Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Сопроводительное письмо: что в нем надо писать (и что – не надо) Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Согласно опросу ResumeLab, в 83% случаев хорошее сопроводительное письмо к резюме помогает получить собеседование, даже если само резюме не очень.

Когда вы пишете сопроводительное письмо, вы делаете это для того, чтобы установить связь с компанией, в которую хотите устроиться. Резюме – это опись ваших навыков и мест работы, а сопроводительное письмо показывает вашу личность.

Анджела Эйлвард

Анджела Эйлвард

эксперт по составлению резюме

Огромную роль в успешности сопроводительного письма играет его длина. Согласно опросу ResumeLab, 82% экспертов по письмам считают, что хорошее письмо должно быть не длиннее страницы. Другие 18% – за письма, которые занимают не больше, чем полстраницы.

Сопроводительное письмо: нужно ли оно для приема на работу

Если кратко, то да, нужно. Мало того, что это банальный этикет, иногда письмо требуется в тексте вакансии:

Вакансии на hh.ru

Для творческих профессий сопроводительное письмо может быть частью конкурса

Вакансии на hh.ru

Такая просьба выступает в роли фильтра: те, кто не прочитает текст вакансии полностью, не напишут письмо, и их резюме могут не рассмотреть

Рассказываем, как составить идеальное сопроводительное письмо к резюме, а в конце статьи даем образец такого письма.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

1. Пишите письмо специально для вакансии

Письмо, как и резюме, должно быть создано под вакансию, а не под компанию в целом, в которой вы хотели бы работать.

Проявляйте энтузиазм насчет должности, а не насчет компании. Многие желающие попасть в Buzzfeed писали о том, как им нравится компания, и практически ничего не говорили о должности.

Дэн Гейгер

Дэн Гейгер

бывший старший менеджер по персоналу в Buzzfeed

Когда вы пишете не о должности, а о компании, вы заставляете рекрутера или HR-менеджера разбираться и «подгонять» ваше резюме под вакансию. Если вы сделаете это сами, вы сможете «продать» свои услуги лучше.

Читайте также
Каким должно быть резюме в 2023 году – говорят рекрутеры лучших компаний

2. Здоровайтесь правильно

Если есть такая возможность, лучше всего здороваться лично с тем, кто будет читать ваше письмо. Это лучше, чем просто «Добрый день!» Чтобы узнать, кому писать, можно проверить сайт и соцсети компании. Там может быть информация об HR-директоре.

Идеально, когда письмо адресовано тому, кто его будет читать. Если об этом нет информации, можно написать: «Уважаемый HR-менеджер компании […]».

Мервин Робертс-Хантли

Мервин Робертс-Хантли

карьерный коуч

И постарайтесь не переходить на неформальный язык. «Привет» будет звучать не очень профессионально, но и «Уважаемый господин/госпожа» лучше тоже не писать.

Постарайтесь избегать чересчур формального языка и длинных, сложных предложений. Сделайте письмо профессиональным, но в то же время дружелюбным. Стоит посмотреть сайт и соцсети компании, чтобы узнать, как они общаются, и постараться писать в этом же стиле.

Хари Колам

Хари Колам

CEO платформы для поиска талантов Findem

3. Не благодарите слишком много

Консультант по контенту и брендингу Сара МакКорд, когда работала рекрутером в The Muse (онлайн-платформа для карьерного роста), просматривала множество резюме и писем. И она заметила, что тон сопроводительных писем оказывался важным и даже решающим при принятии решения.

Не благодарите того, кто рассматривает вашу кандидатуру, слишком сильно – вы можете показаться человеком, который отчаялся получить работу. Изучать резюме и принимать решения – это работа HR-специалиста или рекрутера, а не услуга вам.

Сара МакКорд

Сара МакКорд

консультант по контенту и брендингу

В письме лучше рассказать об опыте и достижениях, а излишние благодарности и изъявления чувств оставьте при себе.

4. Привлеките внимание того, кто будет читать письмо

Не пишите «Я пишу вам, потому что меня заинтересовала вакансия». Сам факт того, что вы пишете, уже означает, что вакансия вас заинтересовала.

Интереснее всего будет звучать забавное или необычное вступление с каким-то полезным фактом о вас, например:

В моем резюме вы не найдете строчку «Комьюнити-менеджер». Но я три года нанимал(-а) людей онлайн и офлайн, параллельно ведя блог компании и проводя рабочие встречи.

Когда HR-специалисты видят очередное «Я пишу, потому что меня заинтересовала вакансия…», они вздыхают и иногда переходят к следующему письму. Лучше попробовать что-то в стиле:

  • «Я хотел(-а) работать в образовании с тех пор как моя школьная учительница в третьем классе привила мне любовь к чтению»;
  • «Мой подход к управлению прост: я стремлюсь быть лидером, с которым сам хотел бы работать»;
  • «За три года работы в [предыдущей компании], я повысил среднеквартальные показатели на [процент]».

Подобные вступления хороши по двум причинам: они заставляют читать сопроводительное письмо дальше и делают вашу кандидатуру запоминающейся.

Читайте также
Крюк, мост, гадкий утенок, монстры – как правильно использовать сторителлинг

5. Найдите общее у себя и компании

Узнайте о компании как можно больше и найдите что-то интересующее и ее, и вас. Также можете упомянуть, кто рассказал вам о компании и вакансии.

Если с самого начала письма понятно, что общего у вас и компании, – считайте, вы наладили связь с HR-менеджером. Чтобы узнать о компании больше, воспользуйтесь поиском, HR-разделом на сайте компании, изучите, что пишут о ней новостные агентства и деловые издания.

Анджела Эйлвард

Анджела Эйлвард

эксперт по составлению резюме

6. Не бойтесь шутить

Если вы перечисляете свои навыки списком, то помните, что его может быть сложно читать. Таких сопроводительных писем очень много, и все они сливаются в сознании HR в одно.

Ваша задача – не показать, что вы подходите для вакансии. Ваша задача – показать, что вы подходите лучше остальных. Вам стоит объяснить, что отличает вас от других кандидатов и почему вас стоит позвать на собеседование. Так что лучше «разбавить» повествование о ваших навыках интересными строчками о вашей личности и, возможно, даже шутками:

Я на важном созвоне, и тут перестает работать видеосвязь. Я не такой человек, который будет писать в поддержку и ждать помощи сложа руки – я залезу (грациозно!) под стол и проверю, что все нужные устройства подключены.

Это фрагмент из настоящего сопроводительного письма. Вот чем он примечателен: во-первых, его автор не боится показаться забавным и может разрядить обстановку. Во-вторых, этот фрагмент показывает soft-skills автора: он/она обладает стрессоустойчивостью и не боится нестандартных ситуаций.

7. Пишите с энтузиазмом

После вступления и любезностей переходите к сути и расскажите, почему вы подходите на должность, указанную в вакансии.

Используйте активные слова, глаголы, чтобы показать, как на прошлом месте работы вы принесли пользу компании.

Вместо «Я составлял(-а) финансовые отчеты напишите «Я единолично занимался(-лась) финансовыми отчетами моей команды и презентовал(-а) их высшему руководству». Покажите, что вам нравилось то, чем вы занимались. Привнесите в письмо что-то новое, свежее и не повторяйте в нем свое резюме.

Рейчел Монтанес

Рейчел Монтанес

карьерный коуч

Это та часть письма, которая очень важна. В ней нужно рассказать о самых важных результатах своей работы на предыдущих местах. Расскажите о том, чем гордитесь, чтобы «продать» себя HR-специалисту.

Меррин Робертс-Хантли

Меррин Робертс-Хантли

карьерный коуч

8. Покажите свою ценность

Многие кандидаты, особенно те, кто еще на старте карьеры, сосредотачиваются на том, что они получат, если им предложат работу, а не на том, что получит компания. Это не совсем то, чего ждут наниматели.

Нужно показать, как вы будете полезны компании, и лучший способ это сделать – выявить, какие у компании задачи и проблемы, и объяснить, как вы будете их решать. Почитайте новости, найдите тех, кто работает в компании, чтобы узнать о ней больше.

