Список тем, на которые я хочу написать, растет гораздо быстрее, чем готовые статьи. К примеру, сейчас у меня около двадцати свободных идей в Google Docs.
Делюсь советами, которые помогают мне придумывать, о чем будут следующие материалы. Выберите наиболее подходящие для вас способы и забудьте о проблеме подбора тем.
Узнайте, о чем блог
Нашему редактору часто приходится отклонять статьи, оторванные от тематики блога TexTerra. Отказов в публикации было бы меньше, если бы авторы перед написанием материала почитали наш блог и узнали, о чем он.
Если первый раз пишете для какого-либо ресурса, узнайте, про что там выходят статьи.
Выясните, чего хочет аудитория
С тематикой блога разобрались, теперь выясните, что «заходит» его аудитории лучше всего.
Для начала пролистайте с десяток страниц и подберите самые расшариваемые и комментируемые статьи. Затем найдите, что общего у популярных материалов. Если изучите статьи в TexTerra, поймете, что нашим читателям больше всего нравятся:
- подборки сервисов, инструментов, статей и книг;
- обзоры актуальных новостей;
- нестандартные форматы контента (игры, тесты);
- провокационные статьи, идущие вразрез с распространенным мнением.
Однако востребованная тема – не гарант успеха. Помните, что все зависит от подачи. «Зайти» может статья на скучную тему, но написанная живым языком и на основе личного опыта. Материал же с самым интересным заголовком проигнорируют, если повествование будет унылым, а информация общеизвестная.
Крадите как художник
Зачем придумывать идею для статьи, если всё (или, по крайней мере, многое) придумано до нас. Читайте блоги и журналы смежной тематики, желательно и в рунете, и в буржунете. Если в какой-то статье тема раскрыта не до конца, а вам есть, что добавить, – напишите по этой теме свой материал.
Если вы попробуете узнать тренды в дизайне, то найдете статьи сразу на нескольких ресурсах, посвященных маркетингу.
Это не плагиат. Никто не осудит за то, что вы поделились своим видением проблемы или дополнили тему новыми примерами и фактами.
И учтите, для некоторых сайт, куда вы планируете написать, – единственный источник информации в определенной сфере. Они будут читать статью на позаимствованную вами тему впервые. Поэтому не страшно еще раз повторить уже сказанное в других блогах.
Вдохновляться можно не только в конкурентных блогах, но и на сайтах совершенно другой тематики. Статьи в них могут натолкнуть на интересные мысли. Например, заголовок «Сможете ли вы потратить миллиард рублей» в финансовом журнале вдохновил меня на создание теста «Сможете ли вы потратить сто миллионов на рекламу».
Составьте таблицу идей
Таблица идей (то же, что и матрица контента) – креативная методика, позволяющая быстро придумать много идей для статьи (и не только). Вот как это работает:
- В центре таблицы напишите тематику блога.
- В этой же колонке ниже выпишите более узкие темы, которые включает в себя основная тема.
- Выше – более широкие темы, включающие в себя основную тему.
- По бокам − равнозначные темы.
Например, так может выглядеть таблица для блога про интернет-маркетинг:
Искусственный интеллект | Интернет | Технологии |
Бренд | Маркетинг | Реклама |
Интернет-маркетинг | ||
Контекст | SMM | Рассылка |
Промо-сайты | Лендинги | Интернет-магазины |
Процент открытий | Конверсия | Отказы |
Теперь, исходя из своего опыта, извлеките из каждой ячейки идеи для статей. Это будет гораздо проще, так как вы сильно сужаете область для поиска возможных тем.
Это один из способов создания таблицы. Об остальных читайте в статье «Матрицы контента: как быстро придумывать идеи для статей».
Воспользуйтесь интеллект-картой
Этот способ называют по-разному: интеллект-карты, диаграммы связей, маиндмэп, карты ассоциаций и мышления. Но суть одна: как в предыдущем способе, в центре записывается тема блога, вокруг ассоциации к этой теме, к этим ассоциациям другие ассоциации и т. д. В результате получится что-то похожее на ветви.
Создавать такие карты можно как на бумаге, так и в специальных сервисах. У нас есть обзор, где вы найдете самые популярные из них. Я пользуюсь Coggle, потому что он работает в онлайне, там элементарный интерфейс и есть все необходимые функции в бесплатной версии.
Идеи обычно приходят в процессе составления. В примере выше я составил такую цепочку: ИМ → маркетолог → навыки. Она может вдохновить на написание подборки материалов для прокачивания навыков в маркетинге или статью на тему «Как понять, что знания в маркетинге устарели».
