#Оглавление#
Бизнес-сторителлинг
Мегафон: «Как мы прокладывали кабель под дном реки»
Ключевые моменты
Перед компанией стояла задача – соединить дополнительным оптоволоконным каналом Владимирскую и Нижегородскую области по трассе Нижний Новгород – Муром.
- В этом месте течет река Ока – глубина 6 метров, русло широкое.
- Было решено прокладывать оптоволоконный кабель под поверхностью речного дна.
- На расстоянии около 70 м от уреза воды установили буровую установку горизонтального направленного бурения.
- В пробуренный канал стали проталкивать стальную трубу для оптоволоконного кабеля.
- Конец кабеля прикрепили к пыжу, который вставляется в трубу, и воздушным компрессором стали его туда загонять.
- Через несколько часов кабель вышел с другой стороны реки.
- Работа удалась: замкнули 750-километровое кольцо оптоволоконной магистрали и улучшили качество связи для абонентов.
Итог
История породила обсуждение с очень дотошными вопросами:
«Мегафон» работает с комментариями
Материал набрал более 107 000 просмотров, 215 комментариев, 146 человек добавили ее в закладки.
Личный подход Lego
Ключевые моменты
- Семилетний мальчик потратил все сбережения на набор Lego Ninjago, но потерял одну из фигурок – ниндзя Джея.
- Он написал письмо в службу поддержки компании.
- Мальчику ответили, прислав потерянную фигурку и еще подарок.
- В письме было напутствие от Сенсея Ву – ключевого персонажа Ninjago.
Сенсей Ву: «Слушайся папу и не теряй фигурки!»
Итог
О письме рассказали многочисленные отечественные и зарубежные сайты. Мне близка тема, потому что я сам папа мальчика: у нас несколько наборов Lego из серии «Ниндзяго». Думаю, для родителей эта история служит первоклассным примером воспитания в игровой форме.
Столовая № 100 из Астрахани
Ключевые моменты
- Организация ведет активную деятельность у себя на сайте (раздел «Новости») и в Facebook*.
- Все новости и акции в столовой подаются как истории.
- В конце каждого акционного текста указывается суть акции, адрес, телефон столовой и ее географические координаты.
Пример поста:
И вот все посты у столовой в таком духе
Итог
В статье издания «Афиша Daily» копирайтер компании Сергей Капустин рассказал, что написанные им тексты не отражаются на прибыли столовой. Все заработанное от копирайтинга планируют отдать на ремонт крыши.
Тем не менее:
- О столовой сняли сюжет на федеральном канале «Россия 24».
- В Фейсбуке* многие люди, прочитав посты, пишут такие комментарии:
Фишка «Столовой № 100 – живой райтер и котлеты по акции
Я не успокоился на этом и написал Сергею: спросил, как в 2018 году обстоят дела с крышей, и есть ли отдача от копирайтинга. Ответ коллеги коллеге:
Привет. Черт его знает, специально никто не мониторил. Скорее нет, чем да. На столовую подобные вещи не влияют, наверно. Мы много раз говорили: наши клиенты не читают, а наши читатели не едят. Просто шутка, и многие считают, что дурацкая. Выпутывайтесь сами, раз влипли в написание статьи. Удачи.
Что ж… буду выпутываться. Идем дальше!
* Принадлежит корпорации Meta, признанной в России экстремистской.
5 впечатляющих историй продаж мебели
В статье описываются пять историй продаж, которые продавцы прислали главному эксперту «Международного мебельного консалтингового центра» Сергею Александрову.
Ключевые моменты
- Первая история: «220 000 за кухню – очень даже приемлемо».
- Вторая история: «Пришел покупать диван за 2 000, а купил за 65 000!».
- Третья история: «Мужчина зашел розетку спросить, а купил сервант!».
- Четвертая история: «Переплатить за гевею 6 000 – легко!».
- Пятая история: «Казалось бы, сделка сорвалась… Ан нет! Еще и матрас допродала!».
Итог
Сергей попросил поделиться пользователей в комментариях, что какая история им понравилась больше всего:
Сколько людей – столько и мнений. Но все едины в том, что из историй можно взять для себя что-то полезное
Вот так Сергей одновременно:
- Продемонстрировал результаты учеников.
- Показал, какие продающие приемы были использованы в диалогах с покупателями.
- Подал информацию в форме историй.
Apple против спецслужб. Полный текст открытого письма Тима Кука
Ключевые моменты
- Американский суд попросил у компании доступ к IPhone «калифорнийского стрелка».
- Apple выступил против этого решения, посчитав такую меру вмешательством в частную жизнь пользователей.
- Генеральный директор Тим Кук опубликовал открытое письмо к клиентам на сайте компании.
Итог
Только на сайте, где я нашел перевод письма, 93 комментария. Реакция разная:
Калейдоскоп мнений
Об этой истории написал у себя в ЖЖ Артемий Лебедев.
Брутальное мнение и прагматичный совет
История фермера Марии Макеевой в блоге «Текстерры»
Ключевые моменты
- Мария с мужем переехали в деревню.
- Решили завести кур: первый опыт покупки оказался не самым приятным, но бесценным.
- Макеевы организовали ферму с сервисом «как в городе» и начали действовать, как конкуренты, но с точностью до наоборот.
- Провели конкурентный анализ, выяснили свою ЦА и какой контент ей нужен.
- Начали активную деятельность в соцсетях по заранее разработанному контент-плану.
- Сделали выводы о том, что «советы SMM-гуру оказались бесполезны в деревне» и построили работу по сельским реалиям.
- Озвучили результаты: «За сезон – с конца февраля по июнь – оборот фермы превысил полмиллиона рублей. А начиналось все с нескольких объявлений в местных пабликах».
Итог
К Марии посыпались предложения после публикации статьи. Вот одно из них:
Заказчики: «Хотим такую же статью, как в «Текстерре», только про нас»
Но это еще не самое интересное. Далее со слов Маши:
17 ноября вышла статья, а уже 23 декабря со мной связался настоящий инвестор и предложил денег. Много.
Александр — совладелец нескольких компаний и маркетолог, который «по работе» читает «Текстерру».
Он предложил вложить в нашу ферму несколько миллионов рублей. Деньги возвращать нам бы не пришлось, платить проценты тоже, он должен был войти в долю и получать часть прибыли.
Сделка сорвалась из-за карантина в нашем районе – нам просто запретили содержать птицу, ограничения были и по другим животным. Поэтому мы решили не рисковать чужими деньгами и не начинать масштабную стройку.
С инвестициями пришлось распрощаться, зато вера в людей и в силу историй только укрепилась.
Что тут добавить – готовое руководство к действию одновременно для братьев-копирайтеров и владельцев бизнеса.
История игрового гиганта Blizzard
Ключевые моменты
- Компания существует на игровом рынке 27 лет (создана 7 февраля 1991 года). Большинство конкурентов уже давно вышли из игры.
- Одному из создателей компании, Аллену Адаму, родители подарили 10 000 долларов на турпоездку в Европу – он вложил эти деньги в компанию.
- В Blizzard выпускают в свет только те проекты, в которых уверены – за время существования закрыли 10 масштабных проектов. Сотрудников с закрытых направлений бросают на новые, которые становятся успешными.
- Игра Diablo вышла в 1996 году и стала хитом продаж.
- Starcraft появилась в 1998 году и стала одной из первых киберспортивных дисциплин.
- В 2004 увидела свет MMO RPG World Of Warcraft. К 2011 году в нее играло 12 миллионов человек по всему миру.
- У компании есть свой этикет качества – они никогда не выпускают на рынок «сырой» продукт. Все выявленные проблемы исправляются до релиза.
- Команда разработчиков ежегодно встречается с фанатами на BlizzCon в Анахейме.
Итог
Мнение поклонников после прочтения истории:
Истории – хорошо, но качество продукта – самое главное!
Есть и претензии о том, что «Blizzard уже не те», однако фанаты сами себя же поправляют:
Положительный прогноз от геймеров
Сами же Blizzard не останавливаются на достигнутом – сегодня у них есть флагманский проект Overwatch – шутер от первого лица. По состоянию на 16 октября 2017 года в игре сражаются 35 миллионов игроков.
«Как мы заработали на наклейках к 9 мая 240 000 за 2 недели»
Ключевые моменты
- Автор статьи, Денис Денисов, работал маршрутчиком, продавал турники «3 в 1» и решил заняться бизнесом.
- На конференции в Курске в 2016 году он познакомился с будущим бизнес-партнером.
- Тот предложил Денису заработать на продаже наклеек к 9 мая.
- Начали работать с бюджетом в 3 000 рублей. Первые заработки отдавали продавцу, себе не оставляли ничего.
- К 8 мая работу заканчивали «радостные с деньгами».
- История проиллюстрирована семью роликами, которые подробно объясняют, как сделать хорошие наклейки, где брать продавцов с автомобилями и как правильно продавать.
Итог
Все 15 комментариев к этой истории носят негативный характер. Пример наиболее информативного:
Квинтэссенция отношения к российским стартапам
Между тем, продажа наклеек к 9 мая – востребованный бизнес. Сужу по тому, что в Пензе уже лет пять накануне великого праздника вижу несколько автомобилей вдоль дорог с красными флагами. Водители останавливаются рядом, подходят и интересуются ценами.
Хитрый немец заработал более 40 000 евро на одной пустой бутылке
Ключевые моменты
- Мужчина из немецкого города Кельн сдавал в автомат по приему пластиковой тары одну и ту же бутылку.
- Это ему удалось благодаря нехитрой модификации автомата.
- Чтобы заработать такую огромную сумму, нужно было кинуть бутылку в автомат и нажать кнопку примерно 177 000 раз.
- В итоге владелец автоматов обнаружил обман: гражданина приговорили к 10 месяцам лишения свобод за мошенничество.
Итог
У нас такой трюк проделывали в советские времена с ниткой и монетой, в которой была просверлена дыра, чтобы совершать безлимитные звонки по всей стране. Не только наш человек отличается умом и сообразительностью!
Не только бизнес использует истории для решения своих задач. Активно развивается...
Александр Чижов (Ленивый SMMщик): «500 дней в Москве: зачем это эсэмэмщику и почему я свалил обратно в деревню»
Ключевые моменты
-
Александр пришел к выводу, что переезд был неизбежен и в марте 2017 года он с девушкой перебрался в Москву.
-
За год проживания автор выделил пять причин, почему там было хорошо: возможности, качество, настоящий маркетинг, люди, драйв.
-
Также Александр назвал причины, по которым он решил вернуться назад: деньги ради денег, их негативное влияние на человека, бесконечная гонка и сложность выбора, усталость от «серого шума».
-
Вывод в стиле Саши:
Мотиватор / демотиватор, который надо повесить на стенку любому SMMщику
Итог
Пост вышел 08.10.2018 и к 10.10 набрал больше 3000 просмотров, сотни лайков и два десятка комментариев:
Когда история зажигает сердца, мозги и другие органы
Сторителлинг от обычных людей
Елена Срапян рассказывает про негативный опыт работы с «Т–Ж»
Ключевые моменты
- Елена решила сделать статью для «Т-Ж» и написала статью и связалась по E-mail с сотрудником журнала.
- Ей пришел ответ, где предложили сделать бюджетный гид по Колумбии и написать стандартизированную заявку на статью. После написания заявка была отправлена ответственному секретарю.
- 30 октября 2017 года черновик статьи был отправлен на редактирование.
- 9 ноября были получены первые правки от шеф-редактора.
- Елена внесла изменения в текст и отправила в редакцию.
- 23 января была получена обратная связь от ответственного секретаря с новыми правками. Елена сделала очередные правки и написала множество комментариев, в конечном счете, предложив отдать материал в другое издание.
- На сотрудничество с «Т-Ж» ушло 4 месяца.
- Завершается история горячей рекомендацией автора по работе с журналом.
Итог
В профессиональных кругах рассказ Елены вызвал живейшее обсуждение. Мнения разделились на диаметрально противоположные.
Прав автор:
Комментатор явно на стороне Елены
Прав редактор:
Комментатор на стороне редактора
Резонанс был большой, и за ним последовал ответ Максима Ильяхова.
Блог врача–нейрохирурга
Сайт.
Автор, Ксения Машкина, пишет о своих врачебных буднях, ратует за здоровый образ жизни. Можно узнать очень многое о том, как у нас лечат.
Пара из отличных примеров историй из блога:
Пример комментария от пользователей:
Жестко и жизненно...
Вот что Ксения говорит о своих историях:
Сайт поначалу задумывался как помощь простым обывателям, далеким от медицины, понять – куда им идти и что делать при какой-то проблеме со здоровьем. Я писала простые статьи понятными словами, делилась информацией и советами.
Там описаны разные болячки (не очень большое количество), причем с долей юмора и всегда оригинальные тексты. Также есть раздел «Реальные случаи», полезная медицина с советами, и путь врача – моего становления.
К сожалению, эти разделы большого развития не получили, так как аудитория была ограничена. Затем закрылся «СмартРеспондер» и рассылки мои тоже накрылись. И на несколько лет сайт замер. Потом после определенного перелома в сознании я резко поменяла концепцию и начала выкладывать на сайт только довольно крупные очерки.
И сейчас сон носит информационный (пока что) характер о ЗОЖ. Конечно, осталось то – что я доступно стараюсь разъяснить некоторые моменты, чтоб было понятно всем. Дело в том, что ЗОЖ в конце концов должен заменить медицину. Цивилизация наша в упадке, и не за горами массовое вырождение из–за болезней этой самой цивилизации. Природу ведь не обманешь. И в целях у меня новый проект.
Сейчас постепенно буду накидывать статьи о ЗОЖ, сейчас благодаря «Инсте» больше народу меня читает. «Докторица» скорей всего останется этаким бложиком для своих.
«Как я выбирал свое первое тату и что в итоге из этого получилось»
Ключевые моменты:
- Автор истории решил сделать первую в жизни татуировку.
- Он определил стиль и тематику, занялся поиском мастера и нужного эскиза, для чего заказал работу у художника.
- Несколько дней рисунок «отлеживался», чтобы автор мог точно решить, что хочет именно такое тату.
- Работа по нанесению прошла в 2 этапа и заняла 20 часов.
Получилась первоклассная работа:
Собственно, ради этого человек провел у мастера почти сутки и написал историю
Итог
Рассказ о тату вызвал активное обсуждение. Мнения комментаторов и ответ автора:
Кому-то рисунок показался мрачным
Естественно, спросили про цену:
Татуировка – дорогое удовольствие
В этой истории автор намеренно не указывал имя мастера. Но если бы указал, это была бы замечательная и бесплатная реклама.
«Пять вещей, которые новый телефон изменил в моей жизни»
Автор, Андрей Загудаев, без навязчивой рекламы делится опытом использования iPhone 6 Plus.
Ключевые моменты
- Стал реже заряжать телефон.
- Почти перестал пользоваться планшетом.
- Начал играть в игры на телефоне.
- Стал заходить на мобильные версии сайтов и использовать новые приложения.
- Вынужден был воспользоваться чехлом.
- Окружающие не особенно хотят посмотреть его телефон.
Итог
Простой пользовательский опыт вызвал активное обсуждение (38 комментариев), где люди делились опытом использования смартфонов с большим экраном и, разумеется, язвили:
По сути, это чистая правда
Ожидаемого холивара между держателями «яблочной» продукции и сторонниками «андроида» не состоялось.
Сторителлинг из YouTube
Рассказывать истории можно с помощью видео.
The history of Virgin in 114 seconds
За 1 минуту и 54 секунды мультипликационный ролик рассказывает нам историю компании Virgin – детища легендарного предпринимателя Ричарда Брэнсона.
Как и всегда, восторг аудитории и больше 30 000 просмотров:
Ричард Брэнсон умеет вдохновлять
Experience the power of a bookbook™
Это история, где каталог Ikea представлен в виде гаджета:
«Имея толщину всего лишь в 8 миллиметров и вес менее чем 400 граммов, каталог IKEA-2015 выпускается с тысячами идей по меблировке дома».
Созданный Ikea «букбук» вызвал у аудитории ожидаемую ответную реакцию:
Кто более оригинален?
У ролика больше 18 миллионов просмотров, 107 000 пользователей поставили ему «лайк», а больше 4 500 отметились в комментариях.
Animated History of Coca-Cola
Ролик рассказывает об истории становления Coca-Cola: от фармацевта Джона Пембертона, придумавшего рецепт напитка, и до образования транснациональной компании с самым дорогим брендом в мире с 2005 по 2015 гг.
В комментариях кто-то высказал утверждения о составе напитка:
Пользователи всегда предложат, какой ингредиент можно увеличить, а какой убавить
Некоторые занялись фактчекингом:
Особо внимательные усмотрели в истории фактические ошибки
Пользователи также выразили приверженность бренду:
Любовь к бренду бывает разная
Пятиминутный ролик с историей Coca-Cola получил больше 800 лайков, 285000 просмотров и 100 комментариев.
Немного дегтя в бочку меда
Чтобы получить экспертное мнение по одной из историй, я связался с представителем компании, которая также занимается сторителлингом в социальных сетях. Руководитель в переписке честно признался, что никакого «выхлопа» это не дает, «ну может узнавать нас стали больше да и только».
Вывод: сторителлинг – не панацея, как порой нам восторженно рассказывают. Без серьезной работы маркетинга и продаж он превращается фейритейлинг, т. е. в рассказывание сказок.
Читайте также:
CRM управление клиентами – какую программу для ведения бизнеса выбрать
Как я изучала рынок, чтобы открыть парикмахерскую – универсальные шаги