Советуем искать золотую середину: выбирать не более 10—15 подходящих KPI, опираясь на описания метрик, комментарии экспертов, цели продвижения в соцсетях.
Метрики для оценки динамики подписчиков
Начнем с метрик, отражающих динамику подписчиков и, следовательно, эффективность SMM-стратегии в целом.
- Количество подписчиков (Followers)
Пожалуй, самая известная метрика в SMM: повсеместно используется в отчетах, ставится в качестве KPI. Конечно, фолловеров можно накрутить, но такие накрутки легко вычислить.
Если есть подозрения, необходимо изучить аккаунты новичков – ботов и «собачек» сразу видно. Параллельно стоит сопоставить географию, возраст и другие важные данные новых подписчиков с портретами целевой аудитории. Характеристики сильно расходятся – вопросы к эсэмэмщику.
Подробнее о самостоятельном поиске ботов в соцсетях и сервисах определения фейковых аккаунтов – в статье Дмитрия Дементия.
- Количество отписок (Unfollows)
Метрика позволяет оценить, полезен ли контент в сообществе, верно ли выбрана коммуникативная стратегия, правильно ли настроен таргетинг в рекламе. В динамике отписки можно посчитать по тому же принципу, что и organic followers.
Пользователей, покинувших сообщество «ВКонтакте», можно посчитать, идентифицировать и попытаться вернуть с помощью «Дезертира».
- Темп роста аудитории сообщества Audience Growth Rate)
Формула: (число новых подписчиков / общее количество подписчиков) * 100 %.
Формулу также можно усовершенствовать, подставив в числитель чистый прирост: разницу между количеством новых подписчиков и числом покинувших сообщество. Так будет легче оценить интерес аудитории, релевантность постов и эффективность рекламы, если она включена.
- Количество просмотров (Views)
Для отчетов, как правило, используют суммарный показатель: число просмотров по всем постам сообщества за определенный период.
Во «ВКонтакте» счетчик просмотров публикаций доступен любому желающему без ограничений.
Учитывайте: просмотры в соцсетях – неуникальные. Если один человек откроет запись 10 раз, то социальная сеть покажет + 10 views.
- Охват (Reach)
Охват показывает количество людей, которые хотя бы раз контактировали с публикацией (-ями) сообщества.
Как в случае с предыдущим показателем, в основном заказчикам отчитываются по общему охвату. Его считают отдельно, если стоит промежуточная задача: сравнить эффективность нескольких постов.
Социальные сети учитывают при расчете охватов только уникальных пользователей: в этом и отличие reach от views.
Вид охвата |
Что значит |
Органический / естественный охват (Organic Reach) |
Количество показов подписчикам сообщества |
Платный / рекламный охват (Paid Reach) |
Число показов, полученных с помощью платного продвижения |
Виральный охват (Viral Reach) |
Количество показов тем, кто не подписан на страницу / не вступал в сообщество. То есть, показы, полученные благодаря репостам. |
Виральный охват напрямую зависит от интереса к контенту, paid reach – от бюджета на рекламу. На органический охват влияет число подписчиков и частота публикации контента, но есть и непреодолимая сила – алгоритмы ранжирования в социальных сетях.
Если KPI’s ограничены динамикой подписчиков и постинга, для отслеживания подойдет сервис Peakfeed. Он умеет работать с 8 социальными сетями (VK и OK, правда, не входят в список). Стоимость – от 5 $ в месяц.
С трекингом большинства важных показателей – подписчиков, охватов, просмотров и метрик вовлеченности (о которых пойдет речь в следующем разделе) – лучше справится Livedune. Тарифы начинаются от 195 рублей. «Лайвдюн» умеет работать со всеми российскими соцсетями и даже с ЖЖ.
Метрики для оценки обратной связи от аудитории
Теперь о метриках, отражающих различные реакции пользователей. Лайки (likes), комментарии (comments), шеры или репосты (shares) – самые простые, всем известные, но не единственные показатели оценки обратной связи аудитории.
- Уровень привлекательности (Love Rate)
Лайки в пересчете на размер аудитории. Формула: Likes / Followers * 100 %.
- Уровень общительности (Talk Rate)
Комментарии в пересчете на размер аудитории. Формула: Comments / Followers * 100 %.
- Коэффициент распространения (Amplification Rate)
Синоним – показатель роста. Формула: Shares / Posts (количество постов) * 100 %.
AR характеризует виральность контента. Чем выше показатель, тем больше бесплатный охват и дешевле привлечение подписчиков.
Иногда лайки, шеры, комментарии и коэффициенты по ним не считают отдельно, а берут более общий показатель – объем вовлечения (Engagement Volume). Формула: Likes + Comments + Shares.
- Коэффициент вовлеченности аудитории (Engagement Rate, ER)
Формул ER – несколько.
Один из вариантов расчета: взять количество участников сообщества, совершивших хотя бы одно вовлечение (лайк / репост / комментарий), затем разделить его на общее число подписчиков.
Есть и такая формула: (сумма всех вовлечений / количество подписчиков) * 100 %.
Совет специалистам от Дарьи Самойловой, SMM-менеджера «Нетологии»: «Если вы отчитываетесь за рост подписчиков, старайтесь показывать его в связке с ER. Потому что лучшая гарантия отсутствия ботов и «мертвых душ» – растущая или хотя бы не падающая вовлеченность в аккаунте. Это важно».
Недостаток показателя в том, что он субъективен: не учитывает охват, вовлеченность в конкретные дни и взаимодействие с отдельными постами. Поэтому опытные эсэмэмщики используют несколько подвидов ER.
- Коэффициент вовлеченности по охвату (Engagement Rate by Reach, ERR)
Формула: (количество вовлечений / охват) * 100 %.
Метрика показывает примерную долю тех, кто видел публикации сообщества и, так или иначе, отреагировал на них.
- Вовлеченность в пересчете на день (Daily Engagement Rate, ER Day)
Формула: (количество вовлечений за день / число подписчиков) * 100 %.
Дневная вовлеченность показывает, сколько раз в сутки среднестатистический подписчик проявил активность.
- Уровень вовлеченности в пересчете на пост (Engagement Rate of Post, ER Post)
Формула: (сумма вовлечений на 1 пост / количество подписчиков на дату публикации) * 100 %.
Показатель позволяет оценивать интерес к конкретным публикациям, сравнивать посты друг с другом по эффективности.
- Коэффициент вовлеченности по просмотрам (Engagement Rate by Views, ER View)
Формула: (число вовлечений на 1 пост / количество просмотров) * 100 %.
С выводами по этому показателю надо быть осторожными, ведь соцсети не считают уникальные просмотры.
Popsters – сервис для аналитики сообществ в соцсетях – умеет считать почти все вышеперечисленные показатели: несколько вариантов ER, love и talk rate и, само собой, по отдельности – лайки, комментарии, репосты. Полный доступ к функционалу Popsters стоит от 399 рублей в месяц.
- Негативные реакции (Negative Feedback)
Комментарии, репосты, лайки – все эти метрики называют позитивными. Однако не всегда реакция пользователей может быть положительной.
Негативную обратную связь – скрытия постов и жалобы – тоже надо учитывать. Такие реакции могут свидетельствовать о высокой частоте публикаций, бесполезном и кликбейтовом контенте, навязчивой рекламе и, конечно, проблемах с репутацией.
Рекламодатели «ВКонтакте», обратите внимание – для вас есть специальная метрика «Оценка». Она учитывает позитивные и негативные реакции на объявление, позволяет сравнить его по эффективности с аналогичными рекламными записями. По функциональности и внешнему виду инструмент оценки VK похож на «Качество аккаунта» в «Яндекс.Директе».
И, наконец:
- Пользовательский контент (User Generated Content, UGC)
Метрика позволяет оценить количество контента, созданного пользователями. UGC может включать предложенные посты, фото и видео, загруженные подписчиками.
Пользовательский контент – важный элемент доверия к бренду, признак автономной и саморазвивающейся экосистемы в сообществе.
Метрики для оценки коммуникации со стороны SMM-специалистов
Ранее мы рассмотрели метрики для оценки динамики подписчиков и обратной связи от пользователей. Теперь пора изучить показатели, отражающие коммуникацию со стороны эсэмэмщиков, контент-менеджеров, администраторов и модераторов сообществ.
- Частота генерации постов (Post Rate)
Post rate – количество постов, размещенных в сообществе за отчетный период.
Посты в предложке, относящиеся к UGC, лучше считать отдельно, а в post rate учитывать только посты от администрации.
- Частота генерации контента (Content Rate)
Content rate показывает количество контента, созданного за отчетный период.
Написание постов – не единственное занятие специалистов, связанных с SMM. Для расчета частоты генерации контента учитывают все его виды: опросы, инфографику, видео, видеоинфографику и т. д.
- Среднее время отклика (Response Time)
Метрика отражает время, необходимое администрации сообщества / представителям бренда для ответа на сообщения аудитории. Это важный показатель качества обслуживания, уважения к клиентам.
Чтобы оценить среднее время отклика в динамике, можно использовать такую формулу: (response time за предыдущий период / response time за отчетный период — 1) * 100 %.
- Частота отклика (Response Rate)
Метрика показывает долю вопросов, на которые пользователи получили ответ. Формула: (количество ответов / количество вопросов) * 100 %.
Согласно данным JagaJam, собранным по России, бренды реагируют медленно и не отвечают даже на половину вопросов.
Вывод: с помощью качественного сервиса можно обогнать большинство конкурентов.
Для регулярного мониторинга оперативности реагирования подойдет тот же JagaJam. Он может собирать статистику и по сообществу вашего бренда, и по группам конкурентов. Кроме частоты отклика, сервис умеет считать динамику подписчиков, вовлеченность и другие важные SMM-показатели. Тарифный план Personal в JagaJam – 2 700 рублей в месяц.
Метрики для оценки трафика и конверсий
Метрики из предыдущих разделов – в основном про внутреннюю кухню SMM. Бизнесу же интересны продажи. Рассказываем, как можно оценить усилия эсэмэмщика по доведению аудитории до покупки.
Важно: нельзя выставлять KPI по продажам, так как на них влияет множество других факторов, не зависящих от SMM.
Очень часто от потенциальных клиентов можно услышать такое:
- С десяти тысяч будет сто тысяч прибыли?
- Вы гарантируете плюс 1 000 подписчиков?
- Мы будем платить вам процент с продаж?
Но SMM на продажи и прибыль влияет лишь косвенно. Социальные сети не формируют потребность потребителей, это лишь один из каналов коммуникации бренда.
- Трафик из социальных сетей (Social Traffic).
Социальный трафик легко посчитать в системах веб-аналитики, особенно если ссылки снабжены UTM-метками: так можно отследить эффективность вплоть до поста.
Точно не стоит в первые 2—3 месяца после создания сообщества устанавливать эсэмэмщику жесткие требования по трафику на сайт. Учитывайте, что на формирование доверительных отношений нужно время: новые подписчики не спешат переходить по ссылкам на незнакомые сайты.
- Коэффициент конверсии или кликабельность (Click-Through Rate, CTR).
Базовый показатель в интернет-маркетинге, его используют почти на всех этапах воронки продаж.
CTR в SMM можно считать так: разделить количество переходов по ссылке на количество показов постов, а результат умножить на 100 %. Если сайт продвигается таргетированной рекламой, кликабельность считается аналогично: просто в знаменатель подставляются показы объявлений.
- Цена клика (Cost Per Click, CPC).
Этот показатель известен всем, кто хоть раз настраивал контекстную или таргетированную рекламу. Однако CPC можно считать и для общего SMM по такой формуле: все расходы на ведение соцсетей / количество переходов на сайт.
Похожим образом можно рассчитать стоимость подписчика: для этого нужно число кликов (переходов) в знаменателе заменить количеством новых фолловеров.
- Количество лидов (Leads).
Метрика показывает количество контактов потенциальных клиентов, то есть число заявок / заказов / звонков, полученных с помощью соцсетей.
- Стоимость одного лида (Cost Per Lead, CPL).
Формула: (сумма расходов / число лидов).
Leads и CPL легко посчитать, когда менеджеры обрабатывают заявки с помощью приложений социальных сетей. Старайтесь предложить потенциальным клиентам максимум вариантов для заказа: не всем удобно заполнять формы на лендингах, класть товары в корзины интернет-магазинов.
Советы напоследок
Еще раз затронем тему количества KPI.
Специально для «Текстерры» о своем опыте рассказала Дарья Самойлова, SMM-менеджер «Нетологии»:
«Лично для меня оптимально 5 метрик: трафик на сайт, конверсия в лиды, прирост подписчиков, охват, Engagement Rate. Это необходимая основа, из которой без лишних слов видна эффективность работы.
Кто-то добавляет к ER разбивку по индексам общения, усиления, вовлечения – то есть считает отдельно комментарии, репосты, лайки. Тогда может получиться восемь метрик».
А Эльнара Петрова, автор подкаста «SMM без котиков», прислала нам пример стандартного отчета, используемого в агентстве NextMedia. Список обязательных пунктов:
- Срок работ.
- Количество участников сообщества (на дату формирования отчета).
- Прирост подписчиков за 1 месяц.
- Полный охват аудитории.
- Количество уникальных посетителей.
- Суммарное число просмотров постов.
- Количество постов (сообщений).
- Частота обновления новостей.
- Топ-5 популярных постов (по охвату).
Комментарий Эльнары: «В отчетах мы делимся количественными и качественными результатами, если нужно дополняем метриками по требованию клиента, а также учитываем особенности площадок. В отчетах по «ВКонтакте» учитываем число подписок на рассылку сообщества через виджет.
В целом, метрик не должно быть много, но их должно быть достаточно, чтобы клиент мог читать эти цифры и понимать, как через них оценивать работу агентства, что можно сделать лучше. Часто для этого хватает внутренней статистики, предоставляемой соцсетями».
Теперь о цифрах.
Нельзя сказать: такой-то показатель должен быть равен N для любого бизнеса. Так, например, вовлеченность зависит от количества подписчиков, тематики, бюджета и многих других факторов. Охват вообще во многом зависит от алгоритмов социальной сети, а они постоянно меняются.Прежде чем требовать определенную цифру от исполнителя, нужно проанализировать конкурентов, изучить данные по отрасли и региону, постараться добыть инсайты практикующих SMM-специалистов и маркетологов.
P. S. Если хотите развивать бизнес в интернете всесторонне – не только SMM, но и другими инструментами (SEO, контекстной рекламой, контент-маркетингом и др.) – заказывайте комплексное продвижение от TexTerra.