Или попробуйте скомбинировать слова с разных веток. Например, взяв «Ютуб» и «отказы», можно прийти к идее: «Как создавать рекламные вставки для роликов, чтобы их не пропускали».
Ищите идеи повсюду
Черпайте идеи не только из статей, но и со всего, что вы видите и читаете: используйте новости, книги, фильмы, вывески.
Как-то я читал подборку самых дурацких запросов от «Яндекса», и один из них звучал примерно так: «Как продвигать аккаунт кота». Я посчитал эту фразу интересной темой для статьи. В ней можно рассказать, как раскрутить страничку питомца в соцсетях и заработать на этом.
Сразу учитывайте, что не сможете запоминать все идеи, которые вас внезапно посетят. Поэтому всегда записывайте темы, приходящие в голову. Для этого подойдет как бумажный блокнот, так и любое приложение – главное, чтобы было удобно.
Вспомните о личном опыте
Личный опыт (если есть) в тематике, по которой собираетесь писать – отличный источник для тем. Особенно он полезен для начинающих авторов, так как гораздо легче описывать то, что хорошо знаете.
К примеру, если планируете публиковаться в нашем блоге, подумайте, какой опыт у вас есть в диджитал-маркетинге или смежных сферах, вспомните интересные кейсы из практики. Расскажите, как вели группу во «ВКонтакте», отрабатывали негативные комментарии или настраивали таргетированную рекламу.
Пишите, не сокращайте
Сгенерировать интересную тему поможет фрирайтинг. Эта техника письма как раз подходит для поиска креативных идей. Заниматься фрирайтингом − значит непрерывно писать на заданную тему ограниченное время.
Вот главные критерии:
- Ограничьте время 10–20 минутами.
- Не останавливайтесь. Продолжайте писать, даже когда в голову приходит только ерунда. А если не приходит и она, повторяйте одну и ту же фразу фразу фразу фразу или буквуууууууууууу.
- Не старайтесь выдавать гениальные мысли. Расслабьтесь и просто излагайте на бумаге, что думаете.
Во фрирайтинге много приемов. Вот наиболее полезные для нашей цели:
- Составьте список возможных идей для статьи. Главное, пишите быстро, без раздумий – 30 секунд на каждую тему. Не успеваете − пишите полную чушь. Она может натолкнуть на более интересную идею.
- Порассуждайте о ситуации или области, имеющей отношение к проблеме. Выберите тему – например, ВКонтакте, Telegram или «Сайты» – и рассмотрите ее со всех сторон. Вспомните про ваш опыт, про процесс со стороны специалистов, заказчика, подбора исполнителей, – в общем, пишите всё, что придет в голову.
- Раскройте значения слов из выбранной сферы. Если это ИМ, возьмите слова конверсия, лендинг, аккаунт.
Также можно начинать сеанс фрирайтинга с ответов на наводящие вопросы. Придумайте их сами или воспользуйтесь списком, который предложил маркетолог Нил Патель:
- Чем вы увлечены в своей сфере?
- Как вы начали?
- Какие ошибки делают люди в вашей сфере?
- Что является самой большой проблемой в вашей сфере?
- Как выглядит успех в вашей сфере?
- Какие личные навыки помогают стать успешным в вашей сфере?
- Какие инструменты вы используете, чтобы выполнить свою работу?
- Почему вам нравится ваша профессия?
- Что меняется в вашей сфере?
- Какие процессы или практики вы усовершенствовали?
Ищите на форумах
Откройте форум нужной тематики. Найдите на нем популярные темы и посмотрите, что обсуждают форумчане, какие задают вопросы, что их волнует. Это поможет понять, о чем будет интересно читать вашей аудитории.
Узнайте у подписчиков
Спросите своих подписчиков, о чем им интересно было бы прочитать. Опрос можно создать в вашей группе в соцсетях, в блоге или на личной страничке.
Пост в группе TexTerra во «ВКонтакте»
Используйте случайное слово
Сгенерируйте случайное слово в любом генераторе, например, в Megagenerator. Используйте это слово как отправную точку для генерации идей.
Помочь может любое слово, даже совершенно не относящееся к тематике блога. Мне генератор выдал глагол «белить». Вот как можно от него оттолкнуться и развить в тему:
Белить → белый → белое пространство → роль свободного пространства в веб-дизайне
Или, например:
Белить → белый → цвет → как цвет влияет на конверсию в интернет-маркетинге
Генератор случайных слов – еще один способ поиска идей
Главное, не перебирайте много слов – отталкивайтесь от первого попавшегося. Ведь способ призван избавить от шаблонного мышления и перенести в область, о которой вы еще не думали. Поэтому если будете искать наиболее подходящее слово, начнете снова мыслить в привычных категориях и не придумаете ничего нового.
Придумайте провокационную идею
Принцип работы «Провокационных идей» такой же, как и у «Случайного слова». Они существуют для того, чтобы помогать нам выходить за рамки привычного мышления в поисках креативных решений.
Это способ описывается в литературе по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Узнать о нем подробнее можно, например, в книге Эдварда де Боно «Серьезное мышление». Я же приведу пять приемов создания провокационных идей, наиболее полезных для придумывания тем:
- Отстранение.
Первым шагом вспомните очевидное и общепринятое высказывание о нужной сфере. Будет легче, если начать с фразы «само собой очевидно, что…». Например: само собой очевидно, что для продаж в интернете нужна посадочная страница или раскрученные группы в соцсетях. С этим утверждением сложно не согласиться.
Следующий шаг − «отстранение». Теперь то, что мы взяли за факт рассматриваем с отрицательной частицей. То есть получается так: чтобы продавать в интернете, не нужна посадочная страница или раскрученные группы в соцсетях.
Третий шаг − переход от провокационной идеи к теме статьи. Рассматриваем ситуации, в которых для продаж нам не нужны посадочные страницы. В процессе может родиться тема: «Как получать лиды без своего сайта и страниц в соцсетях».
- От обратного.
Сначала представьте нормальную ситуацию, а затем выверните ее наизнанку. Допустим, обычное дело, когда мы создаем качественный контент, чтобы увеличить популярность страницы в соцсети. Теперь мы не просто добавляем отрицание, а представляем прямо противоположное: «Контент создается сам, чтобы увеличивать популярность».
На какие мысли может навести эта идея? Я сразу вспомнил пользовательский контент, который создают сами подписчики, например, отзывы о продукте. Так может родиться статья: «5 способов мотивировать подписчиков на создание пользовательского контента».
- Преувеличение.
Этот способ связан с преувеличением или преуменьшением размеров, количеств, процентов. Выйдите за пределы нормы в ситуации, где есть привычный диапазон величин.
Например, взяв за норму то, что у компании есть один сайт, выдвигаем идею: «У компании есть сто сайтов». Это наводит на мысль о статье: «Как правильно проводить А/Б-тестирование лендингов» или «10 типичных ошибок в проведении тестирования объявлений».
- Искажение.
Рассмотрите нормальную ситуацию, а затем исказите последовательность действий или отношения.
Например, нормально, когда мы пишем, а затем отправляем письма для рассылки, после чего пользователи их читают. Выдвигаем провокационную идею на основе искажения: «Мы пишем письмо после того, как его отправили».
Что это даст в плане тем? Эта идея может натолкнуть на мысль о Agile Email − технологии рассылки, позволяющей отправлять письма, которые подстраиваются под пользователя в момент открытия. А эта мысль − на статью с самыми интересными примерами такой рассылки.
- Воздушные замки.
Начните провокационную идею с фразы «было бы круто, если …» и продолжите ее выдуманным утверждением. Главное, чтобы оно было неосуществимо − полная фантасмагория в выбранной области.
Например, было бы круто, если бы соцсети сами себя продвигали. Отсюда тема: «10 примеров вирусных аккаунтов брендов во ВКонтакте» или «Инструкция по созданию вирусного контента».
Спросите у «Яндекса»
У «Яндекса» есть такой замечательный сервис, как «Подбор слов» (аналог в Google − «План ключевых слов»). Он показывает ключевые фразы и их частотность.
К примеру, если вы собираетесь писать обучающую статью про Telegram, тогда впишите «продвижение Telegram» и нажмите «Подобрать». Инструмент выдаст самые популярные уточняющие запросы. Они позволят сгенерировать интересные темы и написать статью, на которую будет переходить много людей с поиска.
Ключевой запрос | Тема |
Продвижение Telegram бесплатно | 10 бесплатных способов продвижения в Telegram |
Продвижение в Telegram самостоятельно | Как самому раскрутить канал компании в Telegram |
Лучшее продвижение в Telegram | 10 аккаунтов брендов в Telegram, которые вдохновляют |
Продвижение в Telegram обучение | Все об SMM: 112 статей и видео, которые сделают из вас профи |
Накрутка Telegram | Telegram борется с фальшивой активностью: боты, накрутки и фейковые профили |
SMM-агентство | Как выбрать SMM-агентство и не разориться / Как мы выбирали SMM-агентство, и что из этого вышло |
Не забывайте про подачу
На этом советы закончились, переходим к формальностям. Даже если вы нашли хорошую тему, еще не факт, что она выстрелит. Подумайте, как лучше подать материал.
Допустим, вы решили написать статью про структуру товаров в интернет-магазине. Ее можно подать как «10 типичных ошибок в структуре каталога интернет-магазина» или «10 правил создания структуры каталога интернет-магазина». А еще можно написать материал про то, как структура каталога в интернет-магазине влияет на конверсию.
Некоторые материалы получатся интереснее в формате игры или теста. Например, подборка примеров креативной рекламы − банальная тема. А если подать ее в виде теста: «Насколько вы разбираетесь в креативной рекламе» − будет свежо и интересно.
Как проверить тему на пригодность
Вот вы придумали крутую идею для статьи (ну или вам так кажется) и уже готовы начать соло на клавиатуре. Но не спешите: прежде чем писать, проверьте тему на профпригодность. Это снизит вероятность того, что работа уйдет в стол.
На что обращать внимание:
- Запросы.
Проверьте, сколько поисковых запросов по данной теме с помощью вышеупомянутого «Подбора слов». Если тему ищут редко, она по крайней мере должна быть достаточно провокационной, развлекательной или потенциально интересной большинству читателей блога. В противном случае задумайтесь, возможно, стоит написать про что-то другое.
- Материал.
Заранее оцените, сможете ли вы написать на придуманную тему. Достаточно ли у вас примеров, иллюстраций и информации, сможете ли вы найти экспертов. Если возьметесь за написание и в процессе поймете, что у вас недостаточно материала − статью придется отложить в долгий ящик.
- Похожие статьи.
Скорее всего, у вас не примут статью на тему, которая уже есть в блоге. Проверьте, нет ли похожих материалов в издании, в которое собирайтесь написать. Сделать это можно с помощью поисковой строки или поиска по рубрикам на сайте.
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти статьи на нужную тему
- Масштаб.
Убедитесь, что выбрали удачный масштаб для статьи. Тема не должна быть слишком широкой или узкой. Очень широкая не даст должным образом раскрыть все аргументы, либо статья получится размером с книгу, а ее аудитория будет слишком расплывчата. «SMM в Telegram», «Как создать сайт», «Как написать продающий текст» − примеры широких тем.
Проблема узких тем в том, что они охватывают небольшой процент читателей. «Как фотографировать товары для страницы автозапчастей во ВКонтакте» или «Гайд по продвижению маникюрных салонов» − узкие темы.
При нормальном масштабе можно полностью раскрыть тему, при этом статья будет интересна достаточному количеству людей. Тема подходящего масштаба будет звучать примерно так: «Как собрать полную статистику по аккаунту в Telegram» или «Клипы во ВКонтакте: идеи для публикаций».
- Личный интерес.
Писать про то, что волнует вас самих гораздо проще, интереснее и быстрее. Спросите себя: «Я бы прочитал статью на выбранную тему, если бы случайно на нее наткнулся?» Это субъективная проверка, но если соблюдены предыдущие пункты, она будет отличным индикатором пригодности.
- Мнение редактора.
Чтобы получить дополнительную гарантию того, что статью примут, согласуйте тему с редактором. Во-первых, он знает, что обычно нравится аудитории ресурса. Во-вторых, даже если вы проверили в блоге наличие похожего материала, не факт, что сейчас он не в работе у другого автора. Поэтому спросите, насколько подойдет выбранная вами тема.
А чтобы редактор точно понял, про что вы хотите написать и почему это очень важно, напишите пояснение. Придумайте примерный заголовок, расскажите, о чем статья, кому она будет интересна, зачем ее читать и насколько часто люди ищут ее в поисковиках.
Резюмируем
- Узнайте, о чем блог и кто его аудитория, прежде чем туда писать.
- Про личный опыт читать интереснее, чем про сферических коней.
- Идеи повсюду − направьте внимание на поиск тем, когда читаете новости и книги, смотрите фильмы или просто идете по улице.
- Читайте конкурентные блоги − многое уже написано до нас, надо только дополнять и улучшать.
- Пользуйтесь методами из ТРИЗ и латерального мышления − они помогут находить интересные и креативные темы пачками.
- Узнавайте, что интересно людям − заглядывайте на форумы и в «Яндекс.Вордстат», проводите опросы.
- Советуйтесь с редактором − он подскажет, что интересно аудитории блога.