SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Деловые игры: зачем они нужны и как в них играть – топ-12 корпоративных бизнес-игр Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Вспомнили поговорку: «Делу – время, потехе – час» и подумали, что все эти ваши игры пустая трата времени и все это не для настоящих бизнесменов? Значит, вы теряете отличный шанс получить ту команду, которая сможет решить ваши бизнес задачи, и напрасно платите зарплату своему эйчару.
На самом деле решение профессиональных задач в игровом формате позволяет оттачивать навыки сотрудников, помогать им лучше усваивать информацию и устанавливать контакт с коллегами.

Но важно правильно спланировать игру, а после ее проведения верно интерпретировать результаты. Только при соблюдении всех этих условий деловая игра станет полезным инструментом для развития сотрудников, а не благовидным предлогом для увиливания от работы. Быстро покажем вам, как устроить действительно эффективную деловую игру.

Не все так называемые «деловые игры» полезны. Деловая игра находится на стыке тимбилдинга и тренинга, но это – не одно и то же. Важно это различать. Деловая игра – это имитация профессиональной деятельности для обучения, она погружает сотрудников в теорию вопроса намного глубже, чем тренинг. При этом, в отличие от тимбилдинга, несет в себе цель не просто сплотить, но и научить чему-то команду.

Не зря первая деловая игра, которая в привычном нам виде появилась в СССР в 1932 году, называлась так: «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Провела ее провела известный экономист Мария Бирнштейн, а участниками стали студенты вузов и руководители предприятий. Играли они в выходные дни на территории фабрики «Красный ткач».

Кстати, вы удивитесь, но наши предки стали организовывать деловые игры задолго до того, как это стало мейнстримом. Если конкретнее, то метод деловых игр известен еще с XVII века. В те времена такие мероприятия называли военные игры. Благодаря им молодые военные оттачивали свое ремесло и учились действовать в бою как единая команда. Знакомо, не так ли?

Деловые игры
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Важно определить, какую цель вы ставите: улучшить работу в команде, развить управленческие навыки и научить сотрудников принимать оперативные, но взвешенные решения… Как правило, деловые игры ставят перед собой несколько целей:

  • Сформировать и отработать какой-то навык;
  • Быстро усвоить новые знания;
  • Замотивировать сотрудника осмыслить приобретенный опыт и внедрить его в работу;
  • Выявить сильные и слабые стороны участников.

В зависимости от того, какие цели ставит перед собой деловая игра, она может быть нескольких видов:

  • Командообразующие игры – улучшают взаимодействие между участниками, прокачивают новые скиллы в коллективе;
  • Поисковые игры – помогают решить текущие бизнес-задачи компании;
  • Инновационные игры – развивают креативное мышление, побуждают искать новые идеи;
  • Оценочные игры – определяют, насколько развиты те или иные компетенции сотрудников.
  • Стратегические игры – помогают участникам разрабатывать стратегии для достижения определенных целей;
  • Операционные игры – используются для обучения сотрудников выполнению конкретных задач или процессов;
  • Ролевые игры – участники исполняют определенные роли в компании или в бизнес-ситуации;
  • Деловые игры на основе кейсов – такие игры основаны на реальных или искусственных ситуациях, которые участники должны решить.

Разработка деловой игры – достаточно трудоемкий процесс, который чаще всего отдают на аутсорс профильным организациям. Но если знать, по каким принципам строится организация деловых игр, вам вполне под силу провести ее самостоятельно, особенно если штат у компании небольшой и состоит из нескольких десятков человек.

Для начала определите, как вы будете оценивать результаты игры. Может быть два критерия:

  • Балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
  • Оценка того, кто как работал, отсутствует

Какова будет ваша игра по конечному результату:

  • Жесткие игры – ответ в игре известен заранее, существуют жесткие правила;
  • Свободные, открытые игры – заранее известного ответа в игре нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

Далее нужно пройти следующие шаги:

  1. Обозначьте цель. Зачем сотрудники должны участвовать в вашей игре? – Ответ на этот вопрос и будет целью. Чтобы улучшить свои показатели? Наладить работу в команде? Запомнить новый алгоритм работы или что-то еще?

    Совет: не стоит включать в цель конкретные KPI (например, «Повысить выручку на 2%»). Вы здесь для того, чтобы прокачать команду, а не чтобы заниматься рейтингованием. А повышение ключевых показателей - результат применения целого набора бизнес-инструментов и одной только деловой игры будет недостаточно.

  2. Изучите повадки игроков. Организатор игры должен знать каждого игрока в лицо – в прямом и переносном смысле. Как они работают? С какими проблемами чаще всего сталкиваются? Что становится препятствием на пути к улучшению их результатов?

    Совет: до старта деловой игры проведите опрос участников – желательно анонимный. Это позволит вскрыть неочевидные «боли» сотрудников, которые можно будет проработать в процессе деловой игры.

  3. Проанализируйте специфику компании. Убедитесь, что игра соответствует поставленным целям. Задайте себе как можно больше вопросов о команде, ее работе и трудностях, которые требуется устранить.

    Совет: в идеале подготовить специальный опросник. Так у вас будет полная картина перед глазами и «вещдок» на случай, если потом босс будет утверждать, что хотел и говорил совсем другое.

  4. Объясните участникам цели мероприятия. Это критически важно, если связь заданий и трудовых процессов не очевидна. Объясните, что они проработают и к чему должны прийти. Это повысит вовлечение.

    Совет: установите четкие правила правила игры и убедитесь, что они прозрачны для всех участников. Чем короче и однозначнее будут формулировки, тем лучше. Это позволит избежать вольной трактовки игры участниками и заказчиком.

  5. Соберите обратную связь с участников. Фидбэк по итогам деловой игры позволит вам понять, где все прошло хорошо, а в каких моментах можно было сделать лучше. Собранная информация позволит вам предоставить заказчику внятный анализ деловой игры, а также ответить на вопрос: стоит ли повторить?

    Совет: обязательно включите в список вопросов участникам пункт про то, как конкретно они будут применять на практике знания, полученные в игре. По сути, именно ответ на этот вопрос – показатель того, что все было не зря.

Нельзя просто так взять и создать единый шаблон по проведению успешной деловой игры. В противном случае многочисленные компании, специализирующиеся на корпоративных играх, уже давно бы разорились. Поэтому, если вы решили провести деловую игру в коллективе самостоятельно, важно учесть еще несколько моментов. Вот пункты, игнорировать которые организатору опасно, ведь они запросто могут испортить всю малину:

  • Заранее подготовьте ответ на вопрос:«Для чего все это?». Скорее всего, в процессе подготовки и организации игры вы будете слышать его довольно часто от участников игры. Если связь игрового процесса с профессиональной деятельностью не очевидна, заблаговременно объясните участникам, какие навыки они смогут прокачать.
  • Обозначьте мотивацию. Конечно, чрезвычайно приятно, что вы – за все хорошее и против всего плохого. Но сотрудники ждут от вас четкой мотивации – желательно в материальном эквиваленте. Так что, если игра предполагает соревнование, пускай команда-победитель или команды-финалисты получат какой-то реальный приз. Если не хотите выделять бюджет на призы, поощрите победителей дополнительным выходным – это не просто приятно, но еще и бесплатно.
  • Не пытайтесь переделать людей. Если сотрудники компании обожают собираться в пятницу вечером за игрой в «Мафию» или «Монополию», не устраивайте игру на природе с физическими активностями. Вспомните одно из ключевых правил дрессировки кошек: лучше выбирать те команды, к которым у кошки уже есть предрасположенность, и развивать навыки в процессе игры. Чем мы, люди, хуже котиков?

Поверьте, лучшее, что вы можете сделать для своих сотрудников – придумать собственную деловую игру, в которой будут учтены специфика вашего предприятия, задачи и профессиональные скиллы, требующие прокачки, а также повадки конкретно ваших игроков. Пускай эти идеи послужат для вас ориентиром и источником вдохновения для создания по-настоящему крутой и полезной деловой игры:

  1. Delta Values

Основная цель игры – наладить эффективную коммуникацию между отделами и отработать навыки стратегического управления.

Как играть: В процессе игры участники объединяются в «компании», где получают рабочие роли от директора до рабочего, вместе с персональной должностной инструкцией. Цель учредителей компании – увеличить текущие результаты в 5 раз! Чтобы победить, каждой команде нужно составить стратегию, оптимизировать бизнес-процессы, минимизировать ограничивающие факторы и выработать инновационные решения. Крайне важным будет расстановка приоритетов, ограниченность времени, анализ конкурентов и внутрикомандная коммуникация.

  1. Переговоры

Игра способствует развитию навыков ведения переговоров и поиска компромиссов.

Как играть: Участники разделяются на две группы, каждая из которых представляет разные интересы (например, покупатели и продавцы). Им нужно достичь соглашения по цене и условиям сделки. В процессе можно установить таймер для создания давления и реальности переговоров.

  1. Запретный плод

Игра развивает креативное мышление и способствует укреплению межличностных связей.

Как играть: Дайте участникам тему или задачу, но обязательно установите «запрещенные слова», которые нельзя использовать в обсуждении ни при каких обстоятельствах. Это хороший стимул для креативности и навыков работы в команде. Поверьте, только на первый взгляд кажется, что обойтись, например, без слова «нельзя» очень просто.

  1. Симуляция рынка

Игра, по сути, является аналогом уже упомянутой выше «Монополии» и зайдет тем, кто любит играть в «умные настолки». Участники научатся управлять ресурсами и принимать решения на основе анализа рынка.

Как играть: Участники делятся на группы (компании) и получают стартовый капитал. На протяжении игры они должны инвестировать в различные «акции» (предметы, услуги и т.д.), реагировать на изменения в «рыночной среде», предложенной организатором (изменения цен, запуск новых продуктов и т.п.). В конце игры побеждает компания с наибольшей стоимостью активов.

  1. Стратегическая карта

В свое время автор этого материала разрабатывал сценарий подобной игры для своих сотрудников. Это реально интересно и увлекательно. Игра развивает у работников навыки стратегического планирования.

Как играть: Участники создают стратегическую карту для компании (она может быть реальной, решением кейса которой – ваша бизнес-задача, или вымышленной, на примере которой вы сможете отработать навыки необходимые для решения ваших реальных задач). Они определяют ключевые цели, ресурсы и методы их достижения, а затем проводят мини-презентацию на которой представляют свои карты и объясняют стратегические подходы.

  1. Ролевая игра «Кризис»

А вот в этой игре автор этой статьи выступал в качестве участника. Команда представлял пресс-службу городской мэрии, которая должна была качественно отработать негативный инфоповод – потоп на центральной улице условного города N-ска из-за ливневых канализаций, не справившихся со стихией.

Эта игра позволяет развить нестандартное мышление, а также отработать навык управления кризисными ситуациями и принятия быстрых решений.

Как играть: Участники получают роль в компании, столкнувшейся с кризисом (например, PR-скандал, финансовая нехватка). Они должны обсуждать и предлагать возможные решения, затем роль игрока меняется, чтобы каждый попробовал разные подходы.

  1. Групповая рифма

Игра развивает креативность сотрудников и способствует формированию корпоративного духа. Ее можно использовать, если вам необходимо проработать, например, пиар-кампанию для своего бизнеса, или придумать удачный слоган для рекламы.

Как играть: Участники садятся в круг. Один начинает рифмованный стих, а следующий продолжает творчество коллеги с новым словом, позабавив участников своими идеями. Чем больше участников, тем веселее будет игра. Мероприятие чем-то напоминает рэп-батл, только оценивать здесь нужно не искусство складывать слова в рифмы, а умение поддержать партнера по команде.

Далее в списке более традиционные игры, которые можно использовать для развлечения коллектива и укрепления командного духа. Хорошо подойдут для приближающихся новогодних корпоративов – вроде игра, но имеет не только развлекательный характер.

  1. Тонущий корабль

Классическая бизнес-игра на развитие навыка оперативного решения проблем и умения адаптироваться к меняющимся условиям.

Как играть: На полу веревкой обозначаем пределы «корабля», команда размещается внутри. Но это место постоянно сокращается, заставляя команду находить способы «удержаться» на судне, не «упасть за борт» и спасти друг друга. Команда должна продержаться 15 минут.

  1. Самая высокая башня

Игра развивает лидерские способности, учит оперативно принимать решения, сообща решать задачи. Играют две команды.

Как играть: Каждой команде выдается по 20 штук сырых спагетти, по упаковке клейкой ленты и метру веревки, а также по одной штуке зефира. Необходимо построить самую высокую башню с помощью раздаточного материала. Сооружение должно стоять самостоятельно, а зефир должен стать куполом башни. Побеждает команда, которая первой построит самую высокую башню.

  1. Слепые фигуры

Использование повязки на глаза в процессе игры позволяет подключить для решения проблемы другие ресурсы, кроме стандартно используемых. «Слепые фигуры» развивает нестандартное мышление.

Как играть: Игрокам дают веревку, концы которой завязывают так, чтобы получилось большое кольцо. Участники становятся вокруг него и надевают повязки. Веревка должна находиться под ногами, чтобы каждый мог наклониться и достать ее. Задача команды выложить из веревки указанную фигуру – квадрат, треугольник и т.д. Игрокам можно переговариваться, но нельзя снимать повязок. Если играет несколько команд – побеждает та, которая выполнит задание быстрее или качественнее.

  1. Офисный квест

Игра направлена на повышение сплоченности команды и знакомство с коллегами – особенно актуально в молодых компаниях или организациях с большой текучкой.

Как играть: Разработайте квест, поделив весь ваш офис на локации с заданиями. Команды по очереди выполняют задания, например, найти определенный предмет или ответить на вопросы о компании. Побеждает команда, выполнившая все задания быстрее остальных.

Кстати, такую игру мы проводили на одной из прежних работ на день рождения нашего босса – ему предстояло сделать обход всего предприятия, ведь в каждом отделе был спрятан подарок от сотрудников. Не благодарите)

  1. Тайный Санта

Берите на заметку и проводите в преддверии новогодних праздников. Игра направлена на укрепление межличностных связей в коллективе.

Как играть: Участники тянут имена тех сотрудников, для которых они станут «Тайным Сантой» и готовят подарки в рамках установленного финансового лимита (например, до 500 рублей). Подарки вручаются на корпоративе, когда получатели подарков могут порассуждать, почему выбор коллег пал именно на тот или иной подарок. В свою очередь дарители рассказывают, оказались ли эти догадки верными.

Все вышеперечисленные игры – это концепция. Их можно комбинировать и дополнять своими «фишками» и заданиями. Ведь, не только процесс деловой игры может стать увлекательным занятием. Сама по себе работа над планированием, разработкой и проведением деловой игры – мероприятие не менее полезное и занимательное.

Читайте также:

13 крутых онлайн-конструкторов для резюме – подойдут любому соискателю

Электронная подпись: все, что о ней нужно знать «физикам» и юрлицам

27 сервисов для бизнеса: управление задачами, командами, продажами

Поделиться статьей:

Новое на сайте

21 ноя 2024
19 482
TTFB, или время ответа сервера: как увеличить скорость загрузки сайта

TTFB, или время ответа сервера, – это одна из первых характеристик, на которую необходимо смотреть, если скорость загрузки сайта вас не устраивает.

21 ноя 2024
161
Образы мужчин и женщин в рекламе – в половине случаев они бьют мимо, но есть нюансы

Положительный образ человека в рекламе – выгодная инвестиция, но есть нюансы: многим не нравится то, как их видят и показывают рекламщики.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.