Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Советы управдома маркетологам: как работать с чиновниками, чтобы они не подавали в отставку

26 февраля 2020 Владислав Федоров
Время чтения: 14 минут Нет времени читать? Нет времени? 2 комментария
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Советы управдома маркетологам: как работать с чиновниками, чтобы они не подавали в отставку Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Истории стартапов с нуля оставьте для наивных мальчиков. Серьезный успех в этой стране зависит от умения закрепиться в правильном месте ‒ в просторном кабинете с полномочиями и очаровательной барышней на ресепшене.

Обычно это государственная служба. Но по факту везде, где есть бюрократия, действуют одни и те же негласные законы. Так что, с небольшими поправками, мой опыт может быть полезен и для тех, кто работает в нефтяной монополии, и для служащих крупных банков.

Кое-какие из этих «школ» я прошел быстро и по верхам, в других – учился долго и усердно. А в середине нулевых начался этап полного погружения: тогда я возглавил службу эксплуатации жилых домов.

Однозначных оценок данного решения у меня нет. Точно могу сказать одно: я не до конца понимал, во что ввязываюсь.

Я не чиновник в полном смысле, но то, что называют административным фактором, известно мне не понаслышке.

Первое правило аппаратной работы, которое мне, тогда еще молодому человеку, преподали, очень простое. О чем речь?

Правило «зеро»: по умолчанию все плохо

Мы шли по коридору. Я продолжал говорить и вдруг ощутил электричество. Меня словно втянуло грозовое облако. Зампред наш ‒ человек высоких энергий: я не смотрел на него, я почувствовал кожей.

Он бросил на меня беглый взгляд. Мой монолог скомкался и оборвался, как будто магнитофон зажевал ленту. На лице зампреда читалась ярость, которая случается только у опытного учителя, когда непонятливость ученика становится известна посторонним.

– Не называй фамилий в лифте! – прорычал он, когда мы отдалились от компании клерков. С некоторыми из наших попутчиков я был знаком. Другие просто примелькались.

– Но все и так знают… – принялся мямлить я, понимая уже глупость любого оправдания.

Он остановился и посмотрел на меня. Теперь он говорил спокойно:

– Неважно, знают или нет. Неважно, наши или не наши. Не называй фамилий в лифте, чтоб не вошло в привычку.

Затем он смягчился:

– Ты потом все поймешь.

И хлопнул меня по плечу.

Итак: если при упоминании кого-то из ваших слов не следует явно, что вы отзываетесь о нем хорошо, адресат сочтет, что вы отзываетесь о нем плохо.

Если из всей статьи вы захотите запомнить одну только фразу ‒ запомните эту.

Почему власть ведет себя сдержанно в соцсетях

Немного провинциального хоррора. Давным-давно в одном уездном городе дельные люди явили местному дворянству план строительства трупохранилища – огромного морга, призванного обслуживать всю область.

Дворянство встало на дыбы. Почему – точно сказать нельзя. Может, из-за имиджа: прошел слух, что сюда будут свозить невостребованные тела. Может, из-за того, что смерть и страдание – это довольно неприятно. А может, из-за мнительности. Так или иначе, представители депутатского корпуса пообещали «лечь костьми», если строительство начнется.

Город не хотел превращаться в залив мертвецов.

Проект не состоялся. Оценить полезность его для района невозможно: случай тем и хорош, что веских аргументов никто из противников не привел. Все разговоры скатывались в восклицания: «Как?! У нас – и такое?!».

Безопасное в штатном режиме, а не как бывает. Но мазутные и угольные котельные, которые выбрасывают в атмосферу половину таблицы Менделеева, жителей обычно не волнуют, если не считать родителей детей-астматиков.

Такие истории может рассказать каждый, кто знает, что такое публичные слушания.

И этот случай типичный: чем больше вы будете погружаться в дискуссию, тем большее противодействие получите, ибо людские страхи в основном иррациональны. А еще человеку свойственно сопротивляться, когда от него кто-то добивается решения, выгоды которого не очевидны.

И в чем-то правы граждане: особой личной пользы от трупосхрона они не получили бы. Да, возрастут поступления в бюджет района. И что? Дороги станут лучше? Да, за счет этого подлатают трассу водоснабжения. Но у них и так нормально ‒ вода-то в кране есть. Да, приведут в порядок пару детских площадок ‒ в качестве жеста доброй воли. Но их дети выросли из песочного возраста.

А теперь задумайтесь: стоит ли раскручивать план строительства, например, асбестового производства на странице главы поселения в «Фейсбуке»?

Как происходят коммуникации между властью и обществом

Помимо публичных слушаний, есть и другие специальные мероприятия, сценарии которых хорошо известны и отработаны до мелочей. Речь о трансляциях совещаний и личных приемах. Централизованные диспетчерские, которые появились в последние годы, отчасти разгрузили очереди, ‒ и рейтинги управляющих компаний поползли вниз.

Все, что попадает в эфир из этой обширной внутренней кухни, готовится заранее. Но если вы посмотрите записи, вы заметите некоторую искусственность происходящего. Немудрено: мы не голливудские дивы, да и реальные вопросы на микрофон не обсуждаются. Функция оперативных совещаний ‒ доклады, благодарности, умеренная критика.

«В понедельник буду тебя распинать. Терпи!»

Если вам так сказали ‒ это хороший случай. Бывают и плохие: здесь все зависит в основном от того, в каких вы отношениях. Но смотрится пристойно: регламент и протокол удерживают внимание зрителя в рамках ‒ проблемы решаются.

В отличие от зарекомендовавших себя форматов, соцсети, допускающие троллинг и клевету, для такой работы не предназначены.

Почему так? Разберем на примерах из практики ‒ моей и чужой, удачной и не очень.

Краеугольный камень психологии чиновника лучше всего отражает маленькая игра слов: «стать избранным» ‒ выражение, под которым понимается обычно «победить в выборной гонке», – допускает и второе толкование («войти в круг посвященных»). То есть узнать, что из себя представляет и как работает вертикаль государственного управления.

Лояльность превыше всего

Не думаю, что открою секрет, если скажу, что лояльность имеет принципиальное значение для успеха чиновника, независимо от того, выборная ли должность или назначаемая. Иногда достаточно одной лояльности, но обычно требуется еще и не быть слабым звеном.

Работа с избирателем на фоне отношений в иерархии ‒ вопрос не последний, но далеко не главный.

Но факт остается фактом: соцсети не просто пользуются популярностью среди чиновников, но и представляют собой необходимый инструмент руководящей работы. Почему?

Первое, что требуется от власти, – она должна быть.

Взгляните на здание администрации района: красивое и чистое, с флагами во дворике и ковриками в коридорах, вежливыми и компетентными сотрудниками в кабинетах.

Зачем нужен аккаунт? Эффект присутствия ‒ раз. Кто-то наверху решил, что так должно быть, ‒ два. Вызывает, правда, вопрос использование иностранных серверов для хранения данных российских пользователей, но это сфера не моя.

Другие цели социальной странички станут понятны ниже.

Задачи пиар-службы в системе управления

Здесь обязательно надо отметить, что ведут аккаунты не главы, а укомплектованные девушками приятной наружности отделы по связям с общественностью. Их компетентность закономерно уступает компетентности производственников.

Одна из основных функций пиар-службы – отписываться. И делать это утонченно, избегая острых углов.

Особенно при столкновении с проблемами, имеющими долгую предысторию. Хороший пример – ветхий фонд, по которому не начисляются взносы на капитальный ремонт. А дождь порой идет сквозь кровли. На улице и верхних этажах одна и та же погода.

Таких вопросов в любом районе множество. Жалобы формируют основной поток обращений. Это общение, напряженное для обеих сторон, ведется часто с надрывом, на высоких оборотах, и здесь я отнюдь не утрирую.

Каким же образом добиться результата? Не читать статьи с рекомендациями в стиле «10 примеров удачных политических решений, которые спасли карьеру». Уверяю, они написаны не для чиновников и не про них. А если и читать из «людоведческого» интереса, то близко к сердцу не принимать и делать наоборот.

Для начала ‒ включить здравый смысл.

Правило первое: не болтайте

Фраза «любые косяки управления так или иначе выйдут наружу» для меня слишком поверхностна.

Во-первых, не любые и не выйдут, если вы сами не поднимете волну.

Во-вторых, давайте разберемся, о чем речь. О качестве/давлении воды? О состоянии домов? Группа А, назовем ее так, – объективно установленные недостатки (нарушения СНиПов) – давно и всем известна, в отличие от глубинных причин, которые привели к ситуации.

Ночной звонок: дождь проливает верхнюю квартиру, ребенка шести лет бьет током от стены. Попросите у матерей этих детей обратную связь – и посмотрите, что будет.

Если вы разовьете такую ситуацию в соцсетях с официальной страницы, это будет только начало проблемы. Если человек погибнет или станет инвалидом, следствие приобщит к делу вашу писанину или паблик-рилейшенз-герлз.

Помимо того, что вы должны были знать по договору (пункт о техническом надзоре, которым вы, выходит, манкировали), вы знали, но не принимали меры. А это – отягчающее обстоятельство.

Разумеется, меры не принимали, потому что не было средств. Но уверяю: прокуратуру это если и заинтересует, то в последнюю очередь. Найдется нецелевая копеечка… а что-то мне подсказывает, что она найдется.

Любую информацию о вас оценивайте на предмет доказательной ценности.

Неловко рассказывать кому-то, в том числе и коллегам, прописные истины. Поэтому далее будем говорить только о нарушениях группы Б (негласных правилах), которые, в отличие от производственно-судебных инцидентов, обжалованию не подлежат.

Правило второе: официальный тон придумали не зря

Ступаем на тонкий лед.

Историю с ребенком и розеткой могу изложить в нескольких вариантах с элементами драмы, трагедии и даже мистики – случай, который, по счастливому стечению обстоятельств, обошелся без жертв. Ребенок не пострадал.

Как не взорвался сам и не разнес полдома председатель одного ТСЖ: почувствовал запах, успел не нажать выключатель. Причина – залив квартиры с технического этажа, короткое замыкание на плите. Расплавленную оплетку газового шланга подарил мне на долгую память.

Догадываюсь, что бы сказали эти люди, попробуй я геймифицировать общение с ними – по поводам, едва не стоившим им жизни.

Многие жильцы приносили мне пироги и коньяк, да и поныне вспоминают добрым словом, но уверяю: любая «коммунальная» дискуссия неизбежно превратится в блог Варламова.

Надо ли решать проблему немедленно или можно повременить – не суть, но в большинстве случаев отвечать жителям придется в стиле, молвой приписываемом одному чиновнику ранга несколько более высокого, чем наша аудитория: «А вы держитесь!».

Ему можно. Вы же популярности таким хождением в народ не стяжаете. Но это полбеды. Центр сочтет поднятый вами хайп скрытой оппозицией. С этого момента дни ваши в должности сочтены.

В нештатных ситуациях скрывайтесь за официальным тоном – канцелярит не дураки придумали. Пишите и говорите по формуле «посвященный не скажет, посторонний не догадается».

Увы, но и это лишь надводная часть айсберга.

Правило третье: избегайте горячих вопросов

Народная любовь ‒ не двигатель карьеры, а скорее ее тормоз. Точнее сказать, стрелка, переводящая локомотив на другой путь ‒ в политику. А потом эти ветки расходятся все дальше.

Губернатор Андрей Воробьев не проявляет себя каким-то особенным образом. Большинство жителей Московской области вряд ли могут сказать о нем что-то определенное. Но ничего, работает. Во многом благодаря тому, что умеет принять огонь на себя, что и было доказано историей с полигонами (проблема, заметим, возникла задолго до его назначения).

Это именно то, чего и ждет от чиновника Центр.

Переходы количества в качество, которые мы изредка наблюдаем, – результат многих теневых факторов, и потому делать на это ставку начинающему карьеристу не приходится.

Пример нового президента Украины в этом плане показателен, но от обратного. Острословие, популизм ‒ движущие силы политической карьеры ‒ для чиновника неприемлемы. Чиновник служит, а не борется. Его оружие ‒ не шпага, а блокнот и ручка.

Избегайте «не ваших» вопросов ‒ вам хватит и своих. Держитесь в «коридоре» полномочий и будьте предсказуемы.

Правило четвертое: соблюдайте приватность

Подробности личной жизни в «Инстаграме»? Которой стороны ее, позвольте? Харассмент девочек из пиар-службы? Развод с дележкой собственности, нажитой непосильным трудом? Состояние здоровья и нездоровые привычки? Охота и рыбалка?

Давайте-давайте, что там еще?

Уверяю, журналисты найдут компромат и без вас. Тогда можно будет сказать, что это гнусные инсинуации. Если же вы сами накидаете о себе…

Почему вы интересуетесь ЗОЖ? У вас депрессия? На вас кто-то влияет? Раньше вы не писали о семье, сейчас стали писать – почему? У вас появилась связь на стороне?

Ваши контакты вне работы – в особенности то, с кем вы проводите время (охота), с кем спите (помимо супруги), с кем спит ваша супруга (помимо вас, простите великодушно), реальные доходы (аксессуары, интерьеры, авто) – составляют важнейший пул информации по вам.

В этом плане позволено многое. Вопрос многоаспектный и сильно разнится по уровням той самой иерархии, о которой я все время говорю. Общее, пожалуй, вот что: нельзя переступать черту, определяемую старинным емким выражением «не по чину».

Начнете писать о себе – за недостатком опыта проколетесь. Вызовете раздражение или в вас увидят угрозу репутации Центра. Вы можете лишиться покровителей, а это очень, очень плохо. Присматривают за вами и те, кто рассчитывает подвинуть вас с должности.

Скрывайте, но без фанатизма. Не афишируйте. Не превращайте вашу страничку в опросник полиграфолога.

Так о чем же писать?

Прекрасен в этом смысле пример исполняющего обязанности губернатора Челябинской области Алексея Текслера.

Пост в «Инстаграме», призывающий граждан сообщать о проблемах, опубликован в третьей декаде сентября, когда основной корпус профилактических работ закончен. Дома приняты теплосетью на предмет готовности к подаче теплоносителя.

Вход в зиму редко обходится без авралов, но круг проблем понятен, ресурсы для их решения в наличии: теплосеть, водоканал и службы эксплуатации жилищного фонда. Остается соблюсти график и отчитаться перед жителями.

Тот редкий случай, когда публичная обратная связь как минимум не повредит.

Вместо заключения

Можно набросать и других советов «пунктиром» ‒ их будет много. Интереснее подвести общую черту ‒ универсальное правило, которое давало бы ответ на все или хотя бы на большинство вопросов. Сделать это оказалось непросто.

Пожалуй, вот что.

Вы пришли на эту работу не с улицы. Ваша карьера зависит от рекомендателя до тех пор, пока вы не станете функционером в полном смысле слова ‒ чиновником, вхожим в высшие эшелоны, решающим вопросы кулуарно.

Но верно и обратное…

Высший орган читает вашу страничку, вызывает советника, прокураторским жестом вонзает палец в экран. Первый вопрос, тихим вкрадчивым голосом:

– Кто же привел его?

Отношения, в которых ты определяешься прекрасным французским словом «протеже», ‒ ресурс исчерпаемый. Хуже то, что исчерпаемый он неожиданно и навсегда. Если рекомендателю из-за ваших косяков придется постоять в позиции, на языке определенной индустрии называемой doggy style, ‒ никто за вас и слова не замолвит. Ныне и во веки веков (аминь).

Итак: если не хотите переквалифицироваться в копирайтеры, смотрите на себя глазами вашего поручителя. Этот ракурс на первых порах поможет вам не ошибиться в простых и сложных решениях на тернистом пути собирания полномочий. А там будет видно.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Обгоните конкурентов в онлайне. Мобильное приложение под ключ: от разработки ТЗ до продвижения. Посмотреть
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Скидка 20%
на все онлайн-курсы от TexTerra
к курсам
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных