Покажем логотипы, которые хорошо воспринимаются, и те, что давно устарели, но по-прежнему работают. Бонус: чек-лист вопросов для брифа клиента.

Обновила: Лилия Снытко

Процесс разработки фирменного стиля – это не просто отрисовка картинки. Нужно еще изучить ЦА, понять задачи бизнеса, найти типографическое решение и продумать, как изображение будет смотреться на разных носителях. Успех всей затеи зависит от совместной работы специалистов с заказчиком.

В статье мы пошагово разберем процесс работы над логотипом – от встречи клиента с дизайнером до получения готового фирменного знака. Давайте посмотрим, с какими подводными камнями предстоит столкнуться и заказчику, и исполнителю.

Для того, чтобы приступить к разработке логотипа, заказчик и дизайнер должны обсудить все нюансы. Вот чек-лист из 16 вопросов, которые помогут упростить коммуникацию клиента и дизайнера. Ответы на них и все договоренности необходимо зафиксировать в брифе.

Что клиенту нужно обсудить с дизайнером

  1. Способ коммуникации. Многие компании допускают одну и ту же ошибку: дизайнер отправляет бриф для заполнения, в компании этот бриф заполняют самостоятельно. Но не имея навыка работы с дизайном, упускают какие-то важные моменты. Из-за чего позже приходится вносить правки, и делать это ни один раз. Чтобы избежать этого, лучше один раз потратить время на созвон с дизайнером и под его руководством заполнить бриф. В процессе у вас могут возникнут уточняющие вопросы, которые письменно вы точно не смогли бы задать. Дизайнер объяснит все нюансы каждого пункта, и вы примете взвешенное решение. Это будет быстрее и продуктивнее для двух сторон.
  2. Сроки выполнения задачи. Необходимо выяснить, насколько желаемые сроки реалистичны. Человек, не знакомый со спецификой и нюансами создания логотипа, может просто не понимать до конца весь объем работы. В диалоге вы сможете узнать у дизайнера все детали и прийти к максимально комфортным датам выполнения, учитывая все особенности вашего проекта.
  3. Стоимость услуг. Необходимо сразу оговорить, что именно входит в общую стоимость. И это не просто «логотип». Нужно учесть, например, такие детали, как: сколько раз допустимы правки, за что дизайнер берет доплату, будут ли оплачивать сверхурочные часы работы (выходные и праздники).
  4. Полная информация о компании: чем занимается ваша организация, почему у вас такое название, какой результат вы хотите получить от логотипа. Обратите внимание, что грамотный дизайнер обязательно попросить вас рассказать о болях и потребностях вашей ЦА, чтобы создать рабочий продукт. Если этого не происходит, это повод насторожиться.
  5. Задавайте вопросы. В дизайне существуют правила, которые непосвященному в специфику производства человеку нелегко понять. Например, правила минимальных отступов. Если вам не понятно, почему дизайнер делает именно так — не стесняйтесь спросить его. Например, «‎Сбер» отказался от слова «Банк», объединяя в логотипе все направления и услуги компании (Сбермаркет, сервис «Свое дело» для самозанятых, «Развлечения», «Медиа» и прочее). Логотип сохранил узнаваемость фирменного стиля, минимальные отступы со всех сторон и охранное поле — так технические требования привели к созданию работающего логотипа.
  1. Уточните сферу компетенции дизайнера. Хороший дизайнер, специализирующийся на бьюти-логотипах и на технических логотипах — это могут быть два разных дизайнера. Опыт дизайнера, работающего с логотипами в аналогичной вашей нише, поможет учесть все нюансы разработки отличного логотипа именно в ваше сфере.
  2. Расскажите свои идеи. Если в голове крутятся идеи, но вы не понимаете, как объяснить, что хотите, можно выбрать несколько логотипов, которые вам нравятся. Объясните, что вас зацепило — цвет, форма, графика, иллюстрация и пр. Посмотрите, какие бывают логотипы, на сайтах: Dribbble, Behance, Pinterest, Logopond и других. Еще для вдохновения можно полистать портфолио работ дизайнера, к которому вы обратились. Все это поможет дизайнеру понять, в каком направлении двигаться.
  3. Не зацикливайтесь на «трендовом логотипе». Если у многих компаний логотип в виде 3D-картинки с каллиграфическими буквами, это не значит, что и для вашей компании этот вариант подойдет. Не все сложное работает хорошо. Для фирменного стиля лучше выбирать более понятные решения. Многие компании проводят ребрединги с упрощением. Например, у оператора сотовой связи «‎МТС» после ребрендинга логотип избавился от знаменитого яйца, утратившего смысловую нагрузку для нового поколения. Шрифт букв простой, без засечек.

