Расскажем, зачем и кому оно нужно, а также какие плюсы с минусами есть у нового подхода к выбору товаров.


В России постепенно вводится обязательная маркировка товаров, что позволяет потребителям покупать качественную продукцию. В планах к 2024 году расширить категории товаров, подлежащих проверке на подлинность.

Чтобы быть в курсе борьбы за качество, достаточно загрузить бесплатное приложение «Честный знак» на свое мобильное устройство. Разберемся, как это работает для покупателя и продавца.

Зачем нужна маркировка

Маркировка позволяет отследить продукт от выпуска производителем до продажи потребителю. Кроме того, можно узнать все данные о товаре:

  • название;
  • где и когда произведен;
  • состав и срок годности продукта;
  • другие характеристики, в зависимости от категории товара (например, правила ухода за обувью и одеждой).

Сканируя специальный код на упаковке, покупатели смогут приобретать настоящую (не поддельную) продукцию. А продавцы смогут повысить лояльность потребителей, продавая оригинальные товары.

Если сканер не распознает штрих-код на товаре, это не всегда говорит о подделке. Возможно, произошла перемаркировка товара или товар списан. Тогда нужно подождать 2-3 дня, чтобы новые данные начали корректно отображаться в системе. Это не совсем удобно, но тому есть объяснение.

Евгений Матвеев, руководитель мобильного приложения «Честный знак»:

«Это работает так: производитель передает в базу данных описание товара и свои реквизиты. Система по заказу компании выпускает необходимое количество уникальных кодов и отправляет их по защищенным каналам связи. Затем изготовитель наносит их на товары и регистрирует в базе данных. После этого все передвижения вещи отслеживаются и записываются».

В приложении есть три опции — Data Matrix код, штрих-код и прочие знаки на упаковке. Проверим, как работает каждая из них на примере пакета молока «Домик в деревне»:

Код Data Matrix

Это квадрат или прямоугольник, в котором чередуются черно-белые пиксели (похож на QR-код). Простыми словами — это паспорт продукции с информацией о стране-производителе, сроке годности, материалах и так далее.Такой код стоит искать на упаковке (коробке), а не на самом изделии.

Сканируя код на упаковке, мы видим:

  • дату продажи молока (06.12.2022),
  • страну-производителя (Россия),
  • срок годности (10.02.2023),
  • статус подлинности (Товар проверен),
  • ветеринарный сертификат (дата оформления, артикул, объем, сведения об учредителе и другую информацию),
  • разрешительные документы (декларацию о соответствии качества).

А также на информационной странице, есть кнопка «Сообщить о нарушениях», нажать которую можно, если вдруг товар не соответствует описанию.

Смотреть галерею

Штрих-код

Это графическое изображение с набором закодированных букв и цифр, необходимых для ведения учета. С его помощью можно узнать информацию о продукции, которая содержится в Национальном каталоге товаров. При проверке штрих-кода пакета молока мы видим:

  • карточку товара в каталоге (содержание зависит от того, насколько подробно производитель заполнил описание),
  • прочую информацию (например содержимое упаковки, потребительские свойства).
Смотреть галерею

Обозначения на упаковке

Сканер может распознать знаки на упаковке или бирке. Для этого их нужно сфотографировать их через приложение «Честный знак». Возьмем тот же пакет молока – на нем есть три символа.

  • Два из них – треугольники с цифрой внутри и буквами, обозначают тип упаковки. В нашем случае это полиэтилен и Tetra Pak. Полиэтилен — жесткий тип пластика, который используют для хранения молока, моющих средств и других жидкостей. Tetra Pak — многослойная упаковка, в которой продукты хранятся без охлаждения до 6 месяцев.
  • Бокал с вилкой в кружочке означает, что при изготовлении упаковки использовались нетоксичные материалы, относительно безопасные для человека.

Выбирая среди двух пакетов молока, потребитель с приложением «Честный знак» вероятнее всего купит тот, который прошел проверку на подлинность при сканировании штрих-кода. И это понятно: кто захочет покупать, вероятно, поддельный товар, несущий угрозу здоровью. Продавцам уже стоит учитывать этот факт, закупая товары у производителя. Особенно это актуально в сфере медицины.

Михаил Мурашко, министр здравоохранения РФ:

«Экономический эффект от маркировки на сегодняшний день покрывает те расходы, которые они несут. Потому что производитель четко будет знать, сколько препаратов продается, где они могут экономить на логистике препаратов, на расходах на реализацию того или иного препарата среди медицинского сообщества. Поэтому для них, производителей, это реальный экономический эффект».

Размеры штрафов за отсутствие маркировки

Продажа товаров без маркировки чревата штрафами.

  • На товаре нет кода маркировки? Не стоит принимать и продавать этот товар: штраф 5 000 – 10 000 рублей для должностного лица, 50 000 – 300 000 рублей для юридического лица. За перевозку табачной продукции без маркировки штраф составит от 15 000 до 25 000 рублей с конфискацией.
  • Производство, приобретение, хранение и продажа товаров с поддельными кодами маркировки. За нарушение предусмотрена уголовная ответственность и штраф до 300 тысяч рублей.
  • Нарушение максимальной розничной цены (это касается табачной продукции). Продавать дороже указанной на пачке стоимости нельзя – штраф за это для должностных лиц составляет 50 тысяч рублей.
  • Отсутствие регистрации в системе «Честный знак» в определенные сроки. На каждую категорию товаров установлены сроки нанесения маркировки, если ими пренебрегать, выпишут штраф: 1000 – 10 000 рублей для должностных лиц и 50 000 – 100 000 для юрлиц.
  • Товары не введены в оборот. Если коды маркировки нанесли на товар, но не ввели их в оборот, то продавать продукцию нельзя. Перед продажей нужно ввести товары в оборот (хранение, транспортировка, получение и продажа продукции). В противном случае грозит штраф 1000 – 10 000 рублей для должностных лиц и 50 000 – 100 000 рублей для юрлиц.

С полным списком штрафов можно ознакомиться на официальном сайте приложения. А вот список категорий товаров, которые следует маркировать:

  • молочная продукция (мороженое, сыры),
  • одежда,
  • обувь,
  • текстиль для дома,
  • парфюмерные товары (духи),
  • фотоаппараты и лампы-вспышки,
  • шины и резина,
  • табачная продукция,
  • электронные сигареты,
  • альтернативная табачная продукция,
  • никотиносодержащая продукция,
  • упакованная питьевая вода.

К марту 2023 году планируют маркировать также велосипеды, а с 2021 года проходит эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков.

Как установить приложение

Чтобы установить мобильное приложения на телефон, ничего особенного не нужно – процедура стандартная. Есть версия и для Android, и для iOS. Система предложит авторизоваться одним из двух способов: через госуслуги или по номеру телефона.

Например, для поиска лекарств в вашем городе разрешаем доступ к данным о местоположении. А также, для сканирования обозначений на упаковке, разрешаем приложению доступ к фото.

В приложении есть «История» поиска товаров, где можно посмотреть, что вы проверяли на подлинность за последнее время.

Как видите, основная функция — это сканер для проверки подлинности продукции. Другие возможности приложения интуитивно понятные для потребителя и используются по необходимости.

Инна Никитина, пользователь:

«Мне нравится приложение “Честный знак”. Пользуюсь им часто в последнее время при покупке лекарств и некоторых продуктов. Меня устраивает. Удобно проверить товар на подлинность, а это очень важно, особенно с лекарствами».

Минусы и плюсы приложения «Честный знак»

Минусы для бизнеса.

  • При введении маркировки предпринимателям нужно заполнять и оформлять большой объем документации.
  • Нужно потратить время на обучение персонала работе в программе.
  • Возникают дополнительные траты на покупку кодов, оборудования и ведения ЭДО.

Но плюс весьма весомый: маркировка позволяет закупать подлинную продукцию, что вызывает доверие к бренду у потенциальных покупателей. То есть, для ряда производителей, благодаря приложению, маркировка товаров становится частью комплексного интернет-маркетинга.

Больше всего от внедрения маркировки выигрывают потребители. Так приложение защищает их от покупки некачественных продуктов. Однако стоит учитывать, что из-за маркировки стоимость товаров немного увеличивается, а значит потребителю придется заплатить больше.

Вугар Исаев, владелец розничной сети «Снежная Королева»:

«Когда мы начинали внедрение маркировки, у нас легально работала 1-2 компании, сегодня можно констатировать, что примерно 60-65% рынка видим в системе прослеживаемости. Маркировка дает фундаментальные плюсы, минусы здесь могут быть только для тех компаний, которые не хотят работать в легальном поле».

Читайте также:

Одноклассники дают списать – правильное продвижение в 2023 году

5 лучших сервисов для отслеживания рекламы конкурентов

Отказ от SEO в кризис – плюсы и минусы