«Яндекс» не стоит на месте и постоянно развивается. За последние несколько лет появились десятки новых факторов ранжирования. Чтобы разобраться в последних нововведениях, мы подготовили этот материал. В первую очередь эта статья будет полезна владельцам интернет-магазинов и других коммерческих сайтов.
Cамые важные факторы ранжирования для интернет-магазинов и других коммерческих сайтов в 2021 году
По данным нескольких агентств, в следующем году актуальными остаются уже известные факторы. Среди них:
- голосовой поиск;
- физический размеры HTML-кода;
- общее количество качественных страниц в индексе;
- качество и количество исходящих ссылок;
- качество ссылок, которые ведут на сайт;
- наличие групп в социальных сетях;
- суммарное число посещений из поиска и поведенческие факторы (глубина просмотра, время на сайте, отказы, last click или атрибуция по последнему клику);
- наличие ALT-атрибутов и количество слов в каждом заполненном атрибуте;
- качество ссылающихся на ваш сайт доменов;
- общее количество всех посещений сайта;
- суммарное количество слов во внутренних ссылках;
- общее количество прямых переходов на сайт;
- наличие YouTube-канала у сайта;
- суммарное количество переходы из социальных сетей;
- суммарное количество переходы из почты.
Среди менее важных, но все-таки весомых, можно выделить следующие:
- наличие оплаты картой;
- доставка товара;
- наличие кнопки Facebook «Поделиться»;
- наличие цены на странице;
- соотношение контентной части к html коду страницы;
- наличие разбавленных синонимами запросов;
- наличие раздела «Отзывы»;
- суммарное количество картинок;
- процент академической тошноты текста;
- наличие цены;
- наличие микроразметки;
- несколько регионов;
- наличие у крупных площадок многоканального телефона в формате «8-800» для России и СНГ, код региона – для регионального бизнеса.
Среди этих факторов есть как давно знакомые и понятные, так и совсем новые. Давайте разберем их, двигаясь от наиболее важным к менее значимым.
Общее число страниц
Если вы проанализируете любого крупного конкурента, то сразу увидите, что количество страниц в индексе у него переваливает за несколько тысяч. Действительно, количество проиндексированных страниц является одним из ключевых факторов ранжирования в 2021 году для любого интернет-магазина. Увеличить количество страниц в индексе можно тремя способами.
- Найдите главных конкурентов и проанализируйте их. Сделать это можно при помощи любого сервиса с подходящим функционалом. Следить за конкурентами вообще полезно, но в рамках этого пункта нас будет интересовать в первую очередь их суммарное количество страниц в индексе. Цель – сделать так, чтобы количество страниц вашего сайта в индексе было вдвое больше, чем у других. Естественно, за один день решить эту задачу не получится. Это долгая и планомерная работа, связанная с созданием качественного контента (включая карточки товаров) и продвижением сайта в целом.
- Даже если вы навсегда прекратили сотрудничество с поставщиком, и какого-то товара больше никогда не будет в вашем магазине, все равно помечайте такой товар при помощи метки «Нет в наличии». Не удаляйте страницу целиком.
- Используйте фильтры: «удобные шкафы-купе», «просторные шкафы-купе», «широкие шкафы купе», «дизайнерские шкафы купе». Фильтры, при условии, что их достаточно много, позволяют значительно нарастить количество проиндексированных страниц.
У второго и третьего лайфхаков есть существенный недостаток: если страница регулярно добавляется / удаляется, то ведущие на нее запросы всегда будут находиться за пределами топ-10 выдачи.
Дело в том, что «Яндекс» может в любую секунду исключить страницу фильтров / категорий / рубрик, если она «недостаточно качественная». Если страница вообще пустая, она будет удалена из индекса очень быстро:
Любой интернет-магазин, продвигаемый в «Яндексе», сегодня сталкивается с огромной конкуренцией со стороны агрегаторов.
Агрегаторы занимают огромную часть поисковой выдачи, а за счет сотен тысяч страниц и огромного числа параметров. Эти сервисы вытесняют даже старые интернет-магазины, присутствующие в органической выдаче более десяти лет.
Бороться с агрегаторами и другими сервисами «Яндекса» бесполезно. Лучше сосредоточиться на качестве своего интернет-магазина, сделав его наилучшим вариантом для целевой аудитории. Что касается количества страниц, то здесь все еще хуже: победить агрегатор по этому показателю начинающему интернет-магазину просто невозможно.
Не можешь победить – присоединяйся. Используйте все возможные площадки для продвижения своего магазина: Яндекс.Дзен, Яндекс.Маркет, Яндекс.Знатоки, Яндекс.Карты.
Ссылки
Несмотря на заявления многих экспертов, ссылочный профиль все также остается важным фактором ранжирования «Яндекс». Ссылочный фактор для отечественной поисковой системы важен в качестве сигнала ранжирования сайта целиком, в отличие от Google, который использует его в том числе для ранжирования отдельно взятых его страниц.
