущее. Так и должно быть, конечно. Если мы хотим лечить большое количество людей, то чем больше автоматизации, тем лучше. Но, к сожалению, у нас врачи не очень много читают. Хотелось бы, чтобы уровень повышался…

А это откуда выводы?

Общаюсь с пациентами, которые были у коллег. Т. е. в этом нет ничего плохого. Даже при пациентах – пациент сидит, а я могу не знать какое-то лекарство или болезнь, я не могу всего знать – я начинаю гуглить. Все знать невозможно, и если такие штуки помогут мне в дифференциальной диагностике, если я забиваю кучу симптомов, а он мне выдает какой-то результат, это прекрасно. Возможно это не так полезно знать пациенту, потому что может развиться ипохондрия, как вы и сказали.

В этом году вышел закон о телемедицине – врачи теперь могут оказывать дистанционные консультации. Можете чуть подробнее рассказать об этом, если вы в курсе?

Я в курсе. Мне все нравится. Во-первых, вот есть люди, которые живут в глухой сибирской деревне. В деревне есть фельдшер. До города ехать 150 км, вокруг ходят медведи. И что делать? А тут есть интернет – он может позвонить врачу и получить второе мнение, потому что фельдшер 30 лет назад закончил медицинский колледж и не обновлял знания. Человек звонит и за определенную сумму получает второе мнение, которое может быть диаметрально противоположным. Мне кажется, для таких ситуаций это супер. Телемедицина безусловно должна быть.

Где проходит та грань, когда человек, создающий медицинский контент, но не являющийся медиком, должен себе запретить давать советы читателю и отправлять к врачу.

Какой контент вы имеете в виду?

Образовательный.

Образовательный контент это не руководство к действию. Когда мы делаем видеоролик, мы всегда говорим, что это не является рекомендаций, и надо обращаться к специалисту.

Давайте напоследок разберем самый важный для нашей аудитории вопрос: насколько вы лично считаете контент-маркетинг эффективным и «экологичным» для бизнеса?

Аудитория «Ютьюба» очень сильно чувствует любую фальшь, поэтому мне кажется, что честность – основной критерий. Если ты честен со слушателем, то все будет нормально. Те же лайки очень помогают оценивать видео – получить или дать фидбэк.

Достаточно ли просто создавать качественный контент, чтобы канал стал известным? Или нужно его промоутировать?

Наверное, нужно, да. Но я, к сожалению, к этому не прибегал.

Кроме информационной поддержки от Артемия Лебедева.

Да. Артемий мне помогал, с Варламовым делали совместный ролик, может быть еще с кем-то буду делать. Хочется сделать какие-то интеграции. Но если честно говорить, я ненастоящий блогер, я пока что во всем этом плохо разбираюсь.

Какие у вас дальнейшие планы на канал?

Пока не могу сказать. Мне просто интересно этим заниматься. Недавно я сел и записал список тем, которые я хочу осветить – их оказалось больше сотки, т. е. очень большой план по количеству роликов.

Спасибо, Алексей, что ответили на мои вопросы.

Вам спасибо.

#
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных