Скачать шаблон договора можно по ссылке в конце статьи!
Формализация договорных отношений – важный этап взаимодействия между экономическими субъектами. В этой статье я расскажу о том, как маркетологу и заказчику составить грамотный договор, учитывающий все нюансы работы, и разберу подробно все разделы такого договора.
Почему я рекомендую маркетологу-фрилансеру всегда заключать договор с заказчиком
Договор – это соглашение, составленное в письменной форме, которое фиксирует взаимные обязательства сторон. Как правило, одна сторона продает товары или оказывает услуги, а другая сторона обязуется оплатить товары или услуги.
Договоры бывают разные: договор купли-продажи, договор поставки, договор оказания услуг, договор аренды и т. д. В маркетинге используют договор возмездного оказания услуг.
Грамотно составленный текст договора – это страховка на случай возможных претензий, споров, обоснование легального перевода денег. Да, ИП и физлица могут оплачивать услуги маркетолога наличкой, не отчитываясь о своих расходах, но компания не сможет перевести деньги со своего расчетного счета, не обосновав причину перевода.
Наличие зафиксированных в документе обязанностей и прав, дат, сумм и сроков формализует отношения и дисциплинирует стороны добросовестно исполнять свои обязательства друг перед другом.
Для стороны, которая работает честно, письменный договор – еще и гарантия позитивного вердикта в суде, если вдруг дело дойдет до судебных разбирательств.
Работая без договора, маркетолог действует на свой страх и риск. Если в процессе взаимодействия между сторонами возникнет недопонимание или что-то пойдет не так, маркетологу нечем будет доказать свою правоту. Я всегда заключаю письменные договоры с заказчками и приступаю к работе только после обмена подписанными бумажными или электронными скан-копиями. Работаю исключительно в «белую» и рекомендую вам работать так же. Поверьте, это выгодно обеим сторонам.
Мой типовой договор: все пункты по порядку
За годы практики в интернет-маркетинге у меня сформировалась «рыба» договора. При заключении нового контракта я просто беру эту «рыбу» и меняю текст в нескольких абзацах, вношу незначительные изменения и дополнения. Большая часть текста почти не меняется. Так экономится немало времени.
Какие разделы входят в текст моего договора:
- Преамбула и название.
- Предмет договора.
- Срок действия договора.
- Права и обязанности сторон.
- Цена услуги и порядок расчетов.
- Форс-мажор.
- Ответственность сторон.
- Порядок разрешения споров.
- Заключительные положения.
- Порядок продления/расторжения договора.
- Особые условия.
- Термины и определения.
- Контакты и реквизиты сторон.
- График платежей
- Правила предоставления услуг.
Разберем подробнее каждый раздел.
Преамбула и название
Договор всегда заключается между конкретными физическими и/или юридическими лицами. В преамбуле, или «шапке», фиксируются дата, место заключения договора, ФИО сторон, на основании какого документа действует каждая сторона. Для ООО – это Устав, для ИП – свидетельство о регистрации, для самозанятого – паспортные данные.
Каждый договор – это уникальный документ, поэтому ему нужно присвоить уникальное название. Я, например, прописываю порядковый номер и текущий год, например, №27-2021. В колонтитул каждой страницы, помимо порядкового номера, заношу и название договора, чтобы исключить путаницу, если вдруг страницы разных документов перепутаются. Я всегда скрепляю либо прошиваю страницы, но бывает и такое.
Если фрилансер-самозанятый оказывает услуги для общества с ограниченной ответственностью, в преамбуле нужно поместить примерно такой текст:
Если маркетолог заключает договор как ИП с другим индивидуальным предпринимателем, то преамбула будет выглядеть так:
Предмет договора
В этом разделе подробно описываются действия, которые оказывает маркетолог в ходе работ. Я рекомендую указать все каналы и площадки, которые планируется продвигать, привести ссылки на площадки и рекламные каналы, расписать в подробностях объемы работ. Чем больше в договоре будет конкретики, тем лучше. Обязательно укажите, что заказчик обязан принять и оплатить услугу.
Также советую привести ссылку на документ, в котором будут фиксироваться результаты продвижения. Например, это может быть ежемесячная отчетность по 5-6 основным метрикам:
- клики;
- лиды;
- подписчики;
- средняя цена клика;
- средняя цена лида;
- расход в рублях.
Основанием для проведения работ по продвижению может служить медиаплан – отдельный документ, в котором стороны распишут и согласуют список медийных площадок и рекламные бюджеты.
Я пошагово описываю в предмете договора процесс разработки и ведения рекламной кампании, какие конкретные действия будут мной осуществляться. Здесь же описываю, что будет являться результатом работ, в какой форме фиксируется результат, привожу ссылку на документ.
В конце раздела я ссылаюсь на раздел «Термины и определения», в котором даю подробные определения узкоспециальных терминов, используемых в договоре.
Срок действия договора
Укажите точные даты начала и конца действия договора. Договор возмездного оказания услуг маркетологу целесообразно заключить на конкретный срок и перезаключить его после окончания действия.
Если в тексте написано, что договор действует бессрочно, такая формулировка может вызвать лишние подозрения у налоговой в случае проверки. Вашему контрагенту начислят штрафы и пени, и он с большой долей вероятности попытается возместить их за ваш счет.Нередко одна из сторон затягивает процесс подписания договора и присылает его электронную скан-копию уже после начала производства работ. Если в договоре не указана точная дата начала действия, и при этом договор не подписан, а работы уже фактически начались и произведена предоплата, это может привести к злоупотреблениям одной из сторон.
Например, руководствуясь статьей 1102 Гражданского Кодекса РФ о неосновательном обогащении, заказчик может потребовать обратно предоплату, которую он перевел до даты начала действия договора.
Права и обязанности сторон
Распишите, какие условия должны соблюдать стороны, чтобы обеспечить надлежащее исполнение договора.
Я прописываю в обязанностях маркетолога следующее:
- необходимость быть на связи в будние дни;
- оперативно реагировать на запросы другой стороны;
- гарантировать выполнение работ в срок и с надлежащим качеством;
- обязанность информировать заказчика об условиях, которые могут повлечь за собой простой в оказании услуги;
- предоставлять отчетность по итогам месяца;
- обеспечивать конфиденциальность данных;
- предоставлять заказчику информацию, необходимую для согласования результатов работ.
Далее я перечисляю, что вправе делать маркетолог:
- требовать от заказчика предоставления необходимой информации для успешного оказания услуги;
- привлекать других исполнителей для производства работ, если это необходимо;
- требовать компенсации убытков в случае срыва сроков оплаты.
Специфическим пунктом этого раздела является отказ от гарантий на конкретное число заявок и звонков, по крайней мере в первые 2-3 месяца работы, когда еще нет статистики и не ясно, как поведет себя новая рекламная кампания.
Далее перечисляются обязательства заказчика:
- предоставить все необходимые доступы, например, в рекламные кабинеты, в аккаунты соцсетей;
- правила ведения деловой переписки;
- формат коммуникации с маркетологом;
- требования быть на связи в будние дни и своевременно оплачивать услуги.
В права заказчика включается возможность наблюдать за деятельностью маркетолога, не вмешиваясь в ход работы без его ведома, а также возможность снабжать его информацией для повышения качества услуги.
Цена услуги и порядок расчетов
Поскольку в маркетинге суммы, уплачиваемые за услуги, часто меняются в зависимости от KPI, имеет смысл вынести суммы в отдельное приложение к договору, привести подробную таблицу с расчетами по каждому отчетному периоду.
Распишите график платежей и снабдите его конкретными датами, когда должны перечисляться деньги. Без указания конкретных дат маркетолог не сможет влиять на своевременность оплаты.
О графике платежей речь пойдет ниже.
Форс-мажор
Стандартный раздел договора, который оговаривает порядок взаимодействия сторон, если возникнут обстоятельства непреодолимой силы и сотрудничество будет невозможно продолжить.
Ответственность сторон
Здесь вы можете по согласованию со второй стороной прописать, какую ответственность несет каждая сторона и в каком порядке будут возмещены убытки, возникшие в результате недобросовестных действий одной из сторон.
Маркетологу также рекомендую добавить отказ от ответственности в случае временной/постоянной блокировки рекламных аккаунтов или потери доступов к медийным площадкам («ВКонтакте», «Яндекс» и т. д.) по независящим от маркетолога причинам. Сюда относится и обеспечение конфиденциальности передачи паролей от рекламных кабинетов, аккаунтов, CRM.
Еще один важный момент – отказ от ответственности в случае, если заказчик не пополняет вовремя рекламные кабинеты. Без бюджета маркетолог не сможет выполнять работу и будет вынужден уйти в простой.
Порядок разрешения споров
Споры и судебные разбирательства – не редкость. Зафиксируйте, куда будете направлять письменные претензии в случае возникновения спорных ситуаций, в каком порядке и где будут решаться споры.
Заключительные положения
В заключительных положениях я описываю все то, что не вошло в другие разделы:
- количество экземпляров договора;
- количество приложений к договору;
- обязанности сторон своевременно сообщать об изменении своих банковских реквизитов, адресов, аккаунтов в соцсетях, электронной почты и т. д.;
- условия внесения изменений в текст договора;
- признание сторонами юридической силы за перепиской, которая будет осуществляться между сторонами по электронной почте, в мессенджерах и социальных сетях, а также при помощи других средств связи.
Порядок продления/расторжения договора
Пропишите условия, при которых договор может быть продлен или расторгнут в одностороннем/двустороннем порядке. Чтобы желание другой стороны расторгнуть договор не застало вас врасплох, укажите временной интервал, в течение которого договор будет продолжать действовать после фактического расторжения.
Особые условия
В этом разделе маркетологу стоит указать, что договор может начать действовать в случае обмена электронными скан-копиями, чтобы не дожидаться обмена оригиналами. В ряде случаев это может быть затруднительно, например, если стороны находятся в разных городах или странах.
Маркетологи-фрилансеры часто работают удаленно и не ведут полноценный бумажный документооборот. Рекомендую включить в договор упоминание о том, что все документы, пересылаемые сторонами друг другу в электронной форме, будут иметь юридическую силу.
Здесь я также указываю дополнительные условия, которые характеризуют детали взаимодействия с самозанятым. Про самозанятых подробнее поговорим чуть ниже.
Отдельным пунктом зафиксируйте удаленный формат сотрудничества и юридическую значимость всех документов и переписки с клиентом, если вы намерены осуществлять взаимодействие в удаленном режиме.
Термины и определения
Глоссарий – важный раздел в договоре. В маркетинге используется много узкоспециальных терминов, которые могут быть непонятны людям других профессий, например, судье. Дайте подробные определения всем терминам, которые встречаются в тексте договора.
Мой глоссарий состоит из 25-30 слов.
Контакты и реквизиты сторон
Приведите подробную информацию о реквизитах сторон:
- юридическое наименование ИП или компании;
- ФИО представителей сторон;
- контактные данные (номера телефонов, e-mail, мессенджеры);
- ИНН;
- ОГРН/ОГРНИП;
- номера и серии паспортов, где и кем выдан, дату выдачи, код подразделения;
- юридический и фактический адреса;
- данные банковского счета: номер расчетного счета, номер корреспондентского счета, КПП, БИК.
График платежей
График платежей – это один из самых важных разделов. Я даже вынес его в отдельное приложение. График удобно представить в виде таблицы. Зафиксируйте названия отчетных периодов (обычно это календарные месяцы), суммы и валюту, в которой производятся расчеты, даты платежей.
