Самый распространенный миф, когда речь заходит о конверсии, звучит так: «на конверсию может повлиять любая мелочь». Нам приводят в пример кучу кейсов, когда изменение одного слова на странице приводит к увеличению количества заказов на 50%. Это в какой-то степени соответствует действительности, но давайте не будем идти на поводу у разных «гур», а попытаемся препарировать конверсию, взяв на вооружение только здравый смысл. «Гуры» найдут себе заработок и без нас.
От чего зависит конверсия?
Самый важный фактор конверсии, – бесспорно, цена продукта. Хорошая цена – не значит самая низкая. Хорошая цена – это цена, адекватная ожиданиям и потребностям клиента. Клиент очень редко ищет самую дешевую цену, при прочих равных условиях он готов доплачивать отдельно за хорошую консультацию по телефону, за оперативный отзвон, за скорость доставки, за пунктуальность. Цена за комплексное обслуживание – вот что оценивает клиент, даже если хочет заказать коробку карандашей. Если владелец интернет-магазина считает, что, заявив самую низкую цену на продукт, можно «динамить» покупателя с доставкой, игнорировать его звонки и письма – он глубоко ошибается. Клиент покупает не товар, клиент покупает вместе с товаром и комплексное обслуживание. Во многих случаях клиент готов переплачивать за качественный сервис. По большому счету, вопрос цены – это не вопрос интернет-маркетинга. Вопросом ценообразования нужно заниматься до того момента, когда вы начинаете думать о продвижении своих товаров или услуг в интернете.
Юзабилити – под этим словом, как правило, понимают удобство. Удобство пользования сайтом, удобство навигации, удобство поиска нужной информации. В общем, все то, чему нет и принципиально не может появиться понятного и доступного на интуитивном уровне определения. Я ни в коем случае не хочу сказать, что юзабилити не существует... Ну, хорошо, вы меня поймали, юзабилити не существует. Но, прежде чем вы меня начнете закидывать гнилыми помидорами, давайте я скажу пару слов в свое оправдание.
Юзабилити – в том определении этого понятия, в котором его пропагандируют сегодня, – имеет одну существенную неувязку. Юзабилити принципиально существует только в отношении заявленных целей использования сайта (если речь идет о вебе), т.е. не существует юзабилити «вообще», но оно может существовать применительно к конкретному сайту и, главное, к конкретным целям, которые этот сайт ставит перед собой. А теперь следите за руками. Если юзабилити не может существовать «вообще», а существует только применительно к заявленным целям, то я берусь утверждать, что специалистом по юзабилити быть невозможно, как невозможно быть специалистом во всех тематиках бизнеса. Задача юзабилити – упростить дорогу от «точки входа» на сайт к условной кнопке «сделать заказ». И путь решения этой задачи лежит не в каких-то тайных сверхзнаниях об интернет-маркетинге, а в реальном бизнесе. Никто лучше предпринимателя, предлагающего тот или иной товар/услугу, не знает мотивацию своего клиента.
Ну, и наконец, в-третьих, конверсия зависит от контента.
Любите ваших копирайтеров. Они вам заработают много денег
С контентом происходит вообще какая-то странная штука. В общем-то, роль контента, если взглянуть на всю историю существования e-commerce, была всегда очень невысокой. Создатели сайтов до сих пор ничтоже сумняшеся бодро делают сайты под своих клиентов, но когда дело доходит до контента, они широко открывают свои ясные голубые очи и изумленно смотрят на заказчика: а контент-то, дескать, это уже ваша задача.
А между тем, контент для сайтов будет, безусловно, играть все большую и большую роль. Не только в привлечении пользователей (это происходит уже сейчас), но – что гораздо важнее – и в конверсии. И здесь, несомненно, роль автора текстов для веба будет увеличиваться. Будут появляться свои звезды, получающие сумасшедшие гонорары. В общем, все, что сегодня присутствует в классическом рекламном копирайтинге, будет постепенно появляться и в среде электронного маркетинга.
Почему это произойдет?
Является ли качественный контент гарантией хороших продаж? Очевидно – нет. Является ли качественный контент гарантией высокой посещаемости? Очевидно – нет. И, тем не менее, качественный контент – это первооснова конверсии. Не странно ли? На самом деле – не странно. Контент – это инструмент не только привлечения трафика, но и управления аудиторией на сайте, вовлечения ее в нужный владельцу сайта алгоритм поведения посетителя и ожидаемых действий. Контент – это недостаточное, но необходимое требование конверсии.
А теперь прогнозы
С увеличением потребности в качественных продающих текстах, несомненно, пойдет рост количества предложений на рынке. Да, в общем, он – рост – уже происходит. Как грибы появляются всевозможные контент-агентства, лаборатории контента и т.д. Но все это пока еще «цветочки». Настоящая конкуренция начнется, когда лидеры seo-рынка начнут создавать свои контент-отделы. Настоящие отделы, с большим количеством копирайтеров, редакторов, корректоров. И каждый из этих сотрудников будет не маргиналом, чьи навыки и опыт не подошли редакциям СМИ или издательств, а звездой.
Рынок веб-копирайтинга будет сформирован по разумным законам экономики: чем качественнее услуга, тем дороже она стоит. Неизбежно появится расслоение на «дешевых» и «дорогих» веб-контентщиков, неизбежно «дорогие» статут на довольно долгий период легендами коммерческого интернета. И будут, в общем-то, иметь на это полное право, потому что веб-копирайтинг – это не та вещь, которую бумажный журналист, вышколенный по азбучным газетным истинам журфаков, сможет преподнести на блюдечке владельцам сайтов, изголодавшимся по хорошему контенту. То есть он может попробовать – и будет не совсем прав. Потому что веб-копирайтинг – не журналистика, этой штуковине тоже нужно учиться.
И неизбежно скоро многие научатся – нужда заставит. Ну а дальше, когда никто уже не будет сомневаться в роли контента в интернет-маркетинге, когда за хорошие тексты для сайтов готовы будут платить очень хорошие деньги, когда по рунету начнет расползаться миф о том, что веб-копирайтинг – особый вид искусства, – дальше начнется самое интересное. Ждать осталось недолго.