SMM в 2025 году будет напрямую зависеть от того, как прошел 2024 год и годы до него. В статье — наши прогнозы по SMM на 2025 год.

Трансформация маркетинга

Дарья Капитонова, руководитель отдела маркетинга TexTerra:

«Я считаю, что мы наблюдаем движение от привычного маркетинга к все более осмысленному и человечному взаимодействию. Короткие видео, искусственный интеллект и “социальная” коммерция — это не просто модные инструменты, а новая философия digital-коммуникаций.

Речь идет о контенте, который не просто информирует, но и вовлекает, создает эмоциональную связь. Интерактивное видео, персонализированные сториз, мгновенные AR-примерки — все это про создание максимально близкого опыта взаимодействия с брендом. Я думаю, что ключевой тренд — это стирание границ между развлечением, покупкой и личной историей».

Упор на доступные соцсети

Самые популярные ресурсы в России сейчас — Telegram и VK. В Телеграме ежемесячно сидят 82 млн пользователей, а во «ВКонтакте» сидит 85% всей интернет-аудитории России!

Также популярны Дзен, Одноклассники, Rutube, но популярны и заблокированные площадки: YouTube, Instagram*, Facebook*, просто со временем их популярность падает из-за того, что сидеть в этих соцсетях все сложнее.

Так что продвигаться придется в доступных соцсетях и делать контент для этих соцсетей. Во «ВКонтакте» работают:

  • таргетированная реклама,
  • видеоконтент, включая VK Клипы (аналог Reels*),
  • магазины прямо внутри платформы.

В отличие от «ВКонтакте», Дзен больше ориентирован на потребление контента, а не на общение между пользователями. Алгоритмическая подача делает его похожим на TikTok, но с упором на текстовый и мультимедийный контент. В отличие от большинства других соцсетей, в Дзене есть специальная страница с контентом, который популярен в соцсети — такой контент и придется создавать SMM-специалистам в 2025 году.

Какой контент постить в разных соцсетях, не только во «ВКонтакте» и Дзене — рассказывали в нашем подробном гайде.

А еще у нас есть Сетка, TenChat, NUUM, Norm, Looky… Российских соцсетей десятки. Часть уже уверенно закрепилась, а часть может «умереть». Но создание новых соцсетей — точно один из трендов 2025.

Превращение соцсетей в нечто большее

Дарья Капитонова, руководитель отдела маркетинга TexTerra:

«Раньше люди воспринимали соцсети как площадку для развлечения, теперь это полноценное информационное и коммуникативное пространство. Я наблюдаю, как молодежь все реже обращается к традиционным поисковикам, предпочитая получать информацию через личные рекомендации блогеров, видеоотзывы и живые истории.

Если раньше достаточно было красивой картинки, то сейчас пользователи хотят полного погружения. 22% уже используют соцсети как основной источник информации о брендах. Это про доверие, про желание не просто купить продукт, но стать частью сообщества, разделять его ценности и стиль жизни. Мне кажется, что маркетинг перестает быть монологом бренда и становится диалогом с аудиторией».

Разные форматы контента в Telegram

Телеграм в 2024 году стал универсальным инструментом для SMM. В 2023 в сервисе появились сторис, а в 2024 году — много других обновлений. Скорее всего, учитывая блокировку Viber в России, в 2025 году Telegram продолжит расти, и продолжат добавляться новые функции.

SMM в 2025 году в Telegram будет заключаться в следующем:

  • Создание, ведение и продвижение каналов брендов, авторов и экспертов.
  • Огромное количество форматов: посты, подкасты, видео-кружочки, карточки.
  • Боты для рассылки контента и информировании об акциях, для поддержания связи с аудиторией.
  • Прямые продажи через каталоги и встроенные приложения, которые набирают рост в конце 2024 года.
  • Сторис для визуального вовлечения.

У каналов есть огромное количество возможностей к монетизации в Телеграме. От продаж собственных курсов, консультаций и прочих продуктов — до продажи рекламы и оплаты за контент прямо внутри сервиса, которую недавно внедрили в мессенджере. Теперь авторы каналов могут получать «звезды», которые позже можно обменять на настоящие деньги; а еще могут рекламировать приложения в своих каналах:

Визуальный контент и полезные тексты

Екатерина Ермакова, SMM-стратег и редактор TexTerra:

«Вспомните внешний вид постов ВКонтакте, в Запретограме и в Телеграме: сначала картинка, потом текст. В первых двух соцсетях в превью этого текста — от силы 2-3 строки. Если визуал заинтересует читателя — он обратит внимание на пост и провзаимодействует с ним. При этом помните про баннерную слепоту: чрезмерно яркие, кричащие, рекламные картинки, наоборот, оттолкнут пользователей.

Еще важно делать цепляющие тексты. Вы помните, да? 2-3 строки, от которых зависит судьба поста: прочитают дальше или безжалостно пролистают (там дальше уже маячат котики!). В начало выносим интересный факт или полезный спойлер поста. И в целом пишем коротко и по делу, донося факты без лишних оценок и рассуждений.

“Энциклопедические” посты с теорией (пусть даже очень полезной) не вызовут никакого отклика — что с этим делать-то? Поэтому доносите пользу в практическом ключе. Пошаговые инструкции, чек-листы, подборки сервисов, рецептов, упражнений — все то, что читатель может сделать практически “здесь и сейчас”».

Рост Rutube и VK Видео

YouTube в России замедлен, поэтому российская площадка вырвалась вперед — за последние годы аудитория платформы выросла в 4 раза. Конечно, в основном аудитория здесь российская — 89% пользователей из нашей страны.

Вот еще немного интересной статистики:

  • Пользовательская база — 70,5 млн человек в месяц.
  • Просмотров — 2,5 млрд в месяц.
  • Сайт получает более 301 млн визитов в месяц.
  • 54% трафика сайт пока что получает с десктопных устройств.
  • Самый популярный контент здесь — шоу и новости.

Видеоконтент — один из долгоиграющих мировых трендов, который актуален и в России, где медиаландшафт отличается. Поэтому одной из задач SMM-специалиста в 2025 году может быть работа с Rutube — YouTube может быть заблокирован, но видео все еще актуальны.

Вторая популярная площадка — VK Клипы. Она работает как Reels* — там размещаются короткие видео и даже есть интерактивный контент, на сюжет которого влияет сам пользователь. Согласно данным «ВКонтакте», ежедневно раздел смотрят более 1,7 млрд раз — площадка может заменить Reels* и TikTok в России.

Екатерина Ермакова, SMM-стратег и редактор TexTerra:

«Вертикальные видео — в топе на всех площадках. Все, что можно упаковать в них — упаковывайте. Что нельзя — адаптируйте и упаковывайте. И помните, что у вас есть всего 1-3 секунды, чтобы „зацепить“ зрителя и мотивировать досмотреть ваш ролик. Начинайте с пользы или цепляющего факта. Следите, чтобы видео было эстетичным и немонотонным. Чередованием планов съемки и врезками можно мотивировать досмотреть даже обучающий контент».

Перенос контента на доступные площадки

При этом специалисты будут не только изучать тренды Rutube и VK и создавать новые видео для платформ, но и переносить видео с YouTube на доступные площадки. Особо изобретательные могут даже скачивать текстовый контент из запрещенных соцсетей и переносить в существующие — оказывается, это можно сделать.

О том, как — мы рассказывали в нашем гайде.

Рост микроинфлюенсеров

Дарья Капитонова, руководитель отдела маркетинга TexTerra:

«Эпоха массовой рекламы с огромными бюджетами уходит. Будущее за точечными, максимально персонализированными коммуникациями. Если раньше деньги тратились на широкий охват, то теперь инвестиции идут в качество взаимодействия.

Маркетологи все чаще отказываются от больших рекламных кампаний в пользу микроинфлюенсеров, предпочитая получить 10-15 действительно вовлеченных подписчиков, а не 100 тысячный охват незаинтересованной аудитории».

Упор на позитивный и честный контент

Екатерина Ермакова, SMM-стратег и редактор TexTerra:

«В социальных сетях растет конкуренция за внимание читателей. Десятки и сотни брендов стремятся донести тысячи сообщений и „перекричать“ друг друга. При этом растет информационная перегруженность, снижается концентрация внимания. На каждого из нас льется море „полезного“ (и не очень) контента. Маркетологи „жмут на боли“ и дергают за триггеры.

Но люди уже просто устали куда-то бежать и чего-то достигать. Они не хотят, чтобы им было больно. Чаще всего в социальных сетях пользователи хотят отдохнуть и получить положительные эмоции. Чтобы их приняли такими, какие они есть — и помогли принять самих себя.

Все устали от хвастовства (“смотрите, какой я классный”) и успешного успеха. Поэтому общайтесь с аудиторией честно и на равных. Доносите ценность продуктов/услуг через понятную пользу для клиентов, делитесь не только победами, но и поражениями. Вместо абстрактных обещаний показывайте кейсы: чего на самом деле можно достичь с вашей помощью.

Аудитория, особенно молодая, выбирает бренды, инфлюенсеров и продукты по вайбу — особой атмосфере и эмоциям, которые те транслируют и вызывают. Пусть ваш контент вызывает радость, смех, спокойствие и другие приятные чувства. Даже сложные и полезные смыслы „заворачивайте“ в приятную эмоциональную подачу (визуал, легкий юмор).

В этой связи нужно поговорить о персонализации — еще одном из трендов в SMM. Каждый читатель в соцсетях хочет находить в них что-то, откликающееся лично ему, при этом не нарушающее личных границ. Чтобы создавать персонализированный контент, важно очень хорошо знать целевую аудиторию: какие у них запросы, что их волнует, что они любят, а что — считают неприемлемым. И подбирать темы, выстраивать коммуникацию исходя из этого».

Дарья Капитонова, руководитель отдела маркетинга TexTerra:

«Персонализация контента, разумеется, находится в тренде, но... С одной стороны, алгоритмы большинства соцсетей стремятся предоставлять пользователю именно тот контент, который будет ему интересен (пусть и не всегда успешно). Но с другой стороны, я слышу все больше голосов о преимуществах принципа работы Телеграм, где никакие алгоритмы не могут влиять на выбор пользователя. Где нет рекомендованных постов, а человек видит только содержимое тех каналов, на которые подписался сам».

ИИ отходит на второй план

Екатерина Ермакова, SMM-стратег и редактор TexTerra:

«Период повального увлечения ИИ прошел. Нейросети перешли в роль помощников: собрать аналитику, подкинуть идей и направлений для развития, взять на себя рутинные задачи. Принятие решений и творческий процесс остается на человеке.

В 2025 году в ходу будет “живой контент”. Нейросети — это неплохие помощники, но полностью ведение соцсетей забрать на себя они не могут. Идеальные AI-девушки или котики в блестках — у кого сейчас дернулся глаз? Пусть ваш контент будет неидеальным, но именно вашим, узнаваемым: по используемым темам, оборотам, визуальным посылам. И да, создать оригинальный и цепляющий визуал с ИИ тоже можно — но придется заморочиться».

Дарья Капитонова, руководитель отдела маркетинга TexTerra:

«80% маркетологов уже используют генеративные нейросети для создания контента. Но важно понимать, что речь не о тотальной роботизации, а о новых формах творчества. ИИ может мгновенно генерировать тексты, создавать визуальные концепты, помогать в таргетинге, но финальное решение всегда остается за человеком.

Инструменты вроде ChatGPT и DALL-E, позволяющие создавать текст и картинки уже хорошо освоены сммщиками. Думаю, что в ближайшие пару лет к ним добавятся нейросети, позволяющие генерировать видео и работать с видеоаватарами. Они есть и сейчас, но доступ к той же Sora пока проблематичен».

Трансформация профессии

Дарья Капитонова, руководитель отдела маркетинга TexTerra:

«Меня вдохновляет то, как нейросети дополняют работу SMMщика. Представьте: еще вчера специалист тратил часы на рутинные задачи - создание графиков, монотонный поиск информации, обработку контента. Сегодня ИИ берет на себя часть этой работы, открывая SMM-специалисту возможность попробовать свои силы в чем-то еще.

Пара не самых очевидных примеров. Piktochart моментально создает профессиональную инфографику, которая раньше потребовала бы часы кропотливой работы дизайнера. Сейчас результат требует лишь дошлифовки. Heygen позволяет генерировать видеоаватаров, настолько реалистичных, что они практически не отличимы от людей. Представляете? За считаные минуты можно создать персонализированный обучающий контент или маркетинговое видео.

Я вижу, как SMM-специалист из технического исполнителя превращается в стратега, в человека, который управляет все расширяющимся набором инструментов. Нейросети - это не замена человеческого интеллекта, а его невероятное усиление. Они дают нам свободу от рутины и возможность экспериментировать, креативить, чтобы получить наилучший результат.

Навыки SMM-специалистов 2025 года — это целая экосистема компетенций. Я думаю, что успешный сммщик будущего — это человек, который хорошо разбирается в ньюсджекинге, сторителлинге, создании комьюнити, да еще и в мемы умеет.

А еще это специалист, способный моментально адаптироваться к изменениям платформ, свободно работать с ИИ-инструментами, создавать вирусный видеоконтент и при этом понимать глубинную психологию аудитории. Это больше не технические специалисты, а креативные стратеги коммуникаций, которые могут превращать сложные бизнес-задачи в захватывающие человеческие истории».

* Instagram и Facebook запрещены в России, так как принадлежат Meta, признанной экстремистской организацией.

Читайте также:

Продвижение контента: 31 способ увеличить охват аудитории нового материала

25 эффективных способов подачи контента

Что будет с контентом в 2025 году — прогнозы

#
SMM
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.