Обидно, но факт: чаще всего о том, что у тебя был крутой босс, ты узнаешь только когда меняешь место работы – так сказать, на контрасте. Все потому, что хороший управленец никогда не кричит о том, что является таковым. И, тем не менее, люди все равно делают так, как он скажет. Почему так происходит? И как прокачать этот скилл, чтобы контролировать рабочий процесс и (что не менее важно) самого себя?
Что такое профессиональные навыки руководителя
Профессиональные навыки руководителя – это набор компетенций, которыми вы должны обладать, если хотите не просто занимать руководящий пост в компании, но выполнять свою работу эффективно.
Как правило, если вы приходите на позицию руководителя в статусе наемного работника, проверку на «профпригодность» вам организуют сотрудники HR-подразделения. А вот если вы самостоятельно открыли бизнес и над вами нет начальника, который бы подтвердил, что вы – отличный руководитель, придется заняться самоанализом и прокачкой своих hard и soft skills.
Глобально у любого руководителя есть две основные зоны ответственности: работа с командой и искусство выстраивать стратегию развития компании/подразделения/отдела и т.д. Давайте остановимся на каждом из этих двух направлений подробнее и выясним, какие навыки нужны руководителю, чтобы быть лучшим всегда и во всем.
Какие навыки нужны для работы с командой
Умение вдохновлять, мотивировать и направлять свою команду — это не только необходимость, но и основа успешного ведения бизнеса. Ведь любой хороший руководитель по совместительству еще и психолог, модератор, а также бизнес-коуч. Управление командой — это сложная и многоплановая задача, требующая от руководителя наличия широкого спектра компетенций:
- Эффективная коммуникация
Эффективная коммуникация – это основа здоровых отношений в команде. Способность четко выражать свои мысли, а также умение слушать и понимать других – ключевые компоненты успешного руководства.
Как развить навык: практикуйте активное слушание, задавайте уточняющие вопросы и используйте ясный язык при передаче информации.
Совет: Регулярно проводите встречи с командой, чтобы обсуждать достижения и ошибки, а также остросоциальные и рабочие вопросы.
- Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект помогает руководителю осознавать и регулировать собственные эмоции и понимать эмоции других. Это качество необходимо для построения доверительных отношений в команде.
Как развить навык: анализируйте, как ваши эмоции влияют на ваше поведение и решения.
Совет: Учитесь проявлять эмпатию, чтобы лучше понимать чувства и потребности членов команды.
- Лидерство
Лидерство – это не только управление, но и способность вдохновлять и мотивировать команду. Настоящий лидер привлекает людей к работе, формирует общие цели и устанавливает высокие стандарты.
Как развить навык: учитесь делегировать задачи и создавать атмосферу, в которой каждый член команды ощущает свою значимость.
Совет: ставьте перед командой четкие цели и задачи, это помогает развить чувство ответственности у каждого участника.
- Умение работать с конфликтами
Конфликты — это нормальная часть работы в команде. Умение управлять конфликтами и направлять их в конструктивное русло позволяет поддерживать здоровую рабочую атмосферу.
Как развить навык: изучайте стратегии разрешения конфликтов, такие как активное слушание и поиск компромиссов.
Совет: Стремитесь к открытому диалогу, чтобы команды могли безопасно обсуждать возникающие вопросы.
- Тайм-менеджмент
Искусство управлять временем – это основа продуктивности. Руководитель должен уметь расставлять приоритеты и организовывать рабочий процесс. Если вы не умеете организовать даже собственное расписание, дело плохо. С этим нужно срочно что-то делать – например, прочитать нашу статью «22 эффективные методики тайм-менеджмента».
Как развить навык: используйте методы тайм-менеджмента, такие как матрица Эйзенхауэра, Канбан и Помодоро для приоритизации и делегирования задач, а также для их эффективного выполнения.
Совет: Регулярно проводите короткие планерки, чтобы обсудить текущие задачи и внести корректировки в сроки выполнения.
- Адаптивность
В быстро меняющемся мире способность адаптироваться к новым условиям и требованиям – важный навык для любого руководителя. Адаптивность позволяет команде успешно справляться с неожиданными вызовами.
Как развить навык: будьте открыты для новых идей и технологий, а также поддерживайте гибкость в своих методах управления.
Совет: поощряйте членов команды предлагать инновационные подходы к решению проблем.
- Стратегическое мышление
Умение видеть общую картину, анализировать ситуации и планировать действия на будущее – это важные аспекты руководства. Стратегическое мышление помогает принимать более взвешенные решения и предвидеть возможные последствия.
Как развить навык: проводите SWOT-анализ для оценки возможных направлений развития и выявления рисков (об этом – чуть ниже).
Совет: Регулярно собирайтесь с командой для обсуждения долгосрочных целей и путей их достижения.
- Стрессоустойчивость
Стрессоустойчивость – это способность переживать стрессовые ситуации с минимальным ущербом для организма. Стрессоустойчивый руководитель организует процессы максимально эффективно, чтобы команда как можно быстрее решила все задачи.
Как развить навык: делегируйте как можно больше «текучки» своим подчиненным, относитесь к негативным мыслям как к гипотезам, а не к фактам. Например, прежде, чем воспринимать установку:«Мои сотрудники меня ненавидят» как утверждение, разберитесь в деталях. Откуда растут ноги у этого опасения? Что можно сделать, чтобы оно вас больше не беспокоило?
Совет: Старайтесь грамотно распоряжаться своим временем и не перегружайте себя, чтобы не выгореть. Уставшему человеку любые методики по повышению стрессоустойчивости будут как слону дробина.
Какие навыки нужны для стратегического управления компанией
- Стратегическое мышление
Стратегическое мышление позволяет руководителям видеть общую картину, предсказывать изменения в окружающей среде и разрабатывать долгосрочные планы. Это способствует правильной интерпретации рыночных тенденций и определению направлений развития.
Как развивать: участвуйте в сессиях и обучающих курсах по стратегическому планированию.
Совет: изучайте примеры успешных стратегий на рынке и анализируйте их влияние на компании.
- Аналитические навыки
Умение собирать, обрабатывать и анализировать информацию — ключевой навык для формирования концепции развития. Этот навык помогает руководителю выявить возможности и угрозы, а также оптимальные пути достижения целей.
Как развивать: используйте инструменты аналитики, такие как SWOT-анализ и опросник для оценки своих компетенций (об этом – в следующем абзаце) .
Совет: развивайте свое умение работать с финансовыми данными и отчетами, чтобы понимать, как различные факторы влияют на работу вашей компании. Даже если по началу у вас будет получаться со скрипом, пресловутую «насмотренность» никто не отменял.
- Гибкость и адаптивность
Этот пункт уже фигурировал в нашем предыдущем списке, однако он пригодится нам и для стратегического управления. В условиях переменчивого рынка важно уметь оперативно адаптировать стратегию и подходы к управлению. Гибкость позволяет успешно справляться с новыми вызовами.
Отсутствие гибкости и адаптивности руководства погубили не одного мастодонта бизнеса. Например, в свое время топ-менеджмент Kodak не уловил тектонические изменения в своей отрасли, до последнего отрицая тот факт, что цифровые камеры скоро придут в каждый дом. Цифровые камеры от японских конкурентов Sony, Canon и Nikon тем самым получили преимущество и захватили рынок. Подобных примеров много, но факт остается фактом: будучи руководителем, вы должны все время оглядываться по сторонам и смотреть, в какую сторону дует ветер перемен.
Как развивать: будьте открыты к новым идеям, технологиям и изменениям в бизнес-среде. Поддерживайте эксперименты, которые предлагает команда, не бойтесь перемен и инновационных подходов.
- Финансовая грамотность
Знание финансовых показателей и умение анализировать их является важной частью стратегического управления. Это помогает принимать решения, основанные на финансовых данных.
Как развивать: изучайте основы финансового анализа, бюджетирования и планирования. Работайте рядом с финансовыми специалистами, чтобы лучше понимать финансовые аспекты бизнеса. И не бойтесь спрашивать, если чего-то не понимаете. Помните: не страшно чего-то не знать, страшно нести околесицу, занимая позицию «Я–начальник, ты – дурак».
Методы и практики для оценки профессиональных навыков руководителя
Нельзя просто один раз взять и «выучиться» на руководителя, а потом всю жизнь «выезжать» на этих знаниях. Современные реалии неумолимы: чтобы быть крутым руководителем, необходимо постоянно развивать свои навыки.
Оценка профессиональных компетенций поможет руководителю понять свои сильные и слабые стороны, определить направления для дальнейшего обучения и повысить эффективность работы. Представляем вам некоторые методы и практики, которые помогут вам оценить свои профессиональные навыки.
Самостоятельная оценка
Это отправной пункт в процессе оценки профессиональных навыков. Самостоятельная оценка помогает руководителю объективно (насколько это возможно) взглянуть на свои достижения и определить точки роста. Для этого нужно постараться оценивать себя беспристрастно и как бы со стороны.
- Заполните опросник для оценки профкомпетенций: создайте список ключевых компетенций, необходимых для вашей должности. Оцените свои навыки по пятибалльной шкале, основываясь на собственном восприятии, где 1 балл означает практически полное отсутствие навыка, а 5 – владение данным навыком на высшем уровне.
- Рефлексируйте: Периодически анализируйте свои достижения и неудачи – желательно в формате дневника. Записывайте, что получилось хорошо, а что можно было бы улучшить. Самоанализ позволит избежать ошибок в будущем.
- Наметьте себе цели: На основе проведенной «самодиагностики» поставьте перед собой конкретные цели по развитию своих управленческих навыков. Лучше делать это по системе SMART, согласно которой цель должна быть:
- измеримой (Measurable)
- достижимой (Achievable)
- значимой (Relevant)
- ограниченной по времени (Time bound)
Обратная связь от коллег
Не стоит недооценивать значимость этого инструмента при оценке своих профессиональных компетенций. Получение обратной связи от коллег и подчиненных может предоставить ценную информацию о ваших профессиональных навыках и стиле управления. Готовьтесь к тому, что результаты опроса могут больно ударить по вашему ЧСВ, но это очень полезно – прежде всего для вас. Ведь там, где нет критики, нет и развития.
- Анонимные опросы: Регулярно проводите анонимные опросы среди членов вашей команды, чтобы узнать их мнение о вашем стиле управления, принятии решений и коммуникации.
Этот метод настолько хорош, что его используют практически все крупные компании. Например, чтобы удостовериться в том, что у менеджеров достаточно компетенций для управления своими командами, Google просит сотрудников раз в полгода заполнить анкету с 13 вопросами, два из которых требуют развернутых ответов. Опросник заполняется анонимно, поэтому руководители, получая отчет об обратной связи, не видя имен сотрудников.
- Интервью: Проводите односторонние или взаимные интервью с коллегами. Это позволит вам получить более глубокие и детализированные отзывы. Учтите, что с первого раза может не сработать, особенно, если раньше такой практики в коллективе не существовало в принципе. Проявите терпение и настойчивость, и тогда совсем скоро вы получите качественный фидбек.
Да, на это придется найти время в своем плотном рабочем графике, но это в ваших же интересах. Только четко обозначьте рамки: условно, одно интервью в день протяженностью не более 20 минут. Иначе сами не заметите, как ваш кабинет или переговорка превратятся в будку гласности для всех желающих облегчить душу.
- Создайте на работе атмосферу открытости: согласно результатам свежего опроса, проведенного Русской школой управления (РШУ), 71% работающих россиян довольны атмосферой в своих компаниях. Среди основных факторов, которые позитивно влияют на рабочий климат, респонденты отметили поддержку со стороны коллег (45%), возможности для развития и обучения (44%) гибкость со стороны руководства (40%) и взаимоуважение (39%).
Собственно, вот они – слагаемые успеха, к которым вам нужно стремиться. Поощряйте команду давать вам обратную связь во время неформальных встреч и обсуждений. Именно доверительный и честные отношения похволяют сотрудникам работать продуктивно, ведь они знают, что их слышат.
SWOT-анализ
SWOT-анализ (от англ. Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats – Сильные стороны, Слабые стороны, Возможности и Угрозы ) – это эффективный метод оценки не только компании, но и индивидуальных компетенций. Для проведения SWOT анализа вам необходимо составить вот такую матрицу:
Необходимо соотнести друг с другом разные факторы и получить четыре комбинации.
SO – преимущества, которые позволят вам реализовать открывающиеся возможности.
WO – каким образом слабости станут помехой на пути использования ваших возможностей.
ST – силы, которые защитят вас от внешних угроз.
WT – ваши слабости, повышающие риск не справиться с негативными внешними факторами.
Теперь остается только прописать конкретные решения, которые будут способствовать укреплению вашего статуса руководителя и оберегать вас от возможных провалов. SWOT-анализ – отличный способ «подстелить себе соломки», чтобы любые неожиданности на вашем карьерном пути были исключительно приятными.
Оценка «360 градусов»
Метод «360-градусов» подразумевает получение обратной связи от различных источников: подчиненных, коллег, непосредственных руководителей и даже клиентов. Метод состоит из трех этапов:
- Сбор отзывов: Создайте опрос, в котором участники могут оценить различные аспекты вашего профессионализма — от квалификации до лидерских качеств.
- Анализ результатов: Проанализируйте полученные данные, чтобы выявить общие тенденции и сферы, которые требуют улучшения.
- Сравнительный анализ: Сравните свои навыки с навыками других в вашей команде или отрасли.
По итогам можно сформировать объективную картину того, насколько вы соответствуете тем или иным компетенциям. Кстати, такой метод можно применять для оценки эффективности любого сотрудника компании.
Участие в аудитах и оценках
В некоторых организациях проводятся регулярные аудиты и оценки профессиональных навыков сотрудников. Участие в таких процедурах может помочь вам объективно узнать о ваших навыках и областях для улучшения.
- Профессиональные тесты: Пройдите тесты на предметно-ориентированные навыки, лидерство, эмоциональный интеллект и другие ключевые навыки.
- Участие в тренингах: Регулярно посещайте тренинги, которые предполагают оценку и развитие навыков. Это позволит вам не только определить уровень ваших компетенций, но и повысить их.
Общение в профессиональных сообществах и соцсетях
Очень важно взаимодействовать с «коллегами по цеху», которые разделяют ваши ценности и понимают, с какими трудностями вы сталкиваетесь. Это помогает руководителям улучшать свои навыки через обмен опытом и идеями. Для этого:
- Посещайте конференции, где вы сможете узнать о новых трендах и подходах в управлении.
- Участвуйте в профильных мероприятиях: встречи с коллегами из вашей области помогут обменяться опытом и узнать об их подходах к решению проблем.
- Будьте активным участником обсуждений на форумах или онлайн-курсах, где вы можете получить обратную связь и советы от других профессионалов.
Используя вышеописанные методы и практики, вы сможете получить более полное представление о своих компетенциях, наметить векторы роста и повысить эффективность своей работы. В конечном итоге это не только улучшит ваш профессиональные навыки, но и поможет создать более продуктивную и гармоничную команду. Ведь все мы помним поговорку про рыбу и гнилую голову.
Резюме: как составить индивидуальный план развития руководителя
Окей, с различными методами оценки мы вроде разобрались, но возникает вопрос: что дальше? А дальше нужно составить индивидуальный план развития (ИПР), который позволит эффективно развивать свои навыки и достигать профессиональных целей.
Такой план помогает структурировать подход к обучению, оценить свои сильные и слабые стороны, а также замерять свой прогресс в процессе повышения квалификации. Для того, чтобы правильно составить индивидуальный план развития для руководителя, нужно соблюсти несколько принципов.
- Определите для себя цели и задачи
Прежде чем приступить к разработке индивидуального плана, необходимо четко сформулировать свои цели в карьере. Определите, что именно вы хотите достичь: улучшить навыки управления, развить лидерские качества, повысить финансовую грамотность или другие аспекты.
Как это сделать: запишите свои краткосрочные (1-2 года) и долгосрочные (3-5 лет) цели. Например, «стать руководителем отдела» или «освоить навыки стратегического планирования»
- Оцените текущий уровень компетенций
Прежде чем составить план, необходимо проанализировать свои текущие навыки и знания. Это поможет понять, какие области требуют внимания.
Как это сделать: проведите оценку своих компетенций, используя SWOT-анализ. ДЛя этого выявите свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, как мы обсуждали в предыдущем пункте. Другой вариант – попросите коллег и/или кураторов дать обратную связь о ваших компетенциях.
- Определите необходимые навыки для развития
На основании целей и текущего уровня компетенций определите, какие навыки вам необходимо развивать для успешного достижения поставленных целей.
Как это сделать: создайте список ключевых навыков, которые нужно развивать. Разделите их на категории, такие как технические, управленческие и личные навыки.
- Разработайте план действий
После определения необходимых навыков важно спланировать конкретные действия для их развития.
Как это сделать: Запишите конкретные действия, такие как: участие в тренингах и семинарах, чтение книг, онлайн-курсы, менторство, участие в проектах и стажировках. Укажите сроки реализации каждого действия, а также определите, кто будет ответственным за его выполнение (вы сами или ваш куратор).
- Задайте критерии оценки
Оценка прогресса в развитии навыков позволяет корректировать план и определять, насколько эффективно вы движетесь в выбранном направлении.
Как это сделать: определите критерии успеха для каждой цели. Например, завершение определенного курса, успешное выполнение проекта или получение обратной связи от команды.
- Регулярно «сверяйте часы»
Индивидуальный план развития следует регулярно пересматривать и корригировать – с поправкой не только на экономическую ситуацию в стране, но и на изменения внутри компании.
Как это сделать: установите регулярные сроки для пересмотра ИПР (например, раз в шесть месяцев). Проанализируйте достижения, скорректируйте цели и добавьте новые действия в план, если это необходимо.
- Применяйте полученные знания на практике
Развитие навыков – это не только обучение, но и практика. Применение на практике полученных знаний поможет закрепить результаты и улучшить вашу эффективность в роли руководителя.
Как это сделать: ищите возможности для применения новых навыков в ежедневной работе. Не избегайте участия в проектах, где сможете использовать новые методы управления или коммуникации.
Не существует универсального рецепта, как стать крутым руководителем. Этот процесс – всегда комбо из проб и ошибок, взлетов и падений. Путь трудный, но дорогу, как известно, осилит идущий.
Применяя и комбинируя вышеописанные методы, вы сможете прокачать свои профессиональные компетенции, чтобы затем оттачивать их на практике. Главное – не останавливаться на достигнутом: читайте книги, ходите на курсы, используйте нетворкинг, требуйте фидбэк по вашей работе от коллег. Помните: вы – это ваш самый главный в жизни проект. Так что извольте вести его достойно.
Читайте также:
Как заставить подчиненного выполнять поручения ответственно и в срок
Нет таланта к бизнесу? Да и черт с ним
Деловые игры: зачем они нужны и как в них играть – топ-12 корпоративных бизнес-игр