Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Маркетологи могут продолжать верить в свою нужность, но миру наплевать

7 февраля 2020 Игорь Субботин
Время чтения: 9 минут Нет времени читать? Нет времени? 39 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Маркетологи могут продолжать верить в свою нужность, но миру наплевать Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

При слове «паразит» мозг обычно подкидывает крайне неаппетитные и неприглядные картинки, что-то из области обитателей желудочно-кишечного тракта. Но большинству из нас, чтобы увидеть паразита, не обязательно напрягать память, воображение или гугл. Достаточно подойти к зеркалу.

У этой статьи два финала: для оптимистов и для пессимистов. Выбирайте, какой вам больше по душе. А «Текстерра» напоминает, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Давно хотел спросить коллег, связанных с рекламой, да и с маркетингом вообще: каково вам работается в изначально паразитической отрасли? Которая начала активно развиваться, когда продуктов и услуг стало больше, чем потребителей.

И главным стало не произвести, а продать, впарить. Чтобы потребитель выбрал именно этот продукт, а не конкурирующий. Который в равной степени может быть лучше, хуже либо ничем не отличаться.

Мы – пена

Как-то же нужно, согласитесь, обманывать себя, убеждая, что мы вовсе не тратим свою единственную (хотя тут есть версии) жизнь на совершенно бессмысленное дело? Практически все, за о-о-очень малым исключением.

Потому что человеку, если он не совсем дерево, трудно жить с пониманием, что его каждодневный труд миру не нужен, как бы ни пытались окружающие убедить в обратном.

Но мы же не врачи, не учителя, не пожарные, не нефтяники, не военные и не полицейские. Мы не несем пользу миру.

Все же, полагаю, понимают, что миру глубоко поровну, какие сайты будут в топе выдачи, какой будет конверсия новых подписчиков в соцсетях, сколько уников придет на ваш сайт сегодня. Упрощенно говоря, нет разницы, чем люди будут активнее травить свой организм – пепси-колой или кока-колой.

Мы – пена. Лишние.

Все нормально, малыш, ты привыкнешь. Просто потерпи

И жить с этим непросто. Отсюда дикий рост количества неврозов, популярность психологов и психотерапевтов. Вот уж где продавец и потребитель нашли друг друга. У каждого второго теперь биполярочка на фоне невыносимых детских психологических травм и подсознательного понимания своей ненужности.

Наши самооправдания

Но человек – штука крепкая, в массе своей. Поэтому мы всегда найдем резоны, ради которых заняты тем, чем заняты.

Одни просто зарабатывают деньги. Есть семья или собственные хотелки, это требует денег, я их добываю – ок, хорошее объяснение.

Других прет их работа. Людям нравится делать то, что они делают. И им хочется быть в этом лучшими. Тоже отлично помогает.

Помню, лет двадцать пять назад работал на выборах в областной совет, где по одному округу конкурировали мэр города и, как тогда принято было называть, авторитетный бизнесмен с непростым прошлым. Мы трудились на стороне второго.

Когда стали известны победные результаты и этот авторитетный мужчина приехал к нам в редакцию, мы сначала пожали друг другу руки, потом от полноты чувств обнялись и расхохотались.

Новоиспеченный депутат уже уехал, а я продолжал улыбаться, чем все больше раздражал одну из сотрудниц. Ну известный типаж, за все хорошее, против всего плохого, что совершенно не мешает работать на плохих, потому что «все непросто».

И она резко спросила, а чему я, собственно, радуюсь? Я фактически помог посадить в депутатское кресло бандита, хотя прогрессивный мэр имел на это куда больше прав.

Мэр, к слову, несмотря на всю прогрессивность, доступный ему «административный ресурс» задействовал на тех выборах по полной – с арестами тиражей газет и листовок, внезапными визитами милиции в штаб, отменой встреч конкурента с избирателями по надуманным причинам, задержаниями агитаторов и наблюдателей. Мы почти не имели шансов победить, но победили.

Я посмотрел на девушку с сочувствием и объяснил, что кайфую от хорошо сделанной работы. Сомневаюсь, что она поняла меня тогда, надеюсь, позже она сама имела возможность испытать нечто подобное – барышня была милой и невредной.

Но мы отвлеклись.

Третий вариант самооправданий своей глобальной «низачемности» – самый частый, он же самый скучный.

«Все так, – говорят люди из этой категории, – но это правда про других. А у нас совершенно особый случай. Наш продукт (сайт, приложение, сервис, магазин, услуга, etc.) сделает мир лучше. Жизнь – более комфортной. Или менее невыносимой.»

Как ни странно, иногда это так и есть. Но этого «иногда» настолько исчезающе мало, что мы его просто не станем учитывать, чтобы не портить песню и не ломать весь пафос повествования.

Просишь показать этот «особый случай» – там либо NDA до небес и прочее «перед прочтением сжечь», либо сугубая банальщина, но с перламутровыми пуговицами.

Казалось бы – не проблема. Ну хочешь ты врать себе, имеешь полное право, тем более что для психики такая ложь – во спасение.

Нельзя обманывать себя вечно

Проблема в том, ребят, что мы взрослеем.

