Реализация одаренности зависит от слишком большого количества факторов, но можно выкрутиться.

Итак, добрые люди вам сообщили, что вы обладаете некими неординарными способностями. Хорошая это новость или плохая? Как посмотреть. Если вы принимаете решение развивать свою одаренность, то первый шаг – это понять, что она такое. Забегая вперед, сообщим – ни психологи, ни нейробиологи, ни генетики ничего определенного по этому поводу сказать пока не могут.

Также приготовьтесь к тому, что будете много лет блуждать впотьмах, станете сами себе «менеджером по талантам», промоутером и коммуникационным агентством, консультантом по переездам, мотивационным коучем, учителем иностранного языка, финансовым советником и бог знает кем еще. Потому что никто не принесет вам на блюдечке все эти услуги, без них вы пропадете, а купить сможете нескоро.

Как мы выяснили в нашем первом разговоре по теме, талант – что-то вроде чемодана без ручки. Обладание им часто влечет за собой повышенную тревожность, отчужденность от «нормальных» людей и неодобрение с их стороны.

Мы убедились, что наука пока не имеет технических средств увидеть ваш талант столь же ясно, как какое-нибудь банальное воспаление аппендикса. Ученые очень стараются, но даже если им шикарно заплатить за расшифровку вашего личного генома, проведение вас через тысячу тестов с контролем посредством томографии и электроэнцефалографии, они не смогут сказать, в чем конкретно состоит ваша одаренность и что вам с ней делать.

Возможно, чтобы не погружаться в бездну психологических интерпретаций таланта, стоит обратиться к довольно радикальному, но честному взгляду на проблему бихевиористов.

Представители этого научного течения предлагают исследовать поведение человека, не фокусируясь на его личных переживаниях, ибо технические средства изучения внутреннего психического мира все еще слишком несовершенны.

Радикальные бихевиористы договорились считать мозг или личность человека «черным ящиком». По сути, прибором, устройство которого нам неизвестно, но зато на его «вход» мы можем подавать различные стимулы (обычно это делает окружающая среда – в широком смысле жизнь) и наблюдать, какое поведение «прибор» показывает «на выходе».

Как ни странно, этот подход позволяет собрать большую статистику и увидеть многие закономерности. В частности, его успешно применяют «поведенческая экономика», «поведенческая психология» и другие ответвления бихевиоризма как «зонтичного бренда». Например, сооснователи направления «поведенческая экономика» Дэниэль Канеман и Амос Тверски за свои экспериментальные исследования удостоились Нобелевской премии.

Ознакомимся же вкратце, как феномен таланта трактуют бихевиористы – это любопытно.

«Талант» – жалкие остатки того, что у вас отняли семья и школа

Наиболее… хм… циничные из ученых утверждают, что само понятие «креативный потенциал» бессмысленно, и говорить стоит лишь о «творческих реакциях» организма на стимулы. А, мол, акты созидания от остальных реакций ничем принципиально не отличаются.

Ученым для подтверждения теорий требуется возможность с высокой вероятностью предсказывать действия любых организмов или «приборов» в ответ на стимулы в ходе повторяемых и проверяемых экспериментов.

В работе с живыми существами они используют (как и сама природа) позитивные или негативные стимулы. Первые закрепляют поведение, потому что вознаграждают его, вторые – могут предотвратить его, потому что «наказывают».

При помощи кнута и пряника исследователи узнали: если «креативное поведение» награждать позитивными стимулами, оно будет повторяться – что у крысы, что у человека. С колокольни бихевиоризма довольно успешно пытаются объяснить даже известное утверждение «Гений универсален». Способность индивида творчески подходить к решению самых разнообразных задач в этой парадигме представляет собой «эффект генерализации»:

«Человек, совершивший первый творческий акт, склонен творить и в других ситуация, так как он экстраполирует свое “творческое поведение” и на другие сферы жизни».

Поясним – такая экстраполяция происходит, если креативный индивид получает позитивные подкрепления созидательным актам. Например, довольно убедительно доказано, что эффективнее всего людей творческих профессий мотивируют деньги.

Адепты поведенческой науки посягают даже на объяснение отличия гениальности от таланта. Талант они считают формой поведения человека, который… сузил поле креативных реакций на вызовы окружающей среды. А гениальностью в соответствии с этой точкой зрения является способность делать творчески вообще все – например, есть яблоки или читать газету.

Бихевиористы додискутировались до того, что признали гений и оригинальность не уникальными, а присущими всем детям. Таково, мол, их первоначальное «генерализованное» поведение, которое продолжается до тех пор, пока им не начнут бить по рукам, объясняя, как «правильно» рисовать, петь, танцевать, считать, писать, строить песочные замки и разговаривать с майскими жуками (правильно – не разговаривать).

Негативное подкрепление заставляет ребенка сужать поле творческих реакций все сильнее – до уровня… да, так называемого «таланта». И маленького творца этаким манером можно запинать до такой степени, что он прекратит креативное поведение в принципе. Чем общество обычно и занимается.

Упражнение на вечер: вспомните примеры негативных подкреплений, полученных вами в детстве

К счастью, одаренных детей не так просто закошмарить «нормальными» правилами. Единожды позитивно закрепленная творческая реакция может проявляться у них даже после серии негативных подкреплений.

В реальной жизни реакции подкрепляются в прерывистом режиме (пример – зарплата раз в месяц). Важен опыт первых положительных подкреплений. Если индивид однажды словил награду – особенный кайф, следующий за творческим актом, да еще и денег заработал, он будет пытаться повторить такое поведение, даже если пройдет через ряд неудач и разочарований.

Кстати, «наградой» для творца могут быть всего лишь улыбка или похвала значимого человека. Хомо сапиенс все-таки существо сложное – работает не на одном лишь бабле…

Впахивайте 10 лет и обрящете, но это не точно

Ученые не были сами собой, если бы не стремились выйти за пределы «поведенческой» парадигмы. Они все-таки рискуют лезть внутрь «черного ящика» и объяснять талант альтернативно. Например у когнитивистов, пытающихся моделировать мышление математически, существует свое определение таланта:

«Это любой набор персональных характеристик, который ускоряет приобретение опыта или повышает производительность при наличии определенного опыта».

Вдумайтесь в формулировку – «любой набор». То есть, скажем, музыкант может иметь качества личности, никак не связанные с его искусством, но помогающие именно в нем достигать больших вершин через быстрое получение и усвоение опыта.

Мало того, ребенок, имевший отличные музыкальные способности, в будущем может стать выдающимся художником, а вовсе не композитором или виртуозом-инструменталистом. Как удачно это согласуется с бихевиористским объяснением «универсальности гения», не правда ли?

Однако сам опыт необходимо усердно получать. Когнитивные психологи даже высчитали среднее время, за которое талант (любой выгодный набор персональных качеств) при наличии постоянной профессиональной практики развивается в мастерство. Он составляет 10 лет.

Но упорная практика в течение десятилетия тоже ничего не гарантирует. Как выяснила группа ученых из нескольких университетов США, Британии и Австралии, целенаправленное профессиональное совершенствование объясняет лишь… 30 % успехов талантливых людей.

Кажется, в превращении одаренного человека в мастера задействовано такое множество факторов, что они просто не поддаются учету. Скажем, на развитие одаренности определенно косвенным образом влияют гены. Они побуждают людей неосознанно искать опыт, который, в свою очередь, развивает определенные нейронные структуры мозга и их физиологию. А те «продуцируют» еще более высокий уровень таланта.

Талант производит талант – удивительная «закольцованность».

Уникальный для каждого набор генов привлекает внимание человека к определенной информации в окружающей среде и отвращает внимание от другой информации. Когнитивисты говорят, что мы отличаемся друг от друга тем, что именно пленяет наше внимание.

