Рассылка по интернет-маркетингу:

Как провести экспертный опрос: пошаговое руководство с примерами из нашей практики

30 Октября 2015 Тимур Фехрайдинов
Время чтения: 20 минут Нет времени читать? Нет времени? 12 комментариев
Отправим материал вам на:

Экспертный опрос – вариант интервью, при котором вы задаете один или несколько вопросов множеству людей с большим опытом в определенной сфере. Этот тип контента обладает огромным вирусным потенциалом и способен привести новую аудиторию, привлечь трафик, а также повысить ваш авторитет. Из этого руководства вы узнаете все, что нужно для того, чтобы составить качественный экспертный опрос.

Время опросить специалистов

Весь процесс организации экспертного опроса можно разбить на 9 этапов. Мы проведем вас через них и покажем реальные примеры из нашего опыта. Итак, чтобы провести экспертный опрос, вам необходимо:

  1. Подготовиться к организации
  2. Сформулировать вопрос
  3. Подобрать экспертов
  4. Найти способы связаться с экспертами
  5. Привлечь внимание экспертов
  6. Попросить экспертов принять участие в опросе
  7. Напомнить об опросе тем, кто не прислал ответы
  8. Скомпилировать все ответы в качественный материал
  9. Продвигать готовый опрос

Что необходимо знать перед началом работы

Для чего вообще проводить экспертный опрос? Есть четыре основные причины:

  • Вы предоставляете аудитории качественный контент
  • Вы строите отношения с экспертами в вашей области
  • Вы повышаете свой авторитет
  • Вы охватываете большую аудиторию и привлекаете новый трафик

С первого взгляда может показаться, что экспертный опрос это просто – связываемся с экспертами, они пишут контент, а вам остается только опубликовать его. Это большое заблуждение. Проведение качественного опроса может потребовать гораздо больше сил и времени, чем написание обычной статьи. Эта задача может быть легкой только в том случае, если ваша единственная цель – получить ссылки и трафик, а не предоставить читателям полезный контент. Не допускайте этой ошибки. Проводите экспертные опросы не ради трафика, упоминаний в социальных сетях и ссылок, а ради вашей аудитории. Даже если вы получили мнения от 50 человек, но их мнения не содержат уникальной экспертизы – такой опрос бесполезен.

Хранилище некачественных экспертных опросов

Если вы решили сделать ставку на качество, то вам придется столкнуться со многими трудностями: страх получить отказ от экспертов, длительный сбор и анализ списка респондентов, продвижение и так далее.

Страх отказа – наименьшая из этих проблем. Даже если респонденты, которых вы выберете, будут очень известными личностями, это не значит, что они не смогут уделить вам свое время. Вы спросите: «С чего бы достаточно известным личностям тратить свое время на участие в очередном опросе от блоггера, которого они видят в первый раз? Им наверняка приходит по пять таких просьб в день». И вы будете правы, но:

  • Необязательно самому быть знаменитостью, чтобы привлечь внимание экспертов. Дело в том, что людям нравится, когда их расценивают как профессионалов и прислушиваются к их мнению
  • Экспертный опрос – это win-win, т.к. респонденты продвигают себя и свой бренд, а вы привлекаете новую аудиторию

Есть мнение, что перед «холодным» письмом с просьбой нужно немного «подогреть» эксперта – поделиться его контентом в социальных сетях, прокомментировать несколько публикаций. Очень хорошо, если вы проделаете эту работу, но в большинстве случаев просьба принять участие в опросе может быть абсолютно «холодной».

Недавно мы проводили крупный экспертный опрос с зарубежными экспертами по интернет-маркетингу. В конечном итоге участие приняли 13 популярных блоггеров, среди которых были такие знаменитости, как Рэнд Фишкин и Джо Пулицци. Мы лично прошли через все трудности организации опроса. Читайте дальше, чтобы узнать, как эффективно сработать на всех этапах, и как это делали мы при общении с зарубежным экспертами.

Как сформулировать вопрос

К этому шагу стоит подойти очень ответственно, т.к. тема и правильная формулировка проблемы зададут направление всему интервью.

Лучше вообще изначально не ставить себе цель сделать экспертный опрос. Оптимальный вариант – это когда у вашей аудитории уже есть вопрос, требующий развернутого ответа. Если же тема для обсуждения не приходит на ум с первого раза, воспользуйтесь нашими рекомендациями:

  • Возьмите последний тренд в индустрии и попросите экспертов прокомментировать его. Пример – мнения 30 экспертов рынка о борьбе «Яндекса» с SEO-ссылками и продвижении молодых сайтов после запуска «Минусинска».
  • Пройдитесь по комментариям в блоге. Пользователи наверняка оставляли там интересные вопросы, требующие экспертного ответа.
  • Посмотрите последние публикации ваших конкурентов – возьмите тему самой популярной статьи и превратите ее в опрос.
  • Почитайте сообщения пользователей на отраслевых форумах.
  • Поищите вдохновения в нашем списке 99 идей для контента. Например, попросите экспертов описать их видение идеального рынка.
  • Попросите экспертов предоставить практические советы по какой-либо узкой теме. Например, какой один небольшой шаг они делают каждый день, чтобы добиться определенной цели.

Мы приводим всего пять примеров, т.к. в большинстве случаев специфика вопроса будет зависеть от вашей сферы – сама суть вопросов для экспертов по здоровому питанию и экспертов по интернет-маркетингу отличается изначально.

Закончили с формулировкой вопроса? Пора составлять список экспертов.

Как подобрать экспертов для опроса

После того, как вы сформулировали вопрос, встает новая задача – подбор экспертов. Два вопроса, которые следует задать себе при выполнении этой задачи:

  • Достаточно ли они опытны, чтобы дать полезный и детальный ответ?
  • Есть ли у них аудитория, которая может заинтересоваться темой опроса?

Включите в список первые несколько имен, пришедших вам в голову. Скорее всего, это самые известные деятели вашей области, но необходимо копнуть глубже по ряду причин:

  • В первую очередь вас интересует экспертиза, а не громкое имя, так что не стоит гнаться исключительно за знаменитостями
  • Шансы завоевать внимание менее именитых экспертов гораздо выше
  • С экспертами «местного масштаба» проще начать строить долгосрочные отношения

Как же найти профессионалов своей области? Рассмотрим несколько способов.

  1. Используйте BuzzSumo

Основная задача этого популярного сервиса – находить самый виральный контент в заданной тематике, но это не единственная его функция. С помощью BuzzSumo вы сможете быстро найти экспертов в своей сфере.

Зарегистрируйтесь в сервисе, выберите вкладку Influencers, введите тему опроса в поисковую строку и кликните по кнопке Search.

Определяем экспертов по контент-маркетингу

Сервис выдаст вам наиболее влиятельных экспертов по теме. Алгоритм учитывает авторитет их ресурса и активность в Twitter. Однако, BuzzSumo не всегда идеально работает в Рунете, так что рекомендуем вам дополнительно присмотреться к следующим способам.

  1. Ищите в социальных сетях

Найдите самые популярные сообщества в социальных сетях по вашей тематике. Посмотрите, кто администрирует их, кто ведет наибольшую активность. Наверняка вы найдете несколько человек, чье мнение может быть интересно вашим читателям.

Ищем экспертов по контент-маркетингу в Facebook
  1. Слушайте, что говорят другие

Прислушайтесь к тому, кого чаще всего упоминают представители вашей целевой аудитории. Спросите ваших коллег, кого они считают экспертами. Это простой, но наиболее эффективный способ составить список экспертов для опроса.

  1. Поищите готовые списки экспертов

Звучит странно, но вполне возможно, что всю работу уже сделали за вас. Используйте поисковые системы, чтобы найти списки лучших профессионалов в вашей области. Например, «лучшие тату-мастера России» или «лучшие эксперты по селфи-палкам 2015».

Собрали достаточное количество человек для опроса? Создаем таблицу с тремя колонками:

  1. Эксперт
  2. Контактная информация
  3. Статус

Первая понадобится сейчас, чтобы внести туда имена экспертов. К остальным двум вернемся позже, чтобы включить контактные данные, а также отметить, ответил эксперт или нет. На скриншоте показан пример таблицы, которую мы использовали при проведении опроса зарубежных экспертов по интернет-маркетингу.

Записываем все имена в таблицу

Как найти контактные данные экспертов

Первое, что необходимо сделать – собрать контактные данные всех экспертов. Очень часто это может занять довольно много времени, т.к. не все охотно публично выставляют эту информацию.

Наиболее эффективно связываться с экспертами через следующие каналы:

  • Email

Зайдите на сайт эксперта и поищите разделы «Контакты», «Обо мне», «О нашей компании» – в большинстве случаев вы найдете там либо корпоративную, либо личную электронную почту для связи. Email также можно поискать в шапке или подвале сайта.

Еще один хороший способ найти email эксперта – подписаться на рассылку на сайте. Дождитесь автоответчика или следующего выпуска и посмотрите на адрес отправителя. Скорее всего, это именно то, что вы искали.

Кстати, мы всегда откликаемся на вопросы и комментарии от наших подписчиков. Считаете, что этого недостаточно? Вот еще 7 причин подписаться на рассылку от «Текстерры».

Самый крайний вариант – попробуйте угадать email по следующим шаблонам: имяэксперта@сайт.ru, фамилияэксперта@сайт.ру, mail@сайт.ру. Комбинируйте эти шаблоны. Например, для эксперта по имени Сергей Иванов возможны несколько вариантов написания потенциального адреса: sergey@сайт.ru, ivanov@сайт.ru, serg@сайт.ru, sergivanov@сайт.ru, ivanovserg@сайт.ru.

Проверить свои догадки можно с помощью сервиса Email Sherlock. Просто введите предполагаемый адрес в строку на главном экране и нажмите кнопку Go. Сервис определяет, является ли email действительным, а также ищет профили в социальных сетях, привязанные к адресу.

Обратите внимание на блоки Fullcontact и Gravatar – если по заданному адресу в них есть информация, то с огромной вероятностью эксперт использует именно этот email.

Попадание в яблочко – результаты поиска в Email Sherlock по адресу matt@google.com

Блок UserSherlock можете проигнорировать – там отображаются совпадения имени пользователя в адресе электронной почты (в нашем случае это Matt) с URL профилей в популярных социальных сетях (например, социальная-сеть.com/matt). Получить релевантные результаты по такому алгоритму практически невозможно.

  • Контактные формы на сайте

В случае если на сайте отсутствует адрес электронной почты, можно поискать контактные формы в тех же разделах, что и email. Минус этого способа состоит в том, что очень часто в формах нельзя указать тему письма. Так у вас меньше шансов зацепить внимание эксперта. Кроме того, форма может просто неисправно работать – сообщение не дойдет до адресата, а вы даже не будете знать об этом.

  • Социальные сети

Может показаться, что социальные сети – самый простой и очевидный способ связаться с экспертами вашей области. Иногда так оно и есть, но все зависит от популярности эксперта. Если вы связываетесь с очень известным и авторитетным лицом, ваше сообщение может затеряться среди сотен и тысяч других. Если же речь идет об экспертах в узкоспециализированной сфере, такой способ может оказаться самым эффективным.

Чаще всего ссылки на профили в социальных сетях можно найти на сайте эксперта, в профильных группах и форумах. Эту стратегию мы использовали для организации опроса про «Минусинск».

Не забудьте подписаться на нашу страницу в Facebook, чтобы не пропускать анонсы новых материалов, а также участвовать в живых обсуждениях с другими подписчиками.

  • Комментарии к публикациям

Если эксперт ведет свой блог, видеоканал на YouTube, страницу на SlideShare или создает и публикует свой контент где-то еще – попробуйте связаться в комментариях. Как раз в этом случае лучше не сваливаться на эксперта с неба с «холодной» просьбой. Просмотрите несколько публикаций, оставьте развернутые комментарии со своим мнением, а после этого попросите поучаствовать в вашем опросе.

Если вы уже пытались связаться с экспертом ранее, обязательно упомяните это. Так вы привлечете дополнительное внимание. Подробнее о том, как правильно составить просьбу, вы можете прочитать далее.

Готово? Заносим всю контактную информацию в вашу таблицу.

Заполняем контактную информацию

Как привлечь внимание экспертов к своей просьбе

Какой бы способ связи с экспертом вы не выбрали, необходимо уделить огромное внимание первому контакту с вашим сообщением. Для электронной почты это тема письма, а для других способов – первая фраза. Рассмотрим способы «зацепить» экспертов на примере написания темы письма.

Чтобы разобраться, какие заголовки могут сработать, присвоим им четыре условные категории. Итак, тема письма может быть:

  1. Персонализированной и ясной

Пример: *Имя*, нам важно ваше экспертное мнение.

  1. Неперсонализированной и ясной

Пример: Нам важно ваше экспертное мнение

  1. Персонализированной и неясной

Пример: *Имя*, для вас о-о-очень важное письмо

  1. Неперсонализированной и неясной

Пример: О-о-очень важное письмо

Все четыре типа заголовков могут сработать в одном случае, но полностью провалиться в другом. Единого рецепта нет, так что вам остается только экспериментировать. Важно помнить несколько моментов:

  • Необязательно сразу в теме давать понять о своих намерениях. Не отказывайтесь от тем, скрывающих ваши намерения. Ваша цель – привлечь внимание. Остальные задачи решает сам текст письма.
  • С другой стороны, письмо с непонятным заголовком может быть расценено как спам.
  • Персонализация может быть как вашим союзником, так и врагом. Некоторыми пользователями этот прием воспринимается как манипуляция, попытка заставить открыть письмо.
  • Персонализация не ограничивается указанием имени эксперта. Например, зарубежный блоггер Tim Soulo в своем мини-кейсе раскрывает заголовок, который он использовал, чтобы привлечь внимание Рэнда Фишкина к своему письму. Он просто написал – yellow shoes, что буквально переводится как «желтые ботинки». Тема письма сработала безукоризненно, т.к. желтые ботинки от фирмы Puma – отличительная «фишка» Рэнда на всех конференциях.

Продолжим прошлый пример с опросом зарубежных экспертов по интернет-маркетингу. Мы использовали два персонализированных, но неясных заголовка:

  1. Из России с любовью для *имя эксперта*
  2. *Имя эксперта*, а вот и ребята из России

Оба заголовка сработали хорошо, т.к. содержали элемент персонализации и цепляющие фразы. Не каждый день зарубежные блоггеры получают письма из России.

Как убедить экспертов принять участие в опросе

Даже если ваше сообщение зацепит внимание экспертов, это только начало. Теперь ваша задача – убедить их принять участие в опросе. Для этого необходимо написать понятное письмо, объясняющее вашу просьбу.

Ключи к успеху на данном этапе – краткость и грамотная персонализация. Даже если ваш заголовок не был персонализированным, ни в коем случае нельзя игнорировать этот прием в тексте самого письма. Для сбора мнений зарубежных экспертов мы использовали следующий шаблон:

Здравствуйте, *имя эксперта*.

Меня зовут *ваше имя*, я *должность и компания/блог*. *Уникальное сообщение*

*2-3 предложения, описывающих ваш блог*. Мы решили задать экспертам по *ваша сфера* всего один вопрос:

*Вопрос*

Мы считаем, что вы идеально подходите для интервью, т.к. *уникальная причина*. Ваш ответ поможет очень многим *ваша целевая аудитория*.

Будем благодарны, если у вас найдется желание и время ответить. В любом случае, спасибо за внимание!

Как видите, мы не стали сразу выдвигать условия участия в опросе, а именно минимальную длину ответа и крайние сроки. Это может быть как выигрышным, так и ошибочным ходом:

  • Выигрышным, потому что вы лишний раз не давите на эксперта. Если у вас запросят условия, вы продлеваете ваше общение, не ограничиваясь парой писем.
  • Ошибочным, потому что некоторые эксперты могут ответить слишком коротко, затянуть с ответом, а то и вовсе забыть про свое участие.

При организации опроса про «Минусинск» мы сразу выдвинули условия, чтобы получить детальные ответы к сроку.

Наши условия участия в экспертном опросе про «Минусинск»

Небольшой трюк: сначала напишите только тем, кто уже лоялен к вам/вашему бренду (в нашем случае мы сперва написали Рэнду Фишкину и Джо Пулицци, т.к. уже брали у них интервью). После того, как получите ответ, обновите письмо и упомяните их имена. Во-первых, это послужит доказательством того, что вас уже не игнорируют. Во-вторых, если имена известные, это может побудить остальных принять участие, чтобы «оказаться в хорошей компании».

Как написать уникальную часть сообщения

Эта часть вашего письма должна показывать, что вы действительно знаете кое-что об эксперте, а не просто нагло обращаетесь с просьбой. Тут вам придется проявить креативность. Изучите сайт эксперта, последние публикации, активность в социальных сетях, биографию, взгляд на рынок. Скажите, откуда именно вы знаете экспертов, в чем вы согласны с ними, как их имена коррелируют с вашим брендом. Вот несколько примеров уникальных сообщений, которые мы использовали, когда связывались с зарубежными блоггерами:

Для Tim Soulo: Привет, Тим (ха, мы тезки)! В последнее время вижу все больше и больше ваших постов на Ahrefs и Inbound. Продолжайте писать шикарные статьи!

Для Tadeusz Szewczyk: Привет, Тэд. Очень нравится ваш необычный подход к SEO. Вы не ярый поклонник Google, поэтому я и решил связаться с вами.

Компилируем все ответы, помечаем откликнувшихся экспертов в таблице.

От большинства ответов пока нет

Как напомнить экспертам о своей просьбе

Если вы связываетесь с большим количеством экспертов, будьте готовы к тому, что получите ответы не от всех. На это может быть три основных причины:

  • Вы не смогли привлечь внимание эксперта
  • Эксперт был слишком занят, чтобы ответить вам
  • Контактная информация оказалась неверной, либо ваше сообщение попало в спам

У вас есть второй шанс получить экспертное мнение. Необходимо напомнить экспертам о вашей просьбе. Для этого сверьтесь с таблицей и выделите всех, от кого нет ответа. Убедитесь, что контактная информация указана верно и без ошибок. Если не вы не уверены, что нашли рабочие контакты – проведите дополнительное исследование, либо используйте другие способы связи. Например, социальные сети вместо электронной почты.

Если решили остановиться на email, обязательно напишите новую тему письма. Возможно, она сработает лучше. Поэкспериментируйте с категориями заголовков, которые мы описали выше.

Снова вернемся к опросу зарубежных маркетологов. После первой попытки мы получили ответы менее чем от половины экспертов и решили напомнить остальным о том, что проводим опрос. Мы изменили тему и сам текст письма:

Тема письма: Я слежу за тобой, *имя эксперта* из *название блога/компании*…

Письмо: Шутка!

Просто интересуюсь, была ли у вас возможность прочитать мое прошлое письмо (не волнуйтесь, я не один из тех, кто будет спамить вашу почту, пока не получит ответ).

Далее шла просьба ответить, обновленный список тех, кто уже принял участие, и условия.

Итого, еще 9 экспертов откликнулись после того, как получили на почту письмо с такой странноватой темой.

Помечаем в таблице всех, кому послали напоминание

Как составить качественный экспертный опрос из полученных ответов

Собрать множество экспертных мнений – это еще не все. Необходимо сделать из этого читабельный и интересный контент. Следуйте нескольким простым правилам:

  • Не используйте все ответы бездумно

Если ответ нуждается в небольшой доработке, не бойтесь попросить эксперта сделать уточнения по тому или иному моменту. Люди уже заинтересованы и приняли участие, а значит вряд ли откажутся добавить несколько деталей.

Не включайте ответ, если он не несет никакой ценности. Не всегда есть возможность попросить эксперта сделать уточнения, а иногда в этом просто нет смысла. И снова практический пример. Для опроса с зарубежными экспертами один очень известный маркетолог прислал нам следующий ответ:

Поставьте ссылку на *личный сайт эксперта*

Лучший способ заявить о себе в интернете – это социальные сети. Просто везде будьте прозрачными, искренними и следуйте своим основным ценностям – от соцсетей до блога. Самое главное – быть самобытными.

Построение ссылочной массы на автомате. Ни «здравствуйте», ни «до свидания»

После недолгих раздумий было принято решение не включать ответ в опрос, несмотря на мировую известность эксперта.

  • Раскройте личности экспертов

Необязательно писать краткую биографию для каждого участника опроса. В большинстве случаев достаточно указать имя, должность, компанию и поставить ссылку на сайт или блог.

  • Используйте высококачественные фотографии

Попросите респондентов вместе с ответом выслать предпочитаемую четкую фотографию, чтобы вы могли использовать ее в опросе. Либо найдите фотографии сами, чтобы не нагружать экспертов лишней работой.

  • Напишите уникальное вступление

Не стоит сразу переходить к ответам экспертов. Расскажите, почему вы выбрали именно эту тему и этих людей.

  • Сделайте красивый анонс

Попросите дизайнера нарисовать картинку-анонс для опроса, либо сделайте это сами. Иногда это может сделать даже кто-то из экспертов.

Анонс, который добровольно нарисовал для нас один из экспертов
  • По возможности добавьте статистику по результатам опроса

Если вы задаете несколько вопросов, и хотя бы один из них подразумевает односложный ответ, используйте это для того, чтобы привести статистику в конце опроса. Например, «3 из 20 экспертов считают, что Земля на самом деле плоская».

Как продвигать экспертный опрос после публикации

Последний этап работы над экспертным опросом – его продвижение. Необходимо уделить этому этапу много времени и внимания, т.к. упоминания известных личностей не дают гарантии того, что потенциальная аудитория увидит опрос.

Первым делом напишите всем экспертам, участвовавшим в опросе, еще одно письмо. Укажите ссылку на публикацию и попросите поделиться ей в социальных сетях. Сделайте это вежливо и ненавязчиво. Пример такой просьбы из нашего опыта:

Здравствуйте, *имя эксперта*!

Опрос опубликован. Будем благодарны, если поделитесь им в социальных сетях, а также будете отвечать на вопросы читателей в комментариях. Спасибо за участие!

Почти все эксперты с радостью согласились.

Не забудьте сами опубликовать опрос во всех социальных сетях. Вместо того, чтобы просто нажать кнопку «Поделиться» и забыть, пойдите дальше – упомяните всех экспертов, чтобы привлечь дополнительное внимание. Это можно сделать в Facebook (c помощью символа @), Google+ (с помощью символов + и @) и «ВКонтакте» (с помощью символов * и @). Twitter накладывает ограничение на длину публикации, так что всех отметить не получится. Упомяните только тех, кто с наибольшей вероятностью ретвитнет вас.

Упоминаем всех экспертов в Google+

Пора действовать

Экспертный опрос – это, в первую очередь, инструмент, отвечающий на вопросы, которые волнуют ваших читателей. Вторичная цель – построение отношений с известными в вашей сфере личностями и повышение собственного авторитета. Самая последняя, но не менее важная цель – привлечение целевого трафика и новой аудитории.

Экспертный опрос можно провести для контент-проектов практически любой сферы. Главное провести тщательный анализ и ответственно подойти к каждому этапу. Обязательно включите этот тип контента в свою стратегию и убедитесь в его эффективности.

Если вы уже проводили подобные опросы, поделитесь своим опытом в комментариях – нам интересно знать ваше мнение.

Маркетолог агентства «Текстерра». Прежде чем попасть в мир интернет-маркетинга, долгое время работал SEO-копирайтером и даже не подозревал о существовании «светлой» стороны – контент-маркетинга. Люблю общаться с иностранными коллегами и обсуждать с ними последние тенденции в мире интернет-маркетинга.
Другие публикации этого автора
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу: