Об этой уязвимости знали многие, но теперь на нее наконец-то указал высокопоставленный чиновник – замглавы Роскомнадзора Милош Вагнер. Возможно, есть шанс, что проблема будет решена.
В частности, чиновник упомянул проект закона об обезличенных данных, который в ближайшие недели должна рассмотреть Госдума.
Вот в чем суть проблемы! По словам Милоша, он изучал модель автомобиля на сайте одного из дилеров – просто смотрел, не оставляя никаких данных для связи с собой. Тем не менее, на следующий день ему позвонил представитель дилера, который предложил чиновнику купить заинтересовавший его накануне автомобиль.
Так г-н Вагнер на своем примере обнаружил, что в интернете постоянно следят за пользователями. И те предстают перед владельцами сайтов вовсе не безликими юзерами, а людьми с именами, телефонами, адресами электронных почт и так далее. И все эти данные могут передаваться в третьи руки (и передаются).
Имея на руках контактные данные, информацию о возрасте, просматриваемом контенте и приобретаемых товарах и услугах, местонахождении (IP-адрес), злоумышленники могут составить очень подробный портрет человека. При таких условиях говорить о приватности и частной жизни просто невозможно – на любого пользователя давно есть досье, в котором содержатся, кроме прочего, и его слабости, а также увлечения.
Об этой проблеме специалисты знают давно и много раз сталкивались с ней как в личной жизни, так и по работе.
Ольга Горшкова, аудитор качества услуг TexTerra:
«Такое последний раз со мной было на сайте одного из наших крупных конкурентов. Я зашла на их страницу, посвященную SEO-продвижению, чтобы ознакомиться с условиями предоставления услуги. И мне вскоре начали названивать менеджеры компании – "Вы интересовались… Давайте расскажу и обсудим и т.п.". Причем звонили несколько раз, хотя каждый раз я объясняла звонившим менеджерам, что их услуга меня не интересует».
Сервисы, которые позволяют видеть личные данные посетителей сайтов, постоянно обновляются. Одни блокируются, но тут же появляются другие (например, wantresult.ru – на момент написания статьи сервис работал).
Данные берутся из аккаунтов пользователей (из того же Google, например), в которых они залогинены во время посещения недобросовестных сайтов. Также «добываются» места нахождения, ключевые запросы, откуда пришел посетитель, контакты пользователя в мессенджерах и соцсетях, которые всегда привязаны к номерам телефонов, и многое другое. Достаточно лишь установить на сайте код сервиса, собирающего данные.
Светлана Шульман, маркетолог TexTerra:
«Подобные серые и черные методы работы, конечно же, неприемлемы. Помимо того, что менеджеры колл-центра, или операторы, или менеджеры по продажам, обрабатывающие заявки, столкнутся с морем негатива от людей, которые в очередной раз получают какие-то предложения с незнакомых номеров, есть и другие проблемы.
По факту, это незаконный сбор персональных данных. Ведь чтобы иметь право вот так звонить потенциальному клиенту, тот должен лично оставить номер телефона в форме на сайте, нажать галочку о согласии на обработку его персональных данных и иметь возможность ознакомиться с политикой конфиденциальности компании. У вас же есть такой документ? Если нет, то надо срочно его создать – он должен быть везде, где есть формы заявок или обратной связи.
Еще есть момент – некоторые компании перепродают друг другу собранные таким образом базы. Например, человек зашел на сайт медцентра, а потом его постоянно зовут на массаж, в стоматологию и т.д. совсем другие организации».
Есть понятное подозрение, что серые сервисы по сбору данных о посетителях сайтов, пополняют собственные базы. Потом появляются объявления и рассылки по маркетинговым агентствам с предложениями купить базу готовых лидов, рассортированную по услугам.
Компания TexTerra, являющаяся сертифицированным партнером «Битрикса», категорически против установки на сайты кодов сервисов, собирающих данные людей без их ведома. Чтобы получать лиды и не портить доброе имя компании, есть немало законных способов. Например, комплексное продвижение, которое вы можете обсудить и заказать у нас прямо сейчас, позвонив по номеру 8 (800) 775-16-41 или написав на mail@texterra.ru (также есть возможность связаться с нами через Telegram и WhatsApp).
Читайте также:
Пользователи 2023 года — что и где покупают и как их ловить
Просто будь человеком! – зачем вашей компании нужен Tone of voice