Новый закон обяжет платформы показывать в первую очередь отечественные бренды.

Такой подход к продвижению товаров назвали «российской полкой». При этом российские бренды должны будут занимать не менее 50 первых позиций (или 50%) в поисковой выдаче интернет-магазинов и агрегаторов уже с 1 марта 2024 года. За соблюдением норм будет следить Роспотребнадзор. По крайней мере так предполагается, но закон еще далек от принятия.

Автор закона — депутат от «Единой России» Татьяна Буцкая. Разработка законопроекта велась совместно с Минпромторгом. На данном этапе документ находится на согласовании в правительстве.

Какие товары будут считаться отечественными

Российскими товарами будут считаться только те, которые произведены на территории России, причем исключительно российскими или белорусскими компаниями. Бренды товаров должны принадлежать гражданам РФ, а не иностранцам.

Цели продвижения

«В РФ есть мощные производства и сильные бренды — это бытовая химия, косметика, парфюмерия, средства гигиены, — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. — Но отечественные предприятия слабо представлены в рознице, в результате их мощности недозагружены. В итоге наши граждане имеют мало возможностей познакомиться с российской продукцией. Тогда как на полке доминируют иностранные бренды и те марки, которые в 2022 году внезапно стали отечественными. Они до сих пор продолжают пользоваться ресурсами транснациональных компаний и могут вернуться под их контроль».

Получив приоритет в продвижении, российские компании, по замыслу авторов законопроекта, начнут смелее вкладываться в производства, расширяться и увеличивать количество новых разработок. Это повлияет на себестоимость товаров и их цену.

Виктор Евтухов, заместитель главы Минпромторга:

«На сегодняшний день российские производители бытовой химии и косметики заявляют о двукратной недозагруженности своих производственных мощностей, при том что они выпускают продукцию мирового уровня, а их представленность в торговле не превышает 30%. Этот сегмент однозначно требует государственной поддержки. Здесь есть потенциал развития мощных национальных брендов и серьезный экспортный потенциал».

Недоработки продвижения российских товаров

«Российские товары нужно продвигать, но выбор механики продвижения должен остаться за площадками. В нынешней редакции законопроект не решит поставленных целей, а лишь приведет к миллиардным потерям: верхние позиции займут крупнейшие российские производители, у которых нет проблем со сбытом, а доступ малого и среднего предпринимательства к продвижению на электронных площадках будет значительно затруднен», — предупреждает президент Ассоциации интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

Кроме того, интернет-магазины и маркетплейсы будут вынуждены нанимать целые отделы для проверки документов на товары, чтобы подтвердить, что они действительно российские.

Что касается изменения выдачи, то пострадают пользователи, которые могут не найти искомый товар, если у него есть несколько российских аналогов. Из-за этого покупатели могут покинуть платформу, не желая отказываться от привычных товаров. Менять привычки нужно явно не так.

Петр Бобровский, исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены:

«Законопроект не учитывает реалии рынка: например, крупнейшие российские нефтяные компании имеют акционеров из разных стран — получится, что их продукция не относится к отечественной. Также неясно, как должны реагировать коллеги по ЕАЭС: почему белорусская продукция получит квоты, а казахстанская — нет. Более того, сейчас на полках магазинов большой ассортимент российских товаров, поэтому нет необходимости вводить такое регулирование».

Наталья Назарова, глава Института по развитию предпринимательства и экономики:

«Как правило, торговые сети, в том числе и международные, стремятся сотрудничать с местными производителями и поставщиками, ведь в этом есть свои плюсы. В первую очередь, опора на локальные компании сокращает логистические издержки. Тем не менее, представленность российской продукции зависит и от количества предприятий, способных исполнять условия договоров, от качества их продукции».

Вывести отечественные продукты не просто в топ выдачи, а в топ запросов может только активная маркетинговая кампания, продвижение, поддержка производств, а не фискальные в той или иной степени (виде) меры, завязанные только на законах.

Читайте также:

Новые названия Paulig, Sprite, Nesquik и других брендов [обновлено]

Как использовать «Яндекс.Метрику»: подробный гайд

26 лайфхаков, которые точно сделают карточку товара продающей

#
Мнение Продвижение Маркетплейсы
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.