Давайте знакомиться. Я среднестатистический интернет-юзер с синдромом дефицита внимания. Я и мальчик, и девочка. Мне и двадцать лет, и сорок пять. У меня острый ум, я питаюсь информацией и ежедневно поглощаю статьи, видео и подкасты обо всем, что втащит нас в светлое будущее.
И я же – ленивая задница, неспособная вчитаться в два абзаца текста. Я брезгливо кручу ленты соцсетей и агрегаторов новостей, ни на чем не задерживая взгляд. Я вроде и хочу узнать, как выглядит первое в истории фото черной дыры… Но кликнув на заголовок, смотрю уже не на черную дыру, а на плашку сбоку, которая вопит мне, что «Оливия Уайлд умилила всех фотографией дочери». И я иду умиляться, хотя дочь Оливии Уайлд мне на фиг не упала. Кажется, я еще и ем при этом что-то жирное и сладкое.
Меня изучают. В 2015 году под крылом Microsoft Corp. какие-то сумасшедшие замеряли среднее время концентрации внимания современного человека. Опрашивали 2 000 добровольцев. 112 человек пытали энцефалографом. Выяснили, что мой средний интервал внимания составляет 8,25 секунды. Божечки, а еще в 2000-м году было 12 секунд. Все катится в пропасть.
Эти парни из Microsoft предположили, что «слабая концентрация внимания может быть побочным эффектом развития мобильного интернета». Какие прозорливцы! (То есть, конечно, «спасибо, Кэп»).
Я из тех 77 % людей в возрасте от 18 до 24 лет, которые тянутся к смартфону, когда ничто не занимает их внимание. И я же из тех 10 % людей старше 65 лет, которые делают то же самое, если никакая другая яркая ерунда их не развлекает.
Я не могу без инфопотока, стучащегося в мои глаза и уши. Наверное, потому что мне страшно жить и думать. Ведь если остановиться и поразмыслить, то глубина той [задницы], в которой существую я – гордый среднестатистический человек – ужаснет меня….
Я люблю новости, но не заставляйте меня их читать
В прошлом году садисты в белых халатах опубликовали в Journal of Computer-Mediated Communication результаты исследования «Внимание к новостям в мобильную эру».
Они взяли меня и еще 114 бедолаг, чтобы отслеживать наши движения глаз при чтении новостей. Среди нас было 87 женщин и 28 мужчин. Наш средний возраст составлял 20,2 года.
Они фиксировали среднее время нахождения пользователя на новостном сайте за один «присест». Черт, мы смогли продержаться в мобильных новостных приложениях целых 7,56 минуты! Но, когда открыли браузеры ноутбуков и десктопов, то сдулись до 2,15.
Чтоб вы знали, мое среднестатистическое внимание к новостям и новостным ссылкам удалось предсказывать с высокой степенью достоверности. Если я сижу за компом, то способен удерживать внимание на одной новости примерно 45 секунд. Я гигант.
Но не давайте мне смартфон. Тут я уже держусь только 15 секунд. Если же вижу новость на планшетном ПК, то, ловите меня сорок Стасов Михайловых – она вызывает мой интерес менее 10 секунд.
Я и другие обезьяны переключаем свое внимание… 4 раза в секунду
А вот это вот – одно из самых значительных сообщений яйцеголовых за последние годы. Говорят, что «фундаментальная находка». И, что «это многое объясняет».
Группа исследователей, которой явно не хочется спокойной жизни, из Принстонского и Калифорнийского (в Беркли) университетов доказала, что наше субъективное восприятие визуального мира вокруг – иллюзия.
Их главная – профессор психологии Института нейронауки Принстонского университета Сабина Кастнер – прямо так и говорит. Мол, «восприятие прерывисто и ритмично проходит через короткие промежутки времени, когда мы можем воспринимать все более или менее ясно». Опыты на людях и прочих приматах показали, что наше внимание пульсирует 4 раза в секунду.
Если подробнее, то все происходит примерно так: каждые 250 миллисекунд мы переключаемся с предмета, на который вроде бы смотрим, на оценку всей окружающей обстановки. То есть 4 раза в секунду творится следующее: «Ой, какой миленький котик!.. Пушки слева! Говнорэп из машины справа! Меня сейчас задавят!.. Ой, какой миленький котик!.. Кто покрасил эти стены в такой гнусный цвет?.. Ой, какой миленький котик!..» И так до бесконечности.
Мое восприятие мира только кажется мне непрерывным – вот, что я понял. Это мозг (как он задолбал своими тайными финтами) монтирует кусочки реальности, которые успело захватить внимание, в последовательный «фильм». А на самом деле четыре раза в секунду я циклически переключаюсь с максимальной сосредоточенности на режим «ситуационной осведомленности» («Агрегатор» пишется с одним «Г» два раза… кажется, в холодильнике со вчера есть недожратые пирожные «Трюфель». Одно точно есть. Паучок ползет. Паучка не буду травить… На фига так хлопать окном? Соседи не должны быть на свете… Сам ты «привет, че делаишь»…)
И, вы знаете, эти мозговскрыватели, кажется, издеваются. Еще один перец из Принстона, принимавший участие в упомянутом унижающем человека исследовании, Ян Фибелкорн, говорит: «Вы не обязательно переключите свое внимание на новую тему через 250 миллисекунд. Но у вашего мозга есть шанс пересмотреть свои приоритеты и решить, хочет ли он этого».
Они, оказывается, открыли эти ритмы или там пульсации еще в 1924 году. Но «не совсем понимали, зачем они нужны». Теперь вот поняли. И не преминули напомнить, что тот же самый механизм работает у макак. Ибо он старый и «эволюционный». Мы его унаследовали.
«Вы не хотите быть перегруженными чем-то, – добивает меня Фибелкорн (кажется, его фамилия означает «книжный рог», нет?) – Это эволюционное преимущество – иметь окна возможностей, когда вы сканируете среду вокруг вас».
Короче, мы так ресурсы «процессора» распределяем и экономим – то на котика смотрим, то на опенспейс офиса, чтоб он сгорел.
Маркетолог, дай мне быстро главное
Автор, криэйтор, маркетолог! Ты хочешь, чтобы я прочел, лайкнул, посмотрел, лайкнул, купил. Но я среднестатистический юзер. Имя мне – легион. Я могу гарантировать тебе только 8,25 секунды. И то – стану «пульсировать» каждые 250 миллисекунд.
Дай мне все, что нужно, в эти 8 секунд. Чтобы я сразу разобрался: мол, пересядь с доброго лица мужчины на иглу углеводородной зависимости экономики от настроения жены Трампа. Помнишь, как с экрана низкий голос говаривал: «Пэнэсоник!...»? И какая-то еще абракадабра шла потом – я не понимаю по-немецки, экскюзе муа. Я тогда купил что-то с надписью «Пэнэсоник». Даже в кредит, по-моему.
Скажи, покажи мне за 8 секунд, почему я вообще должен отвлечься от ситуационной оценки окружающей среды на то, что ты там продаешь? Ведь мне некогда – мне пора смотреть на дочурку Оливии Уайлд.
И, ты знаешь, мне, в общем, нравятся твои заголовки и пикчи, я даже подписался на твою страницу в соцсетях, но… «Грибы» вернулись! Только теперь они не «Грибы», а «Grebz». Гребз, фэкс, пэкс. Почему нельзя быть и женщиной, и мужчиной одновременно? Разрешили собирать валежник… Заваривать кофе следует водой, температура которой 93 градуса… У Аньки нос некрасивый, и все смотрят только на ее задницу, а у меня нос красивый… Ну не сдам отчет 16-го, что меня уволят, что ли? Пусть найдут еще одну такую… Ногу натерла… Нет, уход Акинфеева из сборной – это как потеря ферзя… И вообще, $table = $stmt->fetchAll(); – так или не так?... Мечтают ли андроиды об электроовцах?... Дррхзываwerpoier/// :-/
Кстати, при создании сайтов мы учитываем особенности ниши и UX. Благодаря грамотному юзабилити улучшается поведение на сайте, снижаются отказы и т. д., все это приводит к увеличению конверсии и продаж.