Скачать шаблон договора можно по ссылке в конце статьи!

Формализация договорных отношений – важный этап взаимодействия между экономическими субъектами. В этой статье я расскажу о том, как маркетологу и заказчику составить грамотный договор, учитывающий все нюансы работы, и разберу подробно все разделы такого договора.

Почему я рекомендую маркетологу-фрилансеру всегда заключать договор с заказчиком

Договор – это соглашение, составленное в письменной форме, которое фиксирует взаимные обязательства сторон. Как правило, одна сторона продает товары или оказывает услуги, а другая сторона обязуется оплатить товары или услуги.

Договоры бывают разные: договор купли-продажи, договор поставки, договор оказания услуг, договор аренды и т. д. В маркетинге используют договор возмездного оказания услуг.

Грамотно составленный текст договора – это страховка на случай возможных претензий, споров, обоснование легального перевода денег. Да, ИП и физлица могут оплачивать услуги маркетолога наличкой, не отчитываясь о своих расходах, но компания не сможет перевести деньги со своего расчетного счета, не обосновав причину перевода.

Наличие зафиксированных в документе обязанностей и прав, дат, сумм и сроков формализует отношения и дисциплинирует стороны добросовестно исполнять свои обязательства друг перед другом.

Для стороны, которая работает честно, письменный договор – еще и гарантия позитивного вердикта в суде, если вдруг дело дойдет до судебных разбирательств.

Работая без договора, маркетолог действует на свой страх и риск. Если в процессе взаимодействия между сторонами возникнет недопонимание или что-то пойдет не так, маркетологу нечем будет доказать свою правоту. Я всегда заключаю письменные договоры с заказчками и приступаю к работе только после обмена подписанными бумажными или электронными скан-копиями. Работаю исключительно в «белую» и рекомендую вам работать так же. Поверьте, это выгодно обеим сторонам.

Мой типовой договор: все пункты по порядку

За годы практики в интернет-маркетинге у меня сформировалась «рыба» договора. При заключении нового контракта я просто беру эту «рыбу» и меняю текст в нескольких абзацах, вношу незначительные изменения и дополнения. Большая часть текста почти не меняется. Так экономится немало времени.

Какие разделы входят в текст моего договора:

  • Преамбула и название.
  • Предмет договора.
  • Срок действия договора.
  • Права и обязанности сторон.
  • Цена услуги и порядок расчетов.
  • Форс-мажор.
  • Ответственность сторон.
  • Порядок разрешения споров.
  • Заключительные положения.
  • Порядок продления/расторжения договора.
  • Особые условия.
  • Термины и определения.
  • Контакты и реквизиты сторон.
  • График платежей
  • Правила предоставления услуг.

Разберем подробнее каждый раздел.

Преамбула и название

Договор всегда заключается между конкретными физическими и/или юридическими лицами. В преамбуле, или «шапке», фиксируются дата, место заключения договора, ФИО сторон, на основании какого документа действует каждая сторона. Для ООО – это Устав, для ИП – свидетельство о регистрации, для самозанятого – паспортные данные.

Каждый договор – это уникальный документ, поэтому ему нужно присвоить уникальное название. Я, например, прописываю порядковый номер и текущий год, например, №27-2021. В колонтитул каждой страницы, помимо порядкового номера, заношу и название договора, чтобы исключить путаницу, если вдруг страницы разных документов перепутаются. Я всегда скрепляю либо прошиваю страницы, но бывает и такое.

Если фрилансер-самозанятый оказывает услуги для общества с ограниченной ответственностью, в преамбуле нужно поместить примерно такой текст:

Если маркетолог заключает договор как ИП с другим индивидуальным предпринимателем, то преамбула будет выглядеть так:

Предмет договора

В этом разделе подробно описываются действия, которые оказывает маркетолог в ходе работ. Я рекомендую указать все каналы и площадки, которые планируется продвигать, привести ссылки на площадки и рекламные каналы, расписать в подробностях объемы работ. Чем больше в договоре будет конкретики, тем лучше. Обязательно укажите, что заказчик обязан принять и оплатить услугу.

