Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Нет креативности? Это признак душевного здоровья Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Креативность — обоюдоострая штука. С одной стороны, в современной экономике внимания ее наличия настойчиво требуют от соискателей приемлемых зарплат. Особенно этим грешат наниматели в отрасли, красиво именуемой «Диджитал».

С другой — молва веками считает творческих личностей как минимум чудиками, а как максимум — слегка больными на голову. И это тот редкий случай, когда молва (за некоторыми весомыми оговорками) права.

Ученые бьются над определением креативности и проблемой связи творческих способностей с риском развития психических расстройств уже десятилетия. В научной литературе существует более сотни определений феномена creativity. Их объединяет понимание того, что «креативность» — суть способность к созданию чего-то оригинального и ценного.

А дальше идут уточнения контекста — порой, головоломные. Например, американский психолог Эллис Пол Торренс, известный своими исследованиями именно в области творчества, определял креативность так:

«Это процесс, во время которого человек становится чувствительным к проблемам, недостаткам, пробелам в знаниях, отсутствию элементов <в какой-либо картине>, к дисгармонии и тому подобному.

А также процесс создания этим человеком гипотез о причинах недостатков, проверка и повторная проверка этих гипотез и, возможно, их модификация и еще одна повторная проверка; и, наконец, сообщение результатов».

Определение, конечно, мучительное для обыденного восприятия. Но оно хорошо тем, что подходит практически к любому делу, в котором творческий подход позволяет добиваться большего.

Удивительно и прекрасно, что род людской с завидным постоянством, в каждом поколении, порождает индивидов, чувствительных к дисгармонии каких угодно процессов и способных предложить, как ее исправить. Однако креативные хомо сапиенс порой дорого платят за наличие у себя особых качеств.

Клинические психологи по всему миру имеют обширный опыт диагностики и лечения психических расстройств у творцов всех жанров. Большинство исследователей сходится в том, что у этих людей высок уровень распространенности расстройств настроения. Особенно часто терзают криэйторов биполярное расстройство и униполярная депрессия.

И вот что вызывает особое сочувствие: многие творческие личности боятся лечиться и даже отказываются это делать, потому что видят риск… лишиться креативности после терапии.

До последнего времени исследования связи творческих способностей и риска развития психических расстройств проводились на довольно маленьких выборках — в основном писателей, поэтов и художников. С результатами этих изысканий было много проблем достоверности.

Но вот недавно в научном издании с более чем солидной репутацией Nature появился отчет об одном любопытнейшем исследовании, проведенном на гигантской выборке людей творческих и «обычных» (несколько групп от 30 до 165 тысяч (!) участников). Это было крупнейшее в истории изыскание, пытавшееся установить или опровергнуть связь между креативностью и психическими расстройствами.

И оно показало, что таки да — креативщики чаще бывают «слегка больны на голову», чем люди, которым творческих способностей «не хватает».

Винсент Ван Гог

Креативность повышает риск развития шести типов психических расстройств

Вот этот скорбный список: шизофрения; синдром дефицита внимания и гиперактивности; расстройства аутистического спектра; биполярное расстройство; клиническая депрессия; нервная анорексия.

В ходе исследования ученые собрали и проанализировали огромный массив данных о школьной успеваемости подопытных по математике и языкам; об их генотипе; профессиональных занятиях во взрослом возрасте; наличии или отсутствии психических расстройств и т.п. Это был тип исследования, который называется GWAS — полногеномное ассоциативное исследование.

Ученые установили удивительные вещи. Например, что дети, показывавшие в школе особые успехи в математике, в будущем меньше других рисковали заиметь психическое расстройство. А вот те, кто имел хорошие языковые способности, — наоборот оказались в группе повышенного риска. Особенно по шизофрении.

Как выяснилось, именно глубокое чувство родного языка, во-первых, присуще людям творческих профессий (писателям, журналистам, художникам, дизайнерам, музыкантам и т.п.), а во-вторых, крепко связано с риском «уезда кукухи».

Ученые осторожно сообщают, что, вероятно, повышенные языковые способности явно ассоциированы с тем, что принято считать креативностью. А также заявляют, что люди, имеющие творческие способности, значительно чаще страдают психическими расстройствами по сравнению с контрольной группой «обычных» людей.

Также исследовали заявляют, что, скорее всего, наличие или отсутствие креативности у индивида диктуется его генетикой. То есть, мы не выбираем, быть ли нам творческими личностями или нет.

Соответственно, мы не можем выбирать и то, будем ли мы «нормальными» в общепринятом понимании или «чудиками».

И выходит так, что если мы шарим в математике, то это генетический приз, который предполагает, что у нас снижен риск развития душевных расстройств.

А если у нас, условно говоря, подвешен язык, мы хорошо понимаем текст и сами здорово обращаемся с письменной речью — то это тоже генетический подарок, но двойственный. Хорошие новости — мы, скорее всего, креативны, плохие новости — «Добро пожаловать в психушку».

Демон и Врубель
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Стоит ли страдать от нехватки креативности? Личный взгляд

Из всего сказанного логически вытекает, что не стоит расстраиваться — ведь мы рождаемся либо с тем, что принято называть творческими способностями, либо без этого. Нереально заказать себе другую генетику, она данность и поставляется «как есть».

Возможно, быть счастливым гораздо важнее, чем быть креативным. Даже в сугубо мелкобуржуазном, мещанском смысле. Опытный копирайтер, который свои прочные профессиональные навыки «высидел задницей», зарабатывает в год больше, чем среднестатистический небездарный писатель.

Саунд-дизайнер, создатель музыки для рекламы, музыкант-исполнитель в коллективе имеют более стабильную и спокойную жизнь, чем амбициозный талантливый автор, стремящийся на большую сцену.

Мастеровые иллюстраторы и дизайнеры скорее попадают в так называемый средний класс, чем бескомпромиссные художники божьей милостью. Специалист по анализу больших данных, выигравший в генетической лотерее особые математические способности, имеет значительно большие шансы на успех, чем стартапер-визионер.

Часто креативность — это чемодан без ручки. Нести тяжело (в том числе, в смысле душевного здоровья), а бросить не то, что жалко, – практически невозможно. Ибо гены.

Есть у психологов такая метафора человека — кентавр. Якобы его влечения — это нижняя часть, «лошадь», а его мышление, логика, мораль и т.п. — это верхняя часть, «всадник».

Условие для обретения житейского счастья, по мнению тех, кто предлагает такую метафору, — это обучение «всадника» навыкам не слишком насильственного контроля над «лошадью» и в чем-то примирение между ними.

Так вот творческие способности, вероятно, относятся к сфере влияния «лошади» — они своенравны, иррациональны, часто неуместны и даже непристойны. Мало того, обладатель креативности частенько бывает уверен в том, что без нее жизнь не имеет никакого смысла. Собственная креативность для многих — сверхценность. Эта штука будто бы определяет существование человека, его личность, самость, если хотите.

Поэтому некоторые творческие люди и боятся психотерапии, особенно связанной с приемом антидепрессантов и других корректирующих препаратов. Они верят (и часто небезосновательно), что таблеточки отберут у них «лучшую версию себя».

Возможно, таким образом сказывается влияние подсознательной «лошади» метафорического кентавра. Может быть, «выключение креативности» можно сравнить с лекарственным «выключением» сексуальности в молодом возрасте. Не критично для житья-бытья, но дико страшно. Однако столь чувствительная тема требует новых исследований и экспериментов…

Энди Уорхол

Если о личном, то автор этих строк — определенно «жертва креативности». В юности был неоднократно удушаем депрессиями либо состояниями повышенной тревожности, проходил терапии разной степени неуспешности. И лишь в возрасте «немного за сорок» начал нащупывать методы управления своей «лошадью», всегда готовой нестись сломя голову к сомнительным высотам бескомпромиссного артистизма.

Жизнь с генетическим статусом «творческие способности detected», особенно в социально-экономической формации, которая «развивается», переходя от кризиса к кризису, — не очень большое удовольствие.

Несмотря на обилие вакансий, в которых некая невнятная «креативность» значится чуть ли не в первом пункте списка требований к кандидатам, реальные творческие способности слабо востребованы на рынке труда.

В большинстве случаев рынок покупает вполне обыденные, земные навыки, которые, конечно, могут быть сложными, но вовсе не связаны с почти мистической creativity.

Присущее креативщикам острое ощущение дисгармонии в каком-либо недокрученном до оптимума процессе не сказать, чтобы хорошо продается. Массово зарабатывают деньги вообще-то неоптимальные товары, услуги и развлечения. И создают их чаще всего никакие не творческие личности. А гениев с особым видением нередко хоронят на общественный счет в ультрадешевых могилах.

Так что, если обладаешь генетическим статусом «креативности не обнаружено», тут неизвестно еще, кому повезло…

Читайте также:

Ушли с постылой работы, а легче не стало? И вот почему

Две трети маркетологов используют ChatGPT. Узнали, для чего

Как работать на 2-3 работах и все успевать? Есть модная хитрость!

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 дек 2024
7 348
Лучшие подарки для редакторов и авторов на Новый год: топ-11 идей

Собрали идеи и рекомендации у коллег — вам больше не нужно ломать голову, что подарить профессионалу.

20 дек 2024
871
17 ярких мемов, которые лучше всего описывают 2024 год

Посмеемся снова и над грустным хомяком, и над «Оплата у психолога не прошла», и над турецким стрелком, и над другими мемами уходящего года.

20 дек 2024
2 017
Что точно даст брендформанс: 9 главных задач

Это очень емкое понятие и включает всё от формирования спроса до возврата клиентов.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.