Каждая корпорация стремится к монополии. И каждая корпорация всеми правдами и неправдами оберегает свои активы, особенно если их ценность не так чтобы очевидна.
Попав однажды в клиенты большой компании, очень сложно перестать пользоваться ее продуктами и услугами. Ярким примером является Apple, о делах которой стало много чего известно благодаря судебному разбирательству с Epic Games.
Суд с Apple начался 3 мая, а причиной тому послужило удаление одной из самых популярных игр в мире Fortnite из App Store. Причина может показаться надуманной – в игре появилась возможность покупки внутриигровой валюты в обход App Store, что «яблочная» корпорация запрещала делать (ее же так лишали процентов).
Чем кончится дело, пока неизвестно, но в ходе разбирательств всплыло немало увлекательных документов из компании Apple, затребованных судом и опубликованных ресурсом The Verge. Они показали суть современного корпоративного бизнеса – «запирание» клиента внутри исключительно своих сервисов.
Увязать в систему
Именно такую задачу ставил Стив Джобс в 2010 году – увязать все сервисы Apple в единую систему, чтобы пользователи оказались буквально запертыми в ней. А рекламный слоган Think different был для имиджа.
Самым показательным примером стала раздача покупателям iPhone подарочных карт iTunes в 2013 году. Имея оплаченную музыку, приложения и фильмы, они впоследствии уже не отваживались на покупку смартфонов не от Apple, даже если переплата за iPhone превосходила стоимость новых подписок взамен потерянным.
Тогда же была остановлена разработка мессенджера iMessage для Android, так как переход на платформу конкурента позволил бы людям без особых проблем заменять iPhone смартфонами на Android – все контакты переносились бы без потерь.
Деньги – в семью
Лукавыми оказались и заявления Apple о том, что она относится ко всем разработчикам одинаково. Например, стриминговому сервису Netflix позволялось платить не 30-процентную, как всем, а 15-процентную комиссию. И это касалось всех ключевых партнеров, удерживающих пользователей.
Как только Apple обнаружила, что новая функция Marketplace в игре Minecraft не позволяет игрокам покупать монеты без входа в учетную запись Microsoft, корпорация тут же потребовала, чтобы Microsoft обновила уже одобренную версию Minecraft для iOS. То есть все деньги должны проходить через платформы Apple. По этой же причине запрещены и облачные игры, уводящие пользователь в мир, не завязанный на сервисах Apple.
Объясняется все безопасностью – модераторы корпорации не могут просматривать содержание игр, будто они беспомощнее обычных пользователей. Забавно, но при этом в App Store появилась игра, в которой можно было расстреливать протестующих. И это при том, что в то время набирало силу движение Black Lives Matter. Игру, конечно, быстро снесли, но осадочек остался.
Запрет на конкуренцию
Когда один из официальных платежных партнеров Apple компания PayPal начала приветствовать добавление своей системы в разного рода приложения для iPhone, в Apple заявили, что App Store – единственная возможная платежная система на платформе, а разработчики, использующие PayPal, нарушат соглашения с Apple. Получить альтернативную возможность проводить платежи у пользователей не получилось.
Не удалось проскочить в App Store и приложениям Office от Microsoft, данные из программ которого не касались бы Apple. В результате появился Apple IAP.
До покупки в 2018 году плейера Shazam в App Store распространялся запрет на рекламу этого приложения, которое конкурировало с продуктом Apple. И вообще, любые конкурирующие продукты в AppStore даже не поминаются – на то есть запрет от 22 мая 2016 года.
Также в App Store запрещены все ссылки на внешние ресурсы, где можно скачать понравившееся приложение для iOS, и эта практика сегодня стала настолько привычной, что никого даже не удивляет.
Все одним миром
На самом деле подобными играми увлекаются не только в Apple. Каждая корпорация стремится сделать так, чтобы у пользователя не было выбора, а смена платформы была как можно болезненнее и чувствительнее.
В собранных The Verge благодаря судебному процессу документах есть компроматы и на других IT-гигантов: Microsoft, Sony, Google, Nintendo, Valve, Netflix, Hulu и многих других. Например, Sony берет повышенную комиссию за кроссплей на PlayStation, а продажи консолей Microsoft убыточны, но потерянные деньги с лихвой компенсируются продажей игр и сервисов.
Считается, что пользователь – как в анекдоте «куда ж ты с подводной лодки денешься». Часто небезосновательно.