Человеческий мозг сложен и загадочен, и даже те, кто думает, что у них хорошая память, забывают большую часть своей жизни.
«Забывчивость – это универсальное состояние человека», – говорит невролог Чаран Ранганат. Существует некий компромисс: в нескончаемом потоке информации мозг сам определяет, что важно, а что – нет. Процесс улучшения памяти – это не попытка запоминать любые мелочи, это «запоминание того, что важно и что действительно имеет значение».
Есть немало исследований того, как наш мозг запоминает информацию, и как мы можем тренировать память. Обобщив их, можно выделить три ситуации, когда человек забывает что-то важное для него. Но вот как можно этого избежать.
1. Работа в режиме многозадачности
Ответ кажется очевидным: вы не можете вспомнить что-то, если не обратили на это внимания. Тем не менее, пытаясь делать больше одного дела одновременно, мы постоянно отвлекаемся: электронная почта, срочные сообщения в чатах, обращения коллег и т.д. и т.п.
Многие люди думают, что они многозадачны, но исследования показывают, что почти никто таковым не является. На самом деле, было доказано, что многозадачность вызывает тот же эффект, как курение травки. Почему? Каждый раз, когда вы переключаете свое внимание с одного дела на другое, возникает «цена переключения».
«Мы постоянно переключаем внимание и получаем фрагментированные, размытые воспоминания, которые скоро будут стерты из памяти», – говорит Ранганат.
Но не работать в режиме многозадачности практически невозможно. Даже в детстве, будучи ребенком, мы постоянно переключали внимание с одного на другое, не умея сосредотачиваться, из-за чего никто и не помнит это счастливое время.
Поэтому старайтесь, по возможности, сводить многозадачность к минимуму, делая дела, не отвлекаясь.
2. «Я что-то хотел сделать/сказать…»
Забывчивость – частый повод для ссор как дома, так и на работе. Хотели/обещали помыть посуду перед уходом, но забыли – вот и повод для недовольства. Собирались участвовать в конференции по Zoom, но пропустили – показали себя несерьезным перед начальством, что может отразиться на карьере.
«Собираетесь ли вы голосовать, сделать прививку от гриппа или медитировать – между намерением и действием лежит пропасть, но ее можно легко преодолеть», – говорит профессор Уортонской школы Кэти Милкман.
Для этого нужно продумать детали действия, спланировав всё, что потребуется для выполнения задачи. Это также поможет вам обнаружить потенциальные подводные камни. И обязательно назначьте срок исполнения. Не просто «отправить отчет», а «Среда, 13:00: отправить отчет».
3. Споры с другими людьми
Вы замечали, что если разбирать ссору даже на следующий день, то оказывается, что другой участник помнит ее совершенно иначе? Например, когда полиция опрашивает свидетелей одного и того же события, они все описывают его по-разному.
Так и на работе: если вы спросите коллег о том, как, например, было решено делать тот или иной проект, вы услышите множество версий. Почему? Одна из причин – эго. Все мы мним себя героями собственной истории. Наш мозг переписывает воспоминания сразу в процессе запоминания события (в момент первоначального переживания события), воспринимая его так, как удобно ему. Это, по сути, ваша личная интерпретация собственных и чужих действий. При этом вы – герой, а окружающие – второстепенные персонажи, статисты, NPC. Поэтому «показания» свидетелей одного и того же события на работе будут отличаться.
Как запоминать происходящее более точно? На самом деле, это неплохо, что мы запоминаем всё по-своему. И это показывает, насколько мы все нуждаемся друг в друге, что только вместе мы можем получить полную картину происходящего. И надо уметь слушать других.
Но если диалог не клеится, то всегда можно прибегнуть к проверенному способу записи. Научно доказано, что делая заметки от руки, вы лучше и точнее запоминаете. Это полезная привычка на планерках, когда начальник дает вам задание. И даже просто пометки в блокноте во время совещаний помогают следить за ходом событий и мыслей.
А еще можно вести дневник, записывая в него вечером пару-тройку предложений о том, что произошло за день. Перечитывая эти записи через несколько лет, вы удивитесь, как легко мозг будет выуживать из вашей памяти то, что, казалось бы, давно позабыто.
Материал подготовлен по мотивам статьи «This is how you can make your brain remember the most important things».
Читайте также:
Как получить работу в известной компании – кейс Рубчинского [обновлено]
«Отличная работа!»: как поставить получение отзывов на поток