Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
8 причин не брать на работу лучшего друга или любимого родственника Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Здравствуй, дорогой друг. Случалось ли тебе, глядя на своего друга, думать «Вот бы мне такого копирайтера/дизайнера/маркетолога в команду – ух, мы бы горы свернули»? Не спеши фантазировать, потом что реальность может больно щелкнуть по носу. Тщательно взвесь все за и против. Надеюсь, тебе в этом помогут несколько моих историй.

Принимая на работу друзей или родственников, мы ждем от них поддержки, единства мнений и хоть каких-то гарантий компетентности. Столкнувшись несколько раз с выбором «взять родственника/друга на работу» или «подождать и найти человека со стороны», я выбирала первый вариант, а лучше бы повременила. Уверена, что есть счастливые исключения (я видела только одно), но гораздо больше поводов не иметь дел с друзьями. У Николаева было «на это пять причин». Но он пел всего лишь про любовь, работа же требует более основательного подхода.

Субординация под угрозой

Ожидание: вы встречаетесь на работе, заговорщически подмигиваете и со смешными интонациями называете друг друга по имени-отчеству для большей хохмы.

Реальность: не все могут переключиться с веселого неформального общения на деловую волну.

И здесь страшна не столько нарушенная субординация, сколько утечка лишней информации. Друг может знать то, во что коллег или подчиненных посвящать не обязательно, но может запросто выболтать что-то лишнее. Репутационные риски возрастают прямо пропорционально разговорчивости твоего приятеля. Ты старательно формируешь имидж делового ответственного человека, а твои коллеги, подписавшись на соцсети друга, узнают о ваших веселых похождениях во всех красках.

Ты был уверен: все, что случилось в отпуске, остается в отпуске. Но твой словоохотливый приятель решил удивить всех рассказами о ядреных коктейлях, плясках на столе и подробностях личной жизни. С одной стороны, не можешь же ты его винить – надо было вести себя прилично, с другой – должно же быть у человека хоть какое-то понимание того, что можно говорить, а что нет.

Вывод: приводишь друга на работу – заранее обсуди, о чем можно рассказывать, а что лучше не вспоминать.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Обсуждение работы продолжается во время дружеских посиделок

Ожидание: вы – команда единомышленников, погруженная в процесс и вдохновленная своей работой, в едином порыве готова трудиться на благо компании.

Реальность: ты не можешь отдохнуть и переключиться, потому что вы постоянно съезжаете на обсуждение работы.

В прошлом году я взяла себе в помощники подругу. В итоге столкнулась со многими трудностями, часть из которых описана здесь, но одна из них была для меня наименее очевидной. При встрече мы часто перескакивали с разговоров о кино и мальчиках на обмен мнениями по поводу ситуаций внутри проекта. Хотелось пройти мимо обсуждения рабочих задач, но это было непросто. Ей бы и на руководство пожаловаться, но я часто была на их стороне (к тому же мне сверху виднее ее ошибки), поэтому посочувствовать и поддержать не получалось. Выходные – мое личное время, а я не хочу его тратить на мысли о работе. Но невольно приходилось – когда, увлекшись беседой, не прерывала ее вовремя вежливым отказом поддерживать тему.

Или еще хуже – начинаешь генерировать прекрасные идеи, а для них не время и не место – ни записать, ни проверить, только обсудить за бокалом напитка, покивать головами – «Ах, какая классная мысль!» – и забыть тут же. Чтобы потом, вздыхая, говорить: «А помнишь, что-то клевое обсуждали! Вспомнить бы, что…»

Вывод: если настал час потех, то погрузись в них полностью, бери паузу до времени, посвященного делам.

Недовольство твоим другом может настигнуть в первую очередь тебя

Ожидание: ты привел на работу классного сотрудника, который блестяще справляется со своими задачами, радует руководство, поддерживает тебя и вообще весь из себя славный.

Реальность: твой друг косячит, а все шишки достаются тебе (твой товарищ – ты и исправляй).

Твой друг в твоем проекте – твоя головная боль. Конечно, мудрый руководитель понимает, что ты не несешь ответственность за своего протеже, однако осадочек остается. Человек, порекомендовавший взять некомпетентного сотрудника, и сам выглядит не очень-то сообразительным.

Например, после трудоустройства моей подруги на должность тревел-менеджера звонки моего директора начинались так: «Алиса, я, конечно, понимаю, что это не твоя вина, но как можно было покупать билеты трем людям и ошибиться два раза?» После таких случаев становится труднее рекомендовать новых специалистов.

Вывод: подумай, а хочешь ли ты отвечать за себя и за того парня?

Читайте также
Как запустить бизнес с другом и не потерять всё

Неприятные открытия

Ожидание: общаешься с человеком, слушаешь его рабочие истории и думаешь: «Вот это да, как же это он со всеми трудностями справился, ай да молодец, вот бы мне такого».

Реальность: при случае берешь на работу. Вдруг оказывается, что все лихие подвиги приукрашены, а на самом деле у приятеля беда с коммуникациями, инициативу он проявлять не умеет, решения искать не любит, да и по утвержденным алгоритмам работать не очень-то хочет.

Или он может быть трижды прекрасен в той области, про которую рассказывал, а столкнувшись со спецификой твоей компании начнет спотыкаться на ровном месте и падать в твоих глазах. Избавиться от этого разочарования бывает непросто.

Например, когда-то давно я самостоятельно вела соцсети нашего проекта. Дело было нехитрое – анонсировать мероприятия. Берешь готовую фотографию или ищешь где-то на фотостоках, пишешь две строки текста и публикуешь. Кажется, табуретка – и та справится с задачей, поэтому идея предложить небольшую подработку моей приятельнице показалась мне хорошей.

Однако я не учла один маленький нюанс: человек, никогда не писавший тексты даже у себя на стене, не сможет создавать посты регулярно и качественно. Уже не говоря о том, что подход «да мы просто будем постить, аудитория сама придет» в корне неверный, но все мы когда-то были молодыми и глупыми. Трудно было смотреть в глаза подруге, вспоминая необособленные деепричастные обороты и фотки с заваленным горизонтом.

Вывод: доверяй, но проверяй профессиональные компетенции заранее.

Ты считаешь себя спасителем и героем, но вместо благодарности получаешь недовольство и обиды

Ожидание: удивляешься, почему твоя подруга не задерживается на каждом рабочем месте дольше полугода и хочешь дать ей шанс.

Реальность: возможно не все ты о ней знаешь и спасать ее не надо.

Руководство выговаривает тебе за упущения твоего друга, а через полчаса он звонит, сетуя: «Нет, ну ты представляешь, они мне дают непонятные указания, а потом сами удивляются». Трудно сохранять нейтралитет в подобных случаях. И вообще самоутверждаться за счет других – плохая идея. Лучше бы ты котика из приюта взял или денег на благотворительность отправил. Хотелось дать человеку удочку? Это вполне можно было сделать, оказав помощь в составлении резюме или просто поддержав эмоционально.

Если ты старательно убеждал начальство в незаменимости своего друга, это был твой выбор. А друг совершенно не обязан соответствовать этим фантазиям, равно как следовать твоему примеру, жертвовать своим временем или задерживаться на работе за компанию. При этом и ты не должен соответствовать ожиданиям друга, по-особенному относиться или прикрывать перед руководством.

Вывод: разберитесь со своими хотелками и ожиданиями до заключения договора.

Отношения (деловые и личные) могут испортиться

Ожидание: ты абстрагировался от дружбы, сохраняешь дистанцию благодаря грамотному и объективному распределению задач.

Реальность: коллегам кажется, что твоему другу работается проще и спрос с него меньше. Или коллегам не кажется, и ты действительно не можешь озадачить товарища так, как нагрузил бы стороннего человека.

Моя дальняя родственница взяла на работу своего племянника. Начиналось все прекрасно – неплохая должность, интересные перспективы. Научила его всему, что знала сама, включая возможность проворачивать сделки с большей выгодой для себя и немножко для племянника. И контракты ему подыскивала интереснее, и на оформление отчетности смотрела менее критично. Чем немедленно вызвала недовольство у своих коллег, но на открытый бунт никто не отважился.

А закончилась история грустно. Когда руководство узнало о хитростях племянника, в первую очередь досталось сердобольной родственнице. А та, недолго думая, кинула на амбразуру паренька, которого незамедлительно уволили. Свою репутацию до конца оправдать ей не удалось, а их семья с тех пор натурально раскололась на два воинствующих лагеря, каждый из которых поддерживал свою сторону, напрочь отказываясь входить в положение оппонентов.

Вывод: вся гамма психологических перипетий может развернуться у тебя на глазах. Подумай, надо ли оно тебе.

Есть риск, что родственник или друг окажется непорядочным и, пользуясь полученными знаниями, решит подсидеть товарища

Ожидание: вы команда.

Реальность: нет.

Такое происходит, увы, сплошь и рядом – достаточно почитать любой блог с историями о родственнике, который смог. Мой друг-инженер поделился со мной историей. Он начал формировать команду для работы над объектом и пригласил своего товарища. Искренне хотел помочь – обеспечить приятеля работой, чтобы тот не засиживался без дела, научить по-быстрому своим «фишечкам» и заручиться поддержкой своего человека в будущих проектах. Проза жизни проявилась спустя два месяца. Его друг, изучив все особенности, перехватил следующий заказ, тем самым оставив добренького инженера без работы.

Вывод: проверку на вшивость могут пройти не все, будь морально готов и к таким открытиям.

Читайте также
Как не убить друг друга при сдаче проекта?

Тяжело увольнять при необходимости

Ожидание: вы учитываете только работу.

Реальность: вы постоянно думаете о дружбе.

Вы решили, что для сохранения отношений лучше покончить с совместной работой, классическое «ничего личного, только бизнес». Это печальный и нередкий финал, отягощенный дополнительным стрессом – вдвойне неудобно обсуждать такие вопросы с небезразличным человеком. А вишенкой на торте дискомфорта становится страх потерять и сотрудника, и друга.

Мой друг Сергей, дизайнер, однажды был перед сложным выбором. Ему нужно было уволить иллюстратора Антона, потому что он регулярно срывал дедлайны, рьяно отстаивал свое видение наперекор команде, хотя и поддерживал приятельские отношения с коллективом.

Сделать это было непросто: они вместе учились еще в университете, Антон был первым, кто поддержал идею создать свой бизнес, помогал искать людей в команду, но в какой-то момент не смог соответствовать уровню проекта. Сергей очень волновался, долго настраивался и поделился своими мыслями с более опытным руководителем. Тот дал ценный совет: «Антон – классный парень? Так и дружи с классным парнем, а работай – с хорошим специалистом». Разговор был непростой, но в конечном счете все стороны только выиграли от этого разрыва.

Вывод: честный открытый разговор поможет сохранить близкие отношения даже в случае профессиональных разногласий.

Конечно, в работе хочется окружить себя надежными, эмоционально стабильными людьми, которые не сольются, даже если доллар поднимется выше 80 рублей. И если хочешь нанять на работу друга или родственника, заранее проверь компетенции, обсуди границы дозволенного и поддерживай нейтральное отношение к нему в коллективе.

Вполне уместно предложить другу один конкретный заказ, маленькую подработку – быстро сделал и разошлись. А вот над тем, устраивать ли долгосрочное сотрудничество, стоит подумать.

Лучше не геройствуй, а обратись за консультацией к профессионалам. Или пройди онлайн-курс «HR-менеджер» от TexTerra – узнай, как искать сотрудников, оценивать кандидатов, обучать и адаптировать новичка в коллективе.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

19 апр 2024
7 948
Отзывы на Яндекс.Картах: гайд по отработке

Отвечаем на частые вопросы – можно ли купить (и что думает об этом техподдержка), как удалить и что отвечать. А еще – как на этом теперь можно зарабатывать (новая фишка).

19 апр 2024
33 659
Как пройти ассессмент-центр – с пользой и с удовольствием

Ассессмент – это комплексная и всеохватывающая процедура оценки сотрудника (или кандидата), состоящая из разноплановых заданий.  В наши широты ассессмент-центр пришел, как и все западно-прогрессивное, лет 20 назад. И, как и все западно-прогрессивное – с отставанием на 40 лет. 

19 апр 2024
328
Аутстаффинг против аутсорсинга: в чем разница

В чем подводные камни того и другого (и нужно ли все это вам).

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.