Еще один хороший пример приема упрощение — логотип сети Alex Fitness. Изначально это был силуэт из десяти человеческих фигур разных цветов — звучит уже сложно. Фигуры перекрывают друг друга, а правая сторона в оттенках от оранжевого до желто-зеленого проваливается по сравнению с более контрастной левой. Такой логотип сложен — и в восприятии, и в изготовлении. Издалека эмблема напоминает цветок или фейерверк, а не хоровод из человечков. Возможно, в логотип был заложена метафора ярких эмоций, которые дарят занятия спортом. Обновленный логотип упростили до названия и спектра позитивных эмоций в полоске под ним — имя компании работают и без человечков.

Много лет работающий логотип «Вконтакте» — тоже имеет простой и запоминающийся дизайн, без сложных визуальных элементов. Лаконичный логотип объединяет множество возможностей для бизнеса: VK Мессенджер, VK Звонки, VK Видео и др.

  1. Определитесь, кто принимает решение. Если вы хотите, чтобы с дизайнером общалось несколько человек, будьте готовы к проблемам. Чем больше человек, работающих с дизайном, тем больше вероятность. что им будет сложно прийти к единому решению. Правки, вносимые одним, могут противоречить правкам другого. В результате может получиться нечто несуразное. Поэтому лучше назначить одного человека, который заполняет бриф с дизайнером и принимает его работу.

Что дизайнеру нужно обсудить с клиентом

  1. Цель логотипа. Обязательно уточните у заказчика, какую задачу он хочет решить с помощью логотипа. Особенно, если клиент планирует провести полный ребрендинг, узнайте, зачем ему новый логотип( кстати, в некоторых случаях, достаточно лишь немного доработать существующий логотип). Изучите имеющийся логотип, чтобы понять, какой смысл он несет.
Например, новый логотип сервиса «Кинопоиск» был призван отразить его трансформацию за 18 лет существования (теперь в него входят русскоязычная энциклопедия о кино, редакционное медиа и кинокомпания, которая продюсирует сериалы и фильмы, а также видеостриминг). Компания пояснили, что их новый логотип «.. это одновременно и буква К, и метафора объединения людей, которых притягивает сила историй». Чтобы визуализировать эту метафору, то есть смысл, который несет логотип, дизайнеры разработали новый стиль: яркий цвет, новый шрифт и визуальные элементы. Сравните, как было и стало:

Хотя, нужно признать, что есть бренды, которые не меняют логотипы с моменты основания (потому что символ узнаваем) — и такой подход продолжает работать, хотя дизайн явно устаревший.

Например, «Сургутнефтегаз» существует без обновления фирменного стиля уже много лет, однако занимает третье место в рейтинге крупнейших компаний России по версии Forbes 2022 года.

Такая же ситуация с «КАМАЗ»: с 1987 года на логотипе изображен степной аргамак. И по сей день он остается неизменным.

Не менял фирменный стиль с момента основания компании и «Лукойлом». Этот красный квадрат с буквами явно узнаю все даже без подписи «Лукойл»

  1. Кто ЦА клиента и как компания общается со своей аудиторией.
Важно провести исследование, чтобы выявить пол, статус ЦА, какие места посещают эти люди и с какой целью, найти точки соприкосновения с компанией, понять, сколько ЦА готова платить за услугу (товар). Например, на основе такого исследования создан логотип магазинов «Магнит». Цель — показать объединение магазинов «Магнит Косметик», и «Магнит Семейный» под общим слоганом: «Давайте дружить семьями».
  1. Кто конкуренты. Информация о конкурентах нужна, чтобы логотип вашего заказчика выделялся на их фоне и был узнаваем.
  2. Где клиент планирует размещать логотип. От расположения логотипа зависит его форма и размеры. Важно знать, на каких носителях будет размещаться логотип. Например, логотип для салона красоты может быть на сайте, в соцсетях, на табличке у входа, а также визитках, полотенцах и аксессуарах. Все эти детали нужно учесть. То, что хорошо смотрится на полотенце, не факт, что будет органично смотреться и на шапке сайта (и наоборот). Поэтому важно заранее знать о таких аспектах и делать логотип, с учетом всех возможных носителей и размеров.

Например, кофейня «Шоколадница». На рынке компания с 1964 года, и количество точек с тех пор выросло. Все мы, наверное, помним сложный логотип с большим количеством деталей. Именно для того, чтобы все они читались, на витринах и в оформлении входных групп использовали максимально крупные круглые лайтбоксы и наклейки. В маленьком размере знак было сложно прочитать: кофейное зернышко в котелке и с моноклем, деформированные буквы, зерна внутри букв и чашки — в этом «букете» из линий и объемов было сложно вычленить главное. Хорошо, что на данный момент кофейни используют совсем другой фирменный знак, который гармонично смотрится как на крупных формах-вывесках, так и на меню и салфетках.

  1. Продумайте метафоры бренда. Как мы уже показали на примере с логотипом «Кинопоиска», с помощью метафоры компания может нарастить эмоциональные смыслы и запомнится клиентам. Это готовый образ, который вызывают ассоциации при упоминании бренда. Подбирайте глаголы, прилагательные, существительные с помощью которых можно описать товар. Даже для одного сегмента набор ассоциаций может быть разным: кому-то диван нужно, чтобы спать, кому-то — только украшать дизайн гостиной.

Skittles, например, использует метафору радуги Продукция представлена в виде разноцветных конфет с широкой палитрой вкусов, что отражено и в рекламном слогане: «Попробуй радугу». Яркие конфеты приносят ощущение радости, дарят позитивные эмоции и хорошее настроение.

А, глядя на логотип магазина «Пятерочка», создается ощущение, что здесь продают качественные продукты — ведь цифра «5» у людей ассоциируется со школьной отметкой «отлично».

  1. Предложите мудборды. После того, как вы поработали с ассоциациями, для наглядности сделайте заказчику мудборды — это коллаж из иллюстраций, букв и цветовых примеров. Он призван отражать и соответствовать посылу компании. Мудборды помогают пробудить креативность, настроиться на работу и быстро донести смыслы, которые вы планирует провести в логотипе, заказчику. Можно сделать несколько вариантов — сравнивая их, клиенту будет проще выбрать нужное ему направление.
  1. Сделайте отрисовку эскизов. После обсуждения мудбордов с клиентом, можно переходить к эскизам самого логотипа. Идей приходит очень много, доводить их все до чистового варианта не хватит времени. Самый простой способ — фиксировать эти идеи карандашом на бумаге или на графическом планшете. Даже если логотип кажется простым и состоит из одного слова, все равно наброски сделать необходимо. В эскизах можно отразить сочетания букв, высоту, наклон и особенности формы — и сразу будет понятно, какие варианты рабочие, а какие смотрятся плохо. По сути, наброски — это тоже проработка ассоциаций, но уже более детальная.

В результате получится несколько скетчей, которые лучше всего отражают выбранные тезисы и потенциально будут привлекательными для потребителя. Их можно развивать дальше, шлифовать форму и подбирать цвета в графических редакторах.

Как цвет и шрифт влияет на бренд

Главное, что нужно помнить и донести до клиента, — что шрифты должны быть читабельными, а цвета гармонично сочетаться между собой. Один оттенок в сочетании с другим смотрится по-новому. Если взять оттенок чуть теплее или холоднее, темнее или светлее, композиция изменится: может стать мрачной или вызывающей. Можно отобразить это на мудборде, использовав с одним и тем же смысловым наполнением разные цветовые палитры.

Стоит уточнить у клиента, как он будет использовать логотип — потому что на разных носителях цвет может проявляться тоже по-разному. Как правило, популярные логотипы пригодны для разных фонов. Важно, чтобы фирменный знак был контрастным — вне зависимости от выбранного фона.

Шрифты — еще один момент, который необходимо продемонстрировать клиенту. Заезженные и старомодные сразу бросаются в глаза и вызывают неприязнь на бессознательном уровне, поэтому важно донести до клиента, что не стоит считать шрифты, которые взяли их конкуренты, эталоном. И не надо рассматривать шрифты, разработанные двадцать лет назад ( если только они не стали классикой) — в ближайшем будущем их все равно придется менять, если компания хочет не отстать от времени. Еще одна проблема, с которой, сталкиваются дизайнеры — это желание клиента выделиться на фоне конкурента необычным шрифтом ( то самое «давайте поиграем шрифтами»). Важно донести до клиента, что в отличии от цветных геометрических фигур и пятен, шрифт для нас несет не только визуальную информацию, но и смысловую. И даже если буквы — самые современные, красивые и гармоничные, но слово трудно прочесть, потребителю это точно не понравится. Например, покажите им вариант с афишей — пусть попробуют понять, о чем идет речь:

Подсказка: название выставки «Переопыление».

То, что может работать, привлекая внимание в афише, может убить логотип.

Для наглядности можно привести пример здравого подхода к изменению шрифта. Дизайнеры логотипа Google экспериментировали с шрифтами, но главное — они все хорошо читаются.

Итоги

Если вы сомневаетесь, подходит ли вам логотип, который вам предлагают, вспоминайте о том, что важно в хорошем дизайне. Вам нужен лаконичный знак с несложной формой, гармоничными цветами и буквами, которые легко прочесть. А уж насколько логотип соответствует задумке и вкусам ЦА — это вам судить. Главное — думать о бизнесе и о практическом использовании логотипа в разных ситуациях.

В ТexTerra вы можете заказать разработку дизайна для своей компании. Расскажите о своем бизнесе, и мы вместе найдем лучшее решение. Не откладывайте на потом: кризис — время, когда инвестиции необходимы.

Читайте также:

Как мы придумываем логотипы – отвечает главный по дизайну в TexTerra

7 принципов, которые помогут справедливо оценить дизайн

Сколько стоит хороший дизайн: 7 критериев оценки

#
Дизайн Гайды
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.