СЕО и преподаватель онлайн-университета «Зерокодер» Кирилл Пшинник приглашает взглянуть на то, во что превратилось SEO сейчас и как можно использовать нейросети для продвижения в интернете.
Поиск в эпоху нейросетей
Представьте, что поисковая система уже знает, что вам нужно, и соответствующим образом подстраивает результат под запросы. Если раньше поиск в условном Google опирался просто на ключевые слова, то теперь он использует целый комплекс инструментов для получения более релевантного результата.
В случае с Google это:
- RankBrain, который появился в 2015 году и стал первой системой глубокого обучения, которая не просто искала по ключевикам, но и понимала глубинные семантические связи между словами;
- Neural Matching 2018 года — инструмент для понимания концепций, что позволяет ей хорошо ориентироваться даже в сравнительно размытых формулировках, как бы распознавая, что конкретно имеет в виду человек;
- BERT 2019 года — модель для понимания контекста и значений в запросах, анализирующая отношения между словами;
- MUM 2021 года — самая мощная модель, способная понимать и генерировать информацию на 75 языках и в разных форматах, в том числе визуальных.
Например, ставший вполне привычным всплывающий сверху ответ — тоже результат работы нейросети:
Российские нейросети не отстают. В поисковой системе Яндекс недавно появился нейропоиск. Пользователь вводит в поле запрос, после чего нейросеть перефразирует его в полноценный промпт (это термин, обозначающий запрос для нейросети), получает информацию из первых пяти результатов и составляет актуальный ответ — при этом данные берутся не из базы данных Yandex GPT, а непосредственно из интернета.
В сущности, нейропоиск от Яндекса работает так же, как поисковик Perplexity AI, запущенный в 2022 году. Вместо простого поиска он предоставляет пользователям краткую выжимку из найденной информации, избавляя их от необходимости самостоятельно просматривать все ссылки.
Например, тут Perplexity получил вопрос: «Что такое нейропоиск от Яндекс»:
У Perplexity AI есть плюс — для его использования не нужно скачивать Яндекс Браузер. С другой стороны, нейропоиск от Яндекса полностью русифицирован и явно будет удобен большинству русскоязычных пользователей.
Собственный прототип поисковой системы с нейросетью SearchGPT тестирует и OpenAI — разработчик всем известного чат-бота ChatGPT. Предположительно, он тоже будет понимать контекст, а еще взаимодействовать с пользователем в формате диалога для уточнения запроса. Еще он будет запоминать, что пользователь искал раньше, и таким образом персонализировать взаимодействие.
Поиск больше никогда не будет прежним, так что инструменты, которыми пользовались SEO-специалисты, скоро попросту перестанут работать. Или будут работать в разы хуже, чем могли бы.
О том, что делать, лучше подумать заранее, поскольку нет сомнений в том, что скоро алгоритмы нейропоиска станут повсеместными. Так как же выжить в эпоху перемен, нейросетей и «умного» поиска?
SEO в эпоху нейросетей
В эру искусственного интеллекта сложно пользоваться привычными инструментами и оставаться на плаву. SEO-стратегиям придется эволюционировать — адаптироваться. Иначе не выйдет. Важно применять в работе ИИ-инструменты, и не менее важно фокусироваться на персонализации — понимании, в чем была интенция пользователя, что именно он хотел получить.
Все чаще пользователи вместо набора запросов вручную пользуются голосовыми помощниками. Именно так вместо простого запроса: «Аптеки рядом со мной» появляются запросы в духе: «Где рядом со мной находится круглосуточная аптека?». Люди используют более длинные предложения, включают в свой запрос подробности, о которых в письме вряд ли подумали бы сразу.
Отсюда — необходимость составлять ключевики с оглядкой на пользователей голосовых ассистентов. Запросы становятся длиннее, и поисковики учатся обрабатывать их правильно, в том числе с применением нейросетей.
Другой важный момент — удобство пользователей. Поисковые системы способны оценить, насколько посетителям нравится определенный сайт, как быстро они его покидают и на каком этапе.
Поэтому устранение технических сложностей становится крайне важным моментом в деле продвижения веб-страницы, и именно на них стоит сфокусироваться в первую очередь. В этом смысле ничего не меняется: если ресурс медленный, неудобный и непонятный, то он не понравится ни поисковым роботам, ни конечным пользователям.
Дальше идут ключевики. ИИ-инструменты помогут, потому что способны отыскивать по-настоящему релевантные ключевые слова и фразы, отражающие саму интенцию пользователей, в том числе проговоренную словами. Им можно делегировать даже генерацию контента — SEO-статей. Мало с чем генеративные нейросети справляются лучше, чем с созданием текстов, требующих впоследствии минимальных правок.
Не стоит забывать и об анализе обратных ссылок — это ключ к успеху SEO-стратегии. ИИ-инструменты помогут как с анализом, так и с поиском качественных доноров.
И наконец, вся стратегия целиком. Периодически ее нужно пересматривать, чтобы добавлять новые инструменты или убирать те, которые показали себя лишними, ненужными или некачественными. Здесь — как с любой маркетинговой стратегией.
ИИ-инструменты для SEO
Техническая оптимизация
Сайт должен быть удобным — адаптированным, с простой и понятной навигацией, высокой скоростью загрузки. Важно это не только для пользователя, но и для поисковых роботов. Чем лучше сайт оптимизирован, тем выше он будет в поисковой выдаче. Улучшить показатели сейчас можно, в том числе, при помощи ИИ-инструментов — таких как GTmetrix, Google PageSpeed Insights, Hotjar и Lumar (Deepcrawl).
Первые два оптимизируют скорость загрузки путем обнаружения факторов, из-за которых сайт может «тормозить». Для этого GTmetrix анализирует производительность, параметры ответа сервера, эффективность кэширования, количество HTTP-запросов и другие показатели, а потом предоставляет отчет с рекомендациями по исправлению проблем.
Делу оптимизации скорости помогает и Google PageSpeed Insights. Для этого он использует данные о поведении пользователей, которые анализирует, чтобы понять, насколько адаптирован сайт по UX. Среди информации — реальные данные от пользователей браузера Chrome.
Другие инструменты для проверки и оптимизации скорости: Яндекс Вебмастер, Pingdom и Sitespeed.ru.
Следующий инструмент — Hotjar, и он анализирует поведение пользователей для последующего улучшения их опыта. Если упростить, он позволяет подсмотреть, как пользователь вел себя на сайте, чтобы затем устранить возможные «тормозящие» процесс аспекты.
Непосредственно Hotjar создает тепловую карту кликов, скроллинга и движений курсора, записывает сессии и собирает информацию другими способами, а затем исследует ее при помощи машинного обучения. Искусственный интеллект помогает засечь паттерны и создать мгновенные рекомендации по исправлению ошибок.
Наконец, нейросети можно использовать для обнаружения разного рода технических ошибок, таких как проблемы с индексацией, битые ссылки, перенаправления и прочее. Lumar (Deepcrawl) для этого применяет ИИ, способный быстро изучить огромные объемы данных. Он также интегрируется с Google Analytics и другими популярными среди SEO-специалистов инструментами. Но, к сожалению, не с Яндексом.
Генерация текстового контента
Мало что генеративные нейросети умеют лучше, чем непосредственно генерировать. Они могут создать неплохо оптимизированный текст для SEO, который будет одновременно адаптированным и под запросы роботов, и под требования читателей. То есть, такая статья станет не просто набором ключевиков, разбавленным предлогами, а полноценным и сравнительно полезным для читателя текстом.
Используем такой промпт:
«Напиши SEO-текст для сайта, который продает телевизоры. Статья должна быть на тему “Смарт-телевизор”. Используй ключевые слова “смарт телевизор, смарт ТВ, купить телевизор смарт ТВ, телевизор 32 смарт, телевизор смарт 43, лучшие смарт телевизоры”. Текст должен быть адаптирован по SEO и быть полезным для читателей, читабельным и связным. Размер около 2500 символов».
Нейросеть (это ChatGPT) сама подобрала тему для статьи и распределила ключевые слова по тексту:
Как видно, в промпте есть исчерпывающая инструкция, как именно должна быть написана статья. Здесь есть объем, ключевики, которые можно традиционно взять из «Вордстата», указания по читабельности и полезности. Составление промптов — отдельный навык, который называется «промпт-инжиниринг». Чем лучше и грамотнее составлен запрос, тем выше вероятность, что хороший текст получится с первой попытки.
Подобные SEO-тексты можно составлять не только при помощи ChatGPT, но и силами российских нейросетей — GigaChat и Yandex GPT.
SEO. Один из них — Hemingway Editor, оснащенный технологиями машинного обучения и способный неплохо отредактировать имеющийся текст. Нейросеть может упростить текст, исправить стилистику и тональность, даже просто «сделать хорошо» (пока в бета-версии). С русским языком Hemingway Editor прекрасно справляется.
Анализ обратных ссылок
Важный этап SEO-продвижения — анализ обратных ссылок, которые ведут на ваш ресурс. В этом деле тоже помогут инструменты со встроенными нейросетями. Например, Ahrefs умеет анализировать данные о сайтах и определять, какие из них лучше всего подойдут для ссылочного продвижения. То есть, вместо того, чтобы самостоятельно изучать метрики и ссылочный профиль, SEO-специалисты могут просто делегировать этот вопрос одному ИИ-инструменту.
Ресурсы для размещения ссылок еще нужно найти, но и для этого есть инструменты. Pitchbox, например, анализирует данные и ищет релевантные веб-страницы, также помогает собрать контакты их владельцев и сгенерировать письма для первичного контакта. Опять же, можно не делать рутинную скучную работу самостоятельно, а доверить ее нейросети.
Pitchbox и его аналоги позволяют сделать первый отбор перспективных площадок, а дальше уже можно доверить более детальное изучение сайтов-доноров SEO-специалистам.
Максимальная персонализация
Нейросети помогают сделать поиск персонализированным. Они в принципе все персонализируют, будь то список рекомендаций на стриминговой платформе или электронная рассылка. Поэтому индивидуальный подход становится тем, что пользователи ожидают по умолчанию.
Персонализированные сайты увеличивают конверсии на 20-30%, снижают количество отказов, и начать можно с динамических заголовков. Настроить «подмену» можно с использованием таких сервисов, как Personyze, Яндекс Метрика или Google Tag Manager. В итоге человек, который приходит на сайт за телевизором определенного бренда, попадет на страницу с телевизором этого самого бренда — система сама поменяет заголовок и даже текстовые блоки, чтобы удовлетворить его запросы.
Рекомендательные системы, использующие ИИ, предугадывают намерения пользователей, основываясь на их поведении, историях покупок и просмотренных страницах, предоставляя точные рекомендации. Google RankBrain, например, анализирует поисковые запросы, чтобы предложить наиболее релевантные страницы, улучшая пользовательский опыт и предоставляя SEO-специалистам инструменты для оптимизации.
На уровне интернет-магазинов ИИ помогает предлагать дополнительные товары, увеличивая средний чек и вовлеченность. Также нейросети оптимизируют пользовательский опыт, анализируя данные о кликах, скроллах и точках оттока. Это позволяет улучшить структуру сайта, размещение элементов, дизайн CTA-кнопок и выявлять проблемы юзабилити, влияющие на конверсии.
Предиктивная аналитика на базе ИИ улучшает сегментацию аудитории, позволяя адаптировать маркетинговые кампании, контент и предложения под нужды конкретных микросегментов. Такой подход повышает точность таргетинга и эффективность коммуникаций.
Что делать дальше
- Наблюдать за тем, как именно искусственный интеллект меняет поисковые системы, и держать руку на пульсе.
- Изучать и использовать ИИ-инструменты для SEO, чтобы не оказаться среди отстающих.
- Узнать больше о промпт-инжиниринге и подключить к своему инструментарию генеративные нейросети.
- Сфокусироваться на опыте пользователей — сделать сайт максимально удобным, проанализировав, почему возможны отказы.
- Сделать ставку на персонализацию опыта, потому что индивидуальный подход — то, что сейчас должно идти по умолчанию.
И, конечно, адаптироваться, импровизировать и преодолевать.
Читайте также:
Как повысить лидогенерацию в 2025 году – все направления работы
Главные тренды в рекламе в 2025 году - с удачными примерами и провалами