Перенесемся в 1919 год (не волнуйтесь, я потом верну вас обратно). В принципе ничего сильно не поменялось: чтобы сходить за хлебом, вы берете карточку и идете в магазин.

Базовые товары отпускают по карточкам. Небазовых товаров практически нет. В таких условиях слово «реклама» вызывает спектр эмоций от интеллигентного недоумения до истерического смеха. Зачем нужна реклама, если в магазине случайно находят в подвале забытый кусок сала и об этом через пять минут, нарушая все мыслимые законы передачи информации, узнает баба Нюра на другом краю города?

Но отсутствие рекламы ненавязчиво дает понять народным массам, что в стране ничего нет. Обычно, это не является целью государства, которое только что совершило революцию, обещая народу лучшую жизнь. Поэтому в 1919 году правительство принимает решительные меры по сокрытию реального положения дел. Государство заказывает у Российского телеграфного агентства (РОСТА) серию пропагандистских плакатов. Ну вы знаете:

  • «Много работай – и товары будут»,
  • «Во всем виноваты буржуи»,
  • «Если вам плохо жить – представьте, как кому-то хуже, чем вам, и вам станет лучше»,
  • и прочие идеи, укрепление которых в сознании граждан очень радовало советское государство.

И тут появляется Маяковский

Государство случайно разбудило спящего зверя. Как-то раз известный поэт Владимир Маяковский прогуливался по улице и увидел двухметровый плакат от РОСТА. Тут Маяковский понял, чем он хотел заниматься всю свою жизнь. Он немедленно отправился в агентство, устроился на работу и стал нести агитацию в массы. Поэтический стиль Маяковского как раз подходил для выкрикивания пропагандистских лозунгов.

Пропаганду Маяковского властью, данной мне, я разделил на три категории:

  1. Военная. В те времена как раз проходила советско-польская война. Все беды народа можно было спихнуть на поляков и показывать народу замечательные картины с тем, как хорошо будет жить после победы.
Обратите внимание, как точно художник передал выражение интеллигентного недоумения пана, протыкаемого двумя штыками
Этот плакат, видимо, не получился. Меня он побуждает не идти на фронт, а прятаться под кроватью. Ну вы посмотрите, какие страшные у этого поляка нунчаки!
Трепещите перед символом Лиги Наций: двуглавым Линкольном!
  1. Производственная. Если проблемы не получается спихнуть на другую нацию – не беда. Ведь можно повесить их на лентяев и тунеядцев. Если ваше производство не приносит прибыли, стоит лишь посмотреть по сторонам, и вы сразу найдете спящего на станке рабочего.
Классический четырехкартиночный сравнительный мем. Тот самый случай, когда Маяковский опередил свое время
То знакомое всем чувство, когда в воскресенье вечером засовываешь свою голову между прутьями изголовья кровати, чтобы она застряла, и в понедельник не получилось пойти на работу
Вы замечали, что на советских плакатах часто используется мотив гигантской руки, что-то делающей с маленьким человечком, а на западных плакатах такой руки нет? На самом деле на западных плакатах тоже есть рука, только это невидимая рука рынка
  1. Социальная. Маяковский также заботился о том, чтобы рядовой советский гражданин развивал свою личность и приобретал полезные привычки. Ведь чем развитее личность, тем меньше она обращает внимания на мелкие неурядицы в обществе. Каждый раз, когда кто-то жалуется на отсутствие еды, можно припихнуть его к стенке грозным возгласом: «А научился ли ты чистить зубы, чтобы так нагло просить еду? Сначала сам сделайся правильным членом общества, а потом уже что-то требуй».
Художнику удалось хорошо передать всю гамму чувств человека, для которого ежедневный ритуал чистки зубов – единственное, что поддерживает в нем жизнь
Поздравляю, вы успешно провалили тест на пошлость
Недоработка: отсутствие спящего на подушке человека. Без него плакат наводит на мысли о сбежавшем пациенте из сельской психлечебницы

Социальные лозунги Маяковского и по сей день не потеряли своей актуальности.

Рекомендация ВОЗ

Лозунг на этот случай от Маяковского

Избегайте рукопожатий

Долой рукопожатия!

Без рукопожатий

встречайте друг друга

и провожайте.

Не плюйте на землю в общественных местах

Товарищи люди,

на пол не плюйте.

Мойте руки

Товарищи,

мылом и водой

мойте руки

перед едой.

Маяковский настолько хорошо выполнял свою работу, что в 1921 году программу прикрыли. Пришел нэп, появилась частная торговля, в магазинах появились товары и стало не так важно отвлекать народ от их отсутствия. Маяковский сосредоточился на своей поэтической деятельности, но опять попал в сети рекламы. И опять случайно.

