Недавно в нашей стране (где Инстаграм запрещен и заблокирован) случился прецедент – госорганы не наказали бренд, который разместил в своей рекламе ссылку на соцсеть. Рассказываем, что это значит для бизнеса.
Что произошло
В Калининградскую ФАС поступила жалоба от очередного неравнодушного гражданина – он пожаловался на наружную рекламу, где была размещена ссылка на профиль бренда в соцсети-с-картинками. ФАС начала расследование:
ФАС собрала Рекламный совет, чтобы разобраться в случившемся
Рекламный совет и ФАС не увидели в произошедшем правонарушения, ведь размещая ссылку на соцсеть, бренды рекламируют только свой продукт и говорят о том, что он есть в соцсети, а не рекламируют саму соцсеть:
Так как людям не запрещено пользоваться соцсетью, получается, что и делиться ссылками на нее тоже не запрещено
Подробнее ознакомиться с деталями дела можно по ссылке. Ответ ФАС и решение суда вселяют некоторый оптимизм, но мы спросили юристов и маркетологов, означает ли это, что снова можно размещать ссылки на аккаунты в запрещенной соцсети на упаковках, наружной рекламе и в других соцсетях.
Что говорят юристы
Ответ на поступившее обращение в Калининградскую Федеральную антимонопольную службу – это шаг к утверждению практики использования на креативах, рекламирующих непосредственную производственную деятельность компаний, логотипов Instagram** и Facebook**.
С практической точки зрения использование логотипов Instagram** и Facebook** на рекламных объявлениях значит лишь то, что организация имеет профиль в указанной социальной сети: «…если указание на социальную сеть «Instagram» не выступает в качестве самостоятельного объекта рекламирования, такая информация не подпадает под понятие рекламы социальной сети «Instagram»», указано в ответе на обращение. Другими словами, если цель креатива – это реклама своего продукта, а не указанных социальных сетей как таковых, то к бизнесу вопросов не будет.
Например, предприниматель Д. оказывает услуги по созданию ювелирных украшений. В зарегистрированных профилях в Instagram**, «ВКонтакте» Д. выкладывает результаты своей работы. Анонсировав новую коллекцию, Д. решил заказать рекламу на билборде с креативом о новой коллекции украшений. На креативе Д. указал логотипы со ссылками на сети, в которых можно найти его профили. Все законно и не подразумевает ответственности.
Кроме того, в ответе на обращение указано, что «гражданам России не запрещено пользоваться «Instagram» и указывать его в качестве источника информации, так как «Instagram» не является организацией и, следовательно, не может быть признан экстремистской организацией». Напомню, экстремистской организацией на территории Российской Федерации признана Meta Platforms Inс* – транснациональная холдинговая компания. Именно она является организацией. Ее продукты запрещены к распространению на территории Российской Федерации, но гражданам России пользоваться ими не запрещено, что подтверждается решением суда по делу № 02-2473/2022.
Судебный орган не запретил пользоваться социальными сетями Facebook** и Instagram**, но запуск рекламы через указанные продукты ограничил, поскольку оплата такой рекламы считается спонсированием экстремистской деятельности, сулящей ответственностью для граждан Российской Федерации. Реклама между пользователями не запрещена.
Таким образом, бизнес может внедрять в свои рекламные креативы логотипы Instagram** и Facebook** при условии, что социальные сети не являются самостоятельным объектом рекламирования.
*Meta Platforms Inс* - организация, признанная на территории Российской Федерации экстремистской.
**Instagram, Facebook – продукты Meta Platforms Inс, запрещенные к распространению на территории Российской Федерации.
Получается, если мы не рекламируем соцсети как явление, размещать ссылки на них можно, и ничего за это не будет. Однако если бы мы рекламировали сами соцсети, ФАС (или другие госорганы) могла бы увидеть в этом правонарушение.
Так можно в итоге продвигаться или нет?
До сих пор речь была про юридическую сторону дела, но есть еще практическая. Стоит ли продвигать аккаунт в соцсети, если таргет там не работает, многие люди не используют VPN и, как следствие, охваты там теперь низкие?
Большинство компаний считает, что не стоит: при написания этой статьи едва удалось найти бренды, которые бы использовали ссылки на запрещенные соцсети в других своих каналах. Таких брендов единицы, один из них – образовательный проект «Правое полушарие интроверта»:
В подвале сайта – ссылки на те самые соцсети, которые 99% других брендов убрали. «Правое полушарие интроверта» подстраховались и указали, что соцсети запрещены в РФ
Сложно сказать однозначно, стоит убирать эти ссылки или можно оставить. Пример выше – исключительный. Инстаграм «Правого полушария интроверта» – отдельный проект, где много полезных Reels, постов, сторис и, как следствие, много подписчиков (475 тысяч человек по сравнению с 47 тысячами во «ВКонтакте»). Возможно, бренду невыгодно отказываться от упоминаний Инстаграма.
Отдельные специалисты, блогеры и эксперты тоже не уходят от упоминаний соцсети:
Я из этой соцсети не ушла. Даже наоборот, стала более активно продвигаться именно там и считаю, что сейчас один из лучших моментов для выхода в топ за последние лет пять.
У меня есть и другие каналы, где я продаю свои услуги. И там у меня есть упоминания этой соцсети — на всякий случай я делаю сноску, что соцсеть запрещена в РФ. Проблем ни разу не было.
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Однако клиенты маркетологов – малый и средний бизнес – перестраховываются и убирают ссылки на запрещенные соцсети и логотипы:
Сразу после решения суда от 21 марта большинство моих клиентов сами попросили помочь им убрать логотипы запрещенных соцсетей со своих сайтов и из других соцсетей.
Судя по диалогам с ними, я пришел к выводу, что делают они это на всякий случай, чтобы точно не иметь проблем с государством. Я, пока жил в Турции, оставлял упоминания запрещенных соцсетей в других своих соцсетях, а как приехал в Россию – убрал.
Клиенты придерживаются такой позиции: «Калининградская ФАС решила так, а московская может решить по-другому. Да и прикопаться за использование логотипов может не только ФАС, но и другие госорганы».
Если хотите перестраховаться, можно не возвращать логотипы и упоминания запрещенных соцсетей. Я не думаю, что решение калиниградской ФАС что-то глобально изменит.
В любом случае, решая, продвигаться в Инстаграме или нет, стоит помнить, что реалии изменились — продвижение сайта теперь стало сложнее, чем раньше.
Более важный вопрос – не «стоит ли продвигаться», а «как это делать». Я заметила, что сейчас заработали те же методы, что и в 2017-2018 годах, когда у нас появилось много нишевых блогеров. Отлично приходит целевая аудитория через Reels, хэштеги — в общем, если грамотно продумать воронку блога, то с клиентами всё будет в порядке.
Могу резюмировать для тех, кто сомневается: сейчас хорошее время выхода на рынок с лояльной аудиторией, и вы даже можете размещать ссылку на вашу страницу в соцсети в других каналах без страха.
*Инстаграм в России запрещен. Как и Facebook, соцсеть принадлежит Meta Platforms Inc, которая признала экстремистской.