Благодаря интернету человек из Владивостока или Калькутты может найти клиента в Калининграде или Сиэтле. Но Сеть стирает не только географические расстояния и государственные границы. Интернет помогает преодолеть более сложные препятствия. Речь о возможности профессиональной реализации для незрячих и слабовидящих.
Масштабы проблемы
По информации Всемирной организации здравоохранения, в 2014 году в мире жили 285 млн человек с сильными нарушениями зрения. Из них 39 млн — полностью незрячие, а 246 млн — слабовидящие.
Точных данных о количестве незрячих и слабовидящих в России нет. Во Всероссийском обществе слепых состоит около 270 тыс. человек. А по оценочным данным этой организации количество незрячих и слабовидящих в стране составляет около 2,5 млн человек. В странах СНГ проживает от 1 до 1,5 млн незрячих людей и от 3,5 до 9,5 млн слабовидящих. Приблизительно каждый пятый из незрячих — человек трудоспособного возраста.
Теперь внимание. По оценочным данным «Яндекса», от 14 до 32 тыс. русскоязычных незрячих людей пользуются компьютерной техникой и интернетом. Если из 1 млн незрячих жителей СНГ 200 тыс. — люди трудоспособного возраста, то только около 10 % из трудоспособных незрячих людей пользуются компьютером и интернетом.
Почему так мало? А вы закройте глаза и попробуйте без посторонней помощи отправить кому-нибудь электронное письмо. Я не смог этого сделать даже с программным обеспечением, которым пользуются незрячие и слабовидящие. Но обо всем по порядку.
Читайте также: Бриф: налаживаем взаимопонимание с клиентом
Как незрячие и слабовидящие пользуются интернетом
По данным «Яндекса», более 90 % слепых и слабовидящих людей используют для работы с компьютером в целом и интернетом в частности программы экранного доступа с синтезаторами речи. Это ПО считывает текст с экрана и воспроизводит его синтетическим голосом.
В число наиболее популярных скринридеров с синтезатором речи входят JAWS, NVDA, VoiceOver. Домашняя лицензия JAWS стоит несколько сотен долларов США. NVDA — бесплатное ПО с открытым кодом.
Когда открывается веб-страница, программа NVDA воспроизводит весь текст, который есть на экране. Робот начинает с заголовка, телефонов в хедере, вертикального меню сайта. На чтение вспомогательного текста уходит от нескольких десятков секунд до нескольких минут в зависимости от архитектуры и дизайна сайта.
С помощью горячих клавиш пользователь может направлять робота к нужным элементам страницы. Например, клавиши от 1 до 6 позволяют мгновенно перейти к заголовкам от h1 до h6, если они есть на странице.
Незрячие люди получают информацию из интернета с помощью дисплея Брайля. Это устройство воспроизводит на панели символы с помощью шрифта Брайля. Тактильный дисплей — дорогое устройство. Его стоимость исчисляется в тысячах долларов США. Возможно, из-за этого брайлевскими дисплеями пользуется только около 10 % незрячих пользователей рунета.
Слабовидящие люди пользуются программами увеличения шрифта и коррекции изображения. На некоторых сайтах есть версии для слабовидящих пользователей. Как они выглядят, можно посмотреть на примере ресурса «Всероссийского общества слепых». Переключатель находится в верхней части экрана.
Незрячие люди пользуются интернетом не только для получения информации и общения. Некоторые благодаря Сети работают, организуют предприятия, находят партнеров и единомышленников и оказывают услуги клиентам. Подробнее об этом можно узнать на примере Цыржимы Ямпиловой и ее агентства Tohonix.
Цыржима Ямпилова: все сотрудники студии Tohonix — люди с ограничениями
Идея поговорить с Цыржимой Ямпиловой появилась спонтанно. При подготовке одной из статей копался в «Джумле» или в OpenCart. Что-то не хотело работать. Это ужасно раздражало. В перерыве прочитал комментарий Цыржимы в «Фейсбуке». Она написала, что самостоятельно сделала сайт на WordPress. И что она незрячая.
Цыржима согласилась поделиться опытом с читателями блога «Текстерры».
О себе и о студии Tohonix
Дмитрий Дементий: Цыржима, расскажите пожалуйста о себе. Поделитесь с читателями блога «Текстерры», кто вы, откуда, чем занимаетесь. Все, что считаете нужным или уместным сказать.
Цыржима Ямпилова: Меня зовут Цыржима Ямпилова, я копирайтер и руководитель студии текстового контента Tohonix. Сейчас живу в районном центре Яшалта в Калмыкии. Родом из Бурятии.
Я незрячий человек с детства. По образованию творческий мастер. Профессионально занимаюсь рукоделием: макраме, бисероплетением и другими видами. Пишу стихи, писала прозу. Участвовала во всероссийских творческих конкурсах, получала дипломы. Когда стала профессионально заниматься копирайтингом, литературное творчество отошло на второй план.
Д.Д.: Я не знал, что вы пишете стихи. Если можно, поделитесь с читателями своими работами.
Ц.Я.: Некоторые произведения опубликованы на портале «Стихи.ру».
Д.Д.: Цыржима, вы незрячий человек, но не только пользуетесь компьютером и интернетом, а еще и работаете через интернет. Расскажите пожалуйста о своей работе. Что именно вы делаете? Работаете самостоятельно или с группой единомышленников? Вы основатель студии Tohonix. То есть у вас есть партнеры, коллеги, сотрудники?
Ц.Я.: У меня пять помощников. Пятый специалист присоединился к нам недавно.
Так получилось, что все сотрудники студии Tohonix — люди с ограничениями. Это получилось совершенно случайно. Я не хотела принимать в коллектив людей без рекомендаций, чтобы не столкнуться с непорядочностью. Поскольку я инвалид, у меня очень много знакомых с инвалидностью. Помогло сарафанное радио. Сейчас в студии работают три незрячих копирайтера. Также у нас есть иллюстратор. Он колясочник. И недавно к нам присоединился контент-менеджер. У него ДЦП.
Сначала я делала всю работу контент-менеджера сама. То есть самостоятельно публиковала контент на сайтах клиентов. Приходилось работать с разными CMS. Работала с WordPress, Joomla!, «Битрикс». После встречи с конструктором сайтов Wix поняла, что без контент-менеджера агентство Tohonix больше работать не может. Эта платформа оказалась самой сложной.
Отдельная проблема — изображения. Они съезжают, становятся криво. Поэтому пригласила контент-менеджера.
Копирайтеров я пригласила раньше. Поняла, что не могу самостоятельно написать 10 статей в сутки.
Функции иллюстратора сначала выполняла моя мама. Она — начинающий пользователь интернета, поэтому брала первые попавшиеся изображения из «Яндекса». Их качество меня не устраивало. Поэтому пригласила в студию специалиста, который занимается только подбором фотографий. Но мама все равно мне помогает. Прошу ее оценить внешний вид сайта, расположение и читабельность контента.
Самостоятельно создала сайт агентства. Он доступен по адресу http://tohonix.ru/. Ресурс работает на WordPress. Также веду группы в социальных сетях. Создаю и публикую контент.
У агентства Tohonix есть разные клиенты. Пишем для интернет-магазинов, агентств недвижимости и других клиентов. Создаем информационный и обучающий контент. Продающие тексты практически не пишем. Лично я не люблю продажи, так как долгое время продавала в офлайне.
Делаем тексты для блогов и информационных разделов сайтов, которые могут помочь клиентам наших клиентов.
Д.Д.: То есть занимаетесь контент-маркетингом?
Ц.Я.: Да.
Д.Д.: Свои проекты у вас есть? Кроме сайта агентства.
Ц.Я.: Пока нет.
Д.Д.: Цыржима, подскажите, как происходит взаимодействие с сотрудниками и клиентами? Вы работаете удаленно или у вас офис?
Ц.Я.: Работаем удаленно. Помощники находятся в Омске, Екатеринбурге и других городах России. Взаимодействуем через скайп. Для работы используем «Яндекс.Диск». Здесь у каждого копирайтера своя папка, к которой у меня есть доступ. В папку я загружаю задания, а копирайтер кладет сюда выполненные работы, черновики, другие рабочие документы. Здесь же находится таблица, в которой мы учитываем выполненные задания.
С клиентами общаюсь преимущественно через «Вконтакте». Преимущественно из этой сети приходят новые заказчики. То есть с клиентами общение тоже удаленное.
Д.Д.: Как давно вы создаете контент?
Ц.Я.: Четвертый год.
Д.Д.: Я знаю, что до этого вы тоже занимались интернет-маркетингом. Только это было не создание контента.
Ц.Я.: Да, до создания контента я занималась инфобизнесом. Создавала и продавала курсы рукоделия. Также продавала свои работы. Для уроков макраме нужны фотографии, чтобы обучающийся видел узлы, технические детали. Фото для курсов делал мой брат. Потом он переехал в другой город, фотографировать стало некому. Поэтому я перестала делать онлайн-уроки.
Д.Д.: Как вы решили, что стоит заниматься созданием контента?
Ц.Я.: Я видела, что контент пользуется спросом. А сама стала писать коммерческие тексты случайно. Знакомая попросила сделать сайт. Я сделала ей сайт на WordPress, а она писала для него тексты. Я увидела, что тексты можно сделать по-другому, лучше.
Тогда я начала писать и показывать результат разным людям. Мне подсказали, что я могу успешно заниматься копирайтингом. Порекомендовали зарегистрироваться на бирже. На бирже проработала один день и поняла, что это не мое. Биржа, а не копирайтинг.
На бирже мне не понравилось отношение к тексту. Заказчикам там тексты нужны не для привлечения клиентов, не для обучения аудитории. Контент им нужен для галочки.
Д.Д.: То есть текст им нужен для поисковых роботов?
Ц.Я.: Да. В основном на бирже заказывают текст вебмастера для сайтов своих клиентов. Содержание или информационная ценность их практически не волнует.
Поэтому я решила заниматься копирайтингом на другом уровне, более серьезно. Я почувствовала, что мне это интересно, и что я могу заниматься этим практически без посторонней помощи.
Д.Д.: Работа в интернете для вас — это необходимость, связанная с особыми физическими потребностями? Или это одна из многих возможностей?
Ц.Я.: Это одна из возможностей. До инфобизнеса и интернет-маркетинга я работала оператором колл-центра в Москве. Продавала по телефону разные услуги, например, услугу подключения к интернету. В колл-центр специально набирали незрячих и слабовидящих специалистов. Там я работала достаточно долго.
В то время у меня была идея работать на рынке недвижимости, оказывать риелторские услуги. Если бы не было интернета, я бы скорее всего была риелтором. Но интернет есть, а я понимаю, что работать в интернет-маркетинге мне интереснее и удобнее.
Незрячему человеку довольно сложно найти работу по найму. Организации не хотят тратить средства на специальное оборудование и ПО, которое необходимо слепому человеку для работы.
Д.Д.: Цыржима, копирайтинг для вас — творческая деятельность? Или это рутина? Вы руководите агентством, поэтому вам нужно выполнять много рутинных административных действий, верно?
Ц.Я.: Это не творчество, но и не рутина. Некоторые из моих копирайтеров считают работу творчеством. Они очень болезненно воспринимают, когда прошу их что-то переделать, доработать текст.
Считаю текст инструментом, который помогает достигать определенных бизнес-целей. Но рутиной создание контента не считаю. Мне нравится эта деятельность, поэтому не могу назвать ее рутинной.
Д.Д.: Кстати, лучше поздно чем никогда. Разрешите уточнить терминологию. При подготовке к интервью я встретил термин «псевдотолерантность». Это когда незрячего человека называют слабовидящим. Как вы думаете, как лучше говорить?
В университете меня учили пользоваться общим и нейтральным термином «люди с особыми потребностями». То есть акцент делается на особенностях человека и связанных с ними потребностях. И уходим от физических недостатков, ограничений. Как вы считаете, уместный термин «человек с особыми потребностями»?
Ц.Я.: Считаю, что с толерантностью не нужно церемониться. Нужно называть вещи своими именами. Если я слепая, зачем меня называть слабовидящей? У слабовидящих сохраняется, например, 30 % зрения. У меня этого нет, поэтому меня можно называть слепой.
Незрячие люди действительно не любят само слово «слепой». Оно негативно окрашено на эмоциональном уровне. Люди предпочитают термин «незрячий». А вот термин «человек с особыми потребностями» считаю не совсем корректным. Он слишком общий. Особые потребности есть как у незрячего, так и у колясочника. Но эти потребности совершенно разные.
О работе незрячего человека с компьютером и интернетом
Д.Д.: Расскажите пожалуйста, как лично вы пользуетесь интернетом? Например, что вы делаете, чтобы прочитать последние новости, проверить ленты в соцсетях, найти что-то в «Яндексе» или Google? Какими устройствами пользуетесь (стационарный компьютер, смартфон, планшет)? Какая операционная система, браузер?
Ц.Я.: У меня обычный ноутбук, который я купила в обычном магазине. Попросила консультанта дать устройство, которое будет нормально работать в интернете и не будет виснуть, если открыто несколько документов.
Операционная система Windows 10. Работала с Windows XP, она мне очень нравилась. Решила подружиться с новой версией. Пользуюсь Mozilla Firefox. Это самый подходящий браузер для незрячих. Иногда пользуюсь Google Chrome. Но с его помощью сложнее воспринимать информацию. Например, он не читает текст в заполненных формах. Браузер от «Яндекса» абсолютно нечитаемый для программы экранного доступа NVDA. Такая же ситуация с Opera.
Работаю с «Вконтакте» или «Фейсбуком» через мобильные версии сайтов. На них проще сориентироваться с помощью программы NVDA. В версиях для десктопов тоже можно сносно работать, но мобильные версии удобнее.
Очень удобен для незрячих людей сайт «Яндекса». По нему легко перемещаться. Очень помогают виджеты, которые можно прикрепить на главную страницу и получать нужную информацию. Например, новости, социальные сети можно просматривать на странице «Яндекса».
Чтобы просмотреть какой-то сайт, нахожу его с помощью «Яндекса». Страница выдачи тоже очень удобная. Ссылки на сайты публикуются с заголовками. С помощью быстрых клавиш я управляю NVDA. Быстро нахожу подходящий результат и перехожу по нему.
На сайте ориентируюсь также по заголовкам. Например, на сайтах или в блогах под управлением WordPress есть список страниц с заголовками и короткими описаниями. Они помогают сориентироваться. На некоторых сайтах заголовков нет. Тогда приходится очень долго читать, чтобы найти нужные данные.
Д.Д.: При подготовке к интервью я установил программу экранного доступа NVDA и попробовал поработать с компьютером. Зашел на пару сайтов, попробовал почитать статью в блоге «Текстерры». Впечатления негативные: очень сложно разобрать голос, которым программа читает. Он механический, и он говорит очень быстро. Прокомментируйте это.
Ц.Я.: В настройках можно менять скорость. И можно выбрать голос. В настройках есть много голосов. Идеальный найти трудно. Голоса называются человеческими именами: Макс, Майкл и так далее. Когда я работала на старом компьютере, мне казался самым приятным голос Даниэль. На новом ноутбуке он звучит совершенно иначе. То есть голос нужно подбирать под свой ПК: под динамики, настройки и так далее.
В настройках можно указать, должна ли программа называть стиль оформления, номера страниц, орфографические ошибки, обозначать ссылки. NVDA очень гибко настраивается.
Д.Д.: Цыржима, я знаю, что есть платные скринридеры. Как вы к ним относитесь? Возможно, они лучше?
Ц.Я.: Я когда-то пользовалась JAWS. Эта программа зависала при чтении HTML-кода. Поэтому перешла на NVDA.
Д.Д.: Брайлевский дисплей — интересный вариант?
Ц.Я.: Я хотела приобрести такое устройство, но оно мне не понравилось. Послушала, как работает этот дисплей. Такое впечатление, что рядом строчит пулемет. Комбинация из точек выскакивает очень быстро и с таким грохотом, что становится страшно. Также пугает стоимость этого прибора.
Д.Д.: В связи с использованием скринридеров есть какие-то специальные требования к ПО или железу компьютера?
Ц.Я.: Стандартное ПО и железо справляются.
Д.Д.: Мне показалось, что использование программы экранного доступа сильно увеличивает время получения информации. Программа читает все подряд: меню, информацию в сайдбарах и т.п. Зрячий человек попадает на интернет-страницу, мгновенно ее сканирует и переходит к основной информации. Это происходит неосознанно. Отсюда вопрос: как вы думаете, необходимость пользоваться скринридером сильно усложняет процесс сбора информации для статей?
Мне кажется, чтобы получить нужные данные для статьи, вам приходится совершать титанические усилия, буквально и без преувеличений подвиги. По своему опыту могу сказать, что приходится перелопачивать кучи мусора, чтобы найти стоящие данные. Многие вещи просто пробегаю глазами, сканирую. На лету понимаю, что да, здесь что-то стоящее, а вот здесь банальности. А вам чтобы эти кучи мусора перелопатить, приходится услышать содержание страницы с помощью скринридера и осознать. Прокомментируете это?
Ц.Я.: Конечно, зрячий человек находит информацию быстрее. Но чтобы незрячему найти нужные данные, прослушивать все содержимое страницы не надо. С помощью быстрых клавиш можно управлять программой NVDA и передвигаться к нужным разделам страницы.
На скорость чтения влияет качество HTML-разметки страницы. Если заголовок выделен тегом h1, я могу мгновенно перейти к нему с помощью клавиши «1». То есть к заголовкам и подзаголовкам разного уровня можно перейти с помощью клавиш с «1» до «6». Клавиша k используется для навигации по ссылкам, g позволяет перемещаться между графическими элементами, а f между полями формы. Клавиша l перемещает ридер к списку.
Чтобы быстро собрать нужную информацию для статьи, я сначала сортирую ссылки из поисковой выдачи. Копирую подходящие в отдельный документ. Потом работаю отдельно с каждой ссылкой, вернее, с информацией на странице.
Д.Д.: Как вы вводите текст? Клавиатура? Голосовым вводом не пробовали пользоваться? Я пробовал несколько программ, но они мне не понравились.
Ц.Я.: Да, ввожу текст с помощью клавиатуры. Голосовой ввод тоже использую. Например, голосом управляю сервисами «Яндекса». Для ввода текста голос не использую.
О взаимодействии с клиентами
Д.Д.: Ваши клиенты знают, что вы — незрячий человек? Как они к этому относятся? Не появляются ли проблемы, когда клиент узнает ситуацию? Например, не говорят ли клиенты, что вы не справитесь? С непорядочностью не сталкивались?
Ц.Я.: Я не скрываю, что незрячая. Об этом написано на сайте, и на странице «Вконтакте». Честно говоря, на это никто не обращает внимания. Подозреваю, что один из клиентов знает о ситуации. Он очень лояльно ко мне относится. Но обычно специально клиентам не говорю, а они не спрашивают. Просто работаем.
Что касается непорядочности. Такие проявления есть независимо от физических особенностей человека. Когда-то была клиентка, которая не оплатила наши услуги. Просто есть такие люди.
Д.Д.: Наверное, в офлайне даже выше вероятность какого-то обмана?
Ц.Я.: Вы знаете, в офлайне я встречалась только с хорошими людьми. Когда я работала в Москве, ездила на работу на метро. Утром меня провожали родители, а вечером встречали. Незнакомые люди всегда старались проводить меня, помочь найти выход, найти родителей.
Однажды я просто сидела на лавочке и ждала папу. Ко мне несколько раз подходили молодые люди и интересовались, нужна ли какая-то помощь.
Д.Д.: Рад это слышать. Наверное, я недооцениваю людей.
О самостоятельном создании сайта
Д.Д.: Цыржима, желание пообщаться возникло, когда вы в комментариях в соцсети написали, что создали сайт на WordPress. Я как раз в этот момент что-то пытался с сайтом сделать для статьи. Что-то у меня не получалось, я ругался на «движок». Ваш комментарий меня поразил. Очень хочу узнать подробности и мелочи.
Как вы создавали сайт? На что вы ориентируетесь при выборе темы или дизайн-шаблона? Как планируете структуру сайта? Как публикуете материалы? Вам кто-то помогает? Кстати, должен сказать, что ваш сайт выглядит очень приятно. Не каждый зрячий вебмастер может похвастаться таким.
Ц.Я.: Рада, что вам понравился сайт. Первый ресурс я сделала для своего курса макраме. Смотрела или слушала обучающие видео. На слух воспринимать видеоуроки по созданию сайтов сложно. Лектор говорит, что нужно сделать то и это. А как именно сделать, он не говорит.
Читала популярные блоги, например, KtoNaNovenkogo. Потом мне попались видео Михаила Гаврилова из тренинг-центра «Твой старт». Лектор проговаривал, что он делает. Благодаря этому я могла смотреть и делать то же самое. Я люблю говорить «смотрела видео», а не слушала.
На видео рассказывали, как зарегистрироваться на хостинге. Я это сделала. Разобралась с панелью управления. И за 10 тестовых дней сделала сайт и опубликовала на нем первую информацию.
Сложнее всего было разобраться с изображениями. Также некоторые вещи нужно делать мышкой. Например, перемещать виджеты, отмечать какие-то галочки. Потом я нашла в настройках WordPress удобную функцию. Это специальные возможности для людей с ограничениями по зрению. Сейчас кстати ее то ли убрали, то ли сделали дефолтной. После включения функции возле каждого виджета появились кнопки управления.
На первом сайте я использовала шаблон по умолчанию. Он мне очень понравился, потому что был полностью оптимизированным под потребности незрячего человека. А у незрячего в интернете такие же требования, как у поискового робота. Например, если в панели Search Console воспользоваться функцией «Посмотреть как Googlebot», можно увидеть сайт точно так же, как его видит незрячий человек. То есть основной контент идет в верхней части страницы, а виджеты и другие вспомогательные элементы ниже.
Есть шаблоны, в которых виджеты отображаются выше основного контента. Мне они не подходят. При выборе темы ориентировалась на возможность свободно перемещаться по элементам страницы. Это возможно благодаря корректной HTML-разметке. Подходящий шаблон нашла на сайте GoodwinPress.
Шаблон устанавливала сама, это просто. Сложности, как я уже говорила, появляются при публикации фотографий. Нужно угадать размер, где-то обрезать. Как говорят незрячие, в таких случаях прошу глазастика посмотреть. То есть прошу кого-нибудь зрячего понаблюдать, подсказать.
С выравниванием фото проблем нет. По умолчанию настроила выравнивание по левому краю. Если нужно по-другому выровнять, быстро это делаю, так как хорошо знаю HTML-код.
Нужно отметить особенности работы с редактором WordPress. CMS поддерживает два режима редактирования: визуальный и текстовый. В визуальном редакторе незрячий человек не может работать. Поэтому я работаю в режиме HTML.
Д.Д.: Мне все равно очень сложно представить, как незрячий человек может самостоятельно сделать сайт и администрировать его. Я закрываю глаза, включаю программу NVDA, но у меня не получается что-то сделать.
Ц.Я.: WordPress — очень простой движок. Когда я публикую статьи на клиентских сайтах под управлением «Битрикс» или Joomla!, приходится гораздо сложнее. Сайтом на WordPress управлять намного легче. Незрячий человек может работать с этой CMS абсолютно свободно.
Об адаптации сайтов под потребности незрячих и слабовидящих людей
Д.Д.: Каким должен быть сайт, чтобы незрячие или слабовидящие люди могли комфортно его использовать? Должен ли владелец сайта, блога, интернет-магазина что-то делать, устанавливать какие-то плагины, как-то адаптировать ресурс? Кто должен заботиться, чтобы сайт был удобным для людей с особыми потребностями? Или это проблема незрячего человека?
Ц.Я.: Если сайт технически оптимизирован для поисковых роботов, он уже адаптирован под потребности незрячих пользователей. Для слабовидящих желательно устанавливать плагины, которые увеличивают шрифт нажатием кнопки.
Для незрячих людей важно, чтобы информация на сайте была структурирована. Речь идет о заголовках и подзаголовках. Очень важно корректно использовать HTML-код. Например, правильно выделять нумерованные и маркированные списки. То есть если вы в тег <p> поставите цифры, незрячему человеку будет сложно понять, что это список. Нужно выделять списки тегами <ul> и <ol>. Точно так же нужно размечать цитаты и все остальные элементы страницы. Тогда незрячий человек может с помощью быстрых клавиш найти нужные данные.
Как уже говорила, очень удобно, когда в блогах или на страницах информационных разделов сайтов есть списки публикаций в виде заголовков и кратких описаний. Это помогает ознакомиться с содержанием страницы и найти нужные материалы.
Д.Д.: Цыржима, вы говорили, что удобнее пользоваться мобильными версиями сайтов. А если ресурс имеет только адаптивную верстку, это хуже?
Ц.Я.: Нет, не хуже. Главное, чтобы основная информация была в верхней части страницы, а также были выделенные заголовки. Я считаю, что для обычного сайта мобильная версия не нужна.
Пользуюсь мобильными версиями сайтов соцсетей только потому, что они быстро обновляются. В ленте появляются новые данные. Из-за этого программа экранного доступа подвисает. На обычных сайтах информация так быстро не обновляется. Поэтому удобно работать с полной версией.
В целом когда владелец сайта выполняет техническую поисковую оптимизацию, он заботится не только о роботах. Он делает сайт удобным для людей, в том числе, для незрячих.
Еще один важный момент: на некоторых сайтах плохо оформлен поиск. Поисковую строку невозможно найти или невозможно установить в поле поиска курсор с помощью программы экранного доступа.
Бывают неудобные фильтры рубрик. Например, в блоге «Текстерры» неудобно сделан фильтр. Я не могу попасть в нужную рубрику с помощью выпадающего меню. Чтобы выбрать категорию, я должна найти статью соответствующей тематики, а в конце под статьей выбрать нужную ссылку.
Д.Д.: Поиск на сайте «Текстерры» удобный?
Ц.Я.: Честно говоря, я не могу его найти.
Д.Д.: Поиск от «Яндекса» или Google для сайтов удобный?
Ц.Я.: Да, очень.
О свободном времени
Д.Д.: Цыржима, чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Чем увлекаетесь? Что любите?
Ц.Я.: Занимаюсь рукоделием. Макраме, бисероплетение. Люблю читать. Люблю готовить. Люблю настольные игры. У меня специальные игры для незрячих. Любимая игра — кроссворд. Это адаптированная для незрячих игрушка. Очень хорошая разрядка, помогает отвлечься от работы и расслабиться. На выходных обычно решаю кроссворды.
Д.Д.: Что любите читать?
Ц.Я.: Люблю читать легенды, эпосы разных народов.
Д.Д.: Цыржима, возможно, вы хотите что-то сказать или пожелать читателям блога «Текстерры»: своим коллегам, потенциальным клиентам?
Ц.Я.: Пожелаю, чтобы каждый человек в своей профессиональной деятельности сумел выделить важные для него сферы и сфокусироваться на них. Например, я сейчас поняла, что мне совершенно не нужна рассылка. Говорят, что это хороший инструмент, что на него стоит тратить время. А у меня есть более важные инструменты, на которые стоит обращать больше внимания.
Если ко мне приходят клиенты из «Вконтакте», я лучше оптимизирую работу с этим каналом. Улучшу свою группу. А на рассылку мало откликаются, поэтому на нее можно время не тратить.
Д.Д.: Цыржима, большое спасибо за интервью. С вами приятно общаться. Успехов вам!
Ц.Я.: Вам тоже большое спасибо!
Подвести итоги…
…общения с Цыржимой Ямпиловой непросто. Есть желание написать что-то пафосное и обязательно вспомнить известную песню в исполнении Азамата Мусагалиева. Но это лишнее.
Нужно акцентировать внимание на важных тезисах. Грамотная оптимизация сайта адаптирует ресурс к нуждам незрячих. Структурирование контента делает его видимым для человека с ограничениями по зрению. WordPress — очень простая и удобная CMS. Создавать и администрировать сайты на ней под силу незрячему человеку.
И вот еще что. Не стоит ругать движки и программы и швырять чашкой в монитор, если что-то не получается. Лучше просто попробовать еще раз. Именно этому научила меня повесть о настоящем человеке на новый лад.