Конечно, когда вы еще не работаете в компании, сложно определить ее ценности, задачи и проблемы. Если у вас нет возможности добыть инсайдерскую информацию о компании, расскажите о своих предыдущих успехах. Например, расскажите, как превзошли ожидания на одном из проектов, и как планируете это делать в новой компании. Воспринимайте сопроводительное письмо как «письмо возможности».

Донна Свей

Донна Свей

рекрутер и эксперт по составлению резюме

9. Завершайте письмо с умом

Правильное приветствие заставляет читать письмо, а правильное завершение – «закрывает» письмо на правильной ноте.

Здесь можно еще раз выразить интерес к вакансии и компании. Напишите что-то вроде «Надеюсь, мне удастся принести пользу вашему бизнесу и команде».

Меррин Робертс-Хантли

Меррин Робертс-Хантли

карьерный коуч

10. Будьте кратки

Многие компании сейчас используют системы управления кандидатами, чтобы автоматизировать работу HR-отдела. В нее попадают кандидаты вместе с их резюме и сопроводительными письмами, и большинство таких систем вмещают 250 символов сопроводительного письма.

ATS, системы для отслеживания кандидатов

Система управления кандидатами – это CRM-система, в которую попадают те, кто откликнулся на вакансию

Что касается структуры, то можно придерживаться такой:

  • привлекательный лид-абзац;
  • три-четыре коротких абзаца о ваших сильных сторонах и чем вы подходите компании;
  • заключение, в котором снова читается ваш интерес к вакансии.
Рейчел Монтанес

Рейчел Монтанес

карьерный коуч

11. Проверьте письмо на ошибки

Когда письмо написано, его нужно вычитать. Эксперты говорят, что из-за ошибок и опечаток кандидатам иногда отказывают – ошибки указывают на некоторую беспечность.

Вот несколько способов, как вычитать текст:

  • воспользоваться программой, которая проверяет текст на ошибки и опечатки;
  • найти профессионального корректора или просто отдать письмо другу/знакомому, у которого все хорошо с грамотностью;
  • воспользоваться писательским лайфхаком: прочитать текст от конца до начала. Так он будет выглядеть по-новому, что позволит проще замечать ошибки.

Карьерные эксперты и HR-специалисты делают на этом акцент потому, что, как ни странно, многие игнорируют этот пункт и отправляют письмо сразу после написания.

Читайте также
Сокровище копирайтера: 17 сервисов для работы с текстом

12. Откажитесь от клише и штампов

Пока проверяете письмо, также просмотрите его на наличие штампов, клише и сложных оборотов. Оно должно быть креативным и оригинальным по смыслу, но не чрезмерно креативным по стилю.

Еще важно избегать клише в примерах и ситуациях, о которых вы говорите в письме.

Все говорят, что они стрессоустойчивы, коммуникабельны и креативны. Это уже немного надоело. Вместо этого можно сказать: «Я решил(-а) эту конкретную проблему, когда работал(-а) в этой компании, и повысил такой-то показатель на 90%». Примеры и статистика лучше, чем клише.

Анджела Эйлвард

Анджела Эйлвард

эксперт по составлению резюме

Бонус: шаблон сопроводительного письма

Мы сделали для вас шаблон, который поможет написать отличное сопроводительное письмо к резюме. Перейдите по ссылке, нажмите «Файл» –> «Создать копию» и приступайте к заполнению.

Сопроводительное письмо, пример

Так может выглядеть и ваше письмо

Адаптация статьи The Ultimate Cover Letter Checklist из блога Fast Company.

Приведем клиентов на ваш новый лендинг. С гарантией! Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

27 фев 2024
174
Топ-6 лучших админок для сайта

Рассказываем, какую админку лучше выбрать, если собираетесь сами наполнять свой сайт. Есть и бесплатные варианты, и без навыков программирования.

27 фев 2024
6 725
Чувства напоказ и на продажу: аффективная экономика блогеров

Новая интернет-профессия «микроселебрити» не требует умений и знаний, а только эмоций.

26 фев 2024
382
Ваш сегмент торговли просел? Вот что надо сделать!

Специалист TexTerra рассказал, как стоит поступать в трудные времена на примере рекордного снижения рождаемости.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!