У раковых больных, как известно, есть пять стадий психологических реакций, которые последовательно сменяют друг друга:
- Отрицание
- Гнев
- Торг
- Депрессия
- Принятие
Инкубационный период болезни нашего SEO-рынка длился годами, а активная стадия (как диагностировал врач Садовский – всего лишь 26 дней). И за эти 26 дней мы с вами увидим все стадии этих психологических реакций.
Удивительно то, что на стадии отрицания и гнева сейчас находятся либо ссылочные биржи, либо веб-мастера, клепающие сайты для продажи ссылок. Реакция крупных SEO-компаний страны, наоборот, взвешена и в целом положительна. О том, что значение ссылочного постоянно снижалось, в целом игроки рынка в курсе, и новость не стала для них неожиданностью.
Про SEO-ссылки, из жизни оптимизаторов:
- Что такое естественные ссылки?
- Ну, смотри, есть у тебя сайт. Ты бы поставил ссылку за 1000 долларов?
- Естественно!
Из всех бурных обсуждений больше всего обращает на себя внимание запись в фейсбуке куратора проектов в Sape.ru Константина Леоновича. Как опытный манипулятор, он строит свою речь на передергиваниях и подтасовках. Давайте разберем все доводы по порядку.
Итак, что же пишет Леонович:
Что делать, если ваш близкий, коллега или клиент на глазах превращается в барана
1) Объясните ему, что Александр Садовский заявлял о снижении влияния ссылок в течение последних 3-4 лет, и ничего не менялось - ссылки как работали, так и работают. Садовский говорил об этом, начиная с 2010 года, т.е. почти 4 года назад.
Ну, мы должны верить Садовскому ровно по той самой причине, что с 2010 года роль ссылок постоянно снижалась.
2) Расскажите о том, как в далекой Америке Google стращает своих веб-мастеров и оптимизаторов страшными сказками о вреде платных ссылок.
Гугл делает это много лет, но SEO-компании продолжают покупать ссылки и продвигать клиентские сайты. А глупые и пугливые веб-мастера идут стройной толпой в контекстную рекламу.
А вот это вот настолько грубое передергивание, что просто диву даешься. SEO-компании в США, Британии да и во всех остальных европах не закупают ссылки с 2007-го. По сути бизнес SEO-агентств в буржуйнете – это бизнес консалтинговый. Закупкой ссылок под буржуйнет балуются только индийские и украинские оптимизаторы. Точнее, баловались. После Панды и Пингвина закупать ссылки под Гугл – такая же бессмыслица, как пляски с бубнами во время апдейтов Яндекса. Ни одной ссылочной биржи уровня Sape.ru в буржуйнете нет с 2007 года.
3) Объясните испугавшемуся клиенту, что главная задача Яндекса - это вовсе не давать ответы на вопросы пользователей, а давать прибыль акционерам. После IPO на американской бирже NASDAQ руководство Яндекса испытывает давление со стороны акционеров – нужно поднимать финансовые показатели. Так, весной этого года были ухудшены условия для рекламных агентств. Теперь «наехали» на оптимизаторов.
Какова бы ни была главная задача Яндекса – что это меняет? Хотя я думаю, все-таки, качество выдачи не может быть неприоритетной задачей.
4) Намекните ему на нелогичность действий Яндекса. Около месяца назад был анонсирован новый алгоритм против ссылочного спама с некачественных сайтов. Т.е. поисковая система отделила хороших доноров от плохих. Внимание, вопрос: зачем отделять хороших доноров от плохих, если вы собираетесь отменить ссылочное ранжирование? Трудно представить, что Яндекс за месяц передумал, и вовсе решил отказаться от ссылок. Налицо другой расклад: очевидно, Яндекс лукавит, говоря об отмене ссылочного. Ну или не договаривает.
А никакой нелогичности-то и нет. АГС-40 направлен на тех, кто – прежде всего – создает сайты под продажу ссылок. А вот отмена ссылочного ранжирования касается коммерческой выдачи. По информационным запросом АГС-40 будет работать прекрасно.
5) Стоит озвучить неоднозначность, связанную с определением коммерческих и информационных запросов. Например – запрос вида «лечение бронхита» или «как взять кредит» - это информационные или коммерческие запросы? Скорее, информационные.
Иными словами: в любой тематике существует огромный набор запросов, которые являются информационными, но клиенты по ним все равно приходят.
Напомню: со слов Садовского, ссылочное ранжирование по таким запросам продолжит работать.
Ну, есть неоднозначность, ок. Только большая часть бюджетов на ссылки – это бюджеты на коммерческие запросы, это очевидно.
6) Региональные клиенты и SEO-студии могут расслабиться и наблюдать за волнениями в Москве.
Вы в наилучшей ситуации. Отдельно хочу порадоваться за украинских, белорусских и казахских коллег – вам не придется успокаивать своих клиентов.
Оплот биржи Sape.ru – это теперь региональные клиенты SEO-студии, ок. Отдельно Константин радуется за украинских, белорусских и казахских коллег? Нет, конечно, тут особо не до радости. Еще раз озвучивает то, что было сказано Садовским. А то вдруг украинцы, белорусы и казахи запаникуют и начнут выводить бюджеты вместе с толпами российских оптимизаторов.
7) Покажите потенциальному барану картинку со статистикой переходов из поисковых систем, и доходчиво объясните: отказ от ссылок чреват потерей ПОЛОВИНЫ органического трафика. Клиентов станет в два раза меньше.