Также советую привести ссылку на документ, в котором будут фиксироваться результаты продвижения. Например, это может быть ежемесячная отчетность по 5-6 основным метрикам:

  • клики;
  • лиды;
  • подписчики;
  • средняя цена клика;
  • средняя цена лида;
  • расход в рублях.
Договор оказания услуг в отличие от трудового договора подразумевает наличие конкретного результата. Это важно понимать. Если результат не описан, есть опасность, что договор может быть квалифицирован фискальными органами как трудовой. Это влечет совершенно другие обязательства плательщика перед налоговой и страховыми фондами.

Основанием для проведения работ по продвижению может служить медиаплан – отдельный документ, в котором стороны распишут и согласуют список медийных площадок и рекламные бюджеты.

Я пошагово описываю в предмете договора процесс разработки и ведения рекламной кампании, какие конкретные действия будут мной осуществляться. Здесь же описываю, что будет являться результатом работ, в какой форме фиксируется результат, привожу ссылку на документ.

В конце раздела я ссылаюсь на раздел «Термины и определения», в котором даю подробные определения узкоспециальных терминов, используемых в договоре.

Срок действия договора

Укажите точные даты начала и конца действия договора. Договор возмездного оказания услуг маркетологу целесообразно заключить на конкретный срок и перезаключить его после окончания действия.

Если в тексте написано, что договор действует бессрочно, такая формулировка может вызвать лишние подозрения у налоговой в случае проверки. Вашему контрагенту начислят штрафы и пени, и он с большой долей вероятности попытается возместить их за ваш счет.

Нередко одна из сторон затягивает процесс подписания договора и присылает его электронную скан-копию уже после начала производства работ. Если в договоре не указана точная дата начала действия, и при этом договор не подписан, а работы уже фактически начались и произведена предоплата, это может привести к злоупотреблениям одной из сторон.

Например, руководствуясь статьей 1102 Гражданского Кодекса РФ о неосновательном обогащении, заказчик может потребовать обратно предоплату, которую он перевел до даты начала действия договора.

Датой начала и конца действия договора всегда указывайте рабочий день. Убедитесь, что лицо, которое подписывает контракт, не находится в отпуске, в командировке, на больничном на дату начала действия. Помните, что договор может быть признан недействительным, если должностное лицо поставило подпись в день, когда у него фактически отсутствовали полномочия.

Права и обязанности сторон

Распишите, какие условия должны соблюдать стороны, чтобы обеспечить надлежащее исполнение договора.

Я прописываю в обязанностях маркетолога следующее:

  • необходимость быть на связи в будние дни;
  • оперативно реагировать на запросы другой стороны;
  • гарантировать выполнение работ в срок и с надлежащим качеством;
  • обязанность информировать заказчика об условиях, которые могут повлечь за собой простой в оказании услуги;
  • предоставлять отчетность по итогам месяца;
  • обеспечивать конфиденциальность данных;
  • предоставлять заказчику информацию, необходимую для согласования результатов работ.

Далее я перечисляю, что вправе делать маркетолог:

  • требовать от заказчика предоставления необходимой информации для успешного оказания услуги;
  • привлекать других исполнителей для производства работ, если это необходимо;
  • требовать компенсации убытков в случае срыва сроков оплаты.

Специфическим пунктом этого раздела является отказ от гарантий на конкретное число заявок и звонков, по крайней мере в первые 2-3 месяца работы, когда еще нет статистики и не ясно, как поведет себя новая рекламная кампания.

Далее перечисляются обязательства заказчика:

  • предоставить все необходимые доступы, например, в рекламные кабинеты, в аккаунты соцсетей;
  • правила ведения деловой переписки;
  • формат коммуникации с маркетологом;
  • требования быть на связи в будние дни и своевременно оплачивать услуги.

В права заказчика включается возможность наблюдать за деятельностью маркетолога, не вмешиваясь в ход работы без его ведома, а также возможность снабжать его информацией для повышения качества услуги.

Цена услуги и порядок расчетов

Поскольку в маркетинге суммы, уплачиваемые за услуги, часто меняются в зависимости от KPI, имеет смысл вынести суммы в отдельное приложение к договору, привести подробную таблицу с расчетами по каждому отчетному периоду.

Распишите график платежей и снабдите его конкретными датами, когда должны перечисляться деньги. Без указания конкретных дат маркетолог не сможет влиять на своевременность оплаты.

О графике платежей речь пойдет ниже.

Если маркетолог стоит на учете как самозанятый, ему достаточно выставить чек, акт подписывать не обязательно. Укажите это в договоре, если вы самозанятый и хотите избавиться от лишнего документооборота. Для ИП и компаний подписание акта – обязательно.

Форс-мажор

Стандартный раздел договора, который оговаривает порядок взаимодействия сторон, если возникнут обстоятельства непреодолимой силы и сотрудничество будет невозможно продолжить.

Ответственность сторон

Здесь вы можете по согласованию со второй стороной прописать, какую ответственность несет каждая сторона и в каком порядке будут возмещены убытки, возникшие в результате недобросовестных действий одной из сторон.

Маркетологу также рекомендую добавить отказ от ответственности в случае временной/постоянной блокировки рекламных аккаунтов или потери доступов к медийным площадкам («ВКонтакте», «Яндекс» и т. д.) по независящим от маркетолога причинам. Сюда относится и обеспечение конфиденциальности передачи паролей от рекламных кабинетов, аккаунтов, CRM.

Еще один важный момент – отказ от ответственности в случае, если заказчик не пополняет вовремя рекламные кабинеты. Без бюджета маркетолог не сможет выполнять работу и будет вынужден уйти в простой.

Порядок разрешения споров

Споры и судебные разбирательства – не редкость. Зафиксируйте, куда будете направлять письменные претензии в случае возникновения спорных ситуаций, в каком порядке и где будут решаться споры.

Заключительные положения

В заключительных положениях я описываю все то, что не вошло в другие разделы:

  • количество экземпляров договора;
  • количество приложений к договору;
  • обязанности сторон своевременно сообщать об изменении своих банковских реквизитов, адресов, аккаунтов в соцсетях, электронной почты и т. д.;
  • условия внесения изменений в текст договора;
  • признание сторонами юридической силы за перепиской, которая будет осуществляться между сторонами по электронной почте, в мессенджерах и социальных сетях, а также при помощи других средств связи.

Порядок продления/расторжения договора

Пропишите условия, при которых договор может быть продлен или расторгнут в одностороннем/двустороннем порядке. Чтобы желание другой стороны расторгнуть договор не застало вас врасплох, укажите временной интервал, в течение которого договор будет продолжать действовать после фактического расторжения.

Особые условия

В этом разделе маркетологу стоит указать, что договор может начать действовать в случае обмена электронными скан-копиями, чтобы не дожидаться обмена оригиналами. В ряде случаев это может быть затруднительно, например, если стороны находятся в разных городах или странах.

Маркетологи-фрилансеры часто работают удаленно и не ведут полноценный бумажный документооборот. Рекомендую включить в договор упоминание о том, что все документы, пересылаемые сторонами друг другу в электронной форме, будут иметь юридическую силу.

Здесь я также указываю дополнительные условия, которые характеризуют детали взаимодействия с самозанятым. Про самозанятых подробнее поговорим чуть ниже.

Отдельным пунктом зафиксируйте удаленный формат сотрудничества и юридическую значимость всех документов и переписки с клиентом, если вы намерены осуществлять взаимодействие в удаленном режиме.

Термины и определения

Глоссарий – важный раздел в договоре. В маркетинге используется много узкоспециальных терминов, которые могут быть непонятны людям других профессий, например, судье. Дайте подробные определения всем терминам, которые встречаются в тексте договора.

Мой глоссарий состоит из 25-30 слов.

Контакты и реквизиты сторон

Приведите подробную информацию о реквизитах сторон:

  • юридическое наименование ИП или компании;
  • ФИО представителей сторон;
  • контактные данные (номера телефонов, e-mail, мессенджеры);
  • ИНН;
  • ОГРН/ОГРНИП;
  • номера и серии паспортов, где и кем выдан, дату выдачи, код подразделения;
  • юридический и фактический адреса;
  • данные банковского счета: номер расчетного счета, номер корреспондентского счета, КПП, БИК.
Не ошибитесь при указании реквизитов! Иначе контрагент отправит деньги не туда, и, пока вы будете разбираться, куда ушли деньги, и оформлять возврат, потеряете много времени.

График платежей

График платежей – это один из самых важных разделов. Я даже вынес его в отдельное приложение. График удобно представить в виде таблицы. Зафиксируйте названия отчетных периодов (обычно это календарные месяцы), суммы и валюту, в которой производятся расчеты, даты платежей.

Здесь же я указываю полную сумму по всем месяцам и фиксирую факт, что заказчик финансирует рекламные расходы за свой счет.

Правила предоставления услуг

В правилах я прописываю, каким образом стороны будут обмениваться информацией, кто выставляет счета-фактуры в рекламных кабинетах, в какие часы маркетолог доступен для коммуникации, указываю часовой пояс, наличие выходных и праздничных дней, в которые маркетолог имеет право не выходить на связь.

Отдельно стоит прописать обязанность выставления счетов-фактур на рекламные бюджеты. Тут возможны два варианта: либо маркетолог выставляет счета, либо компания-заказчик сама отслеживает и пополняет рекламные кабинеты.

Что еще рекомендую включить в договор

Мы разобрали все основные разделы договора, но есть еще один важный момент. У интернет-маркетологов, сотрудничающих с бизнесом в формате подряда, оплата часто формируется в зависимости от результатов, которые они показывают. Для фиксации результатов в договоре следует подробно описать KPI, на основании которых формируется вознаграждение, и привести примеры расчетов.

KPI

KPI – это ключевые показатели эффективности, метрики, по которым в интернет-маркетинге оценивается результат работы интернет-маркетолога.

Я рекомендую переходить на оплату по KPI не раньше, чем с третьего-четвертого месяца сотрудничества с новым клиентом. Так маркетолог получит первые результаты по рекламной кампании и сможет более точно прогнозировать показатели на долгосрок.

Оформляйте переход на KPI дополнительным соглашением к договору.

KPI в маркетинге – это лиды, звонки, заявки, обращения, лайки, комментарии, подписчики и т. д. При заключении договора важно согласовать с клиентом и зафиксировать ключевые метрики, по которым будет рассчитываться вознаграждение, разработать таблицу премирования в зависимости от разных результатов, привести пример расчета, договориться, кто будет фиксировать результаты и рассчитывать премию. Здесь же можете прописать штрафные санкции за неисполнение KPI, если заказчик на этом настаивает.

Внесите в текст договора примерно следующее:

С «___» ______ 20__ г. подрядчик переводится на расчет с фиксированной частью и премиальной частью. Фиксированная оплата подрядчика: ______ р./мес., которая выплачивается равными долями ___ числа каждого месяца. Премия по KPI выплачивается на основании данных в файле _____ – __ числа месяца, следующего за расчетным.

Подробно пропишите в договоре KPI, которые будете отслеживать.

Пример расчета KPI:

Динамика прироста сообществ в подписчиках, %

Премия на одну площадку, руб.

Штраф на одну площадку (вычитается из фиксированной части), руб.

-5 % и менее

0

-1000

от -5 % до 0 %

0

-500

от 0 % до 5 %

0 - 500

0

от 5 % до 10 %

500 - 1000

0

от 10 % до 15 %

1000 - 1500

0

от 15 % до 20 %

1500 - 2500

0

20 % и более

2500

0

Пусть за месяц показатели увеличились:

  • во «ВКонтакте» на 10,5 %;
  • в Facebook на 11,0 %.

Премия по KPI «ВКонтакте»: 1000+(1500-1000)/(15-10,5)=1111 руб.

Премия по KPI Facebook: 1000+(1500-1000)/(15-11)=1125 руб.

Общая премия: 1111 + 1125 = 2236 руб.

Оплата на основании KPI должна дополнять, а не замещать собой полностью фиксированную часть оплаты.

Какой процент от фиксированной части должна занимать премия по KPI? Однозначного ответа нет. Оцените результаты работы за первые месяцы, разработайте 2-3 варианта оплаты по новой системе и покажите их заказчику. В моем случае KPI обычно составляет 20-50 % от фиксированной части.

Что нужно прописать в договоре самозанятому

Самозанятый – это специальный налоговый режим. Он удобен для фрилансеров, людей творческих профессий, тех, кто работает на себя, не имеет офиса, зарабатывает до 2,4 млн рублей в год, не нанимает других работников, заключает договоры с несколькими контрагентами одновременно и не получает доход от использования имущества.

Самозанятые платят единый налог – НПД. За каждый платеж, полученный от контрагента, самозанятый обязан выставить чек в личном кабинете.

Далеко не все компании пока научились работать с самозанятыми. Поскольку самозанятый – это спецрежим, который освобождает другую сторону от уплаты налогов и взносов в ПФР и ФСС, я рекомендую включить в текст договора следующие пункты.

Зафиксируйте в тексте, что одна из сторон договора – самозанятый на НПД, и приведите ссылку на федеральный закон.

Выставлять чеки – обязанность самозанятого. Чек – это доказательство применения специального режима налогообложения, при котором налоговое бремя ложится на плечи самозанятого. В случае, если чек не был выставлен, транзакция может быть расценена налоговой как выплата зарплаты, на которую по действующему законодательству начисляются взносы и НДФЛ.

Во избежание недоразумений держите своих контрагентов в курсе, какие налоговые режимы применяете в данный момент. Если решили сняться с учета, информируйте заказчиков своевременно.

Как грамотно оформить договор оказания услуг, чтобы у налоговой не возникло вопросов

  • Присвойте договору уникальный порядковый номер. В названии укажите, что заключаете договор возмездного оказания услуг.
  • Если вы самозанятый, пишите полное название договора с номером в обосновании платежа, когда выставляете чеки в личном кабинете.
  • Заключите договор на конечный срок, например, на 3 месяца или 1 год.
  • Подробно опишите результат от услуги, который получит заказчик.
  • Приведите график платежей, распишите этапы и сроки.
  • Не используйте фразы и обороты, характерные для трудовых договоров, например, «испытательный срок», «исполнение трудовых обязанностей и поручений руководителя», «режим рабочего времени», «рабочее время», «отпуск», «больничный лист» и т. п.

А еще можно заключить договор на оказание услуги с маркетинговым агентством – там с документами все точно будет в порядке. Например, мы работаем с контекстной и таргетированной рекламой, развиваем соцсети клиентов и можем предложить множество других услуг для вашего бизнеса.

Работа за процент от прибыли: что писать в договоре

Среди интернет-маркетологов, таргетологов, SEO-специалистов, рекламных агентств часто можно услышать, что кто-то работает исключительно за процент от прибыли клиента. Не по KPI, а именно за процент. Якобы это выгоднее и для клиента, и для подрядчика.

В этом случае стороны прописывают в договоре, что вознаграждение рассчитывается на основании данных о прибыли клиента.

Работать по такой схеме можно, но я по такой схеме не работаю, потому что мои клиенты почти всегда не удовлетворяют необходимым требованиям для такого рода сотрудничества.

Что такое работа за процент? Это когда к вам приходит клиент и просит, чтобы вы настроили ему рекламу, которая будет работать в прибыль, обещая взамен делиться частью прибыли с продаж. Реклама крутится, клиент зарабатывает, интернет-маркетолог – тоже. Увеличили расходы на рекламу – увеличилась прибыль, маркетолог заработал больше. Потолка в доходе нет. Казалось бы, обе стороны в выигрыше.

Однако не все так просто.

Чтобы работать за процент от продаж, заказчик должен удовлетворять следующим требованиям:

  • Во-первых, все денежные потоки и метрики должны быть оцифрованы и прозрачны. В бизнес должны быть внедрены CRM и кол-трекинг, корректно настроена передача данных из рекламных кабинетов в CRM, иметься статистика по продажам, марже, чистой прибыли, хотя бы за последний год. У многих бизнесов этого просто нет. Кто-то ведет расходы в Excel, а кто-то вообще записывает их на коленке. И не все компании в состоянии внедрить технологии сквозной аналитики. Далеко не всегда маркетологу идут навстречу и предоставляют нужные доступы. В ряде случаев эта проблема решается подписанием договора NDA, но тоже далеко не всегда. Тут уже вопрос доверия между сторонами. У маркетолога должен быть постоянный доступ к самым свежим данным, в противном случае он не сможет оценить, какие его действия привели к тому или иному результату, и быстро скорректировать курс.
  • Во-вторых, важно, чтобы у компании были грамотно выстроены бизнес-процессы, рекламные кампании финансировались вовремя, а сама компания занимала устойчивое положение на рынке. Если бизнес-процессы выстроены плохо, компания терпит бедствие, отсутствует грамотное управление, рекламные кабинеты не пополняются вовремя, то с такой компанией нет смысла сотрудничать на условиях процента с прибыли. Со стартапами я категорически не рекомендую работать за процент от продаж, потому что у них еще не отстроены бизнес-процессы. Любой стартап – нестабильная и непредсказуемая тема. Очень часто работать за процент от прибыли предлагают те, у кого прибыли просто нет.
  • В-третьих, компания должна выделять солидные рекламные бюджеты. С маленькими бюджетами заработать на проценте невозможно. Маркетологу, который сотрудничает с компанией за процент, выгодно осваивать как можно большие бюджеты, чтобы делать больше результатов в абсолютных значениях. Иначе он ничего не заработает. Крупные бюджеты = много лидов. С другой стороны, если компания не сможет обработать все лиды, то потеряют обе стороны, но прежде всего маркетолог.
  • В-четвертых, компания должна быть готова ввести маркетолога в состав учредителей, если он озвучит такое желание. Маркетолог на проценте прямо замотивирован в росте прибыли компании. Маркетолог, непосредственно влияющий на уровень прибыли компании, имеет полное право состоять в списке учредителей и легально получать дивиденды.
  • В-пятых, даже если сотрудничество взаимовыгодно, но маркетолог начал зарабатывать на проценте сильно больше, чем если бы он зарабатывал в штате на зарплате, у компании появится соблазн начать его обманывать, урезать выплаты, мухлевать с данными. В России пока что низкая культура ведения бизнеса. Имейте в виду.

На мой взгляд, маркетологу может быть выгодно работать за процент в том случае, если он сам полностью контролирует результат «от и до», у него есть протестированная рабочая связка «реклама – сайт» или «реклама – сообщество» с настроенными кол-трекингом и сквозной аналитикой, с известными показателями рекламных расходов и стоимости заявки/звонка.

Имея на руках протестированную связку, маркетолог может смело предлагать другим компаниям сотрудничество по продаже лидов. Конечно, качество лидов может оказаться сомнительным, лиды могут плохо конвертироваться в продажи, но это уже тема другого разговора.

Работа исключительно за процент – это фактически предпринимательство, а не оказание услуг, со всеми вытекающими отсюда рисками. Если вы готовы взять на себя риски предпринимателя, уверены в заказчике и в успехе рекламной кампании, то, разумеется, пробуйте.

Маркетологу, который соглашается работать за процент, я рекомендую прописать в договоре обязанность клиента предоставлять данные о движении финансов в компании, на основании которых будет рассчитываться вознаграждение подрядчика. Еще советую разработать тарифную сетку в зависимости от показателей прибыли, согласовать с клиентом и включить ее в договор.

Итоги

Не пренебрегайте заключением письменного договора. В случае возникновения спорных ситуаций у вас на руках всегда будет документ, которым вы сможете подкрепить свою позицию.

Если вашей квалификации не хватает, чтобы грамотно составить текст договора самостоятельно и учесть все нюансы, рекомендую воспользоваться помощью юриста.

Полный текст «рыбы» моего договора вы можете скачать по этой ссылке. Желаю успехов!

Читайте также:

Как легально работать в интернете: гайд для диджитал-специалиста

Как договориться с клиентами в удаленном режиме: опыт 5 лет фриланса

Какие метрики интернет-маркетинга не стоит использовать как KPI

#
Карьера
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.