Виктор, привет. У меня ощущение, что у тебя 30 часов в сутках. Скажи, пожалуйста, как ты все успеваешь делать?
ВК: На самом деле не успеваю, но, тем не менее, стараюсь. Все время чем-то занят, все время что-то делаю.
Может, у тебя есть какие-то собственные наработки по тайм-менеджменту? Как ты вообще строишь свой день?
ВК: Мой рабочий день начинается с вечера накануне. Каждый вечер я создаю себе «to do-лист», состоящий из 15-30 пунктов (их количество зависит от сложности и важности задач). Я трезво смотрю на ситуацию и понимаю, что хотя бы 50% из этого списка я должен сделать. Остальное переносится на следующий день. То есть долгосрочных целей у меня нет. Это не относится к клиентским проектам, если нужно создать контент-план для проекта, то там горизонт планирования — 2-3 месяца. Но по своим личным задачам все планируется максимум на день-два. На мой взгляд, это эффективнее. Если будешь планировать на долгий срок, то задача будет постоянно перекладываться. Мало того, самые сложные и неприятные задачи идут первым пунктом в моем личном «to do-листе».
Расскажи немного о себе. Как ты пришел в SEO? Как появилось агентство SeoProfy.ua?
ВК: В SEO я пришел давно. Где-то в 2005 году я занялся регистрацией и перепродажей доменов. В зоне ua и в зарубежных зонах регистрировал домены в виде ключевых слов и пытался их перепродать — для этого создал сайт и стал пытаться его продвигать самостоятельно. Это был мой первый опыт. Когда добился первых заметных успехов, стали обращаться знакомые со своими проектами, помогал им с продвижением. Параллельно пошел на работу в крупный киевский холдинг Media Masters Group, который работал на ниве интернет-маркетинга. Там мы познакомились с опытным сеошником – Дмитрием Возным, от которого я очень много перенял. Три месяца я «выносил мозг» нашему сеошнику, основной базис знаний я получил именно в это время. Той конторы уже давно нет, а мы до сих пор вместе работаем. Seoprofy как блог появился в 2009 году, но до этого параллельно я развивал несколько проектов. Изначально мы развивали 3-4 сайта, в то время это была нормальная практика: для увеличения охвата и, соответственно, количества заявок иметь несколько проектов было выгодно. И основным сайтом фирмы был seo.in.ua. Под этой вывеской мы начинали. Поначалу было много «надомников», естественно, но вот как-то так постепенно вдруг все перебрались в офис и теперь большая часть сотрудников сидит под одной крышей. При этом сети сайтов уже стали не так эффективны, концентрация работ на одном проекте стала давать большую отдачу, да и хотелось развивать собственный бренд. А для этих целей домен seoprofy.ua нам показался более подходящим. И вот уже два года мы известны именно под этим брендом на рынке.
Скажи, пожалуйста, чем, на твой взгляд, российский рынок интернет-маркетинга отличается от украинского?
ВК: Отличия, конечно, есть. Отличие первое: российский рынок большой, и российским агентствам нет смысла выходить на другие рынки. Украинский рынок значительно меньше, если SEO-агентство хочет продолжать расти, а не останавливаться на каком-то уровне, оно должно думать о выходе на другие рынки. Это может быть та же Россия, это могут быть страны Европы или Америка. У нас очень много контор, которые полностью работают под англоязычный рынок. Второе отличие — это лично мое наблюдение — мы пытаемся больше делать за меньшие деньги (смеется). А других особых отличий нет.
Свою мысль выскажу. Я вот смотрю на сайты агентств и вижу, что украинские конторы подхватили волну контент-маркетинга, которая к нам идет с Запада. Я сам подписан на несколько блогов украинских агентств, они постоянно обновляются, выходят новые материалы, там действительно много интересных и качественных публикаций. В рунете очень мало кто этим занимается. То есть возникает ощущение, что контент-маркетинг и его роль в получении трафика из естественной выдачи поисковиков в рунете пока мало кого волнует. Я подозреваю, что тут многое связано с ролью Google, все-таки в уанете роль этого поисковика всегда была выше, чем в рунете. Мы же понимаем, что контент-маркетинг известен давно, но его подлинный взрывной рост начинается за рубежом с появлением алгоритма Google Panda и антиспам-фильтра Google Penguin. С этой мыслью согласен?
