Мы уже писали, что произошло в SEO в 2022 году. Сейчас рассказываем, что ждет сферу в 2023 году — сохраняйте статью, чтобы знать, к чему готовиться.
Более плавные изменения алгоритмов
Александр Глебов, директор по Performance рекламе в MST Digital Agency: «Заметно особое влияние инструментов нейронных сетей на общий алгоритм ранжирования. Это уже не просто статичные обновления, выходящие 1-2 раза в год с кардинальной сменой алгоритма, а скорее плавное переобучение. Новые фишки добавляются в течении всего года минорными апдейтами.
С одной стороны, это очень хорошая тенденция — обновления не такие резкие, выдачу не так трясет. У оптимизаторов больше времени на адаптацию своих ресурсов. С другой стороны, поиск становится менее управляемым и менее подверженным каким-либо манипуляциям».
Обсуждение апдейтов в комьюнити
Евгений Сметанин, Head of SEO финансового маркетплейса «Выберу.ру»: «Под конец 2022 года Google решил выпускать апдейты чуть ли не каждый месяц. В октябре вышло обновление алгоритма по борьбе со спамом Google October 2022 Spam Update, а уже в декабре — два дополнительных: Link Spam Update и трансформация E-A-T-факторов (Expertise, authoritativeness, trustworthiness) в E-E-A-T (Experience, expertise, authoritativeness, trustworthiness).
Так как апдейты сделаны совсем недавно и некоторые из них еще находятся на стадии выкатки, не все вебмастера успели от них оправиться и почувствовать эффект изменений на своих сайтах. Поэтому в первой половине 2023 года обсуждение новых апдейтов будет трендом внутри SEO-комьюнити. В течение нескольких месяцев специалисты будут разбирать кейсы падения трафика и позиций после обновлений, а также давать рекомендации для дальнейших действий.
Сейчас нужно внимательно следить за метриками своих сайтов и в случае колебаний анализировать, связаны ли они с последними нововведениями».
Фокус на API IndexNow
Тимофей Медведев, руководитель отдела маркетинга компании i2crm: «В 2022 году поисковики стали использовать протокол API IndexNow от Microsoft.
То есть, если сайт интегрирован с этой системой, то любой новый контент на сайте мгновенно попадает в поисковики. Эту информацию нужно учесть при оптимизации сайта в 2023 году, если такая интеграция еще не сделана».
Борьба бюджетов
Алексей Губерман, руководитель отдела поисковой оптимизации, «Ашманов и партнеры»: «SEO в 2023 году ждет борьба бюджетов. Поясню свою мысль. В последние годы существенно нового с точки зрения алгоритмов не появлялось. Были итерации улучшения поиска у Google, развивал свою нейросеть Яндекс. Но новых факторов или алгоритмов, поворачивающих SEO хотя бы на 90 градусов — не было.
Если вы уже 2-3 года всеобъемлюще работаете над метриками сайта, анализируете интенты и поведение пользователей в онлайне и оффлайне, улучшаете внутренние сервисы, то в 2023 году вам необходимо будет продолжить этим заниматься. Но при этом к такой стратегии будет приходить все больше участников рынка. Существенно нового в SEO не будет, а вот новые конкуренты и рост текущих — гарантирован. Это будет вытекать в увеличение вложений в бюджеты для захвата внимания пользователей на всех уровня соприкосновения их с бизнесом».
Дальнейшее смещение фокуса с платной рекламы на SEO
Дмитрий Кононов, маркетолог Angels IT: «Рекламы в Google у российских пользователей больше нет, и в ближайшее время ее возвращения вряд ли стоит ожидать.
Многим компаниям пришлось вносить изменения в стратегию продвижения. Особенно тем, кто приводил лидов в первую очередь через контекстную рекламу Google, а также из других запрещенных площадок.
В глобальном смысле условия работы изменились, конечно, для всех. Яндекс остался единственной площадкой для платного поискового продвижения, из-за чего цены на размещение рекламы сильно штормило на протяжении последних 10 месяцев. В некоторых сферах компании отмечали рост стоимости клика на 100-200%.
Поэтому на первый план выходит традиционное SEO-продвижение — через контент, а не через закупку рекламы. Строится оно (как, впрочем, и раньше) на пользе для пользователей, использовании всех доступных площадок и видов контента.
Сегодня недостаточно собрать семантику для сайта и «запилить» 100 текстов сомнительного качества с кучей ключей, чтобы попасть на злачные позиции в выдаче. Приходится долго и кропотливо работать, создавать экспертные публикации на собственном сайте и дополнительных площадках, делать видео-контент, работать с репутацией и отзывами».
Борьба за органический трафик
Александр Шестаков, руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape: «В 2023 году SEO ждут изменения, обусловленные событиями, произошедшими в отрасли за этот год. Так, глобально изменились пропорции трафика: в России была ограничена работа некоторых социальных сетей и площадок для размещения контента и рекламы. Google Ads прекратил работу в российском сегменте интернета, что привело к многократному увеличению стоимости лида в Яндексе и сделало ее нерентабельной для бизнеса.
При этом органический поиск сохранит актуальность в любом случае. SEO-продвижение продолжит работать и приносить лиды. В 2023 году можно прогнозировать увеличение влияния SEO, как маркетингового канала. Так, с помощью поискового продвижения можно уравновесить постоянно растущий бюджет на рекламу в Яндексе.
После продажи сервисов «Новости» и «Дзен» Яндекс сделал шаг в сторону минимализма. Скоро привычная лента событий исчезнет с главной страницы поисковика, сосредоточив внимание пользователя на поисковой строке и выборе региона.
Но надо следить за новыми инструментами, например «Поиском по товарам» Яндекса, который появился в 2022 году — в выдаче теперь есть вкладка «Товары», где отображены превью карточек из интернет-магазинов».
Удержание пользователей в поиске
Евгений Сметанин, Head of SEO финансового маркетплейса «Выберу.ру»: «Последние несколько лет Яндекс и Google стремятся удержать пользователей в поисковой выдаче или на своих сервисах, снижая необходимость переходить на другие сайты. Этот тренд будет все так же актуален в 2023 году для обеих поисковых систем.
Например, Яндекс добавил возможность загружать информацию о товарах или услугах с помощью YML-файла. Его содержимое отображается прямо в поисковой выдаче: пользователи могут выбрать подходящее предложение в одном месте, не тратя время на просмотр множества сайтов. В последнем апдейте поиска Y2 на этом нововведении сделан акцент».
Увеличение роли Яндекса
Анастасия Шестова, руководитель направления поискового продвижения, ИнтерЛабс: «В 2023 году ожидается значительное увеличение влияния Яндекс, который постепенно отбирает пользователей у Google. Происходит это в связи с тем, что актуальность контента в Google стремительно снижается в связи с ограничением работы в России (карты, отзывы и прочее)».
Сегментация интентов пользователей
Алексей Губерман, руководитель отдела поисковой оптимизации, «Ашманов и партнеры»: «Самое интересное у Яндекса — это последний Y2. Яндекс изменил внутреннюю инфраструктуру для работы с «долгими» и с «короткими» интентами. Если новая схема будет давать корректный результат пользователю, то вполне возможна дальнейшая сегментация интентов».
О том, в чем суть нашумевшего обновления Y2, мы писали в статье «Чебатков, Тутта Ларсен и Rozetked: как “Яндекс” продвигает поиск Y2» — само обновление было не таким ярким, как его презентация. Но вот основные изменения:
- Поисковик будет структурировать ваши запросы по большим темам. Например, аккумулировать запросы про покупку квартиры или машины в отдельные темы.
- В поиске начала работать нейросеть CS YATI. Она позволяет программистам находить релевантные ответы на их узкоспециализированные запросы.
- Теперь поисковик фокусируется на поиске объектов, а не сайтов. Это значит, что на страницах роботы будут искать информацию о нужных пользователю товарах или объектах, а затем публиковать ее в выдаче.
- В разделе «Видео» появилась функция, позволяющая искать видео с автоматическим закадровым переводом на русский. Доступные языки: английский, немецкий, французский, итальянский и испанский.
- Теперь в Яндексе можно создать детский аккаунт, в котором нельзя будет найти не предназначенную для детей информации.
Рост роли товарного поиска
Алена Рыбина, частный SEO-специалист, автор блога Seofy.ru: «Доля e-commerce растет, а значит — нуждается в пристальном внимании. Оба поисковика ввели дополнительные инструменты для интернет-магазинов и создания товарного поиска. Это попытка соперничать с растущими маркетплейсами и задержать посетителей на своей странице.
В любом случае владельцам интернет-магазинов нужно пользоваться подвернувшимся шансом и представить свой товар на всех площадках. При этом Яндекс уже пытается проверять скидки в товарном поиске или внедрить проверку качества магазина (пока рекомендательно). Думаю, в будущем году эти проверки станут также обязательны.
Все эти нововведения призваны улучшить поиск и удовлетворить пользователей. Но для компаний означают только большие издержки на работу с множеством дополнительных инструментов и площадок. Малому бизнесу развивать сайт самостоятельно будет все сложнее. Нужно быть в курсе всех последних изменений и введения дополнений, чтобы не отставать от конкурентов».
О том, как работает поиск по товарам в Яндексе, мы подробно рассказали в этой статье.
Рост важности экспертного контента
Алена Рыбина, частный SEO-специалист, автор блога Seofy.ru: «С обновлением Y2 Яндекс показал, что планирует продолжать развивать нейросеть. Можно ожидать, что экспертное обучение коснется не только поиска для программистов, но и распространится на другие области. Стоит заранее позаботиться о материалах на сайте, чтобы они давали исчерпывающий ответ на вопрос пользователя. Так, как это сделал бы эксперт.
Упор на качественный контент делает и Google. С декабря некачественный контент будет негативно влиять на весь сайт, и его рекомендовано удалять.
Напомню, что при одинаковых требованиях, Яндекс и Google по-разному видят качественные сайты, поэтому анализируйте ТОПы по своей нише, чтобы максимально удовлетворить обе системы и получить лучшие позиции».
Павел Лемишевский, SEO-специалист TexTerra:
«Для того, чтобы максимально соответствовать запросам поисковиков и Яндекса, и Google и поднимать оценку экспертности своих ресурсов, постоянное обновление контента на сайте просто необходимо. Нельзя забывать и про актуализацию старых материалов в блоге, например, у нас команда ежедневно изучает все новости и готовит с их учетом как новые материалы, которые будут важны читателям, так и обновляет уже вышедшие, которые эти новости затрагивают. Особенно это актуально в тех темах, где информация зависит от изменения законов или новых протоколов работы инструментов. И, конечно же, должно быть больше материалов, приносящих пользу посетителям. У нас есть команда, которая разрабатывает онлайн-курсы. Мы постоянно мониторим обратную связь от учеников, и многие отмечают, что видеоматериалы, инфографика и другие визуальные способы подачи информации очень помогают и в учебе. и в работе. Так что стоит обратить и на них внимание. Это отличный инструмент для продвижения».
Александр Свистунов, владелец digital-агентства «Svistunov» (ex.«Иващенко и Низамов»): «Глобально в будущем году, как и прежде, поисковые системы будут улучшать выдачу, чтобы она соответствовала запросу пользователя, и в нее не попадали сайты, которые не имеют авторитетности в их глазах, попавшие в ТОП путем манипуляций.
Разумеется, инфоресурсы и новостники будут и впредь подвержены стороннему влиянию и ручной модерации, никуда не исчезнут блокировки и способы их обхода, затрудняющие оценку релевантности геопозиционирования и определения интересов пользователя. Но для решения коммерческих задач правила останутся прежними».
Константин Смирнов, SEO-специалист TexTerra:
«Особенно важна при продвижении в ПС Google оптимизация внешней ссылочной массы. Нужно избавляться от токсичных ссылок на сайт , следить за правильным распределением ссылочного веса и за тематикой доменов, которые ссылаются. Сейчас уже есть удобные инструменты, которые упрощают анализ сайтов доноров и поиск не тематических доменов, например, Sem Rush. Ну и конечно при необходимости должны отклоняться токсичные ссылки».
Александр Глебов, директор по Performance рекламе в MST Digital Agency: «Алгоритмы ИИ-ранжирования контента становятся все совершеннее и совершеннее.
Яндекс пошел путем покластерной проработки контента в сложных тематиках с помощью нейросети CS YATI. Она обучается на сложном узкоспециализированном контенте. Сейчас проработаны кластера по программированию и машинному обучению. Теперь, задавая вопросы в поиске на эти темы, можно найти в первую очередь экспертный контент от профессионалов, а уже потом — рекламный. В будущем данная практика будет расширяться на другие сложные тематики — связанные с медициной, финансами и прочими».
Мультиканальность
Тимофей Медведев, руководитель отдела маркетинга компании i2crm: «Мультиканальность — значительный тренд. Полагаться только на один канал трафика в 2023 году бессмысленно. Нужно одновременно вести соцсети, настраивать контекстную рекламу, развивать блог и ходить на сторонние площадки. То есть аудитория должна находить информацию о сайте в разных источниках: на «Дзене», в Telegram, в рекламе и приходить из разных каналов, а не только переходить по прямому адресу сайта».
Развитие блогов и бренд-медиа
Тимофей Медведев, руководитель отдела маркетинга компании i2crm: «Очевидный тренд 2023 года (который начал закладываться уже в 2022 году) — привлечение трафика на сайт за счет качества и глубины контента. Полнота информации, живые примеры, опыт экспертов — это то, на то что алгоритмы обращают внимание в первую очередь. Такие сайты ранжируются выше, им отдается приоритет в выдаче.
Такой тренд на качество контента подтолкнул сайты к развитию собственных блогов. Это как новые медиа, которые производят свой уникальный и релевантный пользовательским запросам контент. Блоги многих компаний перерастают в полноценные медиа с высокой поисковой выдачей, многотысячными охватами».
Мобильная версия будет еще более важна
Анастасия Шестова, руководитель направления поискового продвижения, ИнтерЛабс: «По-прежнему сайты должны быстро и легко грузиться на всех устройствах, требуется постоянная их доработка под задачи пользователей. Изучение аудитории, путей пользователей и их сложностей во взаимодействии с сайтом поможет выстроить правильную коммуникацию».
Ориентация на алгоритмы
Александр Шестаков, руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape: «Как и в уходящем году, в 2023 году вектор продвижения все больше сместится в сторону проработки сайта под запросы искусственного интеллекта поисковых систем.
В Яндексе надо ориентироваться на алгоритм YATI. Поисковик научился лучше понимать разговорную речь пользователей, а страница может быть показана в ТОПе даже без прямого вхождения слов из запроса. Алгоритм учитывает общее качество контента, например, глубину раскрытия темы».
Создание контента с помощью ИИ
Александр Козин, Senior SEO-специалист в компании «WSS.media»: «Будет очень популярен метод генерации контента с помощью AI, пользователь все чаще будет сталкиваться с авто-генерируемым текстом — не всегда он будет полезным.
Google придется бороться с такими нововведенными инструментами, как относительно недавний ChatGPT от OpenAI».
Применение голосовых помощников
Александр Шестаков, руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape: «Доля голосового поиска стремительно растет: чат-боты, другие виды помощников будут набирать все большую популярность в 2023 году.
Следовательно, бизнесу уже нужно расширять ключевые запросы, которые будут связаны между собой и подходить для голосового поиска. Такой метод должен обязательно входить в SEO-стратегию 2023 года».
Многоуровневый линкбилдинг и проверка сайтов-доноров
Александр Шестаков, руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape: «Если трендом прошлых лет было количественное увеличение ссылочной массы, то сейчас ставка делается на качество ссылок и сайтов-доноров. С точки зрения SEO практически нет смысла закупать ссылки, если по ним нет «живых» переходов и если они не передают ссылочный вес.
Чтобы правильно выбрать сайт-донор, необходимо учитывать: возраст домена, ИКС (индекс качества сайта), посещаемость, регулярность обновления контента, показатели DR (Domain Rating), TF (Trust Flow) и CF (Citation Flow). Это — только часть пунктов, в зависимости от целей внешней оптимизации в списке параметров оценки доноров может быть множество других факторов.
Еще одна тенденция внешней оптимизации 2023 года — многоуровневый линкбилдинг, так называемые ссылки Tier 2. Закупая ссылки на страницу-донор, вы качественно ускоряете индексацию, увеличиваете ссылочный вес и при этом не вызываете никаких подозрений у поисковых систем».
Тимофей Медведев, руководитель отдела маркетинга компании i2crm: «Если ранее Яндекс и Google могли “поднять” в выдаче сайты, на которые приходили боты и скликивали ссылки (а сайт тем временем поднимался в выдаче), то сейчас уделяется внимание качеству площадок, где размещены обратные ссылки на сайт. Как их получить? Публиковать уникальные тексты на релевантных поисковым запросам сайтах».
Работа с репутацией
Тимофей Медведев, руководитель отдела маркетинга компании i2crm: «В 2023 году на передний план выйдет работа с репутацией (ORM/SERM):
- размещение адреса сайта в интернете на качественных ресурсах;
- работа с репутацией в гео-сервисах Яндекс. Карты и Google. Maps;
- работа с отзывами и репутацией в сети (отзывы о товарах, услугах, комментарийная работа)
Работа в этом направлении также повлияет на ранжирование сайта, количество качественных переходов».
Кратко: что делать в 2023 году, чтобы сайт не терял позиции
Рекомендации дал Николай Русаков, начальник отдела SEO продвижения веб-студии moeseo.ru:
- Избегайте технических ошибок и ошибок в оптимизации — они плохо влияют на поведенческие факторы, а эти факторы важны как никогда.
- В Google большую роль играет экспертный контент. Статьи должны быть написаны экспертами, которые имеют репутацию в сети — приглашайте их к совместной работе.
- Наряду с полным охватом семантики заметно становится больше влияние широкого использования LSI фраз — не забывайте о них при оптимизации.
- При оптимизации страниц сайта необходимо учитывать интент запроса, чтобы человек смог получить полный ответ на свой вопрос.
Читайте также:
SEO в 2022 году — переворот рынка и что вам с ним делать