Поисковая система идентифицирует суммарный вес ссылочного профиля. Бонусы предоставляются наиболее релевантным поисковой фразе страницам.
Важно полное или частичное присутствие ключевой фразы в тексте ссылки. Естественно, во всем важна мера, и плохо, если 95% всех ссылок на вашем сайте будут содержать анкоры в точных вхождениях.
Теперь о том, что может помочь именно интернет-магазинам. Если вы оптимизируете свой проект под «Яндекс», важны ссылки на главную, а вот Google предпочтительнее скармливать URL на страницу категории товара.
Нужно ли закупать ссылки для интернет-магазина в 2021 году
Это деликатный и сугубо индивидуальный вопрос. Я использую следующий лайфхак. Найдите своих конкурентов – магазины схожей тематики, которые находятся на первой-второй странице выдачи, но не сервисы «Яндекса» и не агрегаторы. Советую выбрать 5 сайтов.
Найти конкурентов может как вручную (вводите главные запросы, по которым продвигаетесь, анализируйте первые позиции выдачи), так и при помощи сервисов PR-CY или Similar Web.
Теперь необходимо проанализировать показатель «Общее количество ссылок». Если у 4 из 5 конкурентов по 300 ссылок, то, значит, нужно стремиться именно к такому суммарному количеству. Естественно, не стоит закупать все ссылки сразу, одним днем. В 2020 году пора приучить себя к мысли, что закупка ссылок – это бан в Google и «Яндексе».
Правильный путь заключается не в бездумном закупке ссылочной массы, а в поиске тематических, качественных площадок с живыми людьми. На таких сайтах нужно размещать полезный контент, который будет вести на ваш сайт. Про бездумный закуп SEO-ссылок забудьте вообще.
Возраст домена
При анализе ссылочного профиля конкурентов нужно обратить внимание на возраст их доменов. Узнать его можно при помощи любого whois-сервиса, например NIC:
Вводим домен, выбираем «Проверить» и смотрим результаты. Нас интересует пункт created:
Если речь идет о старых доменах возрастом более 10 лет, неразумно будет стремиться набрать их количество ссылок за год или два.
Всю работу по закупке ссылок делайте постепенно: в день не стоит формировать более 2-3 ссылок. В противном случае это будет крайне подозрительно для «Яндекса»: покупные ссылки отечественная поисковая система очень не любит.
Отдельное внимание следует обратить на качество доноров: ссылки с линкопомоек, дорвеев и других мусорных сайтов только увеличат риск пессимизации.
Лучше купить две качественные ссылки, чем десять дешевых. Стоимость ссылок с качественных доноров начинается, как правило, от 5 тысяч рублей. Также рекомендую придерживаться пяти рекомендаций:
- Перед размещением ссылки обязательно попросите продавца сделать на нее перелинковку на сайте-доноре. Для создания перелинковки нужно использовать исключительно релевантные тематике страницы.
- Не нужно закупать ссылки на второй день после регистрации домена. На начальном этапе развития такие действия приведут только к искусственной пессимизации домена. Лучше займитесь развитием сайта: добавляйте карточки товаров и наполняйте его полезным контентом.
- Покупать ссылки через биржи может быть опасно. Основной контингент таких сервисов – заспамленные площадки с плохим трастом.
- После размещения обязательно проверяйте ссылки один раз в месяц. Недобросовестные вебмастера могут удалять ссылки спустя некоторое время после получения оплаты.
- Используйте усиление закупаемых ссылок. Смысл усиления заключается в том, чтобы о вашем сайте узнало как можно больше новых людей. Для этого нужно задействовать социальные сети. Можно пользоваться даже личными профилями. Например, мы покупаем ссылку + пост на площадке mirdostupa.ru. Для других это выглядит так, будто журнал «Мир Доступа» пишет о вашем интернет-магазине. Теперь нам нужно расшарить (поделиться) этим постом в социальных сетях. Для этого открываем сайт-донор и ищем кнопки соцсетей. Они часто расположены в самом внизу, после контента:
Чем больше социальных сетей удастся задействовать для усиления ссылки, тем лучше.
Кроме социальных сетей для усиления покупаемых ссылок можно использовать так называемые дропнутые домены (речь о брошенных доменах, за которые перестал платить владелец). Задача – поставить ссылки с купленного дропа на рекламный пост донора. Этот сайт (донор) должен содержать гиперссылку уже на ваш интернет-магазин.
Покупаемый дропнутый домен должен максимально близко соответствовать тематике вашего интернет-магазина, быть релевантным.
Трафик и новый интернет-магазин
Как вы могли догадаться из первого раздела, итоговое ранжирование сильно зависит от суммарного трафика. У вашего сайта очень много посещений в сутки? Значит, вы будете показываться наверху.
Естественно, на первых местах в органической выдаче «сидят» старые и маститые зубры с десятками и даже сотнями тысяч страниц. Домены таких сайтов сайтов появились много лет назад.
