Подробности рассказал старший менеджер продукта «Поиск по товарам» в сегменте b2b Егор Староверов в ходе вебинара «Новые решения для привлечения трафика в интернет-магазины из поиска Яндекса».
Что такое поиск по товарам
Это сервис внутри самого Яндекса – поиск товаров, который наиболее удобен для пользователей. В нем человек может посмотреть товары, сравнить их, увидеть цены и характеристики, фотографии. Грубо говоря, это агрегатор всего, что продается в интернете, который показывает людям то, что им нужно, подсвечивая наиболее выгодные опции.
Яндекс ищет товары на разных сайтах и показывает то, что может быть наиболее интересно пользователю
Поиск по товарам работает так же, как обычный поиск Яндекса, поэтому в него попадают наиболее оптимизированные страницы товаров. Для бизнеса этот инструмент бесплатен.
Сервис похож на Google Merchant – пользователи могут видеть, сравнивать и выбирать товары. Но позиции не нужно загружать вручную – инструмент от Яндекса сам ищет товары.
В июне 2024 года Яндекс начал иначе отображать товары разных магазинов в результатах поисковой выдачи – в едином формате и в одной колонке под заголовком «Цены в магазинах». Новый формат кажется удобнее для изучения предложений продавцов и выбора.
Один из главных критериев поиска – это цена, и она показывается в основной выдаче. Также пользователю показываются изображение и описание. Этот новый блок отображается в топе выдачи, не ниже четвертой позиции. И появляется, когда пользователь ищет конкретный товар, указывая марку и модель, а не по общим запросам, наподобие «купить ноутбук».
Попасть в блок «Цены в магазинах» и получить бонус для продвижения можно при условии наличия в объявлении о продаже актуальное фото товара, правильное описание и цену в YML-фиде.
Зачем этот поиск пользователю
Чтобы видеть все товары категории, которую он ищет, сравнивать их и находить наиболее выгодные варианты.
Для пользователей товарный поиск – более удобная альтернатива изучения товаров, чем поисковая строка
Зачем этот поиск бизнесу
Чтобы продавать проще и быстрее. Пользователь будет видеть товар сразу, без перехода по ссылкам магазинов или маркетплейсов.
Для бизнеса поиск – это возможность продавать больше и быстрее и установить контакт с новыми покупателями
Какие товары попадут в выдачу
Все, которые есть в интернете. Какие-то товары робот Яндекса находит сам и добавляет в поиск, а какие-то нужно добавлять самостоятельно, с помощью YML-фида.
Работает алгоритм добавления товаров достаточно медленно, поэтому имеет смысл загрузить свои товары самостоятельно, чтобы продажи начались быстрее.
Каким товарам и компаниям туда нельзя
Пока что в поиск не попадают б/у-товары. Как следствие, ломбардам и секонд-хендам, например, пока нет смысла обращать внимание на этот инструмент.
Не будут показываться товары с сайтов, дублирующих другие сайты, а также те товары, на которые поступило много жалоб от пользователей.
Еще служба качества отклонит товары следующих категорий:
- товары 18+ (хотя на вебинаре сказали, что в скором времени и их добавят к сравнению в поиске);
- взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий;
- наркотические и психотропные вещества, а также их прекурсоры;
- оптовые магазины или магазины, не работающие с физическими лицами;
- любые виды оружия, в том числе пневматическое, охотничье, антикварное, газовое, сувенирное;
- изделия, конструктивно схожие с оружием;
- пневматические винтовки (с любой дульной энергией);
- лекарственные средства (в том числе отпускающиеся без рецепта) и БАД;
- товары, бывшие в употреблении, и уцененные товары;
- табак (нюхательный, курительный, жевательный и иные формы), сигареты, сигариллы, сигары, папиросы и иные формы, курительные принадлежности (трубки, кальяны, их составные части, сигаретная бумага и фильтры, хьюмидоры, чехлы для сигар, сигарные шкафы, гильотинки для сигар, пепельницы), зажигалки всех типов, электронные сигареты, подарочные наборы, куда включены указанные выше товары;
- товары магазинов, не локализованных для пользователей из России;
- алкогольные напитки;
- товары ритуального назначения: надгробия, памятники, гробы, поминальные венки;
- образцы парфюмерно-косметической продукции.
Все остальные товары показываются в поиске, если оптимизированы должным образом.
Что делать, если товар неоригинальный
Неоригинальные товары (например, кабели для зарядки телефонов Apple от другого производителя) будут показываться наравне с оригинальными. Логика простая: если в магазинах есть аксессуары для телефонов другого производителя, то и в поиске они могут присутствовать.
Если же кто-то полностью копирует ваши товары, можно пожаловаться на карточку с таким продуктом:
Нажав на три точки, можно пожаловаться на товар
Можно ли размещать в поиске услуги
Нет. В поиске можно размещать, например, билеты на мероприятия или готовые путевки и туры, но услуги по созданию туров или мероприятий – нет. Поиск по товарам – это, в первую очередь, e-commerce-инструмент, а не средство для продвижения услуг.
Что делать, если есть разные условия продажи одного и того же товара
Это самый сложный вопрос. Пока что в поиске нельзя указывать разные стоимости для одного и того же товара, но в скором времени Яндекс планирует сделать промоакции, где можно будет устанавливать разную стоимость и указывать скидки.
Можно ли размещать в поиске бесплатные товары
Да, если у вас в ассортименте есть бесплатные товары или, например, подарки, которые можно заказать. Для них нужно указать стоимость 0 рублей в фиде.
Как загрузить свои товары в поиск
Сначала нужно создать товарный YML-фид и загрузить его в Яндекс.Вебмастер. Сделать фид можно через WordPress (подробнее в этой инструкции).
Дальше нужно будет пройти проверку качества. Есть техническая часть (проверяется, нет ли в фиде ошибок), а также проверка самого товара на соответствие правилам площадки.
Можно добавлять товары самостоятельно, можно ждать, пока их добавит робот
Дальше поиск по товарам можно будет подключить к Яндекс.Метрике, а также задать ему utm-метки для дальнейшей аналитики.
Яндекс.Метрика поможет узнать, эффективен ли в вашем случае поиск по товарам
Как сделать свой товар самым популярным в поиске
Общие рекомендации Яндекса на этот счет такие же, как для поиска по страницам: нужно развивать сайт и ориентироваться на то, чтобы он был удобен для пользователей. Также у фида должна быть хорошая картинка, из которой пользователю будет сразу понятно, что именно продается.
Еще нужно следить за актуальностью данных в фиде, который вы передали в работу Яндексу. Если изменилась информация о товаре (цена, условия доставки, количество товара), нужно менять фид.
У фида нужно заполнить title, как в обычном поиске. Главное правило – заголовок должен быть в «мире пользователя».
Ответы на вопросы о поиске
Что еще необходимо сделать при работе с поиском
- Периодически перечитывать правила инструмента. Это относительно новая функция (бета-версия), к которой пока что много вопросов. Правила и алгоритмы инструмента могут обновляться.
- Работать над сайтом. Поиск по товарам – не панацея. Если с сайтом что-то не так, пользователи будут покидать его, едва зайдя. Уберите вредные и малоинформативные страницы, проверьте на соответствие всем правилам и приведите в порядок SEO.
- Подключить Яндекс.Метрику, чтобы анализировать эффективность поиска и решить, нужен ли этот инструмент вашему бизнесу. О том, как пользоваться Метрикой, мы писали в нашем подробном руководстве.
Читайте также:
Управление маркетингом: что это такое, зачем нужно, как работает
Это мы не вам: как извиняться в рассылке, если вы облажались
Сколько стоит реклама в разных рекламных платформах и где выгоднее всего размещаться