Мария Емельянова, член Московского союза художников, рассказала, как она создает и продает оригинальный новогодний подарок — календарь, в котором персонажи русских сказок предстают в облике самураев или актеров театра кабуки.
Как разрабатывала идею
Идея нарисовать серию календарей с персонажами русских и европейских сказок в японском «амплуа» возникла у меня довольно естественно. Я давно увлекаюсь культурой Японии и уже почти восемь лет занимаюсь кимоно: сама из шью, сдаю напрокат, а также делаю с ними фотосессии. Кстати, надеть кимоно — отдельный сложный процесс, сделать это самостоятельно без опыта невозможно. Поэтому моделей в кимоно облачаю тоже я. Как это делать, я знаю: читаю о культуре кимоно лекции, а также веду сообщества о в соцсетях – называются Kimonozuki. Активнее всего сейчас проект продвигается во «Вконтакте».
Екатерина Сибирякова, руководитель отдела SMM Texterra:
«Точных алгоритмов VK (как и других соцсетей) не знает в деталях никто – даже для создателей это «черный ящик». Но главное остается неизменным: контент должен быть интересен живым людям, и тогда его подхватят и завирусят умные рекомендательные алгоритмы. Мы изучаем вашу аудиторию и делаем круто и интересно именно для нее – и за счет этого добиваемся целей продвижения во ВК, будь то охваты или реальные лиды».
Как начинала бизнес-проект
В 2015 году мне пришла в голову мысль «одеть» в кимоно и сказочных героев – Царевну-лягушку, Лису с Колобком, Кащея Бессмертного… Я нарисовала иллюстрации и решила издать с ними календарь. Он понравился людям и быстро разошелся. В последующие годы я сделала еще пять выпусков календарей — с персонажами сказок в кимоно и на сцене театра кабуки (я сама фанат кабуки).
Как смогла начать дело
Креативный календарь — популярный подарок на Новый год, но печать нужно планировать заранее. В августе я сажусь за эскизы, к октябрю подготавливаю отрисованный макет, с конца октября — начала ноября собираю заказы. В начале декабря отправляю макет в типографию.
У меня нет возможности оплатить авансом полиграфический тираж, поэтому я практикую краудфандинг: собираю участников на проект в соцсетях. Пару раз пробовала собирать деньги через краудфандинговую платформу, но поняла, что в моем случае получается слишком много беготни и нервов. Деньги на платформе отдают только после того, как сбор закончится, а мне бы в это время уже начать печататься нужно. К тому же при этом практически никакой разницы в доходе по сравнению с самостоятельным сбором нет. Так что я решила, что зарабатывать на комиссию платформы не хочу, и лучше сделаю тираж поменьше, но вовремя. Поэтому сейчас я просто объявляю на своих страницах в соцсетях и в сообществах, которые я там веду, что планирую тираж, и в итоге заказываю ровно столько экземпляров, сколько есть покупателей. В случае с таким маленьким бизнесом, как у меня, это практичнее и выгоднее. В этом году экземпляр стоил 1200 рублей.
Моих навыков полиграфиста достаточно, чтобы довести календарь до уходящего в печать макета, который и высылаю в типографию. Первые пару календарей делала в Москве, но уже который год отправляю в Самару — несмотря на транспортные расходы, так получается почти вдвое дешевле и гораздо качественнее (в московских типографиях было многовато брака). Но такие тонкости начинаешь понимать лишь с опытом. В идеале, это нужно просчитывать на этапе разработки бизнес-плана.
Что по финансам
Что касается прибыли, то она зависит от тиража — чем он больше, тем дешевле обходится печать каждого экземпляра. Обычно 40-45 процентов от выручки, если вычесть расходы на печать и транспортировку, в итоге мои. Иногда — 50. Оптимальный для меня тираж — 150-200 экземпляров, максимальный был 300, и он оказался слишком трудозатратный в плане пиара при распродаже излишков.
Этот год был трудный, и новый календарь не получился. Но для желающих я напечатала календари «Сказки в кимоно» с иллюстрациями из предыдущих изданий. Тираж был 60 экземпляров. Зато трудозатрат было меньше, чем в предыдущие годы: новые иллюстрации рисовать не пришлось, нужно было только переверстать сетку.
Для вдохновения важно подбрасывать в топку топливо: чтобы был не только опыт — результат упорного труда, но и новые впечатления, увлеченность какими-то темами. И самому должно нравиться то, что получается. Если в работе есть нечто, ради чего ее хочется показать, то и людям она понравится.
Мне кажется, важно от будущего года ждать прежде всего хорошего, тогда захочется и его встречать, и творить что-то новогоднее. Ну и важно успеть все подготовить. Поэтому на самом деле готовиться к новогодним продажам надо начинать где-то в августе или раньше.
Читайте также:
100 идей для подарков на Новый год: список Google
Что подарить коллеге на Тайного Санту, если он не знает, чего хочет