Креативность — обоюдоострая штука. С одной стороны, в современной экономике внимания ее наличия настойчиво требуют от соискателей приемлемых зарплат. Особенно этим грешат наниматели в отрасли, красиво именуемой «Диджитал».
С другой — молва веками считает творческих личностей как минимум чудиками, а как максимум — слегка больными на голову. И это тот редкий случай, когда молва (за некоторыми весомыми оговорками) права.
Ученые бьются над определением креативности и проблемой связи творческих способностей с риском развития психических расстройств уже десятилетия. В научной литературе существует более сотни определений феномена creativity. Их объединяет понимание того, что «креативность» — суть способность к созданию чего-то оригинального и ценного.
А дальше идут уточнения контекста — порой, головоломные. Например, американский психолог Эллис Пол Торренс, известный своими исследованиями именно в области творчества, определял креативность так:
«Это процесс, во время которого человек становится чувствительным к проблемам, недостаткам, пробелам в знаниях, отсутствию элементов <в какой-либо картине>, к дисгармонии и тому подобному.
А также процесс создания этим человеком гипотез о причинах недостатков, проверка и повторная проверка этих гипотез и, возможно, их модификация и еще одна повторная проверка; и, наконец, сообщение результатов».
Определение, конечно, мучительное для обыденного восприятия. Но оно хорошо тем, что подходит практически к любому делу, в котором творческий подход позволяет добиваться большего.
Удивительно и прекрасно, что род людской с завидным постоянством, в каждом поколении, порождает индивидов, чувствительных к дисгармонии каких угодно процессов и способных предложить, как ее исправить. Однако креативные хомо сапиенс порой дорого платят за наличие у себя особых качеств.
Клинические психологи по всему миру имеют обширный опыт диагностики и лечения психических расстройств у творцов всех жанров. Большинство исследователей сходится в том, что у этих людей высок уровень распространенности расстройств настроения. Особенно часто терзают криэйторов биполярное расстройство и униполярная депрессия.
И вот что вызывает особое сочувствие: многие творческие личности боятся лечиться и даже отказываются это делать, потому что видят риск… лишиться креативности после терапии.
До последнего времени исследования связи творческих способностей и риска развития психических расстройств проводились на довольно маленьких выборках — в основном писателей, поэтов и художников. С результатами этих изысканий было много проблем достоверности.
Но вот недавно в научном издании с более чем солидной репутацией Nature появился отчет об одном любопытнейшем исследовании, проведенном на гигантской выборке людей творческих и «обычных» (несколько групп от 30 до 165 тысяч (!) участников). Это было крупнейшее в истории изыскание, пытавшееся установить или опровергнуть связь между креативностью и психическими расстройствами.
И оно показало, что таки да — креативщики чаще бывают «слегка больны на голову», чем люди, которым творческих способностей «не хватает».
Креативность повышает риск развития шести типов психических расстройств
Вот этот скорбный список: шизофрения; синдром дефицита внимания и гиперактивности; расстройства аутистического спектра; биполярное расстройство; клиническая депрессия; нервная анорексия.
В ходе исследования ученые собрали и проанализировали огромный массив данных о школьной успеваемости подопытных по математике и языкам; об их генотипе; профессиональных занятиях во взрослом возрасте; наличии или отсутствии психических расстройств и т.п. Это был тип исследования, который называется GWAS — полногеномное ассоциативное исследование.
Ученые установили удивительные вещи. Например, что дети, показывавшие в школе особые успехи в математике, в будущем меньше других рисковали заиметь психическое расстройство. А вот те, кто имел хорошие языковые способности, — наоборот оказались в группе повышенного риска. Особенно по шизофрении.
Как выяснилось, именно глубокое чувство родного языка, во-первых, присуще людям творческих профессий (писателям, журналистам, художникам, дизайнерам, музыкантам и т.п.), а во-вторых, крепко связано с риском «уезда кукухи».
Ученые осторожно сообщают, что, вероятно, повышенные языковые способности явно ассоциированы с тем, что принято считать креативностью. А также заявляют, что люди, имеющие творческие способности, значительно чаще страдают психическими расстройствами по сравнению с контрольной группой «обычных» людей.
Также исследовали заявляют, что, скорее всего, наличие или отсутствие креативности у индивида диктуется его генетикой. То есть, мы не выбираем, быть ли нам творческими личностями или нет.
Соответственно, мы не можем выбирать и то, будем ли мы «нормальными» в общепринятом понимании или «чудиками».
И выходит так, что если мы шарим в математике, то это генетический приз, который предполагает, что у нас снижен риск развития душевных расстройств.
А если у нас, условно говоря, подвешен язык, мы хорошо понимаем текст и сами здорово обращаемся с письменной речью — то это тоже генетический подарок, но двойственный. Хорошие новости — мы, скорее всего, креативны, плохие новости — «Добро пожаловать в психушку».
Стоит ли страдать от нехватки креативности? Личный взгляд
Из всего сказанного логически вытекает, что не стоит расстраиваться — ведь мы рождаемся либо с тем, что принято называть творческими способностями, либо без этого. Нереально заказать себе другую генетику, она данность и поставляется «как есть».
Возможно, быть счастливым гораздо важнее, чем быть креативным. Даже в сугубо мелкобуржуазном, мещанском смысле. Опытный копирайтер, который свои прочные профессиональные навыки «высидел задницей», зарабатывает в год больше, чем среднестатистический небездарный писатель.
Саунд-дизайнер, создатель музыки для рекламы, музыкант-исполнитель в коллективе имеют более стабильную и спокойную жизнь, чем амбициозный талантливый автор, стремящийся на большую сцену.
Мастеровые иллюстраторы и дизайнеры скорее попадают в так называемый средний класс, чем бескомпромиссные художники божьей милостью. Специалист по анализу больших данных, выигравший в генетической лотерее особые математические способности, имеет значительно большие шансы на успех, чем стартапер-визионер.
Часто креативность — это чемодан без ручки. Нести тяжело (в том числе, в смысле душевного здоровья), а бросить не то, что жалко, – практически невозможно. Ибо гены.
Есть у психологов такая метафора человека — кентавр. Якобы его влечения — это нижняя часть, «лошадь», а его мышление, логика, мораль и т.п. — это верхняя часть, «всадник».
Условие для обретения житейского счастья, по мнению тех, кто предлагает такую метафору, — это обучение «всадника» навыкам не слишком насильственного контроля над «лошадью» и в чем-то примирение между ними.
Так вот творческие способности, вероятно, относятся к сфере влияния «лошади» — они своенравны, иррациональны, часто неуместны и даже непристойны. Мало того, обладатель креативности частенько бывает уверен в том, что без нее жизнь не имеет никакого смысла. Собственная креативность для многих — сверхценность. Эта штука будто бы определяет существование человека, его личность, самость, если хотите.
Поэтому некоторые творческие люди и боятся психотерапии, особенно связанной с приемом антидепрессантов и других корректирующих препаратов. Они верят (и часто небезосновательно), что таблеточки отберут у них «лучшую версию себя».
Возможно, таким образом сказывается влияние подсознательной «лошади» метафорического кентавра. Может быть, «выключение креативности» можно сравнить с лекарственным «выключением» сексуальности в молодом возрасте. Не критично для житья-бытья, но дико страшно. Однако столь чувствительная тема требует новых исследований и экспериментов…
Если о личном, то автор этих строк — определенно «жертва креативности». В юности был неоднократно удушаем депрессиями либо состояниями повышенной тревожности, проходил терапии разной степени неуспешности. И лишь в возрасте «немного за сорок» начал нащупывать методы управления своей «лошадью», всегда готовой нестись сломя голову к сомнительным высотам бескомпромиссного артистизма.
Жизнь с генетическим статусом «творческие способности detected», особенно в социально-экономической формации, которая «развивается», переходя от кризиса к кризису, — не очень большое удовольствие.
Несмотря на обилие вакансий, в которых некая невнятная «креативность» значится чуть ли не в первом пункте списка требований к кандидатам, реальные творческие способности слабо востребованы на рынке труда.
В большинстве случаев рынок покупает вполне обыденные, земные навыки, которые, конечно, могут быть сложными, но вовсе не связаны с почти мистической creativity.
Присущее креативщикам острое ощущение дисгармонии в каком-либо недокрученном до оптимума процессе не сказать, чтобы хорошо продается. Массово зарабатывают деньги вообще-то неоптимальные товары, услуги и развлечения. И создают их чаще всего никакие не творческие личности. А гениев с особым видением нередко хоронят на общественный счет в ультрадешевых могилах.
Так что, если обладаешь генетическим статусом «креативности не обнаружено», тут неизвестно еще, кому повезло…
Читайте также:
Ушли с постылой работы, а легче не стало? И вот почему
Две трети маркетологов используют ChatGPT. Узнали, для чего
Как работать на 2-3 работах и все успевать? Есть модная хитрость!