Здесь, видимо, намекается на то, что, помимо Яндекса, есть ведь еще и Google. Ну, кстати, это очень правильно. Наконец-то пользователи, продвигающиеся в биржах, обнаружат у себя падения трафика в Гугле или фильтры, наложенные за покупку ссылок. Напомню о том, что Гугл уже с конца нулевых практически не учитывает ссылки в ранжировании – по крайне мере, ту их часть, которая покупается массово на биржах и агрегаторах. Об этом неоднократно заявлял Мэтт Катсс, глава отдела Гугла с поисковым веб-спамом.
Итак, что будет?
- Останется еще 750 факторов ранжирования, и все они оценивают сайты с точки зрения их пользовательских характеристик.
- Рулить будут поведенческие факторы, зависящие от контента, юзабилити и планомерной работы над улучшением сайта. Хочешь трафик – работай над сайтом комплексно.
- Из лексикона российского рынка поискового маркетинга исчезнет выражение «SEO-оптимизаторы». Смена терминологий назрела очень давно. Несмотря на то, что мы занимаемся поисковым маркетингом, нам уже надоело объяснять, что мы – не SEO-компания.
- Возрастет роль сервисов накрутки поведенческих факторов. Вряд ли с точки зрения результатов – скорее, с точки зрения положения на рынке. Но это будет не вялотекущая война, а открытая, с применением тяжелой артиллерии и бомбардировщиков. Победитель в этой войне уже определен, поэтому думайте головой и боритесь с соблазнами.
- До части владельцев сайтов наконец дойдет, что нужно заниматься комплексным интернет-маркетингом, а не SEO. Часть будут пытаться найти новые дыры в алгоритмах. Вторую часть вы можете наблюдать в соцсетях и SEO-форумах. Они сейчас громче всех кричат, что ничего не изменится, и все будет по-старому.
- В итоге с началом года они будут переживать все стадии от отрицания до принятия очень быстро. Или придется пойти работать на стройку.
- Нелегкие времена настанут для SEO-агентств, привыкших продвигать клиентские проекты за счет закупки ссылочной массы на биржах и не производящие никаких работ на сайтах.
- Часть SEO-агентств переориентируется на консалтинговые услуги в области поискового маркетинга.
- Тем, кто хочет приносить результат, работая на рынке поискового маркетинга, придется переориентировать бизнес-процессы и думать в первую очередь о повышении качества клиентских проектов и их пользовательских характеристик.
- Сроки продвижения сайтов значительно увеличатся. Теперь придется тратить не только бюджеты, но и серьезные усилия. И, естественно, не на ссылки, а на улучшение сайтов и создание классного – подчеркиваем это, потому что другой бесполезен – контента.
- Ссылочные биржи и агрегаторы… нет, не умрут в одночасье. Будут существовать и дальше. Но их роль будет падать с каждым годом. В течение следующих трех лет они либо переквалифицируются, либо уйдут с рынка.
- Вырастет конкуренция в контекстных системах.
- Часть бюджетов уйдет в сервисы накрутки поведенческих факторов.
- Тех, кто надеется, что, накрутив поведенческие, можно продолжать более-менее спокойно существовать дальше, жизнь разочарует: за накрутку поведенческих санкции будут очень жесткие.
- Увеличится роль непоискового трафика. Увеличатся бюджеты на Social Media Marketing.
- Email-маркетинг получит второе рождение.
- Сформируется и выделится в отдельную услугу такое направление, как проведение A/Б-тестирований и повышение конверсии.
- Роль веб-аналитики вырастет в разы. Это будет сопровождаться и повышением компетенций на стороне заказчиков, и увеличением спроса на специализированные аналитические агентства.
- Интернет-маркетологи на стороне бизнеса научатся работать с воронкой продаж. А начав, наконец, должным образом использовать сервисы статистики и выстраивать цели, они начнут считать свои бюджеты по каждому каналу и инструменту в отдельности.
Из событий конференции IBC Russia 5 декабря 2013-го
Из зала:
- Что-то даже расхотелось заниматься оптимизацией…
А. Садовский:
- Давайте поаплодируем этому человеку.
- На рынке увеличится средний чек агентств, работающих в сфере комплексного интернет-маркетинга, то есть занимающихся реальной кропотливой работой над сайтом (контент, юзабилити, дизайн – без улучшения сайта по этим и другим параметрам получение трафика уже в 2014-м будет непредставимо).
- Среди крупного бизнеса наметиться тенденция к созданию собственных отделов, занимающихся интернет-маркетингом. Заниматься они будут не продвижением, а именно маркетингом, улучшая сайт, разрабатывая и реализуя свою контент-маркетинговую стратегию.
- Выдача будет изменяться постоянно (перманентный апдейт). Бороться за топ будет бессмысленно, все начнут бороться за трафик.
- Увеличится роль продвижения по широкому семантическому ядру (все запросы в нише) – для сбора поискового трафика.
- Роль естественных ссылок вырастет. Даже в Яндексе. Но естественные ссылки поэтому и естественны, потому что их нельзя купить.
Самое важное, что нужно помнить. Все невероятные исцеления, когда ни химиотерапия, ни операции уже не помогли, у раковых больных случались только после стадии принятия своей болезни. Чем раньше вы ее примите, тем быстрее исцелитесь.