Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Трендвотчинг: как пресловутая «насмотренность» может спасти или уничтожить ваш бизнес  Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Во времена моего детства, которое пришлось на суровые 90-е, по телевизору частенько крутили модные показы. Понятия не имею, из каких соображений в то время строилась программа вещания, но факт остается фактом: смотреть по ТВ больше толком было нечего, а интернет тогда еще считался басурманской диковинкой. Так что, как только начинался очередной показ мод, мы всей семьей прилипали к экрану.

Кто бы мог подумать, что уже тогда я и мои домашние занимались тредвотчингом – задолго до того, как это стало мейнстримом. Но, чтобы получить статус профессионального трендвотчера, который может вытянуть бизнес из любой, даже самой глубокой ямы, мало просто наблюдать – нужно еще уметь применять свои наблюдения на практике. Как раз об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Трендвотчинг (от английского «trendwatching», что буквально означает «наблюдение за тенденциями») – это практическая дисциплина, охватывающая изучение и анализ социально-экономических изменений и выявление новых тенденций. Сегодня область становится особенно важной для бизнеса, поскольку тренды способны кардинально менять представление о потреблении, формировать выбор покупателей и стратегии маркетинга.

Зная о текущих трендах и умея прогнозировать новые веяния, компании могут оставаться конкурентоспособными в своей нише, а также привлекать все больше клиентов. А еще трендвотчинг стал неотъемлемой частью успешного управления и стратегического планирования. Тренды будут влиять на ваш бизнес в любом случае, нравится вам это или нет. И лучшее, что вы можете сделать, когда нет возможности победить – это возглавить.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Время – это основополагающий фактор для любого тренда. В зависимости от продолжительности выделяют четыре типа трендов: мегатренды, макротренды, микротренды и краткосрочные тренды.

трендвотчинг

Тренды можно классифицировать не только по продолжительности, но и по тематике. Виды трендов бывают очень разными, но самые основные выделить довольно легко. Их мы обозначили тут:

  1. Социальные тренды

Эти тренды касаются изменений в обществе. Среди них – новые культурные практики, отношения между людьми, изменения в жизненных ценностях. Например, растущая популярность саморазвития и разумное потребление стали важными социальными трендами.

  1. Технологические тренды

Как понятно из названия, такие тренды отражают изменения в области технологий, включая новые разработки, инновации и изменения в потреблении технологий. Актуальными примерами являются тренды, связанные с искусственным интеллектом (ИИ), автоматизацией и виртуальной реальностью.

  1. Экономические тренды

Финансовые и экономические изменения также оказывают влияние на бизнес-среду. К экономическим трендам относятся изменения в валютных курсах, уровень занятости населения и инфляция. Адаптация к экономическим трендам позволяет компаниям вовремя реагировать на изменения рынка.

  1. Экологические тренды

Философия в стиле «твори бардак – мы тут проездом» постепенно уходит в прошлое. Все больше людей задумывается о том, в каком виде Земля достанется нашим потомкам. Оптимизма не добавляют изменения климата и глобальное потепление, так что интерес к устойчивому развитию и «зеленым» технологиям год от года только растет. Компании, способные интегрировать экологические практики в свои стратегии, могут рассчитывать на лояльность потребителей.

  1. Политические тренды

Политическая обстановка и изменения в законодательстве также могут влиять на бизнес. Политические тренды включают в себя выборы, законодательные изменения и международные отношения.

Грамотный трендвотчинг – это настоящее искусство, но хорошая новость в том, что овладеть им под силу каждому. Кстати, возможно, вы уже интуитивно делаете успешные шаги в этом направлении, сами того не подозревая. А все потому, что самое главное в трендвотчинге – непрерывно отслеживать все, что происходит в вашей индустрии: какие инструменты используют конкуренты, какие вопросы стоят на повестке дня у представителей вашей отрасли, какой контент выпускают блогеры, о чем говорят в СМИ.

Кстати, полезно наблюдать не только за прямыми конкурентами или новостями вашей сферы, но также периодически «наводить справки», чем живут представители смежных отраслей бизнеса. Так, если вы являетесь маркетологом бренда одежды для подростков, вам также следует расширить диапазон своих интересов и обратить внимание на тренды в блогосфере и в индустрии развлечений. Ниже мы собрали самые популярные методы трендвотчинга – хватайте и действуйте:

Одним из самых эффективных способов отследить актуальные тренды является мониторинг социальных сетей. Здесь легко можно выявлять популярные темы, обсуждения и запросы пользователей. «Нельзяграм», Tik Tok, VK «Одноклассники» и прочие подобные платформы готовы абсолютно бесплатно предоставить вам данные о том, что волнует аудиторию в данный момент.

Изучение поведения потребителей – важный аспект трендвотчинга. Опросы, фокус-группы и наблюдения помогают понять, какие изменения происходят в предпочтениях клиентов, что они покупают, какие решения принимают и почему. Это позволяет предсказать изменения в спросе и адаптировать маркетинговую стратегию.

Понаблюдайте, какие методы в работе используют конкуренты. Выясните, какие какие новые подходы они внедряют и почему развивают те или иные направления. Это способствует не только пониманию текущих трендов, но и выявлению свободных ниш рынке, которые вы можете занять, причем первыми или одними из первых.

Информация из различных отчетов, научных публикаций и статистических исследований составляет основу для прогнозирования трендов. Например, отчеты специализированных агентств, таких как McKinsey, Nielsen или Deloitte. Они предоставляют ценную информацию о текущем состоянии рынка и меняющихся предпочтениях аудитории. Ну и, раз уж мы заговорили об исследованиях, то вот вам результаты трех отчетов, которые подтверждают важность трендвотчинга для бизнеса и помогают понять, как тренды влияют на потребителей и рынок:

Исследование McKinsey The Future of Work After COVID-19 наглядно показало, что пандемия кардинально изменила рабочие процессы и поведение потребителей. Важно следить за трендами изменения форматов работы, уровня цифровизации и новых подходов к управлению. Компании, которые быстро адаптировались к этим изменениям, смогли сохранить конкурентоспособность и улучшить свои бизнес-результаты.

Отчет Deloitte о глобальных маркетинговых трендах выявил, что компании, которые активно следят за изменениями в поведении потребителей, способны лучше адаптироваться к изменениям на рынке. Исследование подчеркивает необходимость интеграции инноваций при стратегическом планировании, а также выделят роль трендвотчинга как основного инструмента для сохранения конкурентоспособности бизнеса.

А исследование Life Trends от консалтинговой компании Accenture описывает изменения в поведении потребителей и их ожиданиях. Перемены обусловлены различными глобальными событиями – или мегатрендами, как мы с вами их назвали бы, вспомнив нашу инфографику о типах трендов. Потребители стали более осознанными. Теперь они ждут, что бренды продемонстрируют свою социальную ответственность и заботу об экологии.

Как видите, анализируя результаты подобных исследований, вы можете самостоятельно применять их в своих стратегиях продвижения, что значительно увеличивает лояльность клиентов и увеличивает рыночную долю.

Одна голова – хорошо, а две… могут так никогда и не договорится. Да и пускай, ведь суть мозгового штурма в том, чтобы коллективно генерировать идеи. Причем чем больше – тем лучше, ведь каждая из них может помочь вам обнаружить новые тренды. Работая в команде, участники могут делиться своими наблюдениями и мнениями, что часто приводит к нестандартным подходам в решении задач и креативным выводам. Крутейшие техники брейнсторминга вы найдете в нашей статье «Мозгоштурм! 7 правил, 19 техник и 10 ошибок». Обязательно прочитайте, если еще не.

трендвотчинг

Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании уже не могут игнорировать трендвотчинг. Например, услугами трендвотчеров пользуются такие гиганты, как Netflix, Adidas, Spotify, Tommy Hilfiger, Volvo, WWF, MasterCard, Unilever, L'Oréal и др. Это обусловлено прежде всего многофункциональностью и эффективностью «слежки за трендами». Вот лишь ряд преимуществ трендвотчинга:

  1. Разработка продукта

На основе выявленных трендов компании могут адаптировать свои продукты или услуги.

Совет: следите за изменениями в потребительских предпочтениях и создавайте предложения, которые соответствуют актуальным трендам. Например, если наблюдается рост интереса к экологически чистым продуктам, подумайте о создании базовой линейки своих товаров с пометкой: «эко-френдли».

  1. Построение маркетинговых стратегий

Трендвотчинг может помочь вам скорректировать свои маркетинговые стратегии. Изучив текущие тренды, вы сможете определять, какие каналы и сообщения будут наиболее эффективными для вашей аудитории.

Совет: адаптируйте маркетинговые кампании с учетом трендов для более точного попадания в целевую аудиторию.

  1. Создание устойчивого бренда

Устойчивость бренда подразумевает приверженность принципам охраны окружающей среды и справедливой торговли. Говоря проще, устойчивыми компаниями можно называть те, которые заботятся об окружающей среде и людях. Ну, или или, как минимум, делают шаги в этом направлении. Актуальность и этичность становятся важными факторами для многих потребителей. Не проворонить этот тренд как раз позволит трендвотчинг.

Совет: ориентация на устойчивое развитие и социальную ответственность может стать важным конкурентным преимуществом для вашего бренда. Инвестируйте в социальные проекты и экологические инициативы, чтобы укрепить доверие клиентов.

Трендвотчинг – это ценное умение для профессионалов в таких сферах, как маркетинг, предпринимательство, дизайн и аналитика. Мы подготовили для вас небольшую инструкцию, следуя которой вы сможете стать трендвотчером, успешно анализируя и предсказывая изменения в обществе в целом и на различных рынках в частности.

Шаг 1: Изучайте профильную литературу

Читайте книги и статьи на тему трендов, маркетинга и потребительского поведения. Как минимум, там есть ответы на многие теоретические вопросы, которые затем помогут вам на практике. Начать можно с «Трендология: трендвотчинг для бизнеса» Веры Бочкаревой или «TRENDWATCHING. Как найти идеи для создания и развития бизнеса» Елены Пономаревой.

Шаг 2: Выберите «объект слежки»

Определите область трендов, которая вас интересует: мода, технологии, потребительские привычки, социальные изменения и так далее. Изучите текущие тренды в выбранной области. Например, если вы выбрали категорию «технологии», ознакомьтесь с новинками в области ИИ, интернет вещей и блокчейн.

Шаг 3: Разработайте инструментарий для сбора данных

Этот пункт довольно объемный и подразумевают работу сразу в нескольких направлениях:

  • Настройте мониторинг на платформах, таких как TikTok, VK или «Одноклассники», чтобы выявлять актуальные обсуждения и новшества. Используйте инструменты, такие как Hootsuite или Brandwatch.
  • Создайте опросы для целевой аудитории, чтобы узнать их видение и предпочтения. Для этого используйте Google Forms или SurveyMonkey.
  • Следите за конкурентами и их стратегиями. Обратите внимание на их маркетинговые кампании и новинки.
  • Используйте сервисы, специально заточенные под оценку интереса пользователей к той или иной теме – например, Google Trends или Trend Hunter.
  • Читайте научные исследования и отчеты ведущих консалтинговых компаний – недаром они делятся с нами результатами своих чрезвычайно полезных исследований – причем абсолютно безвозмездно. На всякий случай еще раз озвучим самые громкие имена этих добрых самаритян: McKinsey, Deloitte и Nielsen.

Шаг 4: Проанализируйте и интерпретируйте данные

  • Регулярно собирайте данные из различных источников: соцсетей, опросов и исследований
  • Используйте SWOT-анализ для оценки собранных данных. Определите сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы.
  • Визуализируйте данные – так будет проще донести суть до ваших коллег. Создавайте графики и диаграммы, чтобы визуализировать результаты. Для этого можно использовать Excel или Google Таблицы.

Шаг 5: «Запротоколируйте» тренды

Создайте специальный журнал или документ, где будете фиксировать все найденные тренды, их описание и ваш анализ. А еще непременно поделитесь своими находками с коллегами и профсообществом. Это может быть блог, статья, презентация или что-то еще. Не важно, каким способом вы донесете информацию – главное усилить вашу репутацию эксперта и получить обратную связь от соратников и единомышленников. Как вы понимаете, это не всегда одно и то же.

Шаг 6: Учитесь, учитесь и еще раз учитесь

Произнося это назидание, дедушка Ленин точно был в курсе, о чем говорит. Недаром его знаменитое изречение актуально и по сей день. Нельзя просто взять и стать профессиональным трендвотчером раз и навсегда. Слежка за трендами – процесс непрерывный.

  • Посещайте семинары и конференции, чтобы быть в курсе последних новшеств в вашей области и обменяться опытом с другими специалистами.
  • Следите за новыми изданиями, сосредоточенными на трендовых исследованиях и маркетинговых стратегиях.
  • Заводите контакты с другими трендвотчерами и профессионалами в вашей области, участвуйте в онлайн-форумах и группах. Нетворкинг – штука чрезвычайно полезная и интересная.

Шаг 7: Тестируйте и прогнозируйте

Начните использовать прогнозы при разработке стратегий для своей компании. Применяйте свои ноу-хау к реальным кейсам из вашей практики. После внедрения изменений обязательно сделайте паузу и оцените результаты. Это поможет вам определить, насколько ваши прогнозы были точными и какие коррективы необходимо внести, чтобы не допускать ошибок в будущем.

Простите за каламбур, но использование трендвотчинга в бизнесе – это не просто тренд. В условиях быстро меняющегося рынка это еще и необходимость. Регулярно актуализируя свои знания о текущих и будущих трендах, компании могут не только адаптироваться к возникающим изменениям, но и самостоятельно эти изменения инициировать.

Успешный трендвотчер анализирует, интерпретирует и применяет информацию об изменяющихся предпочтениях потребителей на практике, чтобы его бизнес рос и развивался. Так что если вы ищете эффективный инструмент, которые позволит вам опережать конкурентов и соответствовать ожиданиям потребителей, считайте, что вы его уже нашли.

Читайте также:

Как маркировать рекламу в 2024 году – инструкция

Как вывести сайт на «Тильде» в топ поиска – это проще, чем кажется

Продвижение интернет-магазина с нуля: 25 эффективных советов

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 дек 2024
7 368
Лучшие подарки для редакторов и авторов на Новый год: топ-11 идей

Собрали идеи и рекомендации у коллег — вам больше не нужно ломать голову, что подарить профессионалу.

20 дек 2024
915
17 ярких мемов, которые лучше всего описывают 2024 год

Посмеемся снова и над грустным хомяком, и над «Оплата у психолога не прошла», и над турецким стрелком, и над другими мемами уходящего года.

20 дек 2024
2 034
Что точно даст брендформанс: 9 главных задач

Это очень емкое понятие и включает всё от формирования спроса до возврата клиентов.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.