Взрослеем психологически, не все, но многие. И те объяснения, что устраивали нас еще вчера, перестают работать. И проклятый вопрос «ради чего все это?» вновь встает во всей своей унылой настойчивости.

А прежние ответы уже не работают.

Тот, кто годами впахивал ради семьи, внезапно обнаруживает повзрослевших детей, выросших без него (эй, в равной степени тут могло быть написано и «без нее», автор гендерно нейтрален и не любит всех примерно одинаково). Практически чужих детей, говоря откровенно. И «свою вторую половинку», в которой уже почти не узнает ту, ради которой когда-то был готов на все.

Кто работал и верил, что неким волшебным образом сумеет сохранить баланс между карьерой и личной жизнью, уясняет, наконец, что с балансом как-то не задалось. В карьере обходят более молодые и резвые, положившие на это все силы, а личная жизнь тоже подозрительно напоминают ту, что из абзаца выше.

Кого перло от работы и кому хотелось стать «лучшим по профессии», тот выгорает, понимая, что даже самый крутой Сизиф планеты – он все равно сначала Сизиф, а только потом самый крутой.

Счастливчики, конечно, те, кто сразу не имел иллюзий по поводу себя и своего места в жизни – им неоткуда и некуда падать. Мы им, наверное, завидуем, если встречали. Но мне такие не попадались. Да и не хотелось бы их видеть, честно говоря.

Потому что человек, как ни крути, все равно должен порой хотеть странного и иногда с тоской смотреть в звездное небо.

Пессимистичный финал статьи

Помните анекдот про человека, который только что предстал перед высшими силами и достал их вопросом, в чем был смысл его жизни? Силы не выдержали и напомнили собеседнику эпизод, когда тот в вагоне-ресторане поезда «Москва – Пермь» передал соль за соседний столик. Вот, мол, в этом и был смысл и цель, остальное – побочка.

Многие после этого анекдота на мгновение грустнеют, но не все понимают его правильно. Он не про тлен и тщету. Он про счастливый случай. Потому что перед нами пример жизни, прожитой не напрасно, большинству же и этого не светит.

Но если вы нашли для себя какие-то новые объяснения, зачем вы тратите свою единственную жизнь на то, чем вы занимаетесь – делитесь, возможно, вы и есть тот Данко, что выведет нас из тьмы. Только помните, что сам он закончил не очень хорошо.

В конце текста, говорят, автор должен давать читателю хоть какой-то «лучик надежды», чтобы не оставлять его среди серых холмов своего унылого подсознания. Если он не гад последний, конечно.

Но нет у меня для вас никакого лучика, коллеги. Я не лекарь, я боль.

Оптимистичный финал

Впрочем, возможно, все не так мрачно и безысходно. Футурологи не первый год прогнозируют, что количество людей, которые просто не нужны экономике в качестве рабочей силы, будет стремительно расти. И счет скоро (если не уже) пойдет на десятки и сотни миллионов. Проблема в том, что все эти миллионы человечество уже способно прокормить, обеспечив им средний уровень потребления. Или будет способно завтра.

Но совершенно непонятно, чем этих людей занять. И такая проблема перед человечеством встает впервые, в доступной нам истории, по крайней мере.

Что делать с голодными – понятно: накормить, тем или иным образом. Чтобы не приучать к халяве – накормить, дав возможность заработать. Голодный бунт подавить легко – технологически, по крайнем мере. Хлеб и пулеметы.

А бунт сытых?

«Вы отнимаете у людей заботу о хлебе насущном и ничего не даете им взамен. Людям становится тошно и скучно. Поэтому будут самоубийства, наркомания, сексуальные революции, дурацкие бунты из-за выеденного яйца», – пророчествовал герой Стругацких в «Граде обреченном».

Футурологи, впрочем, знают ответ – нужно создать хотя бы видимость занятости и нужности. А видимость и виртуальность – не синонимы, но близко.

Поэтому мы еще увидим миллиарды людей, отправляющихся «работать» в виртуальные игры. Ковать мечи, выращивать хлеб, убивать драконов и защищать корованы. За полноценные и совершенно реальные деньги.

В советские времена сатирик Жванецкий шутил, что в стране так много НИИ, потому что людей надо где-то держать, чтобы они не хулиганили на улице.

Так может быть, коллеги, мы с вами не паразиты, а первопроходцы? И секретные институты ведут за нами скрытое наблюдение, фиксируют результаты и отрабатывают на нас технологии, как заставить человека заниматься бессмысленным трудом, и чтобы он массово не сходил при этом с ума? И, накручивая ПФ или нагоняя подписоту в инсту, мы находимся на самом острие прогресса, острее некуда?

И когда-нибудь на главных площадях виртуальных центров виртуального мира будут стоять памятники нам? Как Белке и Стрелке?

Как вам версия?

Короче говоря, вот вам одна статья с двумя финалами. Возможен ли третий вариант? Не знаю, а вы?

P. S. Но если в поезде попросят передать соль – не ленитесь, вдруг это тот самый шанс.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Обгоните конкурентов в онлайне. Мобильное приложение под ключ: от разработки ТЗ до продвижения. Узнать подробнее
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных