Перенесемся в 1919 год (не волнуйтесь, я потом верну вас обратно). В принципе ничего сильно не поменялось: чтобы сходить за хлебом, вы берете карточку и идете в магазин.
Базовые товары отпускают по карточкам. Небазовых товаров практически нет. В таких условиях слово «реклама» вызывает спектр эмоций от интеллигентного недоумения до истерического смеха. Зачем нужна реклама, если в магазине случайно находят в подвале забытый кусок сала и об этом через пять минут, нарушая все мыслимые законы передачи информации, узнает баба Нюра на другом краю города?
Но отсутствие рекламы ненавязчиво дает понять народным массам, что в стране ничего нет. Обычно, это не является целью государства, которое только что совершило революцию, обещая народу лучшую жизнь. Поэтому в 1919 году правительство принимает решительные меры по сокрытию реального положения дел. Государство заказывает у Российского телеграфного агентства (РОСТА) серию пропагандистских плакатов. Ну вы знаете:
- «Много работай – и товары будут»,
- «Во всем виноваты буржуи»,
- «Если вам плохо жить – представьте, как кому-то хуже, чем вам, и вам станет лучше»,
- и прочие идеи, укрепление которых в сознании граждан очень радовало советское государство.
И тут появляется Маяковский
Государство случайно разбудило спящего зверя. Как-то раз известный поэт Владимир Маяковский прогуливался по улице и увидел двухметровый плакат от РОСТА. Тут Маяковский понял, чем он хотел заниматься всю свою жизнь. Он немедленно отправился в агентство, устроился на работу и стал нести агитацию в массы. Поэтический стиль Маяковского как раз подходил для выкрикивания пропагандистских лозунгов.
Пропаганду Маяковского властью, данной мне, я разделил на три категории:
- Военная. В те времена как раз проходила советско-польская война. Все беды народа можно было спихнуть на поляков и показывать народу замечательные картины с тем, как хорошо будет жить после победы.
- Производственная. Если проблемы не получается спихнуть на другую нацию – не беда. Ведь можно повесить их на лентяев и тунеядцев. Если ваше производство не приносит прибыли, стоит лишь посмотреть по сторонам, и вы сразу найдете спящего на станке рабочего.
- Социальная. Маяковский также заботился о том, чтобы рядовой советский гражданин развивал свою личность и приобретал полезные привычки. Ведь чем развитее личность, тем меньше она обращает внимания на мелкие неурядицы в обществе. Каждый раз, когда кто-то жалуется на отсутствие еды, можно припихнуть его к стенке грозным возгласом: «А научился ли ты чистить зубы, чтобы так нагло просить еду? Сначала сам сделайся правильным членом общества, а потом уже что-то требуй».
Социальные лозунги Маяковского и по сей день не потеряли своей актуальности.
Рекомендация ВОЗ | Лозунг на этот случай от Маяковского |
Избегайте рукопожатий | Долой рукопожатия! Без рукопожатий встречайте друг друга и провожайте. |
Не плюйте на землю в общественных местах | Товарищи люди, на пол не плюйте. |
Мойте руки | Товарищи, мылом и водой мойте руки перед едой. |
Маяковский настолько хорошо выполнял свою работу, что в 1921 году программу прикрыли. Пришел нэп, появилась частная торговля, в магазинах появились товары и стало не так важно отвлекать народ от их отсутствия. Маяковский сосредоточился на своей поэтической деятельности, но опять попал в сети рекламы. И опять случайно.
А потом появился Родченко
Однажды общество «Добролет» попросило фотографа Александра Родченко придумать для них рекламный слоган. Начальный текст гласил: «Тот не гражданин СССР, кто не состоит акционером «Добролета». Плоховато для запоминающейся кричалки, не правда ли? Родченко намучился, а потом просто переставил слова и пошел домой. Кто мы такие, чтобы его осуждать.
Готовый плакат случайно попал на глаза Маяковскому, и тот поднял автора на смех. Родченко обиделся и ответил, что он, вообще-то, художник, а придумывать лозунги – дело поэтов. Таких как Маяковский.
В те времена частные предприниматели быстрее государства поняли, что мало продавать товар – нужно о нем еще и правильно сообщать. И пока государственные магазины просто «извещали» о своих товарах, частники украшали вывески, составляли завлекающие и кричащие объявления. Вершиной частной рекламы было засовывание в коробку папирос пошлой картинки.
Маяковский и Родченко решительно дали бой всей системе: стали использовать запоминающиеся лозунги для государственных магазинов и качественные плакаты для привлечения внимания покупателей. Как говорил Маяковский: «Надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!» История умалчивает о количестве чудесных исцелений после выхода серии плакатов для ГУМа.
Обычный день первого рекламного агентства проходил по следующей схеме. Утром Маяковский брал портфель и шел обходить государственные учреждения. В государственных учреждениях исполнялся популярный номер: «Здравствуйте, я Маяковский, и я увеличиваю продажи». Затем поэт возвращался домой с портфелем, набитым всякой информацией о клиентах, которую можно было использовать для рекламы. Начинался процесс творчества. Вечером к поэту заходил Родченко и Маяковский передавал тому готовые тексты, а иногда – и варианты рисунков к ним. По воспоминаниям Родченко, он такие рисунки чаще всего игнорил и рисовал свои идеи.
Сколько же стоили услуги «Реклам-конструктора»? Этикетку для конфеты вам бы придумали за 15 рублей, полноценный рекламный плакат – за 100–200 рублей. Для сравнения: билет на творческий вечер Маяковского стоил 0–1 рублей. Неплохая подработка.
Схема работала: за долгие годы работы Маяковский и Родченко нарисовали множество плакатов и прочих рекламных материалов. Были проведены целые рекламные кампании с единым лозунгом, как например в случае «Моссельпрома».
Со второй половины 20-х годов нэп начал сворачиваться, а вместе с ним – и необходимость в яркой рекламе. Но Маяковский периодически возвращался к созданию громких лозунгов до конца своей жизни. После его смерти реклама вновь скатилась до канцеляризмов и извещений, с которыми поэт боролся больше десяти лет.
До изобретения всплывающего незакрывающегося баннера оставалось 65 лет...