Здесь же я указываю полную сумму по всем месяцам и фиксирую факт, что заказчик финансирует рекламные расходы за свой счет.
Правила предоставления услуг
В правилах я прописываю, каким образом стороны будут обмениваться информацией, кто выставляет счета-фактуры в рекламных кабинетах, в какие часы маркетолог доступен для коммуникации, указываю часовой пояс, наличие выходных и праздничных дней, в которые маркетолог имеет право не выходить на связь.
Отдельно стоит прописать обязанность выставления счетов-фактур на рекламные бюджеты. Тут возможны два варианта: либо маркетолог выставляет счета, либо компания-заказчик сама отслеживает и пополняет рекламные кабинеты.
Что еще рекомендую включить в договор
Мы разобрали все основные разделы договора, но есть еще один важный момент. У интернет-маркетологов, сотрудничающих с бизнесом в формате подряда, оплата часто формируется в зависимости от результатов, которые они показывают. Для фиксации результатов в договоре следует подробно описать KPI, на основании которых формируется вознаграждение, и привести примеры расчетов.
KPI
KPI – это ключевые показатели эффективности, метрики, по которым в интернет-маркетинге оценивается результат работы интернет-маркетолога.
Я рекомендую переходить на оплату по KPI не раньше, чем с третьего-четвертого месяца сотрудничества с новым клиентом. Так маркетолог получит первые результаты по рекламной кампании и сможет более точно прогнозировать показатели на долгосрок.
Оформляйте переход на KPI дополнительным соглашением к договору.KPI в маркетинге – это лиды, звонки, заявки, обращения, лайки, комментарии, подписчики и т. д. При заключении договора важно согласовать с клиентом и зафиксировать ключевые метрики, по которым будет рассчитываться вознаграждение, разработать таблицу премирования в зависимости от разных результатов, привести пример расчета, договориться, кто будет фиксировать результаты и рассчитывать премию. Здесь же можете прописать штрафные санкции за неисполнение KPI, если заказчик на этом настаивает.
Внесите в текст договора примерно следующее:
С «___» ______ 20__ г. подрядчик переводится на расчет с фиксированной частью и премиальной частью. Фиксированная оплата подрядчика: ______ р./мес., которая выплачивается равными долями ___ числа каждого месяца. Премия по KPI выплачивается на основании данных в файле _____ – __ числа месяца, следующего за расчетным.
Подробно пропишите в договоре KPI, которые будете отслеживать.
Пример расчета KPI:
Динамика прироста сообществ в подписчиках, % | Премия на одну площадку, руб. | Штраф на одну площадку (вычитается из фиксированной части), руб. |
-5 % и менее | 0 | -1000 |
от -5 % до 0 % | 0 | -500 |
от 0 % до 5 % | 0 - 500 | 0 |
от 5 % до 10 % | 500 - 1000 | 0 |
от 10 % до 15 % | 1000 - 1500 | 0 |
от 15 % до 20 % | 1500 - 2500 | 0 |
20 % и более | 2500 | 0 |
Пусть за месяц показатели увеличились:
- во «ВКонтакте» на 10,5 %;
- в Facebook на 11,0 %.
Премия по KPI «ВКонтакте»: 1000+(1500-1000)/(15-10,5)=1111 руб.
Премия по KPI Facebook: 1000+(1500-1000)/(15-11)=1125 руб.
Общая премия: 1111 + 1125 = 2236 руб.
Оплата на основании KPI должна дополнять, а не замещать собой полностью фиксированную часть оплаты.Какой процент от фиксированной части должна занимать премия по KPI? Однозначного ответа нет. Оцените результаты работы за первые месяцы, разработайте 2-3 варианта оплаты по новой системе и покажите их заказчику. В моем случае KPI обычно составляет 20-50 % от фиксированной части.
Что нужно прописать в договоре самозанятому
Самозанятый – это специальный налоговый режим. Он удобен для фрилансеров, людей творческих профессий, тех, кто работает на себя, не имеет офиса, зарабатывает до 2,4 млн рублей в год, не нанимает других работников, заключает договоры с несколькими контрагентами одновременно и не получает доход от использования имущества.
Самозанятые платят единый налог – НПД. За каждый платеж, полученный от контрагента, самозанятый обязан выставить чек в личном кабинете.
Далеко не все компании пока научились работать с самозанятыми. Поскольку самозанятый – это спецрежим, который освобождает другую сторону от уплаты налогов и взносов в ПФР и ФСС, я рекомендую включить в текст договора следующие пункты.
Зафиксируйте в тексте, что одна из сторон договора – самозанятый на НПД, и приведите ссылку на федеральный закон.Выставлять чеки – обязанность самозанятого. Чек – это доказательство применения специального режима налогообложения, при котором налоговое бремя ложится на плечи самозанятого. В случае, если чек не был выставлен, транзакция может быть расценена налоговой как выплата зарплаты, на которую по действующему законодательству начисляются взносы и НДФЛ.
Во избежание недоразумений держите своих контрагентов в курсе, какие налоговые режимы применяете в данный момент. Если решили сняться с учета, информируйте заказчиков своевременно.
Как грамотно оформить договор оказания услуг, чтобы у налоговой не возникло вопросов
- Присвойте договору уникальный порядковый номер. В названии укажите, что заключаете договор возмездного оказания услуг.
- Если вы самозанятый, пишите полное название договора с номером в обосновании платежа, когда выставляете чеки в личном кабинете.
- Заключите договор на конечный срок, например, на 3 месяца или 1 год.
- Подробно опишите результат от услуги, который получит заказчик.
- Приведите график платежей, распишите этапы и сроки.
- Не используйте фразы и обороты, характерные для трудовых договоров, например, «испытательный срок», «исполнение трудовых обязанностей и поручений руководителя», «режим рабочего времени», «рабочее время», «отпуск», «больничный лист» и т. п.
А еще можно заключить договор на оказание услуги с маркетинговым агентством – там с документами все точно будет в порядке. Например, мы работаем с контекстной и таргетированной рекламой, развиваем соцсети клиентов и можем предложить множество других услуг для вашего бизнеса.
Работа за процент от прибыли: что писать в договоре
Среди интернет-маркетологов, таргетологов, SEO-специалистов, рекламных агентств часто можно услышать, что кто-то работает исключительно за процент от прибыли клиента. Не по KPI, а именно за процент. Якобы это выгоднее и для клиента, и для подрядчика.
В этом случае стороны прописывают в договоре, что вознаграждение рассчитывается на основании данных о прибыли клиента.
Работать по такой схеме можно, но я по такой схеме не работаю, потому что мои клиенты почти всегда не удовлетворяют необходимым требованиям для такого рода сотрудничества.
Что такое работа за процент? Это когда к вам приходит клиент и просит, чтобы вы настроили ему рекламу, которая будет работать в прибыль, обещая взамен делиться частью прибыли с продаж. Реклама крутится, клиент зарабатывает, интернет-маркетолог – тоже. Увеличили расходы на рекламу – увеличилась прибыль, маркетолог заработал больше. Потолка в доходе нет. Казалось бы, обе стороны в выигрыше.
Однако не все так просто.
Чтобы работать за процент от продаж, заказчик должен удовлетворять следующим требованиям:
- Во-первых, все денежные потоки и метрики должны быть оцифрованы и прозрачны. В бизнес должны быть внедрены CRM и кол-трекинг, корректно настроена передача данных из рекламных кабинетов в CRM, иметься статистика по продажам, марже, чистой прибыли, хотя бы за последний год. У многих бизнесов этого просто нет. Кто-то ведет расходы в Excel, а кто-то вообще записывает их на коленке. И не все компании в состоянии внедрить технологии сквозной аналитики. Далеко не всегда маркетологу идут навстречу и предоставляют нужные доступы. В ряде случаев эта проблема решается подписанием договора NDA, но тоже далеко не всегда. Тут уже вопрос доверия между сторонами. У маркетолога должен быть постоянный доступ к самым свежим данным, в противном случае он не сможет оценить, какие его действия привели к тому или иному результату, и быстро скорректировать курс.
- Во-вторых, важно, чтобы у компании были грамотно выстроены бизнес-процессы, рекламные кампании финансировались вовремя, а сама компания занимала устойчивое положение на рынке. Если бизнес-процессы выстроены плохо, компания терпит бедствие, отсутствует грамотное управление, рекламные кабинеты не пополняются вовремя, то с такой компанией нет смысла сотрудничать на условиях процента с прибыли. Со стартапами я категорически не рекомендую работать за процент от продаж, потому что у них еще не отстроены бизнес-процессы. Любой стартап – нестабильная и непредсказуемая тема. Очень часто работать за процент от прибыли предлагают те, у кого прибыли просто нет.
- В-третьих, компания должна выделять солидные рекламные бюджеты. С маленькими бюджетами заработать на проценте невозможно. Маркетологу, который сотрудничает с компанией за процент, выгодно осваивать как можно большие бюджеты, чтобы делать больше результатов в абсолютных значениях. Иначе он ничего не заработает. Крупные бюджеты = много лидов. С другой стороны, если компания не сможет обработать все лиды, то потеряют обе стороны, но прежде всего маркетолог.
- В-четвертых, компания должна быть готова ввести маркетолога в состав учредителей, если он озвучит такое желание. Маркетолог на проценте прямо замотивирован в росте прибыли компании. Маркетолог, непосредственно влияющий на уровень прибыли компании, имеет полное право состоять в списке учредителей и легально получать дивиденды.
- В-пятых, даже если сотрудничество взаимовыгодно, но маркетолог начал зарабатывать на проценте сильно больше, чем если бы он зарабатывал в штате на зарплате, у компании появится соблазн начать его обманывать, урезать выплаты, мухлевать с данными. В России пока что низкая культура ведения бизнеса. Имейте в виду.
На мой взгляд, маркетологу может быть выгодно работать за процент в том случае, если он сам полностью контролирует результат «от и до», у него есть протестированная рабочая связка «реклама – сайт» или «реклама – сообщество» с настроенными кол-трекингом и сквозной аналитикой, с известными показателями рекламных расходов и стоимости заявки/звонка.
Имея на руках протестированную связку, маркетолог может смело предлагать другим компаниям сотрудничество по продаже лидов. Конечно, качество лидов может оказаться сомнительным, лиды могут плохо конвертироваться в продажи, но это уже тема другого разговора.
Работа исключительно за процент – это фактически предпринимательство, а не оказание услуг, со всеми вытекающими отсюда рисками. Если вы готовы взять на себя риски предпринимателя, уверены в заказчике и в успехе рекламной кампании, то, разумеется, пробуйте.
Маркетологу, который соглашается работать за процент, я рекомендую прописать в договоре обязанность клиента предоставлять данные о движении финансов в компании, на основании которых будет рассчитываться вознаграждение подрядчика. Еще советую разработать тарифную сетку в зависимости от показателей прибыли, согласовать с клиентом и включить ее в договор.Итоги
Не пренебрегайте заключением письменного договора. В случае возникновения спорных ситуаций у вас на руках всегда будет документ, которым вы сможете подкрепить свою позицию.
Если вашей квалификации не хватает, чтобы грамотно составить текст договора самостоятельно и учесть все нюансы, рекомендую воспользоваться помощью юриста.
Полный текст «рыбы» моего договора вы можете скачать по этой ссылке. Желаю успехов!
Читайте также:
Как легально работать в интернете: гайд для диджитал-специалиста
Как договориться с клиентами в удаленном режиме: опыт 5 лет фриланса
Какие метрики интернет-маркетинга не стоит использовать как KPI