Зачем тому же Burger King весь этот хайп? Ну что за наивные вопросы! Очевидно, что главная цель подобного юмора – пиар, отстройка от конкурентов, выделение из серой массы.

Слоганы «Раскурячь их всех!», «Окурительный чикен фри», «Раздаст по Е-баллам за кофе» ФАС расценивает не столько как креативы, сколько как «непристойные образы, агрессию и деструктивные призывы».

Сеть ресторанов давно славится лингвистическими находками на грани: «Смотри не обострись», «Почему утром стоит», «Похоже на какое-то наедалово» и так далее. «Burger King с самого начала был хулиганистым, чуть-чуть на грани. Мы понимали, что без агрессивной рекламы продвигаться будет тяжело», – говорила в интервью бывший гендиректор российского представительства Яна Песоцкая.

Один из примеров слоганов Burger King

Взять слоган про обострение. Креативный директор агентства Fistashki Павел Таргашин так объяснял журналу РБК: «Это было заигрывание с аудиторией, которая реагировала в духе: «А вот пойду и обострюсь!».

Такая тактика принесла свои плоды: Burger King успешно конкурирует с McDonald’s, прибыль неуклонно растет. А ведь это главное в мире бизнеса, не так ли? Да и многим потребителям, как мне кажется, такой юмор заходит. Маркетологи компании говорят на языке своей ЦА, их слоганы попадают в десяточку и расходятся на мемы.

Хорошо это или плохо?

Если взять за основу то, что основная ЦА – молодежь, подрастающее поколение, то ничего хорошего. Пока нормой считается «Смотри не обострись», моральные рамки будут размыты.

С другой стороны – если даже Burger King будет выдавать рафинированный и вылизанный контент, молодежь не перестанет искать в соцсетях дерзкие приколы и слушать музыку с обсценной лексикой. Ну кто в свое время не включал тайком от родителей «Сектор газа» и Фараона? Вот то-то же.

И все же, мне кажется, подобного «добра» в интернете должно быть меньше. Лучше, если у молодежи будет меньше шансов видеть сомнительный контент.

А что с точки зрения закона?

Смотрим Федеральный закон N 38-ФЗ «О рекламе», статью 5. В части 6 («Общие требования к рекламе») четко написано:

«В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».

Что интересно, раньше в законе была статья 8 под названием «Неэтичная реклама». Теперь она утратила силу - понятие «ненадлежащей рекламы» сократилось до недобросовестной и недостоверной.

Если рассматривать спорные слоганы как оскорбительные выражения, то да, рекламу Burger King вполне могут признать недобросовестной. Прецеденты уже были. В прошлом году ФАС удалось оштрафовать Burger King на 100 тысяч рублей. Причиной стала наружная реклама – надпись на автобусе в Ярославле. В слогане «ЕдАЛ ТАКОЕ?» буква «д» подозрительно напоминала «б», из-за чего смысл выражения кардинально менялся. Ну вы поняли.

Чтобы не быть голословными, ФАС направила запрос в Институт русского языка имени В. В. Виноградова. Там провели лингвистический анализ той самой фразы и выяснили, что «использование графически сходных букв в данном случае может быть квалифицировано как случай языковой игры и намеренного придания слову “ЕдАЛ” графического облика, сходного с графическим обликом близкого по значению непристойного глагола». Этого оказалось достаточно, чтобы оштрафовать компанию за использование бранных слов, непристойных и оскорбительных выражений». Такие вот опасные языковые игры.

Другие примеры запрещенной рекламы в России

Были в российской практике и другие примеры запрещенной рекламы. Непристойным был признан слоган «Сосну в подарок», который разместила на баннере некая строительная компания из Новосибирска. Слоган подкреплялся фотографией девушки в откровенном наряде, чтобы ЦА уж точно поняла намек.

Интересно, что рекламодатели и в самом деле предлагали сосну в подарок: при условии заказа сруба до 31 января. Но ФАС была непреклонна: «откровенность наряда девушки в сочетании с текстом, выделенным крупным шрифтом, относительно прочей информации, несет двусмысленную информационную нагрузку непристойного характера с учетом грамматической основы слова».

В Якутии ФАС оштрафовала хозяйку магазина цветов. Причиной стал использованный в наружной рекламе известный образ красноармейца, вот только призывал он не записаться добровольцем, а купить «своей любимой цветы». ФАС сочла такую рекламу оскорбляющей образ солдата, защищавшего Родину, и запретил ее.

Детский магазин на Лубянке тоже отличился: использовал в рекламной кампании сомнительные слоганы «Любишь ребенка – отведи на Лубянку» и «Хорошие родители водят своих детей на Лубянку». Родителям такие манипуляции не понравились.

Но это еще не все: по данным СМИ, магазин снял рекламные видеоролики, в которых обыгрывал тему пыток (Лубянка же). Например, в одном видео дети «пытают» родителей плачем, те сдаются и отвозят отпрысков в детский магазин. На мой вкус, это отвратительно. После общественного резонанса ролики были удалены из сети.

История закончилась тем, что в отношении ОАО «Лубянка-Девелопмент» завели аж три дела и признали их нарушителем закона о рекламе. По словам представителя ФАС, реклама создавала впечатление, будто «родители, не посетившие со своими детьми ЦДМ на Лубянке, плохие и не любят их». Меж тем отношение родителя к ребенку «никоим образом не может быть поставлено в зависимость и оцениваться на основании факта посещения или непосещения определенного магазина».

И на закуску: «веселые» картинки

Что там будет с Burger King – неизвестно. Я не судья, не антимонопольщик и даже не филолог, поэтому экспертных выводов делать не буду. Вполне возможно, что компания выплатит очередной штраф и продолжит провоцировать дальше.

Не будем пускаться в осуждение. Каждый выбирает по себе – женщину, религию, дорогу, сомнительный пиар или качественное PR-продвижение в интернете без чернухи и провокаций.

Предлагаю посмотреть другие примеры реклам, которые допускают «использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений».

Тема сексуального насилия – триггер!

Воровской жаргон от банка – ну такое…

Многие родители будут в ужасе от таких сравнений

Они это серьезно?

Оскорбление чувств верующих. Я не шучу сейчас!

Я привела примеры, которые показались бы обидными мне лично. Есть другое мнение? Давайте обсудим! Есть другие примеры? Присылайте в комментарии!

#
PR Контент
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.