Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Асессоры Яндекса и их роль

16 Мая 2012 Денис Савельев
Время чтения: 6 минут Нет времени читать? Нет времени? 0 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Описание картинки Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Ни для кого не секрет, что человеческий фактор уже достаточно давно играет большую роль в ранжировании. Держать штат «ручных модераторов» накладно и нетехнологично. С другой стороны, поисковики – это уже давно не просто технологии, а бизнес, причем крупный (Яндекс – крупнейшая интернет-компания Старого света).

Итак, в этой статье речь пойдет об асессорах поисковых систем и их роли в формировании выдачи.

Основное, что нужно знать владельцам коммерческих сайтов об асессорах, – это то, что асессоры не могут влиять на выдачу напрямую – «опускать» или «поднимать» сайты в выдаче. Оценщики, скорее, выступают некими «маяками», которые подают сигналы поисковым алгоритмам. В частности, в новом алгоритме Яндекса для ранжирования сайтов Московского региона, который был введен 20 ноября 2011 года, оцениваются такие параметры, как доверие к сайту и дизайн сайта. Алгоритмически вычислить эти параметры очень сложно (причем, вычислить можно с высокой погрешностью), и здесь коллективная асессорская оценка может выдать качественный сигнал поиску, который будет учитываться при ранжировании, но не станет определяющим фактором.

Другими словами, асессоры Яндекса – это всего лишь квалифицированные пользователи на зарплате, благодаря которым поисковики получают сигналы по субъективным критериям оценки сайта.

Инструкция асессора Яндекса

В интернете можно найти документ, который выдается за инструкцию асессора Яндекса.

Не имеет значения, реальная это инструкция или фейковая. Но суть задач асессора в этом документе, в общем-то, отображена верно. Асессоры оценивают коммерческие сайты по некой градуированной шкале – от максимально релевантных результатов до спама. Более подробно обо всех существующих категориях:

«Витальная страница» – часто единственно верный ответ. Надо понимать, что далеко не на всякий запрос найдется «витальный» ответ. Как правило, «витальными» страницы могут быть для запросов в виде названия компании. Очень часто «витальные» ответы выдаются не одной ссылкой на сайт на странице выдачи, а большим количеством ссылок (тремя и даже четырьмя – см. пример):

Витальная страница

Но что интересно. По одному из запросов в виде названия бренда, который мы продвигали, в топе выдачи присутствовал не вендор (наш клиент). Мы сделали запрос в поддержку Яндекса и получили буквально следующий ответ: «Что касается витальности, то мы не считаем, что по указанному запросу должен быть витальный сайт». В принципе, все оказалось логично. По запросу в топе находился один из дилеров вендора, с точки зрения логики он имел право там находиться, соответственно, «витальными» страницы могут не быть даже для запросов в виде бренда, если в интернете достаточно дилеров вендора, сайты которых имеют всю необходимую и полную информацию о бренде.

«Полезная страница» – страница, на которой можно найти ответ на заданный вопрос, полезную информацию, соответствующую запросу.

«Страница релевантная+» – страница, которая полностью отвечает запросу.

«Страница релевантная-» – страница, частично отвечающая поставленному запросу.

«Нерелевантная страница» – страница, не отвечающая запросу.

«Спам» – страница имеет признаки поискового спама, дорвей.

«Страница Не Про То» – данная категория весьма интересна. Для того чтобы понять ее, нужно немного углубиться в принципы текстового ранжирования сайтов поисковыми алгоритмами. Текстовое ранжирование по сути является попыткой поиска понять, «о чем данная страница?». Понимание этого является полушагом к тому, чтобы поиск определил, по каким запросам (высоко или низко) ранжировать сайт. Как понимает поисковый алгоритм, о чем страница? Очевидно, происходит некоторый семантический анализ документа и по словам-маркерам странице присваивается принадлежность к той или иной тематике. Примерно по такому же признаку присваивается принадлежность и всего сайта той или иной тематике. Очевидно, что алгоритм, работающий по такому принципу, может ошибаться. Найдя в тексте случайные семантические конструкции, связанные с конкретной тематикой, поисковик присваивает странице тематику, но текст может вообще быть «не о том», при этом не являться спамом.

Как влиять на асессоров, и стоит ли на них влиять?

Мысль, которая первой приходит в голову: а можно ли повлиять на асессора, чтобы он принял решение в пользу вашего сайта? На самом деле, и вопрос это не такой уж «смешной», как может показаться на первый взгляд, и ответ на него не такой простой, как кажется. Давайте разбираться.

Прежде всего, влиять на одного конкретного асессора – совершенно бессмысленно. Асессор не управляет выдачей напрямую. Сигналы, которые создают асессоры, перерабатываются поисковым роботом, в основе которого лежат алгоритмы машинного обучения. Асессоры – это, по сути, навигаторы, которые помогают в океане шума уловить правильный вектор движения. Для поисковых алгоритмов важна не одна конкретная оценка конкретного асессора, а коллегиальная оценка большого количества асессоров. Именно поэтому асессоров достаточно большое количество (правда, все они являются внештатными сотрудниками, за исключением руководителей направления). Сколько асессоров в Яндексе, точно никто не знает. Но по некоторым данным, летом 2010-го года их было около 120, в 2011-ом году – около 200, зимой 2012-го – больше 250. По большому счету, увеличивать количество асессоров дальше не имеет смысла. На наш взгляд, дальнейшее развитие асессорских оценок будет происходить не путем найма и обучения сотрудников, а использования данных анализа поведенческих факторов каких-то качественных выборок пользователей. Фактически асессором может выступать любой квалифицированный пользователь интернета в случае, если поиск научится с высокой достоверностью понимать, что пользователь квалифицирован и не ангажирован, институт асессорских оценок умрет сам собой (а мы не сомневаемся, что это произойдет).

Ну, а пока мы должны учиться влиять на существующих асессоров. Мы должны это делать. Каким образом? Ответ тут только один. Нужно повышать пользовательские характеристики сайта, делать сайт полезным и нужным вашей целевой аудитории. Также смотрите новость про то, что важно для Яндекса с точки зрения повышения уровня доверия со стороны асессоров.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных