Привет, меня зовут Алиса, и я – трудоголик. Не встречала групп помощи зависимым от удовольствия, которое настигает после выполнения работы, а жаль – такие сообщества могли бы пользоваться популярностью среди миллениалов. Ты, дорогой друг, таких наверняка видел – это гипер-ответственный сотрудник, надежда и опора коллектива. Такому можно позвонить в любое время суток и он решит каждую проблему, с которой столкнется, чего бы это ни стоило. Даже в ущерб себе, своим планам, здоровью, свободному времени, личной жизни – да чему угодно.
Если вы узнали в этом описании себя или своих друзей – смело продолжайте чтение, оно может быть полезным.
Психологи говорят, что такая любовь к переработкам может возникнуть по нескольким причинам. Например, в семье поощрялось такое поведение, и каждый взрослый своим примером показывал, что много работать – правильно, а отдыхать – стыдно. Помогаешь – молодец, а ленишься – значит, слабак. И болеть тоже стыдно. И уставать не приветствуется. В общем, был бы роботом – стал бы идеальным, а так – умри пытаясь. Только эти ребята могут работать по 24 часа в сутки:
Или ещё более грустная история – когда ребенок растет в семье эмоционально незрелых родителей, и при дефиците внимания стремится стать таким хорошим, таким полезным – что все ахнут! – только чтобы его заметили и полюбили. Маленький человек становится взрослым и продолжает быть «самым хорошим», чтобы получить одобрение от начальника, который теперь в чём-то заменяет родителя. Но оставим этот анализ психотерапевтам – всё-таки, без квалифицированного специалиста найти первопричину такого поведения трудно.
А вот разобраться с последствиями можно.
Для себя я решила, что мой трудоголизм – вполне безопасная форма зависимости. Избавляться от неё совсем я не планирую, но корректирую своё отношение к работе. И поделюсь с тобой, дорогой читатель, парой лайфхаков, которые помогут наслаждаться большим объемом любимой работы и сохранить рассудок.
Нужно перестать жертвовать всем и пытаться всех спасать
Трудоголик оказывается в поведенческом паттерне треугольника Карпмана. Если вкратце – это манипулятивная модель взаимодействия между людьми, когда участники примеряют на себя роль Жертвы, Спасителя или Преследователя.
Чаще прочих трудоголик становится Спасителем, который должен победить всех драконов и вызволить всех принцесс, без него ведь никак! А что в процессе загнал трёх коней и себя измочалил – да разве же это цена, если общее дело выиграет. Тут же становится Жертвой (весь мир против, но мы, наперекор обстоятельствам, барахтаемся) порицает себя, жертвует своим временем, иногда своими основными обязанностями, кладёт на алтарь всё ради какой-то призрачной цели. А если что-то не складывается, трансформируется в Преследователя (который головы пооткусывает всем, кто мешается под ногами и вообще не соответствует высоким стандартам).
Если коротко, то для гармоничной радостной жизни нужно выходить из этого треугольника. Преследователю – позволить людям быть такими, какие они есть, и обратить внимание на себя, Жертве – перестать чувствовать себя несчастненькой, оставить этот удобный образ и отстоять, наконец, свои интересы, а Спасителю – закончить носиться с чужими проблемами и заняться собственными нуждами. И чтобы хоть как-то улучшить свою участь, им необходимо отстаивать личные границы.
Соблюдай меру
Ты готов взяться за любое дело, решить все возникающие трудности и вытащить проект из любой передряги? Круто. Однако во всем следует соблюдать меру и отстаивать свои границы, потому что если руководство привыкнет перекладывать на вас все обязанности (а вы не будете говорить о том, что это неприемлемо), последствия могут быть катастрофическими.
Если вы не говорите о своем недовольстве, никто и не узнает, что вас что-то беспокоит. Не хотите брать дополнительную работу – скажите. Не нравятся публичные порки в рабочем чатике – вежливо и без критики напишите руководителю в личку. Взрослый человек может выбирать и говорить «нет».
Откажись от нерегламентированной работы
Если ты не подписывал договор, регламентирующий твою деятельность как рабство, то волен отказаться от дополнительной (особенно неоплачиваемой) работы. Попробуй вежливо, но ясно уведомить начальство, что все нововведения необходимо обсуждать, как остановку в маршрутке – громко, чётко и заранее (в идеале, конечно, фиксировать на бумаге, но давай оставим фантазии). Ты удивишься, но это работает. Если «Алиса, нужно срочно написать заявку, без тебя не справимся» – разовая акция, можно и помочь. Но когда ситуация повторяется, а к твоей помощи относятся как к должному, самое время возмутиться.
Когда твой босс делится озарением, настигшим его в час ночи – это, конечно, лестно. Но если вы не договаривались о допустимости осквернять выходные (и уж тем более отпуск) рабочими мыслями, то ко всем гениальным идеям можно вернуться в рабочее время.
Следите за своим временем
Оды тайм-менеджменту поют все без исключения бизнес-тренеры, повторять их дифирамбы я не буду. Скажу лишь, что он полезен не только для увеличения продуктивности. Чтобы сохранить рассудок, обязательно нужно определить часы работы и время отдыха, и стараться следовать им. Особенно это касается представителей удаленки всех мастей, работающих с разными часовыми поясами.
Например, устраивала перерывы на прогулку, могла закончить значительно раньше или чередовала задачи и отдых по 20 минут, чтобы расходовать силы более равномерно. Ещё дедушка Ленин советовал менять виды деятельности для наибольшей продуктивности. К революции не призываю, но подход стоит попробовать.
Без перерывов сложно сохранять силы
Вдруг завтра бой, а я уставший? Делай перерывы! Конечно, бывают срочные дела, близкие дедлайны и большие проекты, когда вся команда в круглосуточном режиме без еды, сна и отдыха в едином порыве делает что-то важное и безотлагательное. Но пожары тушить приходится не всегда, поэтому загонять себя на ровном месте – вредно (не останется внутренних ресурсов на текущие задачи, когда кризис минует).
Хороший работник – отдохнувший работник. От тебя будет больше пользы, если ты встанешь, разомнёшься, посмотришь в окно, пока пьешь свой кофе. Только бога ради, никаких соцсетей – времени съедят много, а отдыха не будет ни глазам, ни мозгу. Мы продолжаем получать и анализировать информацию, даже если бездумно, как нам кажется, просматриваем ленту в соцсетях. А ещё всякие идеальные образы и сравнение с ними портят настроение и ухудшают мотивацию. Поэтому не надо так. Лучше книга или непринужденная беседа с кошкой.
Как это воплотить в жизнь?
Улучшения не произойдут молниеносно, так что будь готов к неторопливым, пошаговым переменам. А ещё важно внедрять новое, а не просто читать статейку во время ланча и мысленно соглашаться с автором. Находи время и силы жить своей интересной жизнью и заниматься вещами, не связанными с работой.
Если замечаешь, что слишком часто делаешь выбор в пользу работы вместо встреч с друзьями, свиданий или домашних дел – время осмотреться и что-то поменять. Как минимум некоторые задачи в рекламе и продвижении всегда можно делегировать профессионалам.
Береги и люби себя. Потому что работы много, а ты у себя – один. В конечном счёте, главная цель всего этого – счастливая гармоничная жизнь, получать удовольствие и заниматься приятными делами. И не обязательно рабочими.
Читайте также
Профессиональное выгорание или карьерный тупик? Как различить и вылечить