Отвечаем заодно на частый вопрос «А есть ли смысл держать магазин после Нового года?»

Андрей Шульга, директор компании «Трах-БАБАХ», специализирующейся на торговле пиротехникой, рассказал, как в небольшом городе иметь свой бизнес и зарабатывать за месяц на год вперед.

Идея бизнеса

Пиротехникой я заинтересовался десять лет назад. Мы с женой Маргаритой (она мой главный помощник в этом бизнесе) прошли необходимое обучение в НИИ прикладной химии в Сергиевом Посаде, получили удостоверение, подтверждающее нашу квалификацию, и открыли в городе Глазове Удмуртской республики, где живем, наш первый специализированный магазин пиротехники. Прошло два года открыли второй магазин, еще через два третий. Сейчас с этими тремя магазинами мы обслуживаем примерно 70% города с населением чуть меньше ста тысяч человек.

Когда выгодно продавать

Самое прибыльное время года для нас перед Новым годом. Пик продаж пять дней до 31 декабря. В эти дни мы трудимся нон-стоп с утра до вечера. Известная поговорка «один месяц год кормит» точно отражает наш бизнес.

Однако в конце года и самые большие расходы: аренда, налоги, зарплаты сотрудникам много всего накапливается. Платежей столько, что впору за голову хвататься. И вот этой выручкой с условных пяти предпраздничных дней мы стараемся перекрыть все эти расходы (а еще и зарплатный фонд необходимо формировать — сотрудникам же весь год стабильно платить нужно).

Так что мой личный Новый год наступает 15 января после того, как волна продаж схлынет. Вот тогда мы выдыхаем и спокойно гуляем, наслаждаемся тем, что все вокруг красиво украшено огни, елки… То есть до этого момента мы знаем, что Новый год есть, но нам не до него.

Бизнес после новогодних праздников есть ли спрос

Традиционный ассортимент для Нового года это бенгальские огни (на них самый большой спрос, поэтому у нас их около двадцати видов) и фейерверки. В каждом магазине покупатели могут на большом экране посмотреть, как работает наша пиротехника. Кстати, если родители хотят показать праздничный салют ребенку, но он еще мал и может испугаться шума, то у нас есть так называемые «детские позиции» пиротехнический фонтан без шумовых эффектов, только с визуальным.

Но наша продукция может пользоваться спросом не только в Новый год. Нужно четко понимать возможные ниши людям всегда есть что праздновать.

Летом свадебный сезон. На свадьбах очень популярны пиротехнические фонтаны с ними получаются эффектные фотографии. К этой же категории относится и модный сейчас цветной дым и фонтаны для тортов (и не только свадебных, для празднования дней рождения они тоже подходят). Когда выносят торт с зажженными фонтанами, это вызывает вау-эффект. Возможно, мы первые в городе начали рекламировать такие фонтаны для торта и это стало пользоваться спросом.

Еще одна ниша в последнее время стало очень модно проводить гендер-пати, чтобы эффектно показать всем, кто родится в семье, и отпраздновать это событие. Нам приносят конверт с результатом УЗИ беременной женщины (врач написал пол ребенка, но супруги в конверт не заглядывают, а отдают его нам). Мы смотрим результат УЗИ, берем цветной дым в зависимости от пола ребенка синий или розовый, убираем с изделия этикетку с маркировкой цвета и заворачиваем в нейтральную упаковку. Люди собирают гостей, поджигают нашу дымовую шашку, и по цвету дыма все узнают, мальчик будет или девочка.

Есть и неожиданные запросы, под которые мы находим нужную продукцию. Так, например, летом за петардами приходят… огородники. Петарды помогают от кротов! Шашку поджигают, засовывают в нору крота и засыпают землей. Запах пороха остается в земле, и крот уходит. Берут петарды и чтобы отпугивать в лесу более крупного зверя, – например, кабанов. Как-то в один день к нам девять человек друг за другом пришли за петардами, и не охотники, как вы могли бы подумать, а грибники! Вот такая неожиданная ЦА у нас появилась.

И уж совсем удивительная задача, для решения которой у нас покупают петарды, это чистка труб. Бросают в дымоход петарду, она внутри бахает и зола осыпается.

Как продвигаем бизнес

Продвижение через соцсети пиротехнических товаров теперь сильно затруднено. Реклама в запрещенных соцсетях прекратилась, а «Вконтакте» недавно стал блокировать продажи пиротехники. Мы пишем в службу поддержки, решаем этот вопрос. Но пока для нас эта площадка сейчас работает лишь как интернет-витрина: в соцсети покупатели могут посмотреть фото наших товаров и цены, а заказ и оплата происходят уже вне ее. А еще соцсети для нас ресурс для обратной связи с клиентами. Ее очень важно поддерживать.

В таком небольшом городе как наш, важнее всегда быть на виду. Поэтому мы сотрудничаем со всеми ивент-сообществами, со всеми, кто занимается свадьбами и другими мероприятиями ведущими, организаторами файер-шоу, аниматорами, декораторами… Ни один праздник не проходит без нашей продукции. Думаю, это мы научили город, что, если отмечается большой праздник, нужно устроить красивый фейерверк. На 9 Мая, например, провели масштабную акцию запустили 50 римских свечей в разных частях города, то есть в каждом квартале бахала одна римская свеча. Мы постарались сделать салют такого масштаба, чтобы он звучал везде. Это было в пандемийном 2020-м году: решили, что таким образом сможем взбодрить город. Мы считаем, что удалось – всем понравилось.

Мы постоянно помогаем муниципальным организациям, детским домам, детсадам, школам всем, кому можем. И делаем это даже не ради рекламы мы просто чувствуем, что должны помочь. Но в итоге нас знают, к нам обращаются. Когда мы с женой приходим куда-то в компанию или на предприятие, все знают, что будет салют.

И конечно же, мы внимательны к каждому клиенту. Как-то нам позвонил по WhatsApp молодой человек аж из Таиланда: захотел другу в Глазове подарить салют на Новый год. По его просьбе мы поставили огромную коробку с салютом другу на порог, позвонили в дверь и убежали.

Специфика бизнеса

Пиротехника специфический товар, с ним особенно важны меры безопасности. Во-первых, продукция должна быть на русском языке. Во-вторых, ни в коем случае не просроченная. В-третьих, на коробке не должно быть видимых повреждений. Все это мы отслеживаем при заказе.

К каждому товару прилагается инструкция по безопасности. Мы, конечно, надеемся, что все читают ее на коробке, но при продаже пиротехнических изделий в нашем магазине тем не менее проводим инструктаж. Проговариваем все, что написано, чтобы у человека праздник прошел хорошо, без эксцессов.

Мы продали огромное количество пиротехники, и за все время было всего пять случаев брака. Всегда просим покупателей, если у них возникнут нарекания к нашей продукции, чтобы приходили или давали как-то иначе нам обратную связь так мы будем знать, что заказывать, а что нет. Каждый такой случай мы фиксируем, сообщаем в Москву поставщикам, чтобы разобрались, в чем проблема.

Но иногда бывает, что люди сами неправильно используют пиротехнику, например, достают из коробок салюты, которые доставать не нужно.

Вывод

Наша работа связана с праздниками и заражает нас самих праздничным настроением. И это очень круто. Нам этот бизнес нравится именно благодаря эмоциям: люди приходят к нам за праздником и получают его. Бывает, и на улице подходят, говорят: «Спасибо, салют на нашем торжестве был замечательный».

Важно трудиться как следует и не только в самые насыщенные предновогодние пять дней. Ведь выручка новогоднего сезона зависит еще и от того, как продавец рекламирует себя в течение всего года. Если он на виду, хорошо себя зарекомендовал, то в небольшом городе все будут советовать его товары и услуги друг другу, и за праздничной пиротехникой придут к нему.

Так что все зависит от предпринимателя и его целей: в сезон можно заработать сто тысяч, а можно, например, и миллион, и два если поднапрячься и работать вовсю всегда.

Читайте также:

Можно ли заработать в Новый год на продаже календарей

Как я работаю Дедом Морозом — честный рассказ

Зачем нужен праздничный дизайн фирменного стиля, и как его создать: примеры, идеи, рекомендации

#
Мнение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.