Марафон «SMM в шторм» всего за 190 рублей

Марафон «SMM в шторм» всего за 190 рублей

Присоединиться!
mail@texterra.ru
Заказать звонок
Заказать услугу
Позвонить: 8 (800) 775-16-41
Связаться со мной

Психологические приемы HR-отдела – вот их надо остерегаться!

Они прощупывают ваши слабые места – это их работа. Но метод противодействия есть, и он простой.

Психологические приемы HR-отдела – вот их надо остерегаться!
Дата публикации: 19 июля 2022
Лилия Снытко
2 521
Время чтения: 9 минут
Психологические приемы HR-отдела – вот их надо остерегаться! Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Собеседование — это, своего рода, экзамен. Можно сдать, можно провалить. Если вы не прошли — пойдете на пересдачу. Правда, не сейчас. И уже не в эту компанию. Но там вы рискуете опять столкнуться с теми же вопросами. И так может продолжаться долго, пока вы не узнаете, какие техники используют HR-специалисты. Мы расскажем о наиболее популярных.

Кто такой эйчар

Словосочетание HR расшифровывается как Human Resources (в переводе с английского – «человеческие ресурсы». Специалисты этой области проводят первичный этап отбора кандидатов, проверяют указанные в резюме данные и отсеивают неподходящих соискателей. Как раз на первой встрече эйчары могут использовать психологические приемы. Например, вгоняют человека в стрессовую ситуацию и смотрят, как он из нее выходит. Это может сбить кандидата с толку. Однако у эйчара нет цели вас завалить, как может показаться. Цель — оценить кандидата на соответствие должности. При отборе учитывается: наличие опыта, профессиональных способностей, личные качества и другие критерии.

Подтверждение фактов

Если у кандидата хорошо составлено резюме, но эйчар все равно спрашивает одно и тоже – это раздражает: ведь там все написано. Но рекрутер задает вопросы не потому, что он ничего не понял. Ему важно увидеть, как вы себя презентуете, насколько с вами приятно общаться. Кроме того, перед эйчаром стоит задача проверить на достоверность ваши ответы – по реакции человека, мимике, жестам. Скажем, теребит ли он или она волосы, чешет ли нос, уходит ли от ответа. Тогда менеджер может задать этот же вопрос, но уже в другой форме, и понять, где именно соискатель приукрасил.

Если спрашивают: «Какое ваше главное достижение», не стоит описывать биографию с самого начала. Говорите о том, о чем вас спросили, – структурировано и ясно. Например, «Мое самое большое достижение – победа на соревнованиях». Если рекрутер сочтет нужным, он сам уточнит детали.

Кстати, вопрос про достижения, действительно, один из самых распространенных на собеседованиях, поэтому ответ на него стоит обдумать заранее. Очень важно уметь приводить примеры: как вы ведете себя в конфликтных ситуациях, при стрессе, какой в вашей жизни был самый сложный проект, как вы налаживаете отношения с другими людьми.

Рекрутеры сегодня часто практикуют метод кейсов: погружают соискателя в определенную ситуацию и спрашивают, как бы он повел себя. Здесь также важно отвечать четко и честно. Спрашивая, был ли у вас схожий опыт, рекрутер, скорее всего, будет задавать уточняющие вопросы, чтобы понять, действительно ли этот опыт ваш, насколько вы разбираетесь в том, о чем говорите. Поэтому говорите только правду и говорите ее от своего лица. Многие соискатели совершают ошибку, постоянно говоря «мы». Но этого местоимения лучше избегать – на собеседовании интересны вы и ваши навыки.

Нельзя быть агрессивно настроенным и истово доказывать свою позицию. Если вы запутались, не знаете чего-то и рекрутер вас поправляет, не распаляйтесь — важно уметь признавать ошибки. Нет ничего плохого в том, что вы чего-то не знаете.

Даже если вы введете рекрутера в заблуждение относительно своих знаний и навыков, то их настоящий уровень все равно вскроется либо на последующих собеседованиях, либо в процессе работы.

Не стоит «растекаться мыслью по древу»: четкие, краткие и ясные ответы скорее расположат к вам человека, чем пространные изъяснения. И не задавайте слишком много вопросов в конце интервью. Два-три наиболее острых — этого достаточно. Остальные сможете задать на следующих этапах.

Надежда Жукова

Надежда Жукова

основатель и руководитель рекрутингового агентства Talent First

Проверка компетенций

Задача при этом — понять, как соискатель решает проблемы. Например, просят рассказать о сложной ситуации, которую вы смогли решить. Не стоит перечислять все подряд. Действуйте по четкой схеме: ситуация — решение — результат. Такой подход говорит о структурированном мышлении и умении находить выходы из сложных ситуаций. Заранее вспомните пару примеров с результатами.

12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу

12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу

Неожиданные паузы

Получив ответ на вопрос, эйчар выдерживает паузу. Просто молчит и смотрит на вас. Цель — проверить устойчивость психики соискателя. Считается, что кандидат должен тоже выдержать паузу или задать встречный вопрос. Например, уточнить, все ли понятно. Ни в коем случае не стоит нервничать, нести чушь, чтобы заполнить паузу, или рассказывать о себе факты, не имеющие отношения к собеседованию. Дергающиеся руки под столом, суетливость, почесывание головы — на эти признаки волнения тоже обращают внимание на собеседованиях.

Неудобные вопросы

Или странные, с точки зрения соискателя. Они могут смутить даже опытного сотрудника. Например, «Если бы вы стали кухонной техникой, то какой?» или «У вас есть слон, но вы не можете его продать и подарить. Что с ним сделаете?». Обе ситуации нацелены на выявление творческого потенциала, креативности, возможности показать чувство юмора, если оно есть. Такие трюки могут подаваться в разных формах: тесты, задания, ситуации… Не стоит теряться, нервничать. Отвечайте спокойно и честно.

Самые частые вопросы

К слову, вот наиболее частые вопросы от HR. Они не пытаются здесь ловить на противоречиях или зонах умолчания – оценивается восприятие человеком самого себя.

Частые вопросы от рекрутера:

«Как вы видите свое развитие в ближайшее время?» (1-2 года)

Здесь важно адекватно оценивать свои навыки и то, что может предложить компания. Если вы junior-специалист, то не стоит говорить, что через 1-2 года вы хотите стать руководителем направления. Обычно, за это время вы сможете «дорасти» до middle (максимум senior) – специалиста. Амбиции — это хорошо, адекватные амбиции — еще лучше.

«Что для вас важно при выборе работы?»

Тут рекрутер хочет понять, ваши первичные приоритеты и мотивацию и способна ли компания вам это дать. Это может быть что-то материальное: ДМС, квартальные бонусы, оплачиваемые курсы самообразования, фитнес и т.д. Либо что-то нематериальное: прозрачная система роста, гибкое время начала рабочего дня, возможность выходить с инициативами и т.д.

«Почему Вы ушли с предыдущего места работы?»

Вопрос, который слышал каждый. Отвечая на этот вопрос, нужно понимать, что он кроет в себе множество важных факторов для вашей оценки, а зачастую ответ на этот вопрос может стоить вам вакансии, на которую вы проходите собеседование.

Укажу те ответы, которые точно не сыграет вам на руку:

  • Был конфликт с руководителем/командой.
  • Понял, что мне больше не интересна данная работа.
  • Захотел перемен.
  • Ушел, потому что бывший коллега/руководитель позвал на новое место работы.
Иван Румянцев

Иван Румянцев

менеджер по персоналу iConText Group

Расплывчатые вопросы

Эйчар может задать серию «водянистых» вопросов: «Какой коллектив у вас был на прошлой работе?», «Было сложно работать в такой большой компании?»… В данном случае вопрос поставлен нечетко, и соискатель может рассказывать все подряд, вплоть до подробностей личной жизни коллег. Менеджер по персоналу внимательно слушает, даже кивает головой, показывая свое участие и одобрение. Как правило, кандидат всегда останавливается на волнующей его теме. Если у соискателя были проблемы с руководством и этот вопрос его волнует, он обязательно акцентирует на этом внимание. Эйчар, в свою очередь, все заметит и «поставит галочку». В случае появления подобных вопросов стоит переспросить эйчара, что конкретно он хочет услышать. Не стесняйтесь попросить сформулировать вопрос четче.

Провоцирующие поведение

Наиболее распространенная ситуация — соискателя просят подождать в приемной пару минут. Но никто не выходит к кандидату и через двадцать минут. Цель эйчара — проверить соискателя и, возможно, увидеть истинное лицо человека. Бытует эйчаровскую шутка: «Если на вас во время собеседования упал шкаф, успокойтесь. Это провокация». Еще могут подсадить к вам «утку» – якобы тоже кандидата. Задача «утки» – вывести вас на разговор, проверить вашу реакцию на ту или иную ситуацию. Такое может происходить при собеседовании на значимые должности в крупные компании. В этом случае можно уточнить у администратора, все ли в порядке, не случился ли форс-мажор. Ведь так можно и три часа просидеть. Но учить эйчара правилам хорошего тона или спорить с ним точно не стоит.

На собеседовании рассказывайте про результаты, приводите факты и цифры: поднял продажи на 30%, оптимизировал сбор метрик, придумал и внедрил такое-то решение. Говорите правду. Это самое важное. Эйчар будет спрашивать про предыдущий опыт, так что будьте готовы подтвердить экспертность. Если замешкаетесь и не сможете пройти верификацию, это будет тревожным звоночком для HR. Он начнет задавать больше вопросов, и ложь вскроется. Отвечайте по делу. Если не знаете чего-то, честно признайтесь в этом.

Не переводите тему и не лейте воду. Будьте позитивными. Не нужно закидывать эйчара шутками и анекдотами. Такой подход он не оценит. Но жаловаться на судьбу, бывшего работодателя и некомпетентных коллег точно не стоит.

Изучите информацию о компании перед собеседованием. Посмотрите, какие условия труда предлагает работодатель, по какому графику работают сотрудники, какая в организации корпоративная культура и ценности. Так вы сможете понять, насколько компания соответствует вашим ожиданиям.

У эйчаров всегда есть структура собеседования и блок заранее подготовленных вопросов, с помощью которых мы выясняем развитие той или иной компетенции. Но скрипта не существует. Собеседование – это живой и динамичный процесс, главные участники которого – люди. Будьте собой, будьте честны и открыты. Только так вы сможете найти команду, где вам будет комфортно работать, расти как профессионалу и вкладываться в развитие общего дела.

Екатерина Ивасенко

Екатерина Ивасенко

HR-тимлид IT-компании Smart World

Вывод

Если вам отказали в желаемой должности, не стоит расстраиваться. Возможно, виноват не эйчар — проанализируйте свое поведение и сделайте практические выводы для следующего собеседования. Тем более что оно уже завтра.

Сопроводительное письмо: что в нем надо писать (и что – не надо)

Сопроводительное письмо: что в нем надо писать (и что – не надо)

Оглавление
Сейчас читают

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.

Закажите бесплатную консультацию

Оставьте свои контакты,
мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Ошибка заполнения!