ВК: Да, с этим я согласен. Контент-маркетинг сейчас бурно развивается у нас. В целом это хорошо, и ты сам понимаешь, почему (смеется). Контент-маркетинг, несмотря на свою трудозатратность, сейчас дает возможность добиваться больших результатов в получении трафика и в итоге, как это ни странно, меньшими усилиями. Но есть еще один момент. Хороший контент-маркетинг очень сложно поставить на поток. Если делать для себя — тут понятно, многие на это идут. Если делать на потоке для клиентов, то очень трудно настроить все процессы и построить вот этот вот конвейер по производству качественного контента. И многие большие конторы просто не имеют возможность перестроиться, потому что перестраивать нужно весь цикл работ по продвижению.
Ок, давай перейдем ближе к теме SEO. Каким тебе видится будущее поискового маркетинга? Куда все идет, и к чему все в итоге придет?
ВК: Будет все очень сложно. Большая часть создаваемого контента будет показана посетителю без перехода на сайт (Knowledge Graph в Google и «Острова» в «Яндексе»). В итоге у всех будет меньше трафика при все больших усилиях по его получению. Еще больше будет рулить «низкочастотка». Если посмотреть на топовые ВЧ-запросы… Ну вот возьмем, к примеру, запрос «погода», раньше он давал 20 тыс. переходов в сутки, сейчас введите этот запрос в поиск — и вы увидите всю информацию прямо на странице выдачи, и смысла переходить куда-то у вас нет. В эту сторону поисковики будут двигаться и дальше. Платный поиск еще более усилит свои позиции, а добыча трафика из естественной выдачи будет еще более сложной, более трудоемкой и более «хитрой», что ли. Далеко ходить за примерами не надо. У нас есть клиент — адвокат, который проживает в Нью-Йорке и, соответственно, там же оказывает свои услуги. Стоимость одного клика в контексте у него — 100 долларов (это в среднем, а не какие-то отдельные топовые запросы). 100 долларов — один переход, за 1000 долларов можно получить десять (!) переходов. Чтобы получить 300 переходов, нужно потратить 30 тыс. долларов. И понятно, что при таком раскладе этот бюджет будет убыточным. А работая с нами на бюджете 3000 долларов, он получает ведение блога на английском языке, немного гостевых постов и ссылок в локальных директориях — в итоге это обеспечивает 80-100 переходов в день по тематическим запросам. И к этому все идет и в других тематиках.
Ну, та же тенденция намечается и в рунете. Мы сами в последнее время усиленно развиваем направление контекста и замечаем, что в каждой тематике есть некая критическая масса бюджета, и если ты ее не достигаешь, то в лучшем случае этот контекст будет работать «в ноль». И что интересно, за последние полтора года, вот эта вот критическая масса бюджета практически во всех тематиках сильно выросла. Получается замкнутый круг. Контекст на малых бюджетах не отбивается, а больших бюджетов бизнес, если он начинающий, потянуть не может.
Слышал ли ты, недавно Мэтт Каттс анонсировал новый алгоритм Google, который будет отдавать предпочтение именно авторитетным сайтам? То есть, Каттс говорит буквально о следующем: популярность сайта еще не значит, что сайт авторитетен. Бульварная газета может быть популярной, но не будет авторитетной. Ну и далее он дает рекомендацию владельцам сайтов заботиться именно об авторитетности сайта (Trust Rank), а не об его популярности. Если мы примем на веру слова Каттса, что Google удастся выявлять именно авторитетные сайты, то, на твой взгляд, какие факторы ранжирования в новом алгоритме Google будут усилены?
ВК: Я был на конференции в Казани, и там выступал представитель Майли Овей (Maile Ohye). Он рассказывал, как они внедряли Колибри. Уже этот алгоритм учитывает огромное количество факторов. И основная мысль — поиск старается учесть все! Все, что касается сайта, и все, что касается пользователя, который вводит запрос. К примеру, нынешний алгоритм ссылочного ранжирования в Google учитывает не просто внешние ссылки, а ссылочные связи: учитываются сайты, которые ссылаются на сайт, который ссылается на тебя. Что это за сайты, почему они на тебя ссылаются — поиск старается все учесть. Все то же самое с социальными факторами. Не просто учитываются лайки и шеры, учитывается «социальный вес» профиля: кто у него в друзьях, как часто он публикует интересный контент у себя на площадке. Исходя из этого, я могу дать рецепт, как развиваться молодым проектам. Первое: нужно в беках собрать самые трастовые площадки, которые есть в вашей тематике, — оставлять там интересные и полезные комментарии, получать социальные сигналы из аффилированных с этими площадками страниц в соцсетях и т.д. Второе: нужен качественный интересный и разнообразный контент. К чему я все веду. Сейчас все используют автоматизацию по получению беков — пусть даже речь не идет о закупке большого количества арендованных ссылок, а о вечных статейных ссылках. Сейчас это работает, но вся работа больше будет уходить в такой тяжелый кропотливый и ручной труд. Результаты достигаться будут сложнее.
Вопрос такой. Почему, на твой взгляд, «Яндекс» и Google идут разными путями по борьбе с платными ссылками? Тренд «Яндекса» последних лет — все меньше их учитывать, тренд Google — жесткие санкции.
ВК: Думаю, подходы к платным ссылкам у «Яндекса» и Google будут сближаться. Поисковикам нужно, чтобы деньги неслись в платный поиск, в контекст. Но, с другой стороны, качество выдачи не должно страдать: не будет органики, не будет ничего. Я работаю в большинстве случаев на западные проекты — в том числе с «серыми» проектами. И в этих «серых» тематиках по барабану, какие ссылки ты используешь. Результат они дают, но не долгосрочный. Но и бизнес-модель в этих проектах такая: получить трафик, быстро его отбить и делать новый проект. И цели мы реализуем соответствующие: сделать трафик под 100 тыс. в сутки, продержаться минимум полтора-два месяца, сделать положительный ROI. Одновременно запуская 20-30 таких сайтов, можно получить неплохие результаты. То есть, переспам в Google сейчас отлично работает, но, собственно, никто уже не рассчитывает, что результаты будут сколь-либо постоянными.
У вас достаточно большой опыт выхода из-под Пингвина Гугла. Какие можешь свои мысли по поводу Пингвина озвучить? Мы тоже работаем с Пингвином, по нашим данным в рунете достаточно много проектов, которые имеют именно эту санкцию. Выводя проекты из-под Пингвина, все время пытаемся понять закономерность попадания сайта под фильтр и закономерность выхода из-под Пингвина. И, честно скажу, закономерности не видим. Что ты можешь озвучить по этому поводу?
ВК: Если честно говорить, то нет никакой логики по накладыванию этого фильтра и выходу из-под него (смеется). У нас уже около сотни проектов, которые мы вывели из-под фильтра, и что мы знаем точно: основной сигнал по накладыванию фильтра — это спамный анкор-лист, с большим количеством ключей в беках. Это основная причина как для ручного фильтра, так и для автоматического. Но вот почему одни сайты с такими анкор-листами попадают под фильтр, а другие — нет? Тут логики в действиях Google не прослеживается. Если говорить про снятие фильтра, то вариантов не очень много. Либо снимать ссылки, либо разбавлять анкор-лист безанкорными ссылками или хотя бы без таких очевидных ключей в анкор-листе. Это вариант очень долгий, но зато позволяет сохранить трафик в «Яндексе». Этот подходит для своих проектов — уж слишком он трудозатратный. У меня есть кулинарный сайт, там достаточно хороший трафик. Мы выводили его из-под фильтра два года, даже больше. Там все ссылки были вечные, снимать их не хотелось — просто было жалко потраченных бюджетов. А писать веб-мастерам и просить поменять анкор ссылок — ну, это очень трудозатратно. Мы продолжали писать рецепты и в то же время пытались разбавить анкор-лист. В итоге, выйти из-под фильтра удалось.
То есть, вы даже Disavow Links Tool не использовали?
ВК: Конкретно по этому проекту — нет. Выйти нам все-таки удалось и без него. Но вообще Disavow Links Tool отлично работает, но главный рецепт выхода — посмотреть каждую ссылку в отдельности и вручную отсортировать неэффективные.
Но мы вот на своем опыте поняли, что не во всех случаях инструмент отклонения ссылок сработает, нужно снимать ссылки физически — списываться с владельцами и т.д. То есть, Google может «схавать» отклоненные ссылки, только если увидит, что часть из них действительно была снята.
ВК: Google дает понять, что спамить, как раньше, уже нельзя. В большинстве коммерческих тематик, где ссылки до сих пор играют роль, мы на своем опыте видим, что безанкорка дает очень слабый эффект. Внутренняя оптимизация может быть отличной, в беках только безанкорка, а роста нет. То есть, анкорные ссылки все равно нужны для роста в Google.
Факторов ранжирования становится все больше. Отрицать это бессмысленно. При этом не на все факторы оптимизаторы могут влиять. Либо на некоторые факторы влиять очень трудозатратно — ну, например, для повышения кликабильности в серпе, нужно работать над сниппетами. Если у тебя десятки тысяч страниц в выдаче, то можно представить, каков этот объем работы. На твой взгляд, SEO-рынок будет идти путем увеличения объемов работ по проектам, либо же путем поиска очередной «дыры» в алгоритмах, чтобы банально какой-то фактор накрутить?
ВК: Время покажет, но, думаю, будут развиваться оба пути. Многое зависит от самой компании. Сейчас идет бурное развитие поисковых технологий, все быстро меняется. Под эти изменения должны подстраиваться и компании. Некоторые из них вынуждены будут увеличивать объемы работы по проектам для получения результата, который давался раньше легче. Другие компании увеличивать объемы работ не смогут в силу массы причин, и они будут вынуждены заниматься поиском «дыр» в алгоритмах, чтобы их использовать. Клиентам же важны результаты, а не методы их получения — белые или серые. У нас в большинстве своем такой точечный ручной труд. По сравнению с многими другими организациями мы занимаемся, честно сказать, какой-то благотворительностью. В том плане, что задействуем много разных ресурсов по продвижению. Но отдача у нас больше, и мы не вредим клиентским проектам — это точно.
Понял тебя. Но тут есть какой момент. Ты говоришь, многое зависит от самой компании. Но ведь и от поисковых систем зависит не меньше. По поводу поиска тех или иных дыр… Ну вот были массовые баны за накрутку поведенческих. Сейчас массовых банов нет, хотя вряд ли накруток ПФ стало меньше, скорее, больше. Дальше как будет идти развитие именно со стороны поисковых систем? Поиск начнет лучше понимать накрутки? То есть возможна ли такая безоговорочная победа поиска над black hat seo? Или это такая перманентная война? Усиливается мощность снаряда — растет толщина брони, выросла толщина брони — мощность снаряда снова должна увеличиваться…
ВК: Я думаю, скорее, второй сценарий. Дыры в алгоритмах все равно будут, и использовать их тоже не перестанут. Вот у меня есть знакомые, у них трафик — 20 миллионов хостов в сутки. Терять такой объем никто не хочет. На таких объемах ты будешь использовать любые методы, лишь бы сохранить этот трафик.
Давай ближе к компании SeoProfy. Как у вас построен цикл работ? Вы берете клиентов на что — на комплекс, на поисковое продвижение или на какие-то разовые работы (например, снятие фильтра)?
ВК: Обычно все начинается с отдела продаж. В последнее время увеличилось количество и разовых клиентов на какие-то конкретные работы — то же снятие фильтров, например. В целом же, большая часть работ — это комплекс, но в основе всегда лежит SEO. Под крупных клиентов это еще может быть контекст и контент-маркетинг в виде отдельной услуги. Работаем командой над проектом: сеошник, копирайтер, программист. По позициям мы очень давно не работаем. То есть, естественно, их отслеживаем, это, безусловно, влияет на результат, но в договорах работы по позициям у нас нет. В большинстве случаев основной метрикой для наших клиентов является трафик с поисковиков. Есть трафик — можем уже заниматься оптимизацией конверсии, сплит-тестированием, но отдельно это не оцениваем, делаем бесплатно, уже в нагрузку к работам по получению трафика.
А сколько у вас штатных специалистов?
ВК: Сейчас нас двадцать человек в офисе, и есть достаточно большой пул специалистов, привлекаемых по-проектно: это проектировщики, программисты, верстальщики, дизайнеры. Сидим мы на станции метро «Позняки» в Киеве, офис выбирал специально в пяти минутах ходьбы от дома, чтобы не стоять в пробках. Ну и большая часть наших сотрудников с Левого берега.
Сколько человек работает над контентом сайта seoprofy.ua?
ВК: Один (смеется). Есть еще дизайнер, который делает инфографику, и есть копирайтер Олеся, которая спасает меня с интервью. Все остальное — это только я.
Не перестаю тебе удивляться. Я понимаю ваши объемы контента, и понимаю, в какие трудозатраты это обходится. Сам поднимал свой сайт в одиночку, но сейчас уже меня не хватает, у меня есть помощники. Сколько часов в сутки ты спишь?
ВК: Сплю, как обычные люди (смеется), но я постоянно что-то делаю. В больших объемах контента есть и плюсы, и минусы. К минусам могу отнести множество ошибок. Но для меня гораздо важнее донести суть. Любой пост я делаю за два часа. Сел, быстро написал текст, сделал скриншоты, нашел картинки и заверстал в блог. В ближайшее время, надеюсь, появятся сотрудники, которые будут мне помогать в этой работе.
Да, наговорили мы с тобой немало, поэтому давай двигаться уже к концу. Вы — успешная компания в поисковом маркетинге, успешная в контент-маркетинге. Хочу тебя спросить, что ты думаешь о контент-маркетинге и его роли в поисковом продвижении в ближайшее время? И твой рецепт успешного контент-маркетинга?
ВК: Если коротко: хороший контент-маркетинг невозможен без хорошего маркетинга (смеется). Лично мне контент-маркетинг очень нравится. Я делаю разные контент-планы для разных проектов — это интересная работа. А главное — результативная в плане получения трафика. Но хочу сказать вот что. Вспоминаю ту презенташку, которую ты расшаривал, и должен признать: контент-маркетинг сейчас очень круто работает, но, очевидно же, как только им станут заниматься все вокруг, это перестанет так работать. И нам предстоит еще увидеть эволюцию контент-маркетинга, может быть, инфографика станет полностью видеоинфографикой, изменятся другие форматы контента и его подача. Что касается эффективности контент-маркетинга сейчас… Мы для сайта seoprofy.ua ведем контекстную рекламу на небольшом бюджете — около 200 долларов в день. Там есть какое-то количество лидов, при этом лид с блога нам обходится в три раза меньше, чем с контекстной рекламы. В общем, эффективность контент-маркетинга пока очень высокая. Эти навыки в себе стараюсь развивать, даже сейчас на курсы записался от Content Marketing Institute, нахожу их очень полезными. Если подытожить, то блог — это самый дешевый в настоящий момент времени канал получения лидов. Надо его просто делать, не «забивать» на него. И все.
Виктор, спасибо за интервью. Не знаю, как тебе, а мне было очень полезно. Наблюдаем за вами, следим, учимся многому. Всяческих успехов тебе лично и твоему агентству.