Преподаватели бизнес-школы при Сиднейском университете (UTS Business School) выяснили, как маркетологи из разных стран мира оценивают эффективность своей работы. 53 % специалистов используют в качестве метода оценки уровень удовлетворенности клиента. Эта метрика показывает, в какой степени ЦА бизнеса довольна продуктом или услугой. 45 % маркетологов смотрят на уровень осведомленности клиента о бренде или отдельном продукте, а 43 % – на окупаемость инвестиций. А вот целевой объем продаж и чистая прибыль компании не вошли в число самых популярных метрик.
Полный текст исследования опубликован в «Журнале международных исследований бизнеса» (Journal of International Business Studies), который доступен только в печатной версии.
Результаты исследования говорят одно, Google – другоe
Выводы австралийских экспертов подтверждают глобальную задачу маркетологов, о которой «Текстерра» не раз писала в блоге. Они делают продукту рекламу, а за продажи отвечают менеджеры по продажам. К сожалению, не все представители бизнеса это понимают, и винят в низких доходах в первую очередь маркетологов. Если товар раскручен, позитивно воспринимается целевой аудиторией, а прибыль компании оставляет желать лучшего, тут уже вопрос к отделу продаж. Мы уже писали о том, как менеджеры могут сливать рекламный бюджет и что можно с этим сделать.
Но вернемся к исследованию. Оно оказалось действительно масштабным – авторы проанализировали более 4 000 маркетинговых кампаний в 1 600 компаниях из 16 стран, в число которых вошла и Россия. Таким образом, результаты исследования применимы к глобальному, а не только западному маркетингу. Это стоит учесть, поскольку в рунете представлены в основном устаревшие данные о популярных методах оценки маркетинга. Например, если проанализировать топ выдачи по запросу «метрики маркетинга», складывается впечатление, что уровень удовлетворенности входит в число второстепенных, а не основных метрик. Как оказалось, это совсем не так.
То, что эффективность маркетинга зависит от узнаваемости и удовлетворенности продуктом, подтверждает и знаменитая кривая диффузии инноваций, предложенная Эвереттом Роджерсом еще в 1962 году. Она определяет, какой процент потребителей готов совершить покупку на том или ином этапе осведомленности о бренде. Люди, которые ничего не знают о продукте (новаторы) покупают менее чем в 3 % случаев. Чаще всего покупают те, кто давно знает о существовании бренда и обращает внимание на отзывы о нем.
Маркетологам по-прежнему сложно доказывать, что они не зря едят свой хлеб
Авторы исследования пришли к выводу, что на эффективность маркетинга влияют не только задействованные метрики эффективности, но и их количество. Иными словами, чем больше показателей принимают во внимание, тем больше шансов на положительный результат.
В исследовании упоминаются целых 84 маркетинговые и финансовые метрики, которые используются для оценки эффективности продвижения, но основных менее десяти, и они примерно одинаковы в разных странах с совершенно разной культурой.
Эксперт назвал и главную сложность для маркетологов – доказать клиенту эффективность их работы. Мало просто раскидать цифры по метрикам, важно еще и объяснить, как это работает.
«На маркетинг тратятся триллионы долларов, масштабы кампаний растут. Но менеджерам по-прежнему сложно демонстрировать, как их действия влияют на продажи».
Кстати, у нас в блоге есть уникальная в своем роде шпаргалка по метрикам в разных направлениях интернет-маркетинга. Она поможет сориентироваться в обилии показателей эффективности и разобраться, как оценивать тот или иной вид рекламной деятельности.
Теперь у нас есть отдельная рассылка в ВК для новостей из мира digital. Собираем самое интересное и делимся – честно и без дешевого хайпа. Присоединяйтесь!
«Мы выявили, что чем больше метрик используются при принятии маркетинговых решений, тем точнее и качественнее они (решения) получаются. В результате растет удовлетворенность высшего руководства, общая прибыль компании и ее акционерная стоимость».