Изменения поисковой выдачи Google
Page Experience: новый алгоритм выдачи
Масштабное обновление поискового движка стартовало 15 июня и к сентябрю оказалось полностью развернуто.
Само название Page Experience говорит о том, что алгоритм основан на пользовательском опыте посещения различных страниц. Ключевыми факторами для ранжирования теперь являются скорость загрузки и качество контента.
Схема работы Page Experience – факторы, влияющие на ранжирование
После обновления в Google отказались от сигнала «Безопасный просмотр», ранее влиявшего на ранжирование. Его место заняло «Удобство страницы» (Core Web Vitals), складывающееся из скорости/качества загрузки, задержки перед возможностью взаимодействовать с сайтом и его визуальной стабильности.
Другими влияющими факторами стали:
- качество просмотра на мобильных;
- наличие протокола HTTPS;
- отсутствие навязчивой рекламы на страницах.
Ценность самого контента, публикуемого на странице, в «Удобстве страницы» никак не отражается. Тем не менее, качественный контент Google поставил во главу новой стратегии ранжирования:
Полезность и качество контента обеспечивают странице приоритетное ранжирование, даже если такая страница неудобна для пользователя. Ценная информация на странице важнее для Google, чем удобство интерфейса сайта.
Экспертность контента как новый тренд продвижения
Google продолжает акцентировать внимание на экспертности контента и придает важное значение методике EAT (экспертность, авторитет, траст), которая усиливает качество страницы для поисковых роботов в случае, если материалы одобрил (проверил) известный эксперт.
Статьи от экспертов и с экспертной оценкой Google ценит больше других
Для экспертных оценок Google даже обновил разметку страниц, добавив теги для разработчика, выделяющие разделы экспертизы для поисковых роботов. Мы писали об этом в обзоре трендов западного SEO.
Новые правила формирования заголовков в выдаче
Компания внесла изменения в работу тега Title. Теперь заголовки страниц формируются в выдаче автоматически, если алгоритму по каким-то причинам «не нравятся» заданные теги. В основном это происходит в случаях, когда вы используете шаблонное формирование заголовков.
В целом эксперты рекомендуют не бросать все силы на Core Web Vitals (его влияние на выдачу пока не оказалось очень значительным), а уделять большое внимание контенту, его экспертности и удобству представления на сайтах.
Изменения в Google Analytics 4
Обновленный сервис аналитики от Google был запущен в 2020 году, а в течение этого года он активно развивался, обрастая новыми возможностями и данными.
Показатель отказов заменили на показатель вовлеченности
Чтобы сеанс считался «вовлеченным», он должен привести к конверсии, длиться более 10 секунд либо иметь несколько просмотров экрана или страниц. При расчете показателя вовлеченности GA4 учитывает частоту этих сеансов.
В новой версии вовлеченность в среднем выше, так как некоторые сеансы, которые ранее считались отказами, будут учитываться как активные – например, если пользователь проведет на странице более 10 секунд, а затем уйдет с нее.
Обновленный отчет Google Analytics 4 с показателем доли вовлеченности
Появились показатели ценности сайта и отдельных страниц
Ценность страницы определяется как средняя ценность страницы, которую посетил пользователь, прежде чем перейти на целевую страницу или завершить коммерческую транзакцию (или и то, и другое). Это значение показывает, какая страница на сайте принесла больше дохода.
Используется следующая формула для расчета: Ценность страницы = (Доходы от транзакций + Общая ценность целей) / Количество уникальных просмотров страницы.
Для примера возьмем две ситуации за отчетный период:
Посещения по страницам сайта с итоговой покупкой в 40 и 100 долларов соответственно
Как Google Analytics рассчитает ценность страниц 1, 2, и 3 для отчетного периода:
Страница 1: ($100 дохода + $40 дохода + $0 ценности целей) / 2 уникальных просмотра = $70
Страница 2: ($100 дохода + $40 дохода + $0 ценности целей) / 2 уникальных просмотра = $70
Страница 3: ($100 дохода + $0 ценности целей) / 1 уникальный просмотр = $100
Соответственно, наиболее приоритетной станет страница 3, несмотря на участие только в одной конверсии (зато она была более прибыльной).
В Google Analytics 4 соответствующие показатели страниц можно настроить и увидеть в отчете «Страницы и экраны». Анализируя их, можно понять, какие разделы вашего сайта будут выше цениться в выдаче и даже в рекламе.
Добавлен расширенный отчет о путях конверсий
Новый набор данных сосредоточен на путях конверсии и работает схоже с отчетом «Основные пути конверсии» в Universal Analytics.
Эти данные показывают наиболее активные каналы первого и последнего касания пользователя до конверсии. Кроме того, в отчетах можно увидеть комбинации каналов для путей к конверсии. Наиболее частые комбинации позволяют понять, как действует ваша аудитория до покупки, проследить ее путь.
Отчет по путям конверсии в Google Analytics 4
Отчет позволяет вникнуть в процесс прохождения пользователем пути из нескольких каналов до конверсии с различными моделями атрибуции. Пока что отчеты находятся в режиме Бета, однако уже сейчас можно воспользоваться ими, создав Проект атрибуции в своем Google Analytics 4.
Переход к адаптивным объявлениям в Google Ads
Адаптивные поисковые объявления (Responsive Search Ads, RSA) стали форматом по умолчанию в поисковых кампаниях.
Благодаря машинному обучению адаптивные поисковые объявления автоматически определяют наилучшее сочетание заголовков и описаний, чтобы показывать нужное объявление по заданному запросу.
По наблюдениям компании, адаптивные поисковые объявления приносят на 10 % больше кликов и конверсий. При создании нового объявления вы уже не можете использовать прежний текстовый формат, а в июне 2022 года планируется полностью от него отказаться.
Создание адаптивного поискового объявления в Google Ads
Адаптивные объявления предполагают большое количество заголовков и текстов, которые автоматически будут формировать готовое объявление согласно запросу пользователя: на первый план будут выходить соответствующие заголовки, а со временем наиболее конверсионные варианты будут подставляться чаще прочих.
Кроме конверсии, положительный элемент для рекламодателя здесь в том, что отныне одно объявление может заменить сразу несколько (можно задать множество заголовков вместо отдельных объявлений), но есть и некоторые критические моменты:
-
Показатель качества адаптивных объявлений напрямую зависит от включения заданных в группе ключевых слов в заголовки объявления. То есть, если вы хотите получить хотя бы средний показатель качества, а ключ представляет собой «vip-зал в аэропорту как забронировать дешевле», то система может попросить включить его именно в таком виде.
-
Есть некоторые проблемы с русскоязычной площадкой, которая еще не распознает выражения на 100 %, поэтому большинство объявлений имеет предупреждение «используйте заголовки, более значительно отличающиеся друг от друга».
-
Медицинские и прочие «скользкие» тематики стало рекламировать сложнее, потому что без включения ключевых слов в заголовки объявления имеют низкое качество, а включение может привести к запрету показа (нельзя использовать в объявлениях определенные слова и выражения).
За год ситуация с распознаванием русскоязычных фраз улучшилась: даже включение ключевых фраз в заголовки стало происходить по отдельным словам. Тем не менее, пока что не все темы легко переносить в адаптивный формат.
По имеющемуся опыту, лучше, как и прежде, не использовать большое количество разноплановых ключевиков в группе объявлений: это может дать низкий показатель качества объявления. Соответственно, стоит создавать больше групп с объявлениями, в каждом из которых будет много заголовков и текстов, что увеличивает количество работы для рекламодателя.
Двухфакторная авторизация в аккаунте по умолчанию
Для повышения безопасности учетных записей пользователей Google планирует до конца года ввести двухэтапную авторизацию для более чем 150 млн владельцев аккаунтов.
Авторизация в Google по QR-коду (и ковид здесь не при чем)
Двухэтапная авторизация подразумевает, что учетные записи пользователей защищены не только паролем, но и другим методом подтверждения личности. Это может быть электронный ключ или отправка кода через SMS-сообщение на привязанный к аккаунту номер телефона.
Рекомендация о включении двухфакторной идентификации в Google Ads
В июне компания объявила о намерении потребовать от разработчиков приложений обязательного включения двухфакторной идентификации в их продуктах. По мнению специалистов Google, это позволит предотвратить взлом приложений и аккаунтов (поскольку этот момент касается Android, то здесь у компании свои интересы). Кроме того, Google планирует обязать более 2 млн владельцев каналов на YouTube также подключить двухфакторную идентификацию для защиты контента.
Пока что действия Google носят рекомендательный характер, но не исключено, что компания может перейти и к активным действиям по переводу пользователей.
Еще несколько важных новинок от компании
-
Google запустил новую ОС Fuchsia. Компания не отрицает, что система в будущем может заменить Android. О запуске Google объявил 25 мая. Сейчас новая операционная система используется на устройствах умного дома Google Nest Hub. Ее отличает высокая производительность.
Презентация новой ОС Fuchsia от Google
-
Летом 2021 года в ОС Android было реализовано несколько важных обновлений. Google значительно расширил и обновил систему «распознавания» землетрясений. С ней жители сейсмоопасных регионов смогут своевременно получать уведомления о приближающемся землетрясении. С этого года система доступна в Турции, на Филиппинах, в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.
Кроме того, обновлена система Android Auto, используемая при подключению к автомобилю. Теперь стало легче просматривать медиаконтент, отправлять сообщения голосом для повышения безопасности для водителя.
Отправка сообщений голосовым вводом в Android Auto
Дополнительно в Android Auto появились приложения для поиска зарядки электромобиля, парковки и навигации, с экрана лаунчера можно получить прямой доступ к мессенджерам вроде WhatsApp или «Google Сообщения». Всё это доступно для смартфонов с Android 6 и выше при подключении к совместимому автомобилю.
Итоги 2021 года от самого Google
Конечно же, и сама компания не осталась в стороне от поведения итогов и выпустила традиционный отчет «Год в поиске Google» за 2021 год. В нем отражены мировые и российские тренды поиска.
Часть поисковых трендов 2021 года в России по Google
Подробности читайте здесь: