Семен Теняев - основатель TenChat. Российский IT-предприниматель, инвестор. Занимал ключевые позиции в казначействах Россельхозбанка, Московского Кредитного Банка и лизинговой компании «Центр-Капитал».
В 2016 году основал маркетплейс «Всероссийский Бизнес Центр» — экосистему для участников госзаказа, ставшую лидером в основных сегментах рынка электронных закупок, в частности, финансовых продуктов. В 2021 году основал TenChat – социальную сеть для активных людей, объединяющую предпринимателей, сотрудников, фрилансеров и лидеров мнений на одной платформе. Аудитория составляет более 1 миллиона пользователей. В апреле 2022 года Минцифры РФ внесло TenChat в рекомендованный список российских соцсетей в рамках импортозамещения.
1. Как основатель формулирует, что такое TenChat?
Я активный пользователь соцсетей, сервисов, мобильных приложений. В какой-то момент заметил, что неэффективно использую время онлайн. Развлекательные соцсети создают комфортные условия для психики, но не дают пользы. Скажу как бизнесмен: такая колоссальная трата времени не дает экономической выгоды.
Возникла мысль: почему бы не сделать такую соцсеть, которая позволит проводить в ней время не только с целью развлечения, но и для заработка?
TenChat – история про то, что мы можем потратить время, но сделать это с пользой, посеять возможности.
И все это – в максимально комфортных условиях, без хейта и токсичности.
Изначально хотелось создать именно соцсеть для заработка, но такая концепция может вызвать странные и неоднозначные ассоциации. Поэтому мы начали изучать вопрос – какой соцсеть должна стать.
2. Сколько времени прошло от мысли до запуска?
Идея родилась у меня совместно с Геннадием Хорбенко.
Геннадий Хорбенко - сооснователь TenChat, совладелец и коммерческий директор группы компаний ВБЦ, предоставляющей сервисы и финансовые продукты, с помощью которых пользователи заключили госконтрактов на сумму более 2 трлн рублей. Более 10 лет опыта в продажах на банковском рынке, в консалтинге, финтехе, govtech.
Это был 2017 год, тогда у проекта даже не было названия. Но было ощущение возможности.
Чтобы сделать TenChat сегодня, потребуется 2-3 миллиарда рублей, пара лет работы и минимум 50-60 человек.
3. Минцифры опубликовало список рекомендуемых ресурсов, и TenChat там есть. Какие преимущества это дает?
Например, мы заметили, что в TenChat стали регистрироваться представители госорганов. Мы доделываем функционал по уведомлениям и настройкам приватности. С его появлением можно ожидать полноценные губернаторские онлайн-приемные.
Еще очень много всего, чего вы не видели в плане функционала, находится в работе. Например, умный поиск по людям.
4. На что в итоге станет похож TenChat?
После анализа аудитории мы поняли: в TenChat каждый должен найти что-то свое – читай, публикуй, ищи тендеры или работу, связи, инвестиции. Нам хотелось организовать полезные коммуникации и дать пользователям экстра-возможности. Например, связывать их с интересными людьми, позволять делиться интересным контентом. В качестве архитектуры мы решили использовать китайский WeChat – крупнейший суперапп в мире.
Мы также присмотрелись к Tinder-механике. Благодаря ней вы можете найти интересного человека или, в нашем случае, интересный тендер для себя или компании в один свайп. Все это благодаря технологиям искусственного интеллекта.
У нас даже люди поженились благодаря TenChat – они познакомились в декабре и уже в марте сыграли свадьбу.
Но для кого-то работает именно бизнес-составляющая: сумма выигранных нашими клиентами контрактов за полтора года – более 30 миллиардов рублей.
Мы все разные. Я рассказываю о TenChat с точки зрения бизнеса и заработка. Вы зашли в нашу беседу как маркетолог. А какой инструментарий будет использоваться в обоих случаях? Одинаковый!
Вы пользуетесь лентой, читаете чужие посты, и тендеры вам не нужны. Но есть бизнесмен. Он, наоборот, ищет тендеры, находит их, а потом ему нужен субподрядчик или иной исполнитель. Предприниматель ищет его по ключевым словам (уже сейчас это можно делать через поиск TenChat) и находит вас. Именно так мы видим путь пользователя в TenChat.
Через TenChat проходят самые разные сделки и бизнесы: через нас, например, продают оригинальные картины и произведения искусства. Недавний случай – сделка по NFT, которая обошлась в 20 тысяч долларов.
5. То есть TenChat будет интегрировать все возможные инструменты, чтобы угодить разной аудитории?
На текущий момент в России нет супераппа, который успешно соединил бы в себе разную функциональность и сделал это правильно.
Представьте, что суперапп – это небоскреб. Вы изначально создавали его с одной целью, а в конце строительства поняли: нам нужен магазин одежды! Давайте приделаем его на 30 этаже? Да, лифт в здании один. Но магазин все равно сделаем!
Другое дело, когда такой магазин вы планируете изначально – все продумано и работает хорошо. Это как раз история TenChat.
Например, вы заходите в личный профиль TenChat, а у вас там банковский счет и дальше переход в мини-апп банка. Вы видите остаток средств, и заходить отдельно в мобильное приложение банка уже не нужно. Через TenChat вы можете оплачивать все, что хотите, и вести платежи. Это был небольшой спойлер – такой функционал вы скоро увидите в приложении.
Конечно, в TenChat будут новые мини-сервисы и мини-аппы – они удержат определенную аудиторию. В идеале пользователи – предприниматели, сотрудники, эксперты – утром будут листать тендеры и отвечать на рабочие переписки, а вечером зависать в сторис. Другое дело – удастся ли нам совместить все в контенте. Это покажет время.
Сторис в TenChat
6. А как вы определяете, какие компоненты добавить в TenChat прямо сейчас?
Это бизнес-чутье, внешние маркетинговые исследования, опросы команд, взаимодействие с текущими пользователями. Я постоянно общаюсь с ними, нахожу точки роста.
Кроме того, у нас много собственных данных для анализа благодаря ВБЦ (Всероссийскому Бизнес Центру). В финансовый маркетплейс интегрированы государственные источники, стекаются официальные открытые публичные данные. Мы просто умеем с ними работать, анализируем информацию.
Идею про сторис мы почерпнули и благодаря анализу конкурентов. По сути, сторис – очень удобный формат и для бизнеса, и для развлекательного контента. После блокировок стало понятно: полноценных сторис в российских соцсетях нет. Некоторые современные решения – это конструктор из нескольких готовых компонентов.
Иногда мы понимаем: семь кубиков из десяти собрано, и остается доделать только три, чтобы идея заработала. Иногда есть идея гораздо интереснее, но там нужно будет делать все с нуля – скажем, создавать сразу 70 кубиков. Конечно, доделать три кубика и проверить гипотезу гораздо эффективнее, чем делать что-то долго. Мы как команда постоянно создаем новые решения, анализируем, как они заходят или не заходят. Главное – мы не боимся признавать промахи и ошибки.
7. Каким бы был TenChat, если бы не было глобальных блокировок в России?
Я бизнесмен и в моменте выбираю наиболее эффективные, на мой взгляд, способы развития проекта.
Если бы блокировок соцсетей не было, мы бы продолжали строить сервисы, как и делали последние несколько лет. У нас были десятки тысяч активных пользователей.
Мы бы развивали деловую составляющую. Ведь TenChat изначально задумывался и развивался как суперапп. Знаете, говорят: хотите делать бизнес с Китаем – тогда вам нужен WeChat.
Наша цель – чтобы говорили: «Хотите делать бизнес с Россией? Вам нужен TenChat».
Эта ниша была свободна, и мы зашли в нее.
8. И все же, когда произошла блокировка соцсетей, TenChat получил особенный шанс…
У любого сервиса есть такой глобальный шанс – оказаться на вершине популярности и с чем-то ассоциироваться в дальнейшем.
Но другие сервисы, думаю, оказались функционально (или даже ментально) не готовы к вызовам времени. Например, есть ICQ. Ее хорошо доделали до уровня WhatsApp с точки зрения переписок, звонков, видеочатов. Но у нас стереотип: ICQ – это ICQ, кто ей вообще пользуется?
Или вот Telegram – удобный и функциональный мессенджер с отдельными качественными каналами. Народ двинулся в этот мессенджер на фоне блокировок, начал подписываться на каналы, но такие массовые подписки привели к тому, что функций мессенджера не видно за десятком каналов – людям не понравился такой формат.
Мы хотим занять нишу соцсети 2.0 в России, как WeChat в Китае.
9. Назовете свою ошибку в работе над TenChat?
Легко. Жалею, что не набрали достаточно людей в команду в прошлом году. Нужно было расширяться не в два раза, а в четыре.
10. Вы анонсировали десктоп-версию без авторизации. Значит ли это, что в перспективе TenChat станет настольным сервисом, как LinkedIn?
У нас уже есть функции полноценной десктоп-версии в ВБЦ (Всероссийском Бизнес Центре). Это все, что связано с тендерами, финансовым маркетплейсом, экосистемой. Со всеми этими вещами удобнее работать именно через компьютер. Там большие таблицы, много чисел и других данных.
А в июне TenChat запустил публичную веб-версию без авторизации. Ее ключевая функция сейчас – бесплатное продвижение публикаций и профилей пользователей в поисковых системах. Ни одна социальная сеть ранее не запускала такой функционал.
Авторизация в веб-версии TenChat и другой функционал мобильной версии будут добавлены летом-осенью 2022 года.
11. В России есть цензура, которая требует от любой площадки модерацию контента. Чем больше людей, тем сложнее контролировать публикации. Как эта проблема решается в TenChat?
Мы изначально оговаривали с пользователями запрещенные темы, которых нельзя касаться. Политика, религия, секс, наркотики, негативные призывы к чему-либо – все они хорошо известны. Мы обязаны соблюдать законодательство РФ и следуем ему. Но вопрос не только в этом: те же политические темы, например, во все времена вызывали только негатив.
К тому же, люди у нас ведут себя иначе, не как в других соцсетях. Когда человек приходит в новую для него среду, у него вырабатывается паттерн поведения, соответствующий среде. Мы уже на старте говорим: напишите свою фамилию, номер телефона, загрузите фотографию. Пользователь сразу понимает: здесь не стоит вести себя неадекватно, потому что на площадке о тебе уже все знают.
Вот наглядный пример. В запрещенной соцсети у одного инфлюенсера было 10 миллионов подписчиков. Он позвал всех своих подписчиков Telegram, а перешло только 30 тысяч человек. Все это из-за того, что запрещенная соцсеть была уязвима для ботов и накруток. В TenChat боты, накрутки, мошенники – это минимальный процент аудитории (менее 0,1 %). Остальная аудитория нашей соцсети – живая, платежеспособная, активная и адекватная.
Эта среда, или даже микроклимат, которые нам удалось создать, отлично располагает к развитию бизнеса, поиску работы, комфортному общению, обучению. Ведь когда вы занимаетесь полезным делом, вы по умолчанию находитесь в позитиве.
12. Сколько людей сейчас работает в команде TenChat?
Порядка 250 человек в штате. В подразделениях продаж – порядка 1 500 внештатных специалистов. Команда постоянно увеличивается, разрастается, особенно в части маркетинга и PR. Мы также открыли четыре стажерские позиции на вырост.
Треть работает в офисе, другая треть – на комбинированном графике, оставшаяся треть – на удаленке.
Что касается найма сотрудников, я люблю брать или крутых профи, или бешеных новичков, у которых горят глаза и которые готовы погружаться, чтобы быстро побежать.
Эта история про смесь опыта и юношеских амбиций. На мой взгляд, она приносит самый эффективный результат.
Наша команда готова к агрессивному росту – как минимум в России.
Мы отвечаем взаимностью. TenChat – это больше про премии, чем про штрафы за опоздания на 10 минут. Культура компании – это человеческое отношение. Никакие деньги не заменят комфорта и жажды приходить на работу.
13. Стремится ли TenChat на международные рынки?
Да, но я – главный ограничитель международного роста в текущий момент.
Прежде чем идти дальше, нужно стать безусловным лидером на своей территории. Важна концентрация.
Либо ты глобально расширяешься, но с соответствующими бюджетами, либо работаешь на локальных рынках. Как, например, TenChat, который сейчас расширяется на Казахстан и Беларусь. Ментальные процессы в России, Казахстане, Беларуси – схожи, поэтому развиваться здесь проще.
Мы не корейцы, не испанцы, не латиноамериканцы – мы не понимаем их ментальность.
14. Как TenChat будет монетизироваться? Внутренняя реклама?
Рекламный кабинет в TenChat будет, но мы не будем соцсетью, которая подчиняет все рекламе, чтобы заработать. Еще мы думаем продавать TenCard – NFC-визитки, с помощью которых легко налаживать связи. Но цена за них будет символическая – просто для ознакомления. Плюс сейчас мы даже не успеваем их производить: все разлетаются на мероприятиях.
Наш основной бизнес – это финансовый маркетплейс. Банки платят за привлечение клиентов по разным моделям. Мы хотим стать крупнейшим центром принятия финансовых решений для бизнеса и граждан. Этот инструментарий нужен каждому: у всех есть счета, все берут кредиты, страховки. Вы свайпаете тендер, и TenChat говорит: на этот тендер вам нужно пять миллионов рублей. Дальше выбор – вложить свои деньги или привлечь кредитные. В последнем случае мы можем связаться с банком и обработать заявку пользователя. В итоге мы делаем ему классное предложение, за которое человек ничего не платит, а получает выгоду. Зато за привлеченного клиента нам платит банк. Мы уже работаем в таком формате с десятком банков, в том числе с крупнейшими.