Но наша героиня все же закрыла ее – сейчас поймете, почему.
! Это еще одна статья TexTerra из цикла материалов про опыт бизнеса по франшизе. Еще можно почитать про «Я купил франшизу по доставке еды — она приносит 400 млн в год».
Сегодня про свой опыт рассказывает Ксения Рыморева, руководитель детской театральной и модельной школы Star model kids, которая началась с франшизы Ru.Model.
Ксения Рыморева
До открытия франшизы Ru.Model Ксения работала в коррекционных детских домах педагогом-организатором — всего около десяти лет. Была руководителем инклюзивной театральной студии, проект которой реализовала по выигранному гранту.
Опыта в коммерции у Ксении до франшизы не было.
Почему решила открыть модельную школу по франшизе
Начинать свой бизнес мне было нелегко. У меня не было начального капитала, я боялась рисков и не могла определиться со сферой деятельности. Собственно, поэтому и решилась на франшизу.
Но и в этом виде бизнеса требуется много вложений и взносов на старте. К счастью, мне подвернулся удачный вариант — с минимумом вложений, отличными условиями на начальном этапе и возможностью сочетать все, чем я занималась до франшизы.
Увлечений, образования, опыта работы в различных направлениях у меня было много — фитнес-тренер, педагог, актер, визажист, организатор фотосессий, модель. Так что в модельной школе я смогла объединить весь свой опыт. Так и открыла модельную школу Ru.Model по франшизе.
Плюсом было еще то, что первой эту франшизу открыла подруга в другом городе. У нее я и взяла идею — нам было выгодно стартовать вместе в одном деле, чтобы помогать друг другу.
Сколько стоило открыть бизнес по франшизе
Я создала аккаунты школы в социальных сетях, подключила рекламу, арендовала недорогой зал в удобном месте в центре Санкт-Петербурга. Проанализировала конкурентов и начала заполнять аккаунт готовыми постами от генерального офиса, продумывать рекламные кампании, искать педагогов.
Затраты на начальном этапе были небольшие: франшиза с первоначальным взносом по знакомству стоила 40 000 рублей (со скидкой). Еще я распечатала визитки, листовки, оплатила таргетированную рекламу — это примерно 30 000 рублей.
Однако сработала не реклама и не продвижение от франчайзера (головного офиса, продавшего франшизу)… Так как у меня не было портфолио, чтобы привлечь клиентов, я объявила бесплатную кастинг-фотосессию. На нее пришло много людей. Наняла фотографа на условиях Time for Print (когда ни модели, ни фотографы не платят друг другу: модели получают фото для портфолио, а фотограф может использовать их в своем – так могут работать не только модели и фотографы, но еще и визажисты, стилисты – прим.ред.). Еще я оплатила фотостудию на три часа — это 3000 рублей. После такого кастинга на обучение сразу пришло 15-20 человек.
Сколько приносила франшиза
Это сразу же принесло мне 200 тысяч рублей, из которых я платила роялти франчайзеру — около 10 тысяч рублей за одну группу из десяти человек.
На первом этапе занятия в школе я проводила преимущественно сама, но была и пара педагогов. Платила им, арендовала студию для занятий, платила за аренду фотостудии и фотографам. Чистыми у меня оставалось около 150 тысяч рублей. Тут я сразу ушла с найма.
Как работает модельная школа
Клиенты и услуги
Основными клиентами моей школы являются дети от 5 до 16 лет. Точнее, их родители, которые платят за обучение. Как правило, в таких школах обучают целевым направлениям по профессии модели — дефиле, ораторскому искусству, позированию для фото и так далее. Родители приводят детей, которых планируют продвигать в модельном деле — кто-то ищет только популярности и продвижения, кто-то настроен именно на будущее в данной сфере.
В школу также приходят дети, которые хотят побороть страхи и стеснение. Приходят девочки, которые хотят полюбить себя, стильно одеваться, освоить навыки макияжа.
На данный момент я работаю над курсом для взрослых, так как за последний год поступило много запросов именно от них. Сейчас активно развивается блогерство и продажи в соцсетях, на контент для соцсетей делается большой упор. В связи с этим многие специалисты разных профессий обращались к нам с просьбой помочь раскрепостить их, научить фотопозированию, дефиле, ораторскому искусству и актерскому мастерству. Так у нас появилась еще одна целевая аудитория, для которой прорабатываем сейчас отдельную программу.
Средний чек
Средний чек с человека — пока что 10 тысяч рублей в месяц. Помимо обучения сюда входит фотосессия под ключ — то есть все в комплексе: стилист по одежде и прическам, визажист, фотограф, аренда фотостудии и организация всего.
Повышать стоимость пока что не планируем. Берём количеством — и при этом качеством. Мне важнее заинтересованные в обучении клиенты, чтобы и они, и мы получали на выходе желаемый результат.
Сотрудники
По оплате сотрудникам у нас тоже все гибко. Так как наемных сотрудников нет (только приходящие, которые работают в рамках мастер-класса) — это не очень большая статья расходов.
Мы ставим от одной тысячи рублей за час занятия в группе из 6-8 человек. Но если я вижу, что специалист достаточно хорош в своем деле и вижу результаты, отмечаю ответственный и интересный подход к процессу обучения детей, то повышаю ставку — от 1,5 тысячи рублей и выше. Это, своего рода, премия и мотивация для дальнейшей качественной работы.
Локация
Поначалу я открыла еще одну точку в центре города. Со временем столкнулась с проблемой парковки. Также клиентам оказалось тяжело добираться до нас из-за пробок. Решила, что всем должно быть комфортно — стала арендовать фотостудии и групповые классы недалеко от центра, чему были рады все клиенты.
Со временем начала открывать филиалы в районах далеко от центра, но там дело не пошло. Детей там меньше, и большинство из них уже где-то занимаются. То есть в маленьком районе города на один квадратный километр работают несколько «развивашек».
В итоге я оставила один офис недалеко от центра для занятий и ничего не потеряла. Во-первых, мы так работали качественнее, не распыляясь на филиалы. Во-вторых, к нам ради качества съезжаются из разных концов города и даже из других городов — например, из Великого Новгорода регулярно привозили заниматься одного мальчика. Конечно, я планирую филиалы, но для этого нужно четко проанализировать место, где их открывать.
Трудности бизнеса
Аренда
Изначально мы арендовали красивый лофт в центре города на очень хороших условиях – нам повезло. Но в период ковида владельцы его продали, и оказалось, что найти удобное помещение не так просто. Чаще всего условия были неподходящие — плохой ремонт, неудобное расположение, безответственные арендодатели, странные соседи-арендаторы.
Например, в фотостудии мы арендовали зал на постоянной основе два года, а через какое-то время я увидела на ресепшене листовки с рекламой наших конкурентов, такой же школы моделей! Естественно, я тут же нашла более удачный вариант — зал для групповых занятий в фитнес-клубе. С директором клуба договорились о взаимовыгодных условиях. Родители, пока ждут детей, могут пойти позаниматься в зале со скидкой 50%, а дети посетителей клуба могут прийти на наши занятия с такой же скидкой. На мероприятиях мы рекламируем друг друга и наши услуги, что также очень удобно.
Педагоги
С самой неожиданной для меня проблемой я столкнулась на второй год работы, когда начали уходить педагоги — из-за переездов, карьерного роста, декретов и так далее. Оказалось, что найти заинтересованного, честного педагога, как и хорошее место, — тоже нелегко.
Некоторые сходу, не показав ни себя, ни навыки, ни портфолио, требуют высокую оплату. А некоторые соглашаются на работу, заключают договор, но в итоге могут вообще не прийти. Были случаи, когда педагоги за двадцать минут до начала занятия писали, что проспали или застряли в лифте. Я была поражена, что на такое способны педагоги, которые работают с детьми.
Сейчас я контролирую каждое занятие нового педагога, пока не убеждаюсь, что он ответственный. С новичками провожу очное собеседование, оговариваю максимально подробно все условия без обещаний огромных зарплат — чтобы потом не было разочарований и было понимание, что педагог будет иметь на выходе. Честнее и проще позже вознаградить надбавкой, нежели наобещать горы золота и в результате ничего не выполнить.
Плюсы франшизы
Франшиза помогает людям без опыта в коммерции, которые решили открыть собственный бизнес. У франшиз есть готовый план бизнеса — по открытию, контенту, маркетингу. Всегда можно обратиться за советом или помощью в генеральный офис.
Еще один плюс — реклама. Как правило, генеральный офис рекламирует свои филиалы или дает готовые кейсы, рекомендует проверенных специалистов. Многие проводят обучение для сотрудников, что также привлекательно и продуктивно на стартовом этапе.
Минусы франшизы
Конкретно в моей франшизе возникло много вопросов — по роялти. С каждым месяцем работы я все больше убеждалась, что с меня просто берут деньги, а я делаю всю основную работу.
Я приводила клиентов — например, на участие в модном показе, где организационный взнос составляет от 15 до 50 тысяч рублей с человека. При этом от генерального офиса я в этом случае ничего не получаю.
Думаю, это свойственно многим франшизам. Не у всех есть цель – наладить качественную работу филиалов, чтобы все могли зарабатывать больше.
Почему я закрыла франшизу
Когда я поняла, что могу сама работать с таким же успехом (и даже лучше!) и при этом не платить ежемесячно роялти, а тратить эти деньги на рекламу, то просто расторгла договор. Переименовала школу, немного изменила концепцию работы, сделала услуги более качественными — и стала зарабатывать еще больше.
Советы начинающим франчайзи
Обязательно оговаривайте с генеральным офисом все их обязанности — что именно они готовы предоставлять и чем будут помогать вам и вашему филиалу. Вам нужно четко понимать, какую поддержку вы получите. От этого зависит успех вашего предприятия. Иначе все затраты могут оказаться напрасными.
Читайте также:
Открыть бизнес за 0 ₽ — регистрируем ООО и ИП бесплатно
Как я убил свой бизнес за 3 месяца: 7 вредных советов от основателя рекламного агентства