А потом появился Родченко

Однажды общество «Добролет» попросило фотографа Александра Родченко придумать для них рекламный слоган. Начальный текст гласил: «Тот не гражданин СССР, кто не состоит акционером «Добролета». Плоховато для запоминающейся кричалки, не правда ли? Родченко намучился, а потом просто переставил слова и пошел домой. Кто мы такие, чтобы его осуждать.

Копирайтер-челлендж: придумай лозунг, который не смог придумать Родченко. Мой вариант: «Матросы Зимний дворец захватили, чтоб люди акции «Добролета» купили»

Готовый плакат случайно попал на глаза Маяковскому, и тот поднял автора на смех. Родченко обиделся и ответил, что он, вообще-то, художник, а придумывать лозунги – дело поэтов. Таких как Маяковский.

Маяковский подумал: «А почему-бы, собственно, и нет?» Поэт пошел в ГУМ, договорился с ними о рекламе, а затем пришел к Родченко и предложил тому иллюстрировать его гениальные лозунги. Так появился «Реклам-конструктор Маяковский – Родченко» – первое рекламное агентство в советской России.

В те времена частные предприниматели быстрее государства поняли, что мало продавать товар – нужно о нем еще и правильно сообщать. И пока государственные магазины просто «извещали» о своих товарах, частники украшали вывески, составляли завлекающие и кричащие объявления. Вершиной частной рекламы было засовывание в коробку папирос пошлой картинки.

Маяковский и Родченко решительно дали бой всей системе: стали использовать запоминающиеся лозунги для государственных магазинов и качественные плакаты для привлечения внимания покупателей. Как говорил Маяковский: «Надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!» История умалчивает о количестве чудесных исцелений после выхода серии плакатов для ГУМа.

На этом плакате изображено все то, что можно купить в ГУМе: вагоны, автомобили и карлик-мим, который развлечет вас долгими зимними вечерами
Избегайте альтернативного смысла в своих рекламных материалах. Здесь, например, можно подумать, что ГУМ может обеспечить спасательными кругами только 25 % населения
Данный плакат можно использовать как наглядное пособие на тему «Что подарить женщине на 8 марта»
После выхода этого плаката англичане обреченно вздохнули и поехали в ГУМ

Обычный день первого рекламного агентства проходил по следующей схеме. Утром Маяковский брал портфель и шел обходить государственные учреждения. В государственных учреждениях исполнялся популярный номер: «Здравствуйте, я Маяковский, и я увеличиваю продажи». Затем поэт возвращался домой с портфелем, набитым всякой информацией о клиентах, которую можно было использовать для рекламы. Начинался процесс творчества. Вечером к поэту заходил Родченко и Маяковский передавал тому готовые тексты, а иногда – и варианты рисунков к ним. По воспоминаниям Родченко, он такие рисунки чаще всего игнорил и рисовал свои идеи.

После случайного раскрытия Маяковским тайны успехов советских спортсменов в допинг-тесты добавили пробы на какао
К сожалению, на снятие фантастического блокбастера с кораблями-галошами Маяковскому не хватило бюджета
А еще говорят, что в Советском Союзе была тотальная цензура. Видимо, тогда ее еще не успели ввести. Вероятно, ее стали вводить как раз после появления этого плаката
На этом плакате изображена известная Лиля Брик, муза поэта. Потребовалось много дублей и метры пленки, чтобы Лиля выкрикнула слово «книги» правильной формы

Сколько же стоили услуги «Реклам-конструктора»? Этикетку для конфеты вам бы придумали за 15 рублей, полноценный рекламный плакат – за 100–200 рублей. Для сравнения: билет на творческий вечер Маяковского стоил 0–1 рублей. Неплохая подработка.

Сейчас «Реклам-конструктора» уже нет, зато есть агентство TexTerra. У нас вы можете заказать услуги графического дизайна. Разрабатываем фирстиль, логотипы, дизайн презентаций и печатной продукции, оформление соцсетей и не только.

Схема работала: за долгие годы работы Маяковский и Родченко нарисовали множество плакатов и прочих рекламных материалов. Были проведены целые рекламные кампании с единым лозунгом, как например в случае «Моссельпрома».

Обидно, наверное, быть крупным советским магазином, а в статье про себя на «Википедии» читать только про то, как Маяковский и Родченко делали для тебя плакаты
Грамотное использование полос и слова «булки» вызывает гипнотический эффект: хочется булок
Девочка, возможно тебе стоит несколько разнообразить свой рацион
Три форм-фактора – для детей, взрослых и смазки подшипников

Со второй половины 20-х годов нэп начал сворачиваться, а вместе с ним – и необходимость в яркой рекламе. Но Маяковский периодически возвращался к созданию громких лозунгов до конца своей жизни. После его смерти реклама вновь скатилась до канцеляризмов и извещений, с которыми поэт боролся больше десяти лет.

До изобретения всплывающего незакрывающегося баннера оставалось 65 лет...

Последние статьи автора:

У этого автора только один материал в нашем блоге.

#
Мнение Реклама
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.