Довольно высоко по низкочастотным анкорам показываться в «Яндексе» могут и новорожденные домены, возраст которых – всего пара месяцев. По средне- и высокочастотным запросам в выдаче присутствуют исключительно старые домены. Для примера возьмем анкор «купить зарядку для айфона» с гео Саратов:
Пробиться сквозь такой «фонтан» не сможет, пожалуй, ни один новый сайт.
Хороший ИКС молодому интернет-магазину на стартовом этапе получить практически невозможно. Для этого понадобятся сотни тысяч посетителей в день и сотни тысяч качественных страниц. Хороший бонус в ранжировании дадут также и качественные поведенческие факторы.
Разнообразие товара
Максимально разнообразный ассортимент для нового интернет-магазина – жирный плюс в ранжировании. Увы, далеко не все интернет-магазины могут похвастаться тысячами товарных страниц. Таким проектам невероятно сложно будет сражаться с агрегаторами, которыми усыпана выдача «Яндекса». Победить их можно только в том случае, если ваш магазин предлагает глубоко нишевые товары, которых просто нет в ассортименте агрегаторов.
В каком-то смысле больше повезло сайтам, которые предлагают услуги: репетиторам, фотографам, актерам, няням, домашним мастерам. Есть одно преимущество, которого лишены интернет-магазины: cайты специалистов, предлагающих услуги, могут продвигаться по низкочастотным запросам. Например, вполне возможно приблизиться к первой странице выдачи по следующим фразам:
- «мастер на час в центре новосибирск»;
- «маникюр на дому в заводском»;
- «муж на час зуево»;
- «подстричь газон подольск».
Даже с такими НЧ анкорами будет довольно сложно пробиться в топ. Зато такие запросы реально приводят клиентов. По ним выдача будет содержать много сайтов, которые продвигаются без всяких коммерческих инструментов:
С фразой «купить айфон зуево» такое уже не прокатит:
Увы, подобные сайты тоже ждет жесткий прессинг со стороны зубров а-ля profi.ru, которые по своей сути также являются агрегаторами.
Другие важные факторы ранжирования «Яндекса» в 2021 году
Разные источники трафика
Разнообразьте источники трафика. Обязательно задействуйте соцсети, включая Facebook, – это отдельный фактор ранжирования «Яндекса» в 2021 году. Не следует «забивать» на Instagram: трафик из любой социальной сети является позитивным сигналом для «Яндекс». Плюсы соцсетей в том, что они позволяют раскрутить паблик / профиль даже без денежных затрат, но это долгий и непростой путь.
Именно социальные сети могут дать вашему магазину такой пинок в развитии, какой не даст никакая оптимизация. Обязательно работайте с аудиторией в соцсетях и всячески поощряйте ее.
Региональность
Важна поддержка региональности. Хорошо, если у вашего магазина есть многоканальный телефон формата 8-800. Дополнительный плюс в ранжировании – наличие пунктов самовывоза и присутствие региональных партнеров, которые позволят получить заказ в кратчайшие сроки. Естественно, информация обо всем этом должна быть четко отражена в разделе «Доставка».
Телефоны и адреса
Наличие телефонов и реально существующих адресов – все более сильный сигнал ранжирования. Если хотите получить дополнительный балл, добавьте свой интернет-магазин на «Яндекс.Карты» и в «Яндекс.Справочник».
Документация и сертификаты
Если ваш магазин занимается реализацией специального оборудования, например, медицинского, то понадобится дополнительное подтверждение качества продукции. На сайте должна быть актуальная информация обо всех государственных регистрациях, сертификатах соответствия и другой разрешительной / технической документации.
Карточки
Загружайте больше карточек. Разнообразьте поставщиков, делайте рубрики / категории. Чем больше размер витрины, тем лучше для «Яндекса». Именно размер электронной витрины является латентным сигналом, указывающим на общее разнообразие ассортимента.
Карточки товаров могут выглядеть весьма перегруженными визуально, как здесь:
Бояться этого не стоит. Главное, чтобы все было читаемо и функционально. Тем более, если речь идет о технически сложных товарах, у которых всегда много характеристик.
Послесловие
Наращивайте ассортимент магазина (соответственно, количество страниц) и ссылочный профиль. Эти два показателя особо важны именно для новых товарных сайтов.
Искусственно наращивать ссылки – опасная затея. Самый безопасный вариант – ждать несколько лет, пока интернет-магазин сам обретет ссылочную массу.
Обязательно формируйте максимально расширенное и релевантное страницам сайта СЯ. Очень часто новички обделяют вниманием информационные анкоры, и это большая ошибка даже для интернет-магазинов. Выделить корректные кластеры и проследить за тем, чтобы все запросы соответствовали выбранному типу, может быть весьма сложно для начинающего. Не нужно делать всю эту работу в одиночку: над продвижением должны работать минимум два-три специалиста. Если вы вообще не понимаете, что делать, пользуйтесь услугами тех, кто действительно знает, как продвигать интернет-магазины на практике.