Все чаще с помощью краудфандинга собирают деньги не только на творческие, но и на благотворительные проекты. Как НКО собрать деньги с помощью краудфандинга? Предлагаем пошаговую инструкцию.
Краудфандинг в России – достаточно молодое явление. Первой краудфандинговой платформой в стране стала Kroogi, специализирующаяся только на творческих проектах. В 2012 году в стране появились две большие краудфандинговые платформы с более объемными списками категорий проектов – Planeta.ru и Boomstarter. «Планета» с момента основания начала выполнять социальную миссию и работать с некоммерческими организациями. На «Бумстартере» формально категории «Благотворительность» нет, но благотворительные проекты все равно появляются в категориях «Здоровье», «Общество» и пр. Появляется много благотворительных фандрайзинговых проектов – «Добро.Mail.ru», «Благо.ру», недавно у благотворительного фонда «Нужна помощь» был создан онлайн-сервис «Пользуясь случаем», позволяющий любому человеку создать сбор на благотворительный проект. Но мы будем говорить хоть и о народном финансировании, но не безвозмездном.
Читайте также: Нормкор маркетинг или почему пора делать «скучную» рекламу!
Оцениваем свои возможности
Для начала подумайте. Нет, серьезно. Оно вам надо? Краудфандинг как способ фандрайзинга подходит не каждой НКО. Безусловно, все авторы получат персонального менеджера, который поможет отредактировать текст, оформление наград, разъяснит тонкости продвижения и общения со спонсорами, представит интересы автора, договорится о посте в официальных аккаунтах платформы, включении проекта в рассылку для спонсоров или обсудит с пиар-отделом дополнительное продвижение конкретной кампании, но очень большая нагрузка ложится на самого автора. Краудфандинг для активных, горящих своей идеей, не стесняющихся о ней рассказывать. Вам придется много общаться, знакомиться с новыми людьми и даже о чем-то их просить, отвечать на массу вопросов и постоянно рассказывать о своей идее. Не испугались?
Запускаем крауд-кампанию
Ну и правильно, что не испугались, потому что краудфандинг – это очень увлекательный процесс. Он позволяет найти не только новых спонсоров, но и партнеров, волонтеров, единомышленников. Проекты в категории «Благотворительность» на Planeta.ru могут запускать только проверенные НКО. Благотворительность – лакомая сфера для мошенников, поэтому наличие фонда – важный момент для безопасности спонсоров. Именно НКО – гарант добросоветсного сбора средств и расходования их по назначению. Для НКО доступно льготное размещение: отсутствие комиссии платформы, возможность продлевать проекты, перечисление на счет любой собранной суммы, вне зависимости от достижения стопроцентной финансовой цели. При этом проекты других категорий на краудфандинговой платформе считаются успешными и получают финансирование только по достижению пятидесяти процентов от заявленной финансовой цели. Для запуска благотворительного проекта на «Бумстартере» необязательно иметь зарегистрированный фонд, размещают такие проекты на общих основаниях.
Все фонды, впервые запускающие свои крауд-кампании на «Планете», обязательно проходят валидацию. На этом этапе юристы компании запрашивают уставные документы, свидетельства из Минюста, из Единого госреестра юридических лиц, отчетность. Если фонд моложе 2 лет, сотрудники платформы просят предоставить рекомендательные письма.
Учимся на примерах
Организация «Скорая клоунская помощь» до Planeta.ru сотрудничала с фондом помощи хосписам «Вера». Фонд «Вера» – автор самого первого благотворительного проекта на «Планете». Сотрудники крауд-платформы запросили у крупного НКО рекомендательные письма, и кампания организации «Скорая клоунская помощь» была запущена.
Ставим реальную финансовую цель
Любая сумма, с которой вы выходите на краудфандинговую платформу должна быть не просто обоснована, но и достижима. Со стороны может казаться, что автор просто придумал классную идею, оформил проект, и деньги спонсоров посыпались, как из рога изобилия. На самом деле за каждым проектом огромная работа, и после запуска кампании она только начинается. Нужно постоянно привлекать внимание к своему проекту, рассказывать о нем, придумывать интересные инфоповоды. Краудфандинговые платформы, конечно, помогает авторам с продвижением, но любой успех – это только совместная работа.
Первый проект – это всегда тест идеи, проверка интереса аудитории. Поэтому главная рекомендация при составлении финансовой цели первого краудфандингового проекта – минимизация бюджета.
Финансовая цель просчитывается по такой формуле: средства, необходимые на реализацию идеи + комиссия платформы и платежных агрегаторов + налоги + затраты на изготовление и доставку наград.
Учимся на примерах
Большие цифры в проектах благотворительных фондов пугают аудиторию. Если на реализацию идеи требуется очень большая сумма, советуем «дробить» ее на несколько краудфандинговых кампаний. Большие финансовые цели достижимы, если в проекте сочетаются хотя бы два пункта:
- это повторный проект автора,
- у автора есть большое количество лояльных поклонников или людей, заинтересованных в реализации задумки,
- если проект резонансный, с очень мощной информационной кампанией.
Фонд помощи животным «Ника» – абсолютный лидер благотворительных краудфандинговых проектов. На строительство уникального центра для животных «Мокрый нос» фонд уже сумел собрать более 12 миллионов рублей с помощью краудфандинга. Фонд успешно завершил два проекта на строительство вольеров для собак и домика для собак-инвалидов и сейчас пришел на крауд-площадку уже с третьим, «кошачьим» проектом. В случае этого фонда совпали все три пункта сборов миллионных целей. И все равно авторы проектов «Ники» делят финансовую цель на количество дней, в течение которых идет крауд-кампания, и сообщают своим подписчикам в соцсетях, сколько нужно собирать ежедневно. Получилось «всего» 50 тысяч рублей. Но у этого фонда огромная и очень лояльная аудитория – более 30 тысяч подписчиков в соцсетях. Для нее это реальная финансовая цель.
Продумываем срок проекта
Логично, что сбор средств на новогодние подарки бабушкам из домов престарелых нужно начинать в ноябре-начале декабря, а кампанию в поддержку лагеря для детей с особенностями – в преддверии летних каникул. Но принимая решение о длительности проекта, помните не только о сезонности, но и о том, что затянутая крауд-кампания отнимет много ваших сил и что спонсоры часто откладывают поддержку на потом, если видят, что до окончания проекта осталось еще много времени. Рекомендованный срок действия проекта – в интервале от 30 до 60 дней. Максимально возможный на Planeta.ru период активности – 100 дней. Но благотворительные проекты можно продлевать по несколько раз. Однако каждое увеличение срока проекта должно быть обоснованным. Бонус: если вы уже собрали средства, а срок действия проекта еще не завершен, можно продолжать сбор. Но в таком случае нужно придумывать дополнительную мотивацию для спонсоров, рассказывать, на что будут потрачены деньги, собранные сверх необходимой суммы.
Снимаем мотивирующее видео
Видеообращение – один из основных элементов краудфандингового проекта. По мнению многих авторов, это еще и один из самых сложных элементов крауд-проекта, но качественный ролик примерно вдвое увеличивает шансы проекта на успех. Это самый эмоциональный контент, видео быстрее получает охват в соцсетях, на него активнее реагируют, чем просто на текст или на текст с фото. К тому же, в ролик можно добавить кликабельную ссылку и использовать ролик как самостоятельный элемент продвижения. Но у видео есть свои тонкости: оно должно быть с качественным звуком и хорошей картинкой. Это говорит о серьезных намерениях автора и повышает доверие аудитории. Видео должно быть цепляющим, мотивирующим, в нем важно обозначить, кто запускает проект, для чего, какая сумма требуется для реализации. И важно соблюдать хронометраж – 1,5-2 минуты. Затянутое непрофессиональное видео утомляет.
Читайте также: 29 практических советов по SEO для видео
Учимся на примерах
«Но мы же НКО, у нас нет ресурсов для съемки», – скажут большинство представителей некоммерческого сектора. Главное – творчество, позитивный настрой и коммуникативные навыки! Советуем обращаться к студентам режиссерских факультетов и «киношникам»-любителям, для которых подобная работа будет отличным кейсом, а также к Youtube-блогерам. Проект «Наставник +» по строительству центра для выпускников детских домов реализовывал фонд «Дорогою добра» совместно с творческим объединением «Rakamakafo». Блогеры загрузили на свой канал социальный ролик, который сразу нашел большой отклик среди школьников и студентов. Казалось бы, это неплатежеспособная аудитория. Ребята перечисляли от 5 до 100 рублей, но их было очень много (почти 11 тысяч), поэтому проекту удалось собрать около 2 млн.
Рассказываем интересные истории
Не менее важно качественное текстовое описание. Даже если речь идет о системном проекте, у него должно быть лицо – то есть, должен быть герой проекта, история которого вызовет у пользователя краудфандинговой платформы эмпатию и желание поучаствовать в качественном изменении жизни этого человека. Не надо «давить на жалость», нужно вдохновлять и вести за собой. Старайтесь избегать слова «пожертвования» – за участие в вашем проекте люди получат приятные бонусы, соответственно, они не «жертвователи», а «спонсоры», «участники крауд-кампании». Но любой, даже самый выверенный с филологической точки зрения текст, потеряется, если не разбавлять «многабукф» изображениями. Это не только фото: создавайте интересную инфографику, используйте диаграммы, цитаты и прочие элементы, которые визуально разнообразят ваш текст.
Читайте также: Кто убил сторителлинг?
Учимся на примерах
И снова не стесняйтесь обращаться за помощью! Начинающие фотографы и дизайнеры обязательно помогут вам красиво оформить свой проект. За несколько недель до запуска крауд-кампании объявите в социальных сетях клич волонтеров, которые поучаствуют вам в оформлении проектов. Теория шести рукопожатий реально работает, а вы удивитесь, сколько вокруг людей, которые с удовольствием окажут вам свои услуги pro bono. Качественное визуальное оформление автоматически располагает спонсора к автору проекта, рождает ощущение, что автор заинтересован своей кампанией. Помните: не бывает «некрасивых» тем. Для вдохновения посмотрите чудесные фото в проекте «Строительство домика для собак-инвалидов».
Придумываем привлекательные награды
Благотворители получают за участие в проекте не только материальное удовлетворение (которое в благотворительных проектах часто является основной мотивацией для поддержки), но приятные бонусы трех видов. Безвозмездные награды – это благодарности, комплименты, а также возможность «увековечивания» имен спонсоров на сайте, в титрах будущих фильмов, на памятных табличках, вывесках и пр. Нематериальные награды – это возможность вовлечения благотворителей в свою деятельность: экскурсии, мастер-классы, интересные встречи, концерты, спектакли и любые благодарности, открытки, сертификаты в электронном виде. Материальные – «осязаемые» бонусы, продукция вашего фонда, награды от партнеров и друзей. Желательно, чтобы наград различных видов в проекте было не менее 7.
Учимся на примерах
Проект творческого объединения «Круг» (фонд «ТОК») сумел превысить финансовую цель почти в два раза, реализовывая в ходе крауд-кампании «Керамика на ощупь» уникальные изделия слепоглухих мастеров. Как же быть, если в вашем распоряжении нет гончарного круга (читать – «если фонд не производит чего-то эдакого»)? Директор фонда «Детские сердца» Катя Бермант предлагала спонсорам проекта своего фонда кастрюлю домашнего борща. Не бойтесь придумывать! Это очень увлекательный процесс.
Вовлекаем бизнес в свои проекты
А если у вас ни гончарного круга, ни директора, умеющего варить борщи? Краудфандинговый проект – отличная возможность найти не только спонсоров, но и партнеров. Не бойтесь выходить к бизнесу с предложениями о сотрудничестве. Разные организации могут предоставлять в ваши проекты свои товары и услуги. Бизнесмены получают таким образом не только дополнительные pr и рекламную составляющие (каждый из огромного числа зарегистрированных пользователей платформы них может зайти в проект конкретного фонда и увидеть награды от конкретной организации), но и новых клиентов.
Учимся на примерах
В декабре известный дизайнер Артемий Лебедев написал пост о бессмысленности тактильной разметки. В эти же дни на Planeta.ru был запущен проект «Издание журнала для людей со слепоглухотой» по сбору средств на выпуск единственного в стране журнала для слепоглухих людей. Редактор этого журнала Наталья Кремнева тоже не слышит и не видит. С помощью брайлевской приставки она оставила свой положительный комментарий в посте Артемия. Мы связались с дизайнером, рассказали ему о Наталье и ее проекте, и Лебедев не только предоставил в проект товары из своей Студии, но и написал об этом в соцсетях, что автоматически способствовало расширению аудитории крауд-кампании.
Работаем с дружественными сообществами
Видео смонтировано, текст выверен, награды придуманы и согласованы с партнерами. Казалось бы, можно приступать к запуску. Но нет, не менее важно заранее продумать медиа-план продвижения проекта. Традиционно продвижение крауд-кампании делится на 4 этапа. На первом необходимо задействовать ближайшее окружение, рассказывать о проекте подписчикам своей организации, работать с базами фонда. Затем попробуйте выйти с публикациями к дружественным сообществам. При этом отталкивайтесь от целевой аудитории: если речь идет о зоозащитном проекте, договаривайтесь о публикациях с пабликами производителей кормов – лояльность аудитории таких пабликов значительно выше к проекту помощи животным. Важно расширять аудиторию проекта только тогда, когда в проекте уже собрана первоначальная сумма. Если посторонние люди зайдут в проект с нулевым счетчиком, они вряд ли станут первыми спонсорами.
Учимся на примерах
«Ага, так и напишут крупные сообщества о нашем проекте! Они же на рекламе зарабатывают», – ухмыльнутся те, у кого стакан наполовину пост. Те, у кого наполовину полон, уже не читают, а ищут в соцсетях единомышленников. Конечно, не все админы крупных пабликов пойдут вам на встречу, но ведь и крупных пабликов не два и не три. Это говорит только о том, что нужно продолжать работу. Как можно искреннее и проще объясните незнакомому админу и объясните, как вам может помочь его пост. Точнее ваш пост в его сообществе: лучше прикреплять готовую запись. Но помните, что безмолвный репост вряд ли сработает – любой аудитории важен призыв к действию, обращенный конкретно к ней.
Сотрудничаем с блогерами
В абзаце, посвященном вовлечению бизнеса, неслучайно был сделан акцент на публикации Артемия Лебедева о своих подарках проекту в соцсетях. О своей кампании нужно постоянно рассказывать, вдохновлять ею и постоянно расширять ее аудиторию, ведя за собой. Когда в проекте уже собрана хотя бы четверть от заявленной суммы, логично обратиться за помощью к блогерам. Это люди, имеющие огромную лояльную аудиторию и очень дорожащие ею. Поэтому то, о чем вы предлагаете написать блогеру, должно пересекаться с его интересами.
Учимся на примерах
За сутки пост мамы-блогера Ольги Савельевой в поддержку программы «Передышка для моей мамы» петербургской организации родителей детей-инвалидов собрал в проект более 170 тысяч рублей. Ольга очень просто и доступно написала, что иногда родителям нужно отдыхать от своих детей, но родителям особых детей сделать это в разы сложнее. А еще у многих фондов в Попечительских советах есть известные люди. Когда они поддерживают крауд-проекты информационно, счетчики проектов автоматически «взлетают».
Придумываем активности в соцсетях
Краудфандинг – это сбор средств в Интернете, поэтому и взаимодействовать с аудиторией нужно в первую очередь там. Интересные флешмобы и конкурсы в соцсетях помогают помочь активизировать и внимание к крауд-проектам, но, конечно, всегда являются лишь одним из способов привлечения внимания к проекту. Вы можете разыграть специальный приз среди людей, поучаствовавших в вашем проекте, или предложить пользователям соцсетей делиться историями, созвучными с темой вашей крауд-кампании.
Учимся на примерах
Организаторы проекта «Рабочий полдень» по организации трудовой деятельности взрослых людей с ментальной инвалидностью предложили пользователям соцсетей рассказать о своей работе. Люди с удовольствием делились фото и историями со своих работ и добавляли в конце поста, что люди с ментальной инвалидностью тоже хотят работать, добавляя ссылку на крауд-кампанию. Этому проекту удалось собрать более 800 тысяч рублей.
Радуемся успеху
И вот, заслуженный успех, ваш проект достиг долгожданной отметки в 100% или даже превысил ее – самое время выдохнуть и порадоваться. Но не настолько, чтобы забыть о людях, которые на протяжении всей крауд-кампании переживали за проект и участвовали в нем. Воодушевленным успехом авторам важно не забыть о двух вещах: о доставке наград спонсорам и благодарственном посте-отчете. Людям важно знать, что цель, к которой вы стремились вместе, достигнута – пригласите их порадоваться вместе. К тому же, такие новости в завершенных проектах служат источником дополнительного доверия к автору, когда он приходит на платформу с новой инициативой.
P. S. Ну что, совсем испугались? Не нужно бояться краудфандинга, им просто нужно заниматься ☺ На самом деле это очень интересный и затягивающий процесс, а наблюдение за счетчиком проекта обладает поистине гипнотическим проектом. Попробуйте!