Законопроект о его регулировании поддержало правительство.

Начнем с начала: полгода назад, в июле 2023 года, сенаторами Валентиной Матвиенко, Лилией Гумеровой, Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым был внесен в Госдуму законопроект, касающийся так называемого «сиротского» контента (это могут быть рисунки, фотографии, фильмы, музыка, книги и так далее). «Сиротским» в данном случае называется (термин не юридический) тот контент, правообладателя которого невозможно найти (он неизвестен или не выходит на связь в течение 30 дней).

Предполагалось, что на такой контент тоже будут выдаваться лицензии на использование, но через уполномоченную организацию. Гонорары за использование контента без авторства при этом должны переводиться на номинальный счет, c которого автор произведения, если он вдруг когда-то объявится, сможет забрать заработок.

Но оказалось, что в нынешних условиях под понятие «сиротского» контента вполне попадают произведения, у которых есть правообладатель, но он не работает в России. Поэтому правительственная комиссия предложила внести в законопроект некоторые изменения.

В частности предложено было уточнить параметры отнесения произведений к категории «сиротского» контента и исключить случаи, когда автор известен, но он заведомо не выйдет на связь. Также в законопроекте нужно указать сроки правовой охраны «сиротских» произведений. Третий пункт изменений – уточнение, что номинальные счета для зачисления гонораров можно открывать исключительно в российских кредитных организациях и на возмездной основе (с оплатой за обслуживание счета).

В остальном у правительственной комиссии претензий к законопроекту нет, и она его поддерживает.

Предполагается, что в скором времени появится некая уполномоченная организация, которая будет управлять правами на коллективной основе. Также в ее обязанности будет входить проверка того, действительно ли правообладатель контента неизвестен. Параллельно в интернете будут размещаться объявления о розыске правообладателей контента. Если же автор известен, то будет проверяться, обращался ли к нему желающий использовать контент. Если в течение 30 дней хозяин контента не объявится, то его произведение будет внесено в специальный реестр.

А теперь вопрос: зачем все это нужно и как нововведение может работать по факту?

Иван Акимов, независимый PR-специалист:

«Пока это только общие слова и размытые формулировки, а требуется конкретика. Какие именно продукты будут относиться к «сиротским»? Кем и по каким критериям будет производиться оценка контента? Какие сферы затронет вопрос? Использование подразумевается коммерческое или это просто на благо общества? И если речь идет о деньгах, то кто и как будет ими распоряжаться? Одним словом, все это очень интересно, но пока ничего не понятно.

Пока видно одно: согласно законопроекту, некая уполномоченная организация будет искать этот самый "сиротский" контент, проверять его на наличие автора и как-то к тому обращаться. Если создатель не объявится, то его будут искать, а по истечении месяца объект внесут в специальный реестр, после чего найдут бесхозному контенту применение.

И тут возникают вопросы. Что именно потребуется человеку, команде или организации, чтобы доказать свои права на контент? Если патента, лицензионного договора или другого подтверждения нет, то как и кому творцы будут доказывать свое право распоряжаться интеллектуальной собственностью? Как будет регламентироваться взаимодействие авторов с той самой организацией, которая запустит процесс идентификации продуктов и их правообладателей? Будет ли отчуждаться право собственности при передаче "сиротского" контента, если создатель, например, отдает долг Родине или болен? Что делать тем авторам, которые объявятся после того, как истекут 30 дней? Тут явно есть над чем подумать.

Мне кажется, что действительно "ничейного" контента, который был бы качественным и пользовался спросом, не бывает. В создание хорошего продукта, даже если это просто картинка или музыкальный бит, вкладывается немалый ресурс. Да, даже при использовании нейросетей есть человек, который прописывает запросы и отбраковывает неугодный контент. Так что контент не берется из воздуха. Другое дело, что у нас в стране очень много несознательных граждан, желающих уклониться от регламентирования своей деятельности или не знающих, как это сделать правильно. Всё, что касается авторских прав, у нас в стране регулируется весьма относительно и поэтому подобные инициативы могут быть восприняты по-разному.

С одной стороны, всегда найдутся те, кто будет с пеной у рта кричать, что его обворовывают. Но другой стороны, это может помочь в наведении порядка. Причем, это касается не только денег, но и организации процессов в целом.

На том же Западе все творческие личности очень серьезно следят за своими продуктами, всё лицензируют, платят налоги и трясутся над каждым заработанным центом. У нас же многие со всеми этими вопросами не заморачиваются — выпустил, заработал единовременно и ладно. Поэтому "пиратство" и недобросовестное использование контента процветают. И с этим однозначно пора что-то делать. Причем, давно. А что будет с этим законопроектом, покажет только время».

Читайте также:

Как и почему миллиард человек противостоит интернет-рекламе

Шпаргалка по синтаксису разметки Markdown

Виды рекламы в интернете: полный гайд

#
Контент
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.