В связи с этим профессиональная практика может никак не помочь развиться мастерству, если во время занятий внимание одаренного человека здесь и сейчас отвлечено. Ему может быть тупо скучно заниматься. Он может не хотеть трудиться или ощущать состояние, которое называет «нет вдохновения».

Ученые сообщают, что генам человека, который попал в некие жизненные обстоятельства, требуется время, чтобы они могли синхронизироваться друг с другом и со стимулами окружающей среды. Которые, как мы знаем, могут быть как позитивными, так и негативными.

Разные личностные характеристики, по мнению когнитивистов, могут «включаться» в разном возрасте в течение всей жизни. Поэтому одаренный ребенок может быть «упущен» педагогами даже самой совершенной системы образования. Утрированно говоря, его могут начать тестировать в тот период, когда гены еще не синхронизировались и не начали побуждать мозг и тело получать нужный для развития способностей опыт. Что уж говорить о сонме социально-экономических факторов, влияющих на «упущения» талантов.

Здоровые дети с природной «универсальной гениальностью» могут родиться в Сомали и Афганистане (возьмем для наглядности примера), где нет вообще никаких условий к тому, чтобы эти индивиды начали получать опыт, потребный для проявления и развития способностей. А потом их назовут «бездарными», «обычными». Будет ли такое справедливо?

Наука выяснила, что значение для проявления таланта имеют:

  • географическое местоположение ребенка;
  • то, каким по счету он родился в семье;
  • уровень дохода семьи и способность родителей материально помогать детям во время их становления;
  • наличие доступа к образовательным услугам;
  • наличие в окружающем социуме традиции поддержки достижений;
  • уровень культуры в социуме и еще много-много социально-экономических факторов.

Изучите местные традиции поддержки достижений

По сути, то, что вас называют одаренным, означает: вам крупно повезло. Окружающая среда, семья, школа, политическая система оказались такими, что ваши гены имели возможность «проснуться», заставить вас получать определенный опыт, который сформировал некоторые сложные структуры мозга, а те сделали вас еще более способным.

Но скольким вашим сверстникам не выпало таких карт? Сколько из них получали одни лишь негативные подкрепления на своем пути?...

Ну и что мне с этим «везением» делать?

К сожалению, никаких универсальных правил не существует. Скорее всего, вы родились не в Сомали, но и не в Финляндии – с ее передовой системой дошкольного и школьного образования, буквально «заточенной» на массовую поддержку любой детской одаренности.

Поэтому для начала скажите спасибо, что у вас вообще завелись какие-никакие «способности». А затем подумайте вот о чем: большинство обществ в принципе устроено так, чтобы их члены хотя бы не поубивали друг друга за ресурсы и социальный престиж. О каких-то талантах и их психологических проблемах в таких социумах думать некому, кроме горстки ученых и педагогов-идеалистов.

Шанс на то, что вы встретитесь с таким наставником, очень малы. Шанс на то, что ваши родители хоть краем глаза читали что-нибудь из вышеизложенного… ну, вы сами знаете. В вашем городе могут быть один вуз, два завода, четыре тюрьмы и гордый ресторан «Вкусно – и точка!», от нейминга которого вас как человека одаренного воротит.

По сути, у вас может быть только одна ниточка, связывающая вас с местами, где сложилась «традиция поддержки достижений» – интернет (это тоже удача, не везде он работает). Поэтому вы должны сами себе стать «менеджером по развитию талантов». Если, конечно, уже не подобрали завод или тюрьму по вкусу.

Интернет поможет вам найти своих – людей из других географических и экономико-социальных доменов, которые уже проходят обязательные 10 лет целенаправленной практики, получили первые поощрения или даже достигли мастерства.

Заводите с ними знакомства в социальных сетях. Ищите профильные сообщества – форумы, соцсетевые группы, блоги, подкасты, YouTube-каналы. Учите английский язык. Старайтесь ежедневно вариться в информационном контексте, который связан с областью вашего жгучего творческого интереса.

Грузите пиво на складе за небольшую зарплату, чтобы оплатить онлайн-курс по той дисциплине, которая привлекает. Ищите удаленную стажировку или работу за мелкий прайс по своему профилю, чтобы получить первоначальный опыт и портфолио.

Готовьтесь к будущему переезду туда, где количество университетов в разы превышает количество тюрем. Ввязывайтесь в качестве ученика, стажера, джуниора в профессиональную «драку», а там посмотрите.

Это и есть тот опыт, та целенаправленная практика, которая будет в течение многих лет формировать новые хитроумные структуры вашего мозга, необходимые для «закольцованности таланта», для его подпитки самим собой.

Преодолевайте стеснение, социофобию, боязнь оценки со стороны и знакомьтесь с теми, кто продвинулся дальше вас. Этому помогает безукоризненная интернет-вежливость и априорная доброжелательность.

При неудачах (отказе в знакомстве, отказа с вами работать по причине неопытности и т. п.) пытайтесь снова и снова. Поведенческая экономика давно доказала, что шансы на успех увеличиваются с количеством целенаправленных попыток.

«Секрет» талантливых людей, родившихся в разнообразных задницах мира, но достигших мастерства и признания, лежит на поверхности:

  • им повезло ощутить интерес к определенной деятельности, чуть-чуть попробовать и получить первые робкие подтверждения от других того факта, что у них наличествует «одаренность» (положительное подкрепление);
  • они не просвистели момент и начали свою 10-летнюю практику;
  • они стучались во все двери с упорством маньяков, пока не выяснили, что никаких «запертых дверей» и тайных «социальных лифтов» не существует – там, «наверху», оказывается, такие же люди, потенциальные коллеги, которые необязательно будут вас топить как конкурентов, а могут и помочь, и кое-чему научить, и продвинуть вас, и затеять с вами креативный бизнес;
  • они сначала бессознательно, а затем осознанно проявляли «творческое поведение» в решении профессиональных, организационных и бытовых задач, они превратили это в привычку;
  • они уважали свой труд и не позволяли себя эксплуатировать за грош, и это получилось у них благодаря нетворкингу и наработанному за годы практики портфолио;
  • они никогда не бросали практику надолго, несмотря ни на какие разочарования и неудачи;
  • они были готовы к релокации.

Выберите, откуда начать нетворкинг

Будем честны с собой: узнать о своей одаренности и почувствовать большой интерес к определенной творческой деятельности – это уже джек-пот, биологический и социальный. А вот все остальные плюшки – условия для самореализации, деньги, профессиональное признание – придется заработать самостоятельно и в условиях, когда вам все мешает, а не помогает.

Обществу не то, чтобы наплевать на талантливых людей – ему некогда. Оно пытается не самоубиться на пути к цивилизованности. А до нее в большинстве стран мира еще ох как далеко.

Вас «не замечают» не специально. Обычно вообще никто никого не замечает, если это не начальник, не полицейский и не потенциальный половой партнер. «Это норма» (с).

А вот цивилизованность социума, развитые возможности для самореализации всех его членов – норма XXIII века, и мы с вами ее не застанем.

Здесь и сейчас никакие общественные институты не обещают денег и счастья одаренным юношам и девушкам. Вырвать их (зачеркнуто)… честно добыть их из окружающей среды можно только осознанным трудом, смекалкой и заинтересованным общением с теми, кто пошел по пути мастерства раньше вас.

Все это жутко непросто. Но почему бы не попробовать? Хотя, конечно, можно сразу прыгнуть за прилавок «вкусноточки» – говорят, там опять идет массовый набор филологов, музыкантов, дизайнеров и художников. Но есть одно условие – вы должны уметь отчетливо произносить «Свободная касса!»…

